Общая практика функционирования коммунальных предприятий в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:32, реферат

Описание

Актуальность темы исследования продиктована недостаточной изученностью специфики управления жилищно-коммунальным комплексом как в общероссийском масштабе, так и в рамках региона, муниципального образования, а также необходимостью выработки путей и способов оптимизации процесса управления данной отраслью с целью обеспечения выхода ее из кризисного состояния на путь модернизации и поступательного развития.

Содержание

Введение 2
1. Жилищно-коммунальное хозяйство как отрасль сферы услуг: основные проблемы…………………………………………………………………………………..4
2. Основные этапы и направления реформирования жилищно-коммунального комплекса России в постсоветский период 10
3. Общая практика функционирования коммунальных предприятий в зарубежных странах 24
Заключение 30
Список литературы: 32

Работа состоит из  1 файл

Оглавление.docx

— 65.97 Кб (Скачать документ)

Оглавление

       Введение 2

       1. Жилищно-коммунальное хозяйство как отрасль сферы услуг: основные проблемы…………………………………………………………………………………..4

       2. Основные этапы и направления реформирования жилищно-коммунального комплекса России в постсоветский период 10

       3. Общая практика функционирования коммунальных предприятий в зарубежных странах 24

       Заключение 30

       Список литературы: 32 

 

Введение

       Согласно  Статье 7 Конституции Российской Федерации  Россия признается социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человеках[4]. Одним из этих условий является обеспечение человека необходимыми для его жизнедеятельности жилищно-коммунальными услугами: жилищем, теплом, электрической энергией, горячей и холодной водой, водоотведением, санитарной уборкой придомовых территорий и т.д.

       Процессом производства и оказания населению  и юридическим лицам (в том  числе государству в лице его  органов власти) всех перечисленных  услуг в нашей стране занята отдельная  крупная отрасль экономики - жилищно-коммунальное хозяйство, об актуальных аспектах управления которым пойдет речь в данной работе.

       Проводимые  в России в период с 1991 года до настоящего времени реформы оказали и  продолжают оказывать значительное влияние на развитие и функционирование жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ). Претерпели изменение основные цели и приоритеты развития предприятий  этой отрасли.

       Принципиально изменились функции государства  в управлении ЖКХ, что проявилось в постепенном уходе от бюджетного финансирования и переходу к выработке  и проведению реформы отрасли, направленной на переход к 100%-ной оплате коммунальных услуг населением, стимулирование внедрения  новых технологий и поддержку  структурных изменений в коммунальном хозяйстве.

       Однако  до сих пор не выявлены приоритеты реформирования коммунального хозяйства  и не учитывается специфика отрасли-ее социальная значимость и высокая себестоимость при низкой окупаемости. Неоднократный перенос сроков реформирования коммунального хозяйства также свидетельствует о значительных недоработках в планировании процесса реформирования. Хотя немаловажную роль в этом сыграли и последствия мирового финансового кризиса, отразившиеся на состоянии российской экономики.

       До  сих пор не созданы условия, в  которых жилищно-коммунальное хозяйство  смогло бы эффективно функционировать  и выполнять свою главную роль-обеспечение  потребности граждан в жилище и необходимых бытовых условиях на уровне, соответствующем уровню других экономически развитых стран. Между  тем обеспечение права человека на жилище и создание условий для  осуществления этого права закреплено Конституцией Российской Федерации  в статье 40 и является одним из элементов социально-экономической  безопасности государства.

       Бесспорным  является тот факт, что отечественное  жилищно-коммунальное хозяйство в  течение всего периода существования  российской государственности находится  в состоянии глубокого затянувшегося  кризиса, усугубляющегося невысокой  платежеспособностью большинства  населения, быстрым старением жилищного  фонда и объектов инфраструктуры коммунального хозяйства, низкой инвестиционной привлекательностью этой отрасли для  бизнес-структур.

       Проблемы, связанные с выводом из кризисного состояния коммунального хозяйства, нашли отражение в работах  многих отечественных авторов: А.А. Дронова, Н.В. Абросимова, Л.Н. Чернышева, И.Г. Минц, Р.И. Орловой, А.К. Зайцева, А.З. Пронина, В.Н. Кириченко, И. Бычковского, СВ. Щепиной, А.А. Аболина, Н. Садовниковой, Ф.Г. Тагизаде, В.С. Чекалина, Е.Г. Хайло, Л.П. Ягодиной, В.В. Головкина, Л.Н. Симанович и других.

       Актуальность  темы исследования продиктована недостаточной  изученностью специфики управления жилищно-коммунальным комплексом как в общероссийском масштабе, так и в рамках региона, муниципального образования, а также необходимостью выработки путей и способов оптимизации процесса управления данной отраслью с целью обеспечения выхода ее из кризисного состояния на путь модернизации и поступательного развития. 

 

  1. Жилищно-коммунальное хозяйство как  отрасль сферы  услуг: основные проблемы

       Жилищно-коммунальное хозяйство (в дальнейшем ЖКХ) представляет собой отрасль сферы услуг  и важнейшую часть территориальной  инфраструктуры, определяющую условия  Жизнедеятельности человека, прежде всего комфортности жилища, его инженерное благоустройство, качество и надежность услуг транспорта, связи, бытовых  и других услуг, от которых зависит  состояние здоровья, качество жизни  и социальный климат в населенных пунктах.

       В составе ЖКХ выделяются следующие подотрасли:

       * жилищное хозяйство и ремонтно-эксплуатационное производство;

       * водоснабжение и водоотведение;

       * коммунальная энергетика (электро-, тепло-, газоснабжение);

       * городской транспорт (автобус, трамвай, троллейбус);

       * информационное хозяйство (кабельные  сети, спутниковое телевидение, оптоволоконные  системы и электронные каналы  связи, системы компьютерной связи и обеспечения;

       * внешнее городское благоустройство,  включающее дорожное хозяйство  и дорожно-транспортное строительство;

       * санитарная очистка территорий (уличная  уборка, домовая очистка с утилизацией бытовых и пищевых отходов);

       * зеленое хозяйство (озеленение городов, цветоводство);

       * гостиничное хозяйство;

       * бытовое обслуживание (бани, прачечные,  ритуальное обслуживание и т.д.);

       * уличное освещение.

       Отрасли городского хозяйства и жилищно-коммунальных услуг тесно связаны с региональной экономикой. В работах Н.Е. Бессоновой, В.Е.Рохчина, B.C. Чекалина, и других авторов, "городское хозяйство" рассматривается как комплекс служб, предприятий, инженерных сооружений и сетей, необходимых для удовлетворения повседневных бытовых, социально-культурных, коммунальных потребностей населения. В городское хозяйство входят предприятия, выполняющие как производственные, так и непроизводственные функции, включая транспорт, обслуживающий население города (территории), бытовое обслуживание, связь, торговлю, общественное питание и некоторые другие отрасли.

       К числу особенностей ЖКХ как отрасли  народного хозяйства, можно отнести:

       * сочетание производственных и  непроизводственных функций, связанных  с изготовлением материальных продуктов и оказанием услуг;

       * особую социальную значимость, усиливающую необходимость государственного регулирования и контроля со стороны потребителей;

       * сочетание коммерческих (ориентированных  на достижение прибыли) и некоммерческих организаций;

       * отрасль представлена как естественными  монополиями (транспортировка энергии  и жидкостей), так и отраслями,  в которых возможна и необходима  конкуренция (производство товаров и услуг);

       * многообразие организационно-правового  статуса предпринимательства (с  образованием и без образования  юридического лица) и форм собственности;

       * сочетание крупного (производство  энергии, Водоканал, трубопроводные  сети и т.д.) и малого бизнеса;

       * рассредоточение центров оказания  услуг соответственно системе  расселения, что обуславливает особую  роль местных органов самоуправления;

       * особая значимость экологического  и санитарно-эпидемиологического контроля;

       * необходимость гарантированного  обеспечения минимума услуг независимо  от платежеспособности населения;

       * многообразие потребителей (граждане, их ассоциации, предприятия, бюджетные  организации.

       Повышение требований к ЖКХ, его развитие и  совершенствование выступает как  важный фактор повышения уровня жизни  людей, улучшения их жилищных условий и развития культуры населения.

       ЖКХ включает жилищное хозяйство и коммунальные предприятия. В работах А.И. Безлюдова, А.Г. Козлюка, Н.Т. Лопаткина, В.Е.Рохчина и других авторов приводится классификация отраслей ЖКХ. Они включают:

       * санитарно-технические службы (водопровод, канализация, предприятия по санитарной  очистке);

       * внутригородской пассажирский транспорт  общего пользования (трамвай,  троллейбус, автобус, метрополитен);

       * коммунальную энергетику (тепловые, электрические, газовые сети, коммунальные  котельные, электростанции и газовые  заводы, не входящие в общие электрические системы);

       * коммунальное обслуживание (бани, прачечные, парикмахерские, гостиницы);

       * внешнее городское благоустройство  (дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, уличное освещение);

       * подсобные предприятия ЖКХ (ремонтные заводы, мастерские).

       В состав городского хозяйства входят также городские (муниципальные) и  районные (местные) органы управления, финансово-кредитные учреждения, органы по поддержке и охране общественного  порядка, учреждения науки и научного обслуживания внутригородского значения. Городское хозяйство при этом представляет не простой набор перечисленных  сфер, а интегрированную "сосудистую систему", связывающую воедино  все элементы обслуживания города (территории).

       К числу специфических особенностей ЖКХ следует отнести также  его многоотраслевой характер; преимущественно  местный характер обслуживания; тесную связь с промышленностью; взаимосвязь  отраслей и предприятий, обслуживающую  особенности процессов воспроизводства.

       Ведущей отраслью городского хозяйства, наиболее сложной и разветвленной является ЖКХ. Сущность ЖКХ как важнейшей  социально-экономической сферы народного  хозяйства рассматривалась в  работах В.Е.Рохчина, B.C. Чекалина , В.В. Авдеева , Е.Г. Хайло и других авторов.

       Подотрасли ЖКХ, удовлетворяя соответствующие потребности населения, обеспечивают необходимые условия для нормальной жизнедеятельности человека и функционирования как социальной, так и производственной структуры региона.

       ЖКХ формирует соответствующее качество жизни населения, культуру быта и  образ жизни, во многом определяет социально-экономический  потенциал территорий, их инвестиционную привлекательность.

       Несмотря  на многоотраслевую структуру ЖКХ представляет собой целостную систему, которая обеспечивает нормальную жизнедеятельность человека, функционирование социальной и производственной инфраструктуры территории.

       По  экспертным оценкам ЖКХ охватывает в среднем от 50 до 70% основных фондов, находящихся в муниципальной  собственности и служит таким образом материальной основой функционирования местных органов исполнительной власти и важнейшей сферой их социальной ответственности. Недостаток средств на содержание и ремонт объектов ЖКХ из-за нерационального механизма их формирования и использования, частых и неоправданных реорганизаций структуры управления ЖКХ привели к резкому снижению надежности функционирования объектов ЖКХ. На 38% увеличилась их аварийность.

Информация о работе Общая практика функционирования коммунальных предприятий в зарубежных странах