Общая и предельная полезность. Закон предельной полезности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2012 в 13:29, контрольная работа

Описание

Потребности, как известно, являются предпосылкой производства, а потребление – ее конечной целью. Теория потребления является важной составной частью микроэкономики.
Люди потребляют товары и услуги потому, что хотят получить удовлетворение от пользования ими, хотят получить полезный эффект - полезность. Полезность - это свойство экономических благ удовлетворять потребности, приносить удовольствие, удовлетворение от потребления.

Содержание

Общая и предельная полезность. Закон предельной полезности. 3
Рыночная конкуренция и ее основные типы. Несовершенная конкуренция. 10
Задача 10. 27
Список литературы 29

Работа состоит из  1 файл

контрольная работа микроэкономика.doc

— 175.50 Кб (Скачать документ)

Предпосылками несовершенной конкуренции являются:

  • значительная доля рынка у отдельных производителей;
  • наличие барьеров проникновения в отрасль;
  • неоднородность продуктов;
  • несовершенство (неадекватность) рыночной информации.

Каждый из этих факторов в отдельности и все они вместе способствуют отклонению рыночного равновесия от точки равенства спроса и предложения. Так, единственный производитель определенной продукции (монополист) или группа сговорившихся между собой крупных фирм (картель) в состоянии поддерживать завышенные цены, не рискуя потерять клиентов — тем просто больше негде взять этот продукт.

Как и в случае совершенной конкуренции, на несовершенных  рынках можно выделить главный критерий, позволяющий относить тот или  иной рынок к этой категории. Критерием несовершенной конкуренции является понижение кривой спроса и цен с ростом выпуска продукции фирмы. Часто используется и другая формулировка: критерием несовершенной конкуренции является отрицательный наклон кривой спроса (D) на продукцию фирмы.

Таким образом, если в условиях совершенной конкуренции объем выпуска продукции фирмы не влияет на уровень цен, то в условиях несовершенной конкуренции такое влияние существует (наглядно это можно проследить на рис. 2.2).

Экономический смысл этой закономерности состоит в том, что большие объемы продукции при несовершенной конкуренции фирма может реализовывать, только снижая цены. Или по-другому: поведение фирмы значимо в масштабах отрасли.

Действительно, при совершенной конкуренции  цена остается одинаковой, сколько бы продукции не выпустила фирма, потому что ее размеры пренебрежительно малы по сравнению с общей емкостью рынка. Удвоит ли, сохранит ли на прежнем уровне или вовсе прекратит выпечку хлеба мини-пекарня, общая ситуация на продовольственном рынке России никак не изменится и цена хлеба сохранит свою величину.

Напротив, наличие  связи между объемами производства и уровнем цен прямо указывает  на значимость фирмы в масштабах  рынка. Другой вопрос, что значимость фирме могут придавать не только размеры, но и другие факторы, в частности уникальность выпускаемой продукции. Но зависимость между объемом выпуска и уровнем цен наблюдается всегда, если это действительно рынок несовершенной конкуренции.

Монополистическая конкуренция - одна из форм несовершенной  конкуренции. Монополистическая конкуренция представляет собой такую структуру рынка, при которой большое число фирм производит взаимозаменяемые товары и услуги.

Прежде всего  обращает на себя внимание сам термин «монополистическая конкуренция». Он говорит о том, что в рамках данной рыночной структуры сочетаются черты, присущие монополии и совершенной конкуренции, являющихся антиподами. Монополистическую конкуренцию роднит с совершенной конкуренцией большое число продавцов, одновременно выступающих на рынке данного товара или услуги. Но они предлагают не одинаковую, а дифференцированную продукцию, т. е. различные взаимозаменяемые продукты, удовлетворяющие одну и ту же потребность (различные виды мыла, зубной пасты, модели одежды, учебники экономики и т.д.). Каждую разновидность продукции в относительно небольших размерах могут выпускать мелкие фирмы.

Дифференциация  продуктов возникает из-за существования  между ними различий в качестве, сервисе, рекламе.

 

 Роль неценовой  конкуренции

Ни в одной  другой рыночной структуре неценовая конкуренция не играет такую важную роль, как в монополистической конкуренции.

Во-первых, ценовые  схватки оказались невыгодными  для всех участников борьбы, причем особенно губительны они для мелких и средних фирм (а именно таковыми в сравнении с западными гигантами в своем большинстве являются российские предприятия.) Дело в том, что, чем крупнее фирма, тем более значительными финансовыми ресурсами она обладает и тем дольше может продавать товары по заниженным ценам. Ценовая война в этих условиях бьет по самым уязвимым местам ослабленной кризисом отечественной промышленности.

Во-вторых, в  условиях современной высокоразвитой экономики усложнились запросы  потребителей. Рынок начал благожелательно  принимать многочисленные и разнообразные  вариации товаров, стало возможным привлекать потребителей повышенным качеством, особыми свойствами товара или услуги и т.п. Особые свойства товара часто важнее ценовой привлекательности. То есть удачная дифференциация товара часто является способом ухода от всякой конкуренции вообще, ухода в совершенно свободную рыночную нишу.

В-третьих, затраты  на неценовую конкуренцию при  правильном подходе обходятся фирме  дешевле, чем расходы на конкуренцию  ценовую. Действительно, снижение цен  ниже оптимального уровня всегда ведет к уменьшению прибыли, причем к уменьшению тем более сильному, чем больше сокращение цен. Взаимосвязь же между мерами неценовой конкуренции и прибылью куда сложнее. Хороший рекламный ролик может стоить столько же, сколько и плохой. Преимущество первого над вторым вполне может быть достигнуто не за счет дорогостоящих технических приемов съемки, а за счет интересной идеи фильма, большей его доходчивости и т.д. То же самое касается улучшений товара: небольшое и потому недорогое изменение конструкции, если оно хорошо задумано, может сделать товар гораздо более удобным для потребителя. В итоге рост конкурентоспособности будет достигнут без больших издержек.

В-четвертых, ценовая конкуренция в наше время в большинстве стран, включая и Россию, ограничена законом. Снижение цен не должно доходить до уровня демпинга, т.е. цена не может опускаться ниже себестоимости.

 

 Олигополия

Олигополия  представляет собой рыночную структуру, при которой на рынке какого-либо продукта присутствует небольшое число  фирм-продавцов, каждая из которых занимает существенную долю рынка и обладает значительным контролем над ценами. Не следует, впрочем, думать, что компании можно в буквальном смысле пересчитать по пальцам. В олигополистической отрасли, как и при монополистической конкуренции, наряду с крупными часто действует немало мелких фирм. Однако на несколько ведущих компаний приходится столь большая часть суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность определяет развитие событий.

Формально к  олигополистическим обычно относят  те отрасли, где несколько крупнейших фирм (в разных странах за точку отсчета принято от 3 до 8 фирм) производят более половины всей выпускаемой продукции. Если же концентрация производства оказывается ниже, то отрасль считают действующей в условиях монополистической конкуренции.

Главной же причиной формирования олигополии является экономия на масштабах производства. Отрасль  приобретает олигополистическую структуру  в том случае, если крупный размер фирмы обеспечивает существенную экономию издержек и, следовательно, если крупные фирмы в ней имеют значительные преимущества над мелкими.

 

 Естественные  монополии

В некоторых  отраслях без всяких ограничений  действует правило: чем больше масштаб  производства, тем ниже издержки. Это  создает предпосылки для укрепления в такой отрасли одного единственного производителя. Подобное состояние рынка является монополией - ситуацией, чреватой рядом крупных проблем для хозяйства. В данном случае, однако, монополия возникает вследствие естественных причин: технологические особенности производства таковы, что единственный производитель обслуживает рынок более эффективно, чем это способны сделать несколько конкурирующих фирм. Такую монополию экономисты называют естественной, или технологической. Ее классическим примером являются различные виды инфраструктуры.

Важен и макроэкономический аспект проблемы. Инфраструктурные сети, являющиеся естественными монополиями, обеспечивают взаимосвязь экономических  субъектов и целостность национальной хозяйственной системы. Не даром  говорят. что в современной России экономическое единство страны не в последнюю очередь определяется едиными железными дорогами, общим электро- и газоснабжением.

Таким образом, разрушение естественных монополий  недопустимо, но это не значит, что  государство не должно вмешиваться в их деятельность, напротив, оно должно регулировать деятельность естественных монополий, чтобы избежать злоупотреблений с их стороны.

 

В современных  условиях конкуренция выступает  ключевой категорией рыночных отношений. Она является основой или точкой отсчета в понимании способа функционирования рынка, показывая, как конкурентные фирмы, движимые мотивом прибыли, отвечают на изменения цен на их продукцию и используемые факторы производства. Положительные черты конкуренции очевидны. При наличии конкуренции на рынке производители постоянно стремятся снизить свои производственные затраты, чтобы увеличить прибыль. В результате повышается производительность, снижаются издержки и компания получает возможность уменьшить цены. Конкуренция также побуждает производителей улучшать качество товаров и постоянно увеличивать разнообразие предлагаемых товаров и услуг. Т. о. производители вынуждены постоянно бороться с конкурентами за покупателей на рынке сбыта путём расширения и улучшения ассортимента высококачественных товаров и услуг, предлагаемых по более низким ценам. От этого выигрывает потребитель.

 

Задача 1О.

Вадим покупает только три вида товаров: хлеб, колбасу и молоко. На хлеб он тратит 20%, на колбасу 50% и на молоко 30% своего дохода. Определить эластичность спроса Вадима на молоко по доходу, если известно, что его эластичность спроса по доходу на хлеб равна -1, а на колбасу +2.

 

 Решение:

Эластичность  спроса по доходу состоит в том, что  ее состояние и динамика позволяют  давать прогнозы перспектив развития того или иного производства или отрасли.

Изменить динамику спроса на какой-либо товар может  изменение цены на какой-то другой товар.

               изменение объема  спроса     изменение величины дохода

      Е =  средний объем спроса            средний доход

Е = Q/P

Вадим тратит:

Хлеб – 20% дохода

Колбаса – 50%

Молоко – 30%

Имеем:

Е (хлеб) = -1

Е (колбаса) = +2

Объем спроса Q хлеба:

Q(хлеба) = Е* % дохода = -1*20% = - 20%

Q(колбасы) = +2*50% = 100%

Q(хлеба) +Q(колбасы)+Q(молока) = 100%

Q(молока) = 100% - 100% - (- 20%) = 20%

Следовательно:

Е (молока) = Q/% дохода = 20/30 ~ 0,67

Ответ: 0,67 – эластичность по доходу на молоко.

 

Список литературы

1. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. Т. 2, глава 23. – М., 1992.

2. Селищев А.С. Микроэкономика. – Спб:. Питер, 2002.

3. Хорошун К.Н. Микроэкономика. –  Мн., БГУ, 2005.

4. Базылева Н. И. и Гурко  С.П.: Экономическая теория. Мн, 2004

 


Информация о работе Общая и предельная полезность. Закон предельной полезности