Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 18:13, контрольная работа
Цель данной работы состоит в анализе роли России в составе Содружества Независимых Государств и перспективах развития Содружества, и предусматривает выполнение следующих задач:
1. Рассмотреть особенности трансформации государственных институтов на постсоветском пространстве, историю образования и становление Содружества Независимых Государств.
2. Проанализировать организационно-правовой механизм и принципы деятельности СНГ.
3. Дать оценку деятельности России в составе СНГ и перспективам дальнейшего развития Содружества как межгосударственного образования.
Введение 2
Глава 1. Содружество Независимых Государств как структурный 4
элемент постсоветской политической системы
1.1. Трансформация государственных институтов на постсоветском пространстве. Концепция Содружества Независимых Государств 4
1.2. Организационно-правовой механизм и принципы деятельности
СНГ 6
1.3.Развитие экономики и внешней торговли 8
Глава 2. Россия в составе СНГ: степень участия и влияния 12
2.1. Стратегии взаимодействия России со странами-участниками СНГ 12
2.2. Оценка деятельности России в составе СНГ 13
Глава 3. СНГ: итоги деятельности и перспектива развития СНГ 16
3.1. Анализ основных проблем СНГ 16
3.2. Прогноз развития интеграционных процессов на постсоветском
пространстве в рамках СНГ 20
Заключение 22
Список использованных источников 23
К перечисленному можно добавить еще два важнейших направления: борьба с терроризмом и развитие гуманитарных связей.
Председательство
в органах Содружества
Предшествующий и последующий председатели органа Содружества являются его сопредседателями.
Основной
правовой базой межгосударственных
отношений в рамках Содружества
являются многосторонние и двусторонние
соглашения в различных областях взаимоотношений
государств. Значительную роль в процессе
формирования нормативно-правовой базы
Содружества сыграла Россия. Но ее вклад
не ограничивается разработкой и анализом
международно-правовых актов. Россия была
призвана взять на себя роль лидера в интеграционных
процессах на постсоветском пространстве.
1.3.Развитие
экономики и внешней
торговли
В
1991 г. все государства СНГ начали
экономические реформы, которые характеризуются
как общими (либерализация
цен и внешнеэкономической деятельности,
стремление к конвертируемости национальных
валют, приватизация Государственной
собственности), так и специфическими
(преодоление внешней зависимости
в сырьевой, продовольственной, военной
и других областях) мерами.
К позитивным итогам постсоветской эволюции стран Содружества можно отнести достижение относительной стабилизации курсов национальных валют. Практически все государства пережили период высокой инфляции; сегодня лишь в Белоруссии этот показатель (индекс потребительских цен) превышает40%. Начальный этап реформ завершился формированием основных рыночных институтов. В рассматриваемых постсоветских государствах складывается новая законодательная база, заработали (пусть далеко не в полную силу) фондовые рынки. Проведена определенная работа по созданию национальных валютных рынков, основой которых являются межбанковский и биржевой рынки. В результате достигнута внутренняя конвертируемость национальных валют, хотя пока по преимуществу формальная6. Курсы ограниченно конвертируемых валют стран СНГ формируются на внутреннем валютном рынке главным образом на основе спроса и предложения.
Эти позитивные тенденции, безусловно, закладывают предпосылки для активизации сотрудничества в валютно-финансовой сфере и преодоления сохраняющейся разобщенности валютных и фондовых рынков России и ее постсоветских партнеров. Создаются условия для согласования движения капиталов между странами (отсутствие соответствующих норм затрудняет трансграничное инвестирование российских компаний), а также для взаимной увязки валютных механизмов в рамках региональных группировок стран СНГ.
Происходят серьезные преобразования форм собственности, идет становление частного сектора. В последнее время прежние аутсайдеры в области приватизации крупной промышленности - Украина и Белоруссия - приняли принципиальные политические решения, касающиеся активизации этого процесса и вовлечения в него иностранных инвесторов, в том числе из России и других государств СНГ. Украина в 2001—2002 гг. интенсивно продавала контрольные пакеты акций своих крупнейших предприятий базовых отраслей (энергетики, цветной металлургии, нефтепереработки и машиностроения), привлекая в качестве покупателей и российских стратегических инвесторов7. Белоруссия в 2002 г. начала акционирование предприятий базовых отраслей, в первую очередь нефтеперерабатывающих, заявив о перспективе продажи части государственных пакетов акций в обмен на инвестиции в модернизацию отрасли8
В ходе проводимых рыночных реформ расширяются возможности допуска иностранных инвесторов в промышленность и в финансовый сектор, на страховой рынок стран СНГ. Все это создает важные предпосылки для активизации деятельности хозяйственных субъектов на внутреннем и на внешних рынках. Это мы и наблюдаем сегодня в постсоветском ареале, где бизнес становится важным проводником процессов экономического сближения — либо посредством установления новых хозяйственных связей, либо на основе восстановления в рыночном режиме элементов прежних схем межреспубликанского сотрудничества.
Экономический
рост в СНГ в сочетании с
продвижением стран в рыночном направлении
порождает новые формы хозяйственного
сотрудничества России с партнерами по
Содружеству, немыслимые в 90-е годы: перекрестное
акционирование объектов промышленности
и инфраструктуры, прямое инвестирование
со стороны хозяйствующих субъектов разных
государств и активизацию создания совместных
предприятий, покупку собственности на
территории других стран постсоветского
пространства, перенос производств на
территорию соседней страны-партнера,
выкуп акций и предприятий за долги, создание
различного рода интегрированных транснациональных
корпораций6. И если сегодня можно
говорить о вызревании в самих переходных
экономиках реальных предпосылок для
подлинно рыночной интеграции России
со странами СНГ, то именно в смысле развития
контактов непосредственных хозяйствующих
субъектов, развертывания микроуровневых
хозяйственных связей.
Наблюдаются тенденции оживления как торговых, так и кооперационных связей между Россией и ее постсоветскими партнерами. Благоприятное влияние на развитие взаимного сотрудничества в период 2000—2002 гг. оказала также конъюнктура мирового рынка, особенно рынка энергоносителей. В 2000-г. товарооборот России с государствами СНГ достиг 25.4 млрд. долл. (увеличившись почти на 34%) и далее стабилизировался: в 2002 г. его объем составил 25.8 млрд., в том числе экспорта — 15.6 млрд. (рост на б.7%), импорта— 10,2 млрд. (снижение на 8,9%), В 2003 г. объем торговли РФ со странами СНГ, как ожидается, увеличится почти на 30%, составив примерно 27 млрд. долл.
Рост взаимной торговли и резкое повышение интереса новых независимых государств к российскому рынку связаны не только с их внутренним экономическим ростом. Важнее то, что многие из них столкнулись с серьезными барьерами на пути переориентации хозяйственных связей на рынки «дальнего зарубежья», происходившей параллельно дезинтеграции постсоюзного экономического пространства. Сегодня эйфория «открытия» мировому рынку неконкурентоспособных, сильно подверженных влиянию внешней конъюнктуры экономик, постепенно проходит. Скажем, страны СНГ убедились в практической невозможности наращивания выгодных для них экспортных поставок за пределы Содружества — вследствие как слабости соответствующего собственного потенциала и узости номенклатуры конкурентоспособных товаров, так и применения протекционистских мер со стороны ведущих импортеров по отношению к их товарам (те постсоветские государства, которые не получили статуса «стран с рыночной экономикой», особенно
сильно ощущают протекционизм в форме антидемпинговых расследований. В результате к нашим партнерам приходит понимание того, что развивать многие отрасли обрабатывающей промышленности они могут только в расчете на расширение сбыта их продукции в России и других государствах Содружества. Отсюда и рост в последние годы популярности идеи создания многосторонней зоны свободной торговли или хотя бы двусторонних (с Россией) зон. Заинтересованность в российском рынке готовых изделий сегодня проявляют практически все страны СНГ (кроме экспортирующих на мировой рынок преимущественно сырье).
Важнейшим
фактором оживления хозяйственных
связей на постсоветском пространстве,
причем в наиболее прогрессивных формах
(производственно-
«Гиганты
российского капитала»
В общем, в хозяйственном взаимодействии стран СНГ на рубеже веков наметились тенденции к реальной производственной интеграции на микроуровне и к оживлению торговых связей, ориентированных на постсоветский, особенно на российский, рынок. Однако эти процессы (прогнозировавшиеся специалистами еше в середине 90-х годов14, а ныне набирающие силу) суть лишь исходные, необходимые, но явно недостаточные предпосылки рыночной интеграции новых независимых государств. Подкрепить отмеченные предпосылки можно, лишь активизировав субъективный фактор — экономическую политику, которая должна быть более целенаправленной, эффективной и безусловно проинтеграционной. т.е. коллективно обособляющей региональную группировку от остальных конкурентов (пропагандируемая же иногда модель «открытой интеграции», как говорится, противоречива по определению). Активизация интеграционной политики России в постсоветском ареале тем более важна, что наряду с охарактеризованными выше позитивными тенденциями к хозяйственному сближению сохраняются, как уже отмечалось, тенденции к дезинтеграции и фрагментации соответствующего пространства.
Россия является крупнейшим государством-участником СНГ. Составляя более половины населения и свыше 60% совокупного дохода Содружества, она занимает лидирующее положение в реформировании экономики, обладая наиболее емким рынком, оказывает наиболее существенное влияние на развитие ситуации в СНГ. При сохраняющейся взаимозависимости и прозрачных границах, считают эксперты, - любые решения российских властей откликаются усиленным эхом - от «шоковой» терапии и обмена денежных купюр до удавшейся и неудавшейся приватизации.
Несмотря на то, что Россия в 90-е гг. не определяла тип политического развития других стран СНГ, направленность движения, конституционные параметры, политические институты во многих постсоветских государствах формировались не без российского идейного влияния.
Если
анализировать экономические
В течение 1992-1993 гг. Россия заключили двусторонние соглашения о свободной торговле с большинством независимых государств. Для этих отношений было характерно доминирование вертикальных связей, замыкавшихся на Москве. Новым этапом этих отношений стало подписанное в апреле 1994 года соглашение «О создании зоны свободной торговли», которое знаменует переход от двустороннего к многостороннему сотрудничеству.
Следующим важным шагом в реализации экономической стратегии России можно считать подписанное в январе 1995 года соглашение о тройственном Таможенном союзе между Россией, Казахстаном и Белоруссией, затем к нему присоединились Киргизия и Таджикистан.
В декабре 1998 года была подписана Декларация о дальнейшем единении России и Беларуси. Особым направлением развития интеграционного процесса можно считать подписанное в апреле 1996 года Соглашение о глубоком политической и экономическом интегрировании Сообщества Белоруссии и России, а в 1997 г. - об образовании Союза. В январе 2000 г. в ходе визита в Москву главы Белорусского государства был подписан ряд новых документов, направленных на дальнейшее углубление сотрудничества.
Новым
этапом многостороннего