Образование СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:13, контрольная работа

Описание

Цель данной работы состоит в анализе роли России в составе Содружества Независимых Государств и перспективах развития Содружества, и предусматривает выполнение следующих задач:

1. Рассмотреть особенности трансформации государственных институтов на постсоветском пространстве, историю образования и становление Содружества Независимых Государств.

2. Проанализировать организационно-правовой механизм и принципы деятельности СНГ.

3. Дать оценку деятельности России в составе СНГ и перспективам дальнейшего развития Содружества как межгосударственного образования.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Содружество Независимых Государств как структурный 4
элемент постсоветской политической системы
1.1. Трансформация государственных институтов на постсоветском пространстве. Концепция Содружества Независимых Государств 4
1.2. Организационно-правовой механизм и принципы деятельности

СНГ 6

1.3.Развитие экономики и внешней торговли 8
Глава 2. Россия в составе СНГ: степень участия и влияния 12
2.1. Стратегии взаимодействия России со странами-участниками СНГ 12
2.2. Оценка деятельности России в составе СНГ 13
Глава 3. СНГ: итоги деятельности и перспектива развития СНГ 16
3.1. Анализ основных проблем СНГ 16
3.2. Прогноз развития интеграционных процессов на постсоветском
пространстве в рамках СНГ 20
Заключение 22
Список использованных источников 23

Работа состоит из  1 файл

мой реферат мир экон СНГ.doc

— 173.00 Кб (Скачать документ)

Содержание.                  Введение            2

Глава 1. Содружество Независимых Государств как структурный 4 
элемент постсоветской политической системы

1.1. Трансформация  государственных институтов на  постсоветском пространстве. Концепция Содружества Независимых Государств 4

1.2. Организационно-правовой  механизм и принципы деятельности 

СНГ            6

1.3.Развитие экономики и внешней торговли     8

Глава 2. Россия в составе СНГ: степень участия  и влияния   12 

2.1. Стратегии  взаимодействия России со странами-участниками СНГ 12

2.2. Оценка деятельности  России в составе СНГ    13

Глава 3. СНГ: итоги  деятельности и перспектива развития СНГ  16

3.1. Анализ основных  проблем СНГ      16

3.2. Прогноз развития  интеграционных процессов на  постсоветском  
пространстве в рамках СНГ        20

Заключение          22

Список использованных источников      23

Введение

 

     Участие в процессах региональной интеграции является одним из ключевых способов самоидентификации страны в современном мире. Выбор направления интеграции означает не только определение четкой геополитической стратегии, но и экономической модели развития.

     Анализ  роли России в Содружестве Независимых  Государств и дальнейших перспектив СНГ крайне необходим, так как существуют различные оценки этой роли в гуманитарном, экономическом, политическом и правовом аспектах, которые требуют научного осмысления и обобщения. Нередко доминирует обвинительный уклон по отношению к России, недооцениваются ее усилия по созданию нового формата отношений между бывшими республиками СССР на новых принципах регионального и международного сотрудничества.

     Годы  существования СНГ свидетельствуют  о том, что Содружество в целом состоялось как политическая реальность, оно содействовало становлению новых суверенных государств, их выбору собственной модели экономических реформ и государственного строительства, развитию взаимных отношений. Не мало было сделано для сохранения сложившихся духовных, гуманитарных и культурных связей.

     Вместе  с тем в базисных сферах взаимодействия - политической и экономической, Содружество не оправдало многих надежд, которые связывались с появлением нового интеграционного образования, что сказалось на других направлениях многостороннего и двустороннего сотрудничества. Не создано полноценного общего экономического пространства, равных возможностей и гарантий для хозяйствующих субъектов стран-участниц, не обеспечено свободное перемещение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. В первые годы после распада СССР были быстро ликвидированы все признаки единого союзного экономического пространства, бывшие республики разделили союзную собственность, задействовали разные системы ценообразования, ввели самостоятельные денежные единицы, установили таможенные границы. В результате национальные интересы стран-участниц Содружества оказывались зачастую противоположными. Вместо Общего рынка, открытых границ и единого таможенного пространства на пути свободной торговли воздвигнуты барьеры. Не состоялся и Платежный союз -  полная, свободная и взаимная конвертируемость национальных валют.

     Серьезные трудности для углубления интеграционных процессов в рамках Содружества возникают из-за разрыва хозяйственных связей, различий в содержании и темпах проводимых реформ в странах СНГ, спада производства, неустойчивости национальных валют.

     Большинство экспертов оценивают функционирование СНГ как межгосударственного образования, негативно и предрекают ему недолгую жизнь.

     Цель данной работы состоит в анализе роли России в составе Содружества Независимых Государств и перспективах развития Содружества, и предусматривает выполнение следующих задач:

     1. Рассмотреть особенности трансформации государственных институтов на постсоветском пространстве, историю образования и становление Содружества Независимых Государств.

     2. Проанализировать организационно-правовой механизм и принципы деятельности СНГ.

     3. Дать оценку деятельности России  в составе СНГ и перспективам  дальнейшего развития Содружества как межгосударственного образования.

 

Глава I. Содружество Независимых Государств как структурный 
элемент постсоветской политической системы

1.1. Трансформация государственных  институтов на  постсоветском пространстве. Концепция Содружества Независимых Государств

 

     После распада СССР на его территории образовалось 15 суверенных государств. Причем на мировой карте появилось множество государств, которые либо ранее вообще не существовали (Белоруссия, Украина, Казахстан, Киргизия), либо имели весьма ограниченный опыт самостоятельной государственности (Эстония, Латвия, Литва). Появилась также особая категория «непризнанных постсоветских государств», в числе которых оказались Нагорный Карабах, Южная Осетия, Приднестровская Молдавская Республика, Гагаузская Республика, Республика Абхазия.

     Возникшие на постсоветском пространстве государства  изначально столкнулись с объективной необходимостью поиска своей «международно-структурной идентичности». Республики бывшего СССР встали перед выбором - начать процесс формирования нового международно-политического региона либо включиться в тот или иной уже существующий. Вторая возможность была полноценно использована прибалтийскими странами. Непризнанные государства включились в процесс отстаивания своих территориальных и политических интересов, что привело к серьезным вооруженным конфликтам, ставшим неотъемлемым фоном постсоветского размежевания на протяжении последнего десятилетия ХХ века, незаконченного до настоящего времени.

     Под международно-политическим регионом понимается пространственная единица, обладающая специфическим набором типологических параметров, предающих ей некоторую целостность и автономию в международных отношениях в целом. Другими словами, это - совокупность явлений международной жизни, протекающих в определенных территориально-временных координатах, явлений, объединенных общей логикой.

      Договорную  основу Содружества Независимых Государств составляют Устав, принятый 22 января 1993 года и многосторонние акты (договоры, соглашения, решения и т.д.), в том числе Соглашение о создание СНГ от 8 декабря 1991 года (г. Минск), подписанное между Россией, Белоруссией и Украиной и Протокол к этому Соглашению (21 декабря 1991 г.), в соответствии с которым в состав СНГ вошли Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. В декабре 1993 года к Содружеству присоединилась Грузия.

      Международной юридической основой формирования системы интеграционного сотрудничества бывших советских республик стал Договор о создании Экономического союза СНГ, подписанный в Москве 24 сентября 1993 г. Он включил в себя 7 глав и 34 статьи, в рамках которых предполагалось:

    • сформировать условия стабильного развития национальных экономик договаривающихся сторон в интересах повышения жизненного уровня их населения;
    • обеспечить поэтапное создание общего экономического пространства на основе рыночных отношений;
    • создать равные возможности и гарантии для всех хозяйствующих субъектов;
    • осуществить совместные экономические проекты, представляющие общий интерес;
    • решать совместными усилиями экологические проблемы, а также проводить ликвидацию последствий стихийных бедствий и катастроф.

      Таким образом, СНГ обеспечило институционально-организационную  и, в определенной степени, нормативно-правовую общность государств постсоветского пространства.

      Самая важная задача, которая была поставлена перед СНГ – это всестороннее и сбалансированное экономическое и социальное развитие государств в рамках общего экономического пространства, а также межгосударственная кооперация и всесторонняя интеграция, оказание взаимной правовой помощи.

      Следует отметить, что государства-преемники, возникшие в связи с разделением СССР, коллективно согласились на обязательность для себя всех договоров и соглашений, подписанных СССР. Статья 12 Соглашения о создании СНГ от 8 декабря 1991 г. гласит: «Высокие Договаривающиеся Стороны гарантируют выполнение международных обязательств, вытекающих для них из договоров и соглашений бывшего Союза ССР». В Минском заявлении от 8 декабря 1991 г. и в Алма-Атинском заявлении от 21 декабря 1991 г. содержатся подобные положения.

      Государства-члены  СНГ приняли в качестве отправной  точки своеобразную доктрину универсального правопреемства. Согласно этой теории вся совокупность прав и обязанностей одного государства переходит к другому или некоторым государствам без каких-либо исключений и изменений. Все государства, образовавшие СНГ, утверждали, что равным образом несут обязательства Советского Союза. Все они в равной мере рассматривались как правопреемники СССР. Однако в дальнейшем члены СНГ не придерживались этого принципа последовательно и применяли его по-разному.

 

1.2. Организационно-правовой механизм и принципы деятельности СНГ

 

      22 января 1993 года был подписан важнейший  из документов Содружества - Устав Содружества Независимых Государств, который определил основы организационно-правового механизма нового межгосударственного образования.

      В Уставе Содружества определены условия  членства государств в СНГ, сформулированы цели и принципы коллективной безопасности и военно-политического сотрудничества, предотвращения конфликтов и разрешения споров, взаимодействия в экономической, социальной и правовой областях, межпарламентских связей, закреплено суверенное равенство всех его членов. Подчеркнуто, что входящие в СНГ государства являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права.

      Членом  Содружества может стать государство, разделяющее цели и принципы Содружества и принявшее на себя обязательства, содержащиеся в Уставе СНГ, путем присоединения к нему с согласия всех государств-членов. Предусмотрена также возможность присоединения к Содружеству государств, желающих участвовать в отдельных видах его деятельности в качестве ассоциированных членов на условиях, определенных отдельным соглашением.

      Государства-члены  Содружества строят свои взаимоотношения  в соответствии с принципами уважения суверенитета и независимости, нерушимости государственных границ, территориальной целостности государств, неприменения силы или угрозы силой, невмешательства во внутренние дела, верховенства международного права в межгосударственных отношениях, учета интересов друг друга и Содружества в целом, развития взаимовыгодного экономического и научно-технического сотрудничества, добросовестного выполнения принятых на себя обязательств.

      Таким образом, в соответствии с Уставом  СНГ не обладает наднациональными полномочиями и основано на основах суверенного равенства всех его членов. Государства являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права.

      За  два года до принятия Устава СНГ  Соглашением о координационных  институтах СНГ от 21 декабря 1991 года была определена структура Содружества. В состав координационных институтов были включены:

      - Совет глав государств;

      - Совет глав правительств;

      - Совет министров иностранных  дел;

      - Совет министров обороны;

      - Совет командующих пограничными  войсками;

      - Совет коллективной безопасности;

      - Исполнительный секретариат;

      - Межпарламентская ассамблея;

      - Межгосударственный экономический  комитет;

      - Межгосударственный банк;

      - Межгосударственный валютный комитет;

      - Межгосударственный статистический  комитет;

      - Экономический суд;

      - Комиссия по правам человека.

      Высшими органами СНГ являются Совет глав государств (СГГ) и Совет глав правительств (СГП), что закреплено также в Уставе СНГ.

      На  основе подписанных в рамках СНГ  документов были созданы другие органы сотрудничества, призванные содействовать  интеграционному сотрудничеству стран СНГ.

      К сферам совместной деятельности государств-участников относятся:

Информация о работе Образование СНГ