НТП - важнейший фактор рационального размещения и развития производительных сил

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2010 в 18:00, реферат

Описание

Факторами размещения производительных сил принято считать совокупность пространственных неравнозначных условий и ресурсов, их свойств (оцениваемых отраслевыми технико-экономическими показателями), правильное использование которых обеспечивает наилучшие результаты при размещении производственных объектов и развитии хозяйства районов.
Важным экономическим фактором размещения производства является научно-технический прогресс (НТП), представляющий непрерывный процесс развития науки, техники и технологии, совершенствования предметов труда, форм и методов организации труда и производства. Главные направления НТП - комплексная автоматизация производства, контроля и управления на основе широкого применения ЭВМ, открытие и использование новых видов энергии, создание и применение новых видов конструкционных материалов и т.п. Непрерывность НТП зависит в значительной степени от развития фундаментальных исследований, открывающих новые свойства материалов, законы природы и общества, а также от прикладных исследований и опытно-конструкторских разработок, позволяющих реализовать научные достижения в новую технику и технологию. Следовательно, НТП предъявляет возрастающие требования к уровню образования, культуры, организованности, ответственности работников.
В условиях замедления темпов роста трудовых, минерально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов возрастает значение научно-технического прогресса в совершенствовании территориального разделения общественного труда, экономическом развитии отдельных регионов и страны в целом.

Содержание

* Введение
o 1. Понятие НТП
o 2. Исторический аспект и этапы развития НТП
o 3. Характеристика современных направлений НТП
o 4. Роль НТП в совершенствовании организации и размещения производительных сил
o 5. Влияние НТП на решение экономических проблем
o Заключение
o Литература

Работа состоит из  1 файл

рпс.docx

— 62.26 Кб (Скачать документ)

а) идеалы и нормы  новой, неклассической науки отличались пониманием относительной истинности теорий;

б) допускается  истинность нескольких отличающихся друг от друга конкретных теоретических  описаний одной и той же реальности, поскольку в каждом из них может  содержаться момент объективно-истинного  знания;

в) принимаются  такие типы объяснения и описания, которые в явном виде содержат ссылки на средства и операции познавательной деятельности. Наиболее ярким образцом такого подхода выступали идеалы и нормы объяснения, описания и  доказательности знаний, утвердившиеся  в квантово-релятивистской физике.

Новая система  познавательных идеалов и норм обеспечивала значительное расширение поля исследуемых  объектов, открывая пути к освоению сложных саморегулирующихся систем.

В современную  эпоху мы являемся свидетелями новых  радикальных изменений в основаниях науки. Эти изменения можно охарактеризовать как четвертую глобальную научную  революцию.

Интенсивное применение научных знаний практически во всех сферах социальной жизни, изменение  самого характера научной деятельности, связанное с революцией в средствах  хранения и получения знаний (компьютеризация  науки, появление сложных и дорогостоящих  приборных комплексов, которые обслуживают  исследовательские коллективы и  функционируют аналогично средствам  промышленного производства и т. д.) меняет характер научной деятельности. Можно говорить о следующих моментах:

а) на передний план все более выдвигаются междисциплинарные  и проблемно-ориентированные формы  исследовательской деятельности;

б) специфику  современной науки определяют комплексные  исследовательские программы, в  которых принимают участие специалисты  различных областей знания;

в) в науке  наряду с собственно познавательными  целями все большую роль начинают играть цели экономического и социально-политического  характера;

г) включаясь  во взаимодействие, человек уже имеет  дело не с жесткими предметами и  свойствами, а со своеобразными «созвездиями возможностей». Перед ним в процессе деятельности каждый раз возникает  проблема выбора некоторой линии  развития из множества возможных  путей эволюции системы. Причем сам  этот выбор необратим и чаще всего  не может быть однозначно просчитан.

Под техникой (от греч. techne - мастерство, искусство) понимается система созданных человеком средств, орудий производства, а также приемы и операции, умение и искусство осуществления трудового процесса. В технике человечество аккумулировало свой многовековой опыт, приемы, методы познания и преобразования природы, воплотило все достижения культуры. В формах и функциях технических средств своеобразно отразились формы и способы воздействия человека на природу. Будучи продолжением и многократным усилением органов человеческого тела, технические устройства в свою очередь диктуют человеку приемы и способы их применения.

Из всей совокупности технических средств определяющими  в жизни и развитии общества являются те, которые функционируют в сфере  материального производства. Техника, таким образом, есть результат человеческого  труда и развития знания и одновременно их средство. Уровень развития техники - показатель степени овладения человеком  силами природы. Если на ранних стадиях  истории техника в собственном  смысле слова была развита крайне слабо и в производстве преобладал живой труд, то теперь в общей  системе трудовых затрат на единицу  продукции преобладает, как правило, овеществленный труд. Сокращение доли живого труда в процессе производства - закономерная тенденция технического прогресса. Последний выражается в преобразовании самого содержания и характера труда. По мере того как развиваются орудия труда, изменяется и сам человек: чем более крупные технические преобразования он осуществляет, тем более мощные силы природы он себе подчиняет, тем больше развиваются его способности и знания.

Исторический  процесс развития техники включает три основных этапа: орудия ручного  труда, машины, автоматы. Технический  прогресс - важнейший фактор роста  производительности труда, а следовательно, показатель уровня развития производительных сил общества.

Длительное время  развитие науки и техники шло  медленно и относительно параллельно, как бы независимо друг от друга. Техника  развивалась, в основном опираясь на совершенствование приемов и  способов эмпирического опыта, тайн ремесленного искусства, передававшихся строго по канонам наследования.

Научный и технический  прогресс впервые начали сближаться в XVI-XVIII вв., когда мануфактурное  производство, нужды торговли, мореплавания потребовали теоретического и экспериментального решения практических задач. Дальнейшее развитие производительных сил становилось  невозможным на прежней основе. Правда, техника как овеществленное знание так или иначе всегда включала в себя результаты научного познания. И в этом смысле развитие техники с самого начала предполагало и развитие науки. Однако только с переходом к машинному производству была выдвинута в качестве самостоятельной задача развития науки с целью использования ее результатов для развития техники.

В общем ходе научно-технического прогресса выделяются особо крупные вехи, связанные  с качественным преобразованием  производи-тельных сил, приводящие к резкому увеличению производительности труда. Они характеризуют этапы научно-технической революции.

Первым этапом, революционизировавшим и заметно  стимулировавшим существенный подъем в развитии производительных сил, стал этап механизации, машинизации производства, освободивший человека от изнурительного физического труда и во много  раз увеличивший его производительность. Основную роль на этапе механизации сыграла Великобритания. Именно здесь были созданы машины и технологические производства, полностью изменившие предприятия. Это челнок Дж.Кея для ткацкого станка, прядильная машина «Дженни» Дж.Харгривса и т.д., включая паровую машину Дж.Уатта. С их внедрением продукция стала массовой, то есть дешевой и доступной для большинства людей.

С развитием  машинного производства с конца XVIII в. наука и техника взаимно стимулируют ускоряющиеся темпы развития друг друга.

Россия вступила в XX век с довольно развитой промышленностью. По объему промышленного производства наша страна занимала 5-е место в  мире, вслед за США, Германией, Англией  и Францией. При этом преимущество Франции перед России было обеспечено за счет развития некоторых отраслей легкой и пищевой промышленности. По ряду важнейших индустриальных показателей Россия опережала Францию: по механовооруженности труда, производству металлургической, машино-строительной продукции, добыче полезных ископаемых и некоторым другим. Но в целом Россия была аграрно-индустриальной страной, где сельское хозяйство давало продукции в 1,5 раза больше по сравнению с промышленностью (1913 г.). Да и многие удельные (на душу населения) показатели развития промышленности были значительно ниже, чем в других странах. В целом, по уровню экономического развития Россия отставала от стран-лидеров. Первая Мировая и Гражданская войны, иностранная интервенция нанесли по экономике страны мощнейший удар. В 1920 году объем промышленного производства составлял менее 13,2 % от уровня 1913 года.

Первым реальным действием Советской власти в  области научно-технического прогресса  был известный план электрификации России (ГОЭЛРО). В плане ГОЭЛРО были даны четкие ориентиры технической  политики, разработана система мероприятий  по его реализации. Фактически план ГОЭЛРО - это научно-техническая  программа, реализуемая государством. Инструментом управления планом является программно-целевой метод, опыт использования  которого (под другим названием) к  тому времени в России имелся. Он, в частности, использовался во время Первой Мировой войны в деле обеспечения российской армии боеприпасами. Ведь и тогда государство стремилось управлять производством.

Плановое управление развитием науки и техники  в Советской России подкреплялось  созданием таких учреждений, как  научно-технический отдел ВСНХ, Главнаука и т.п. Научно-техническая политика стала пониматься как совокупность прежде всего директивных мер по созданию и продвижению в народное хозяйство новой техники. В какой-то период программно-целевой метод был выдвинут в качестве очередной панацеи от неэффективности хозяйственного механизма. В состав плана 11-ой пятилетки были включены 170 научно-технических программ.

Использование программно-целевого метода помогало создавать современные образцы  военной техники, лидировать в космосе, некоторых других областях, безусловно, важных, потребляющих огромные ресурсы, но не ведущих к повышению уровня жизни населения. Темпы научно-технического прогресса стали замедляться, его  влияние на экономику страны сокращаться. К 1984 году стало ясно, что использование  программно- целевого метода с целевым  финансированием из средств Госбюджета вело только к распылению средств  и их неэффективному использованию. Спрос на ресурсы значительно  превысил возможности плана.

К началу перестройки  доля «интенсивных», то есть инновационных, факторов в приросте национального  дохода устойчиво находилась в пределах 25-10 %. Все стороны деятельности, в  том числе научно-технической, жестко регламентировались. Предпочтение отдавалось отраслям оборонной промышленности.

3. Характеристика современных  направлений НТП

Главное направление современной научно-технической революции, составляющей новую эпоху (второй этап) в развитии научно-технического прогресса, - автоматизация, связанная с научными достижениями в области автоматики, электроники, вычислительной техники. Это обусловливает возможность перехода к высшим формам автоматизации - автоматизации целых цехов, заводов - и на этой основе многократного увеличения производительности труда. Этот этап охватывает наряду с промышлен-ностью сельское хозяйство, транспорт, связь, медицину, образование, быт.

Новая ступень  НТР, на которую мы поднялись, связана  с бурным развитием микроэлектроники, информатики, биотехнологии, созданием  робототехники, массовой компьютеризацией и т.д. НТП на современном этапе, таким образом, обусловлен тесным союзом производства с достижениями таких  фундаментальных наук, как физика, математика, химия, биология, а также  наук, возникших на стыке различных  областей знания, например, таких, как  биотехнология, которая основана на интеграции методов биохимии, генетической и клеточной инженерии в сочетании  с микробиологическим синтезом. Последняя  ныне занимает одну из ведущих позиций  в научно-техническом прогрессе. Сущность современной научно-технической  революции как раз и заключается  в качественном преобразовании наличных производительных сил на основе превращения  науки в непосредственную производительную силу. Это означает:

1) научные знания  становятся неотъемлемым компонентом  практически каждого занятого  в процессе производства;

2) управление  производством, технологическими  процессами (особенно там, где  действуют автоматические системы  управления) возможно только на  основе науки;

3) научно-исследовательская  и конструкторская деятельность  включается как непосредственное  звено в структуру производственного  процесса.

Производство, таким  образом, все больше становится сферой практически-технологического применения науки. На основе научных достижений нередко возникают и новые  отрасли производства. Следовательно, наука, для того, чтобы действительно  выполнять роль непосредственной производительной силы, должна опережать развитие производства. Научно-техническая революция охватывает ныне и науку, и технологию, и технику, а также систему организации труда и управления производством.

Советский Союз занимал ведущее положение в  фундаментальной науке. Результаты фундаментальных исследований в  целом ряде случаев успешно применялись  для решения оборонных задач  и освоения космоса. Присвоенная  в 2000 г. российскому физику Ж.Алферову Нобелевская премия за развитие полупроводниковых  гетероструктур для оптоэлектроники и электроники высоких скоростей, то есть за исследования, благодаря которым появились современные быстрые структуры и лазерные диоды - основы современных информационных технологий - это успех еще советской науки.

Но в целом  в СССР не удалось, несмотря на отдельные  попытки, создать эффективный инновационно ориентированный механизм хозяйствования, адаптированный к внедрению инноваций, оказывающих позитивное влияние на экономику страны, обеспечивающих реальный рост производительности труда и благосостояния ее граждан. Особенно это заметно на примере высокотехнологичных отраслей, например, информатики, телекоммуникаций. Такая же точно картина в традиционных индустриальных отраслях.

Современное развитие производства должно быть направлено на разносторонне внедрение достижений научно-технического прогресса. Так, например, Коллегией Минтопэнерго России были утверждены следующие приоритетные направления развития науки и  техники отраслей 
топливно-энергетического комплекса:

Газовая промышленность

§ Повышение  эффективности геолого-разведочных работ.

Информация о работе НТП - важнейший фактор рационального размещения и развития производительных сил