Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 13:29, контрольная работа
Потребности, как известно, являются предпосылкой производства, а потребление – ее конечной целью. Теория потребления является важной составной частью микроэкономики.
Люди потребляют товары и услуги потому, что хотят получить удовлетворение от пользования ими, хотят получить полезный эффект - полезность. Полезность - это свойство экономических благ удовлетворять потребности, приносить удовольствие, удовлетворение от потребления.
Общая и предельная полезность. Закон предельной полезности. 3
Рыночная конкуренция и ее основные типы. Несовершенная конкуренция. 10
Задача 10. 27
Список литературы 29
Конкуренцию также подразделяют на: совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую).
Для совершенной конкуренции характерна свобода, от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров.
Монополистическая конкуренция отличается главным образом тем, что монополии имеют возможности влиять на условия реализации товаров.
Типы рыночных структур
Развитие конкурентных отношений тесно связано с силой экономической власти фирмы над рынком. Чем слабее конкуренция на рынке, тем сильнее диктат производителя, и наоборот, чем больше производителей данного товара, тем больше возможность у потребителя выбрать товар, который в наибольшей степени соответствует его потребностям и бюджету.
По степени развития конкурентности различают рынки совершенной конкуренции и рынки несовершенной конкуренции, которые в свою очередь, подразделяются на рынки монополии, олигополии и монополистической конкуренции. Итак, существует четыре основных типа рынка:
1) рынок совершенной
конкуренции, при котором на
каждую фирму приходится неболь
2) рынок монополистической
конкуренции, который
3) рынок олигополии,
на котором небольшое число
фирм-продавцов
4) рынок монополии, характеризующийся наличием в отрасли одной фирмы.
На рынке
совершенной конкуренции
Прежде всего, надо установить, по каким критериям различаются рыночные структуры, которые сложились в тех или иных отраслях. Исследования экономистов показали, что в основу определения того, к какому типу относится та или иная рыночная структура, должны быть положены следующие критерии:
- количество
фирм, представленных на рынке
той продукции, которая
- характер производимой
продукции (стандартная или
- наличие или отсутствие барьеров на пути вхождения фирм в данную отрасль или выхода из нее;
- степень доступности экономической информации.
В таблице 1.1. приведены характеристики каждого из типов рыночных структур по пяти основным чертам.
Таблица 1.1. Характерные черты основных моделей рынка
Характерная черта |
Совершен-ная конкурен-ция |
Несовершенная конкуренция | ||
монополистическая конкуренция |
олигополия |
монополия | ||
Число фирм в отрасли |
Очень много |
Много |
Несколько |
Одна |
Тип товара |
Одинако-вые изделия |
Разная продукция сходного назначения (взаимозаменяемая) |
Одинаковые или различные изделия |
Уникальный товар, не имеющий заменителей |
Доля рынка |
Очень небольшая |
Небольшая |
Значительная |
Контролиру-ет 100% продаж |
Возможность влиять на цены товаров |
Отсутству-ет |
Существует в узких рамках |
Большая |
Максималь-ная |
Барьеры для входа в отрасль |
Отсутству-ют |
Существуют, и сравнительно легко преодолеть |
Существуют, и преодолеть их трудно |
Существуют, и преодолеть их часто невозможно |
Примеры |
Рынки сельскохо-зяйствен-ной продукции, товарная биржа, валютные рынки |
Розничная торговля, производство одежды, обуви, книг и т.д. |
Металлургиче-ская, автомобильная, бумажная промышлен-ность, бытовые приборы и т.д. |
Естественные монополии (газо-, электро-, водоснабже-ние, железнодо-рожные перевозки) |
В одних отраслях, число представленных на рынке фирм велико, в других имеется лишь несколько крупных фирм. Так, в черной металлургии России 31% продукции в 1997г. приходился на долю трех, а 56,6% — на долю восьми крупнейших предприятий отрасли. В то же время в пищевой промышленности эти цифры составили соответственно 5,4% и 9%, т. е. большая часть продукции выпускалась средними и мелкими предприятиями. Очень велико число представленных на рынке производителей в сельском хозяйстве.
Некоторые отрасли производят одинаковую, т. е. стандартизированную продукцию (например, металл, древесина, зерно). В других случаях продукция является дифференцированной (например, различные марки автомобилей или различные виды стирального порошка).
Каждая отрасль характеризуется наличием или отсутствием барьеров на пути вхождения в нее: законодательных, технологических, финансовых и других. В одних случаях таких барьеров практически нет или же они легко преодолимы. Так, любой фермер может приступить к выращиванию огурцов на своем участке земли и продавать продукцию на рынке. В этом случае невелики и размеры первоначального капитала. Они не выступают в качестве существенного экономического барьера. Для того же чтобы организовать производство станков, необходим довольно значительный первоначальный капитал, что служит высоким барьером для вхождения в отрасль.
Наконец, в отдельных
отраслях наблюдается различная
степень доступности
Все указанные признаки рыночных структур определяют характер ценообразования. Например, в сельском хозяйстве при производстве зерна или овощей фермер не может контролировать цены на свою продукцию. Это предполагает условия совершенной конкуренции. В условиях других трех рыночных структур фирма в той или иной степени осуществляет контроль над ценами, оказывая полное или частичное влияние на их уровень. Эти рыночные структуры, поэтому обычно называют формами несовершенной конкуренции.
Рассмотрим важнейшие направления действия закона конкуренции.
Первое направление: конкуренция способствует установлению равновесной цены.
Как нам известно, рыночная цена может устанавливаться на уровне, значительно превышающим точку равновесия. В этом случае предложение товаров превышает их спрос. Поэтому на рынке образуется зона избытка производственных благ (на рисунке 2.1 зона С2 – Р – П2).
Рисунок 2.1. Цена и выпуск продукции в условиях конкуренции
В сложившихся условиях обостряется ситуация на фронте противоборства продавцов. Все они стремятся продать свои продукты подороже. Однако, когда соперничество между ними обостряется, то побеждает (удаётся больше реализовать) тот, кто сбывает товары подешевле, чтобы стимулировать спрос. Возникает своеобразная цепная реакция: сначала какая-то часть продавцов, а затем и все вынуждены снизить цены. Цена начинает движение к точке равновесия.
Результат конкуренции среди товаровладельцев таков. После массового уменьшения цены, продукты раскупаются, а зона их перепроизводства исчезает. На уровне равновесной цены спрос и предложения достигают сбалансированности.
На рынке возможен и прямо противоположный случай: рыночная цена опускается ниже равновесной точки. Тогда спрос превышает предложение и, естественно, возникает зона нехватки товаров (на рисунке 2.1 зона П1 – Р – С1).
Стало быть, конкуренция – сильное средство уравнения спроса и предложения и достижения равновесной цены.
Второе направление: конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации товаров.
Благодаря конкуренции в любой отрасли производства в каждый данный момент на рынке устанавливается общая (равная) цена на однородные продукты, обладающие одинаковым качеством. Это заставляет всех товаропроизводителей следовать единой линии хозяйственного поведения, или, как говорится, руководствоваться общими "правилами игры".
Третье направление: рыночное соперничество стимулирует научно-технический прогресс и повышение эффективности производства.
Как было установлено, конкуренция ведёт к уравнению рыночных цен. В таких условиях большой доход может получить лишь тот товаропроизводитель, который затрачивает меньше ресурсов на единицу продукции. Он создаёт товары с низкой индивидуальной ценой, а реализует их по более высокой рыночной цене.
Если повнимательнее присмотреться к конкурентам, то среди них можно заметить смелых предпринимателей, которые, рискуя своим имуществом, делают своего рода открытия большого хозяйственного значения. Они изобретают и внедряют новинки техники и технологии, находят более эффективные формы организации труда и производства, способы экономного использования ресурсов.
Четвёртое направление:
противоборство агентов рынка усиливает
их социально-экономическое
В конкуренции участвуют товаропроизводители, имеющие неодинаковую экономическую силу. Естественно, что не выдерживают суровое испытание на прочность, как правило, многие мелкие предприятия. Они не имеют достаточного количества денег, современных средств производства и других хозяйственных ресурсов. Конкуренции свойственна тенденция к углублению сначала неравенства, а затем и пропасти между мелкими и крупными собственниками.
Пятое направление:
конкуренция способствует продвижению
рыночного хозяйства к
Не по чьему-то умыслу, а стихийно и объективно соперничество продавцов и покупателей существенно меняет всю структуру рыночного пространства. Эти структурные перемены обусловлены следующими обстоятельствами:
Значит, объективная логика развития рынка такова, что свободная конкуренция сама порождает монополию, то есть движение идёт от оного противоположного состояния рынка, указанного на схеме 2.1, к совершенно другому.
Общие черты несовершенной конкуренции
Подавляющее большинство реальных рынков — это рынки несовершенной конкуренции. Свое название они получили в связи с тем, что конкуренция, а значит, и стихийные механизмы саморегуляции («невидимая рука» рынка) действуют на них несовершенно. В частности, часто нарушается принцип отсутствия в экономике излишков и дефицитов, который как раз и свидетельствует об эффективности, совершенстве рыночной системы. Коль скоро какие-то блага избыточны, а каких-то не хватает, уже нельзя утверждать, что все имеющиеся ресурсы экономики расходуются только на производство нужных благ в нужных количествах.
Информация о работе Общая и предельная полезность. Закон предельной полезности