Общая и предельная полезность. Закон предельной полезности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 13:29, контрольная работа

Описание

Потребности, как известно, являются предпосылкой производства, а потребление – ее конечной целью. Теория потребления является важной составной частью микроэкономики.
Люди потребляют товары и услуги потому, что хотят получить удовлетворение от пользования ими, хотят получить полезный эффект - полезность. Полезность - это свойство экономических благ удовлетворять потребности, приносить удовольствие, удовлетворение от потребления.

Содержание

Общая и предельная полезность. Закон предельной полезности. 3
Рыночная конкуренция и ее основные типы. Несовершенная конкуренция. 10
Задача 10. 27
Список литературы 29

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа микроэкономика.doc

— 175.50 Кб (Скачать документ)

 

  

Общая и предельная полезность. Закон предельной полезности.

 

Потребности, как  известно, являются предпосылкой производства, а потребление – ее конечной целью. Теория потребления является важной составной частью микроэкономики.

Люди потребляют товары и услуги потому, что хотят  получить удовлетворение от пользования ими, хотят получить полезный эффект - полезность. Полезность - это свойство экономических благ удовлетворять потребности, приносить удовольствие, удовлетворение от потребления.

Авторы Экономикс  считают, что полезность – это  выгода или удовлетворение, которые человек получает от потребления товара или услуги.

У истоков теории полезности стоят такие экономисты ХIХ века, как Г. Госсен (18I0-1859), У.С.Джевонс (18З5-1882) К.Менгер (1840-1921).

Эти экономисты создали особое направление в  экономической науке, получившее название маржинализм (предельность). Ключевая идея маржиналистского подхода состояла в следующем: стоимость товара определяется не затратами труда на его производство, а полезным эффектом, который он способен принести потребителю. Такой подход противоречил традиционным представлениям классической школы (А.Смит, Д. Риккардо, К.Маркс, Д. Милль).

Маржиналисты  обратили внимание на то, что потребление  любого блага носит, как правило, приростный характер. Потребитель постепенно увеличивает количество единиц потребляемого блага, пока не насытит потребность в нём.

В своей работе Экономикс Макконнелл и Брю обращают внимание на три особенности понятия полезность:

1. Полезность  и польза не являются синонимами;

2. Полезность  – понятие субъективное;

3. Полезность чрезвычайно трудно оценить количественно.

Проблема измерения  полезности вызвала появление двух подходов: количественного (кардиналистского) и порядкового (ординалистского).

Количественная  теория стремится измерить полезность в условных единицах полезности «ютилы» (от англ. utility).

При этом подходе  к полезности имеется стремление измерить последнюю подобно весу, расстоянию и т.д., но в условных единицах.

Основоположники маржинализма понимали, что категория  полезности субъективна и не поддается даже приблизительному количественному измерению. Но они надеялись, что развитие теории и накопление фактов со временем поможет преодолеть эту принципиальную трудность. Однако произошло нечто прямо противоположное. Итальянский экономист Вильфредо Парето (1848-1923) доказал, что количественно измерить полезность невозможно, даже при наличии большого числа фактов.

При ординалистском подходе теория отказывается от представления о том, что потребитель способен количественно измерить полезность, извлекаемую из некоторого набора товаров, а предполагает, что он может просто сравнивать различные наборы товаров с точки зрения их предпочтительности. При этом более предпочтительны наборы товаров, имеющие более высокий уровень полезности, и равноценны наборы, имеющие одинаковый уровень полезности. Другими словами, потребитель не мучается вопросом количественной оценки полезности товара. Не требуется от него при выборе товаров и ответ на вопрос, во сколько раз данный набор полезнее всякого другого. Потребитель на основе своей субъективной оценки выносит решение, что данный товар для него предпочтительнее всех прочих.

Общее удовлетворение от всех единиц (наборов) потребляемых благ в данный период времени называется общей полезностью (TU - total utility). Функцию полезности можно выразить следующим образом:

TU = f(QA,QB,...,Qz),

где QA, QB,... Q2 - объемы потребления товаров А, В,... 2ъ единицу времени.

Графически  общая полезность изображена на рис. 1. Общая полезность увеличивается до определенной величины Q (E - точка максимума, она же – точка насыщения), после которой начинает уменьшаться (полезность превращается во вредность).

 

Рисунок 1. Изменение общей полезности

Уменьшение  общей полезности начиная с определенного  объема продукта возникает потому, что экономический субъект не способен потребить увеличивающийся объем благ, а условий для их хранения не имеется.

До достижения определенного объема Q увеличение общей полезности (рис. 1) может происходить как затухающими темпами (отрезок ODC),так и ускоряющимися темпами (отрезок ОВС).

С общей полезностью тесно связана одна из ключевых микроэкономических категорий: предельная полезность.

Предельная  полезность (MU - marginal utility) - прирост общей полезности блага при увеличении потребления блага на одну единицу. Другими словами, предельная полезность – это изменение общей полезности, вызванное потреблением еще одной единицы продукта.

Имеется обратная связь между предельной полезностью  и ценностью блага. Она состоит  в том, что благо тем более  ценно, чем меньшим количеством  единиц данного блага располагает человек, и наоборот (стакан воды в пустыне обладает огромной ценностью, в то время как тот же стакан у полноводной реки не обладает никакой ценностью, хотя, конечно, имеет полезность). Ценность данного блага определяется полезностью последней имеющейся единицы этого блага, удовлетворяющего, наименее настоятельную потребность.

Предельную  полезность можно выразить как с  помощью формулы дискретных приращений:

 

так и в виде частной производной общей полезности:

Графически  кривые общей и предельной полезности изображены на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Изменение общей и предельной полезности

Основные свойства кривых TU и MU сводятся к следующему:

- Кривая TU исходит из начала осей координат: при нулевом потреблении общая полезность равна нулю.

- При достижении TU своего максимума значение MU равно нулю.

- Значения MU отрицательны при снижении TU.

- Значение MU достигает максимума в точке перегиба (С) кривой TU на ее возрастающем участке.

- Обычно кривая MU имеет отрицательный наклон, однако встречаются случаи, когда некоторая ее часть (на начальной стадии) наклонена положительно (рис. 2, б).

По мере увеличения блага в потреблении общая  полезность возрастает, хотя темп возрастания  замедляется. При увеличении количества блага в потреблении предельная полезность этого блага падает. В начале потребления зависимость может быть и прямой, но по мере насыщения потребности она становится обратной, предельная полезность обнаруживает тенденцию к понижению. Данную зависимость называют законом предельной полезности.

Закон убывающей  предельной полезности объясняет нисходящий характер кривой спроса на определенный продукт. Если каждая последующая единица  продукт приносит все меньше и  меньше предельной, или добавочной, полезности, то потребитель станет покупать дополнительные единицы этого продукта лишь при условии снижения его цены.

Убывающая предельная полезность заставляет продавца снижать  цену, чтобы побудить покупателя покупать больше продукта.

Величина, на которую  уменьшается предельная полезность по мере потребления все большего количества продукта, определяет ценовую эластичность спроса на него. При прочих равных условиях, если от потребления последующей единицы продукта предельная полезность резко падает, то есть основания ожидать, что спрос окажется неэластичным. Значительное сокращение цены вызовет весьма небольшой рост спроса, поскольку предельная полезность дополнительной единицы резко упала. Следовательно, незначительное сокращение предельной полезности по мере роста потребления свидетельствует об эластичном спросе. Значительное снижение цены побудит потребителей начать покупать значительно больше единиц продукта, поскольку предельная полезность дополнительных единиц продукта снижается медленно.

 

 

Рыночная конкуренция  и ее основные типы. Несовершенная конкуренция.

 

Наиболее мощным фактором, диктующим общие условия  функционирования того или иного  рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений. Конкуренция от латинского concurrentia -   столкновение, состязание.

Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка. Конкуренция — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Конкуренция - состязательная работа между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья и одновременно весьма действенный механизм регулирования пропорций общественного производства. Она порождается объективными условиями: хозяйственной обособленностью каждого производителя, его зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством с другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос.

Конкуренция выполняет  в рыночной экономике важнейшую  функцию - она принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Другими словами, вне конкурентной среды индивидуум удовлетворяет свои интересы, не считаясь с чужими. В условиях же конкуренции единственным способом реализации собственного интереса становится учет интересов других лиц. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы что? как? для кого производить?

Конкуренция имеет  важное значение в жизни общества. Она стимулирует деятельность самостоятельных  единиц. Через нее товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, усилению научно-технического прогресса. В то же время конкуренция обостряет противоречия экономических интересов, чрезвычайно усиливает экономическую дифференциацию в обществе, обусловливает рост непроизводительных издержек, побуждает создание монополий. Без административного вмешательства государственных структур конкуренция может превратиться в разрушительную силу для экономики. Для обуздания ее и удержания на уровне нормального стимулятора экономики государство в своих законах определяет "правила игры" соперников. В этих законах фиксируются права и обязанности производителей и потребителей продукции, устанавливаются принципы и гарантии действий участников конкуренции.

Исторически конкуренция  возникла в условиях простого товарного  производства. Каждый мелкий производитель  в процессе конкуренции стремился  создать для себя наиболее выгодные условия производства, и сбыта товаров в ущерб остальным участникам рыночного обмена. По мере усиления зависимости мелких товаропроизводителей от рынка и рыночных колебаний цен на производимые ими товары и обостряется конкурентная борьба. Появляется возможность укрепления хозяйства, применения наемных работников, эксплуатации их труда, возникает капиталистическая конкуренция. В современных условиях конкуренция также выступает как важное средство развития производства и существует в различных формах.

 

 Виды конкуренции

Схема 1.1

По методам осуществления  конкуренцию можно подразделить на: ценовую и неценовую.

Ценовая конкуренция  предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на рынке, часто соглашаются на небольшую прибыль. Крупные предприятия могут себе позволить на некоторое время вообще отказаться от получения прибыли, чтобы с помощью дешевой продукции разорить конкурентов и вытеснить их с рынка. Такой метод вытеснения конкурентов с рынка (метод конкурентной борьбы) известен также под названием «война цен».

В последнее  время снова возродился интерес  к ценовой конкуренции в связи с внедрением технологий, позволяющих экономить ресурсы и, следовательно, снижать себестоимость.

Неценовая конкуренция  основана на предложении товаров  более высокого качества, с большей  надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы  и других способов стимулирования сбыта.

По отраслевой принадлежности различают внутри- и  межотраслевую конкуренцию.

Внутриотраслевая  конкуренция — конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли.

Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли. Поскольку на норму прибыли влияют разные объективные факторы, ее величина в различных отраслях различна. Однако каждый предприниматель независимо от того, где применяется его капитал, стремится получить на него прибыль не меньшую, чем остальные предприниматели. Это приводит к переливу капиталов из одних отраслей в другие: из отраслей с низкой нормой прибыли в отрасли с высокой нормой прибыли.

Информация о работе Общая и предельная полезность. Закон предельной полезности