Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:32, реферат
Актуальность темы исследования продиктована недостаточной изученностью специфики управления жилищно-коммунальным комплексом как в общероссийском масштабе, так и в рамках региона, муниципального образования, а также необходимостью выработки путей и способов оптимизации процесса управления данной отраслью с целью обеспечения выхода ее из кризисного состояния на путь модернизации и поступательного развития.
Введение 2
1. Жилищно-коммунальное хозяйство как отрасль сферы услуг: основные проблемы…………………………………………………………………………………..4
2. Основные этапы и направления реформирования жилищно-коммунального комплекса России в постсоветский период 10
3. Общая практика функционирования коммунальных предприятий в зарубежных странах 24
Заключение 30
Список литературы: 32
Дефицит
финансирования ЖКХ усугубляется отсутствием
должного нормативно-правового
В связи с общим снижением уровня жизни населения и ростом тарифов значительно уменьшился спрос на многие платные виды услуг (ремонт и эксплуатация жилищного фонда, бытовые услуги и др.), сужается круг их потребителей. В результате резко увеличился разрыв в объемах и качестве коммунальных услуг, оказываемых в России и странах с развитой рыночной экономикой. По среднедушевому потреблению бытовых и жилищно-коммунальных услуг Россия отстает от США более чем в 5-6 раз. Это обуславливает социальную напряженность в обществе, особенно в зимний период и в энергодефицитных регионах (Дальний Восток, Камчатка, Север и Северо-Восток России).
Анализ уровня обеспеченности населения услугами ЖКХ на основе данных источников показывает, что разрыв между необходимым и практическим уровнем потребления услуг ЖКХ в 90-х гг. непрерывно возрастает:
Средний уровень обеспеченности населения общей жилой площадью, в расчете на одного жителя России, в 1,5-2 раза ниже рационального норматива и в 3-5 раз ниже, чем в странах с развитой рыночной экономикой, причем 9,8 млн. семей (включая одиночек) проживает в общежитиях и коммунальных квартирах. Лишь в Москве и некоторых других городах обеспеченность жильем благодаря новому жилищному строительству увеличилась.
В среднем на одного человека приходится 17,7 кв. общей жилой площади, при этом у трети российских семей (включая одиночек) - менее 9 кв. м. жилой площади. Свыше 5 млн. чел. проживает в аварийных и ветхих домах.
Более 120 млн. кв. м. жилья в России нуждается в неотложном капитальном ремонте, 170 млн. кв. м. - в переоборудовании коммунальных квартир и свыше 250 млн. кв. м. - в реконструкции. Подлежащий сносу аварийный жилой фонд, имеющий износ свыше 70%, составляет 34 млн. кв. м. (1, 3% всего жилищного фонда). В среднем за год в России выбывает не менее 4 млн. кв. м. жилья, а в неотложном ремонте нуждается более 11% государственного и ведомственного жилищного фонда. В середине 90-х гг. увеличились объемы индивидуального жилищного строительства в ряде регионов, однако финансовый кризис 1998 г. привел к его сокращению.
Уровень
благоустройства жилищного
Кризис
ЖКХ как отрасли сферы услуг
обусловлен совокупностью причин: слабой
технической базой отрасли; недостатком
мощностей; отсутствием необходимых
средств на развитие и текущее
содержание и др. Их глубинной основой
является неэффективный и
С
1990 г. темпы роста жилищного
ЖКХ относится к числу наиболее монополизированных отраслей народного хозяйства РФ. Монополизм в системе ЖКХ не позволяет потребителям защищать свои права, снижает ответственность организаций за предоставление жилищно-коммунальных услуг и их качество, ведет к формированию монопольных цен.
Основными проблемами развития отрасли ЖКХ являются:
· жилищная (недостаточное количество жилья, его крайне неравномерное распределение и несоответствие составу семей низкий уровень обслуживания жилищного фонда);
·
транспортная (недостаток транспортных
средств и линий, нерегулярность
движения, низкий уровень комфорта,
недостаточный уровень
· экологическая (тревожное ухудшение условий очистки воды и сточной жидкости, утилизации твердых бытовых отходов, состояния воздушного бассейна);
· энергообеспечения (частое отключение систем энергообеспечения, аварийное состояние сетевого хозяйства);
· социальная (рост ставок и тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг при их низком качестве в условиях падения реальных денежных доходов населения);
·
низкий уровень управления производственной
и финансово-экономической
Все эти проблемы существовали и ранее, но в условиях переходного периода они резко обострились. Основными причинами этого являются:
·
монополизм государственной и
· чрезмерная концентрация управления на уровне местных органов исполнительной власти;
· разбухшие управленческие структуры, бюрократизм и протекционизм;
· несоответствие цен и тарифов на услуги ЖКХ фактическим затратам на их производство;
·
слабое развитие хозрасчетных отношений
на предприятиях ЖКХ и отсутствие
действенных экономических
· отсутствие современного научно-технического менеджмента;
· слабый учет и защита интересов потребителей услуг ХКХ;
· отсутствие действенной системы социальной защиты населения при внедрении рыночных механизмов в отрасль.
Только устранение указанных причин позволит повысить эффективность хозяйствования в жилищно-коммунальной сфере.
Анализ исторического развития организационно-правовых форм органов государственного управления жилищно-коммунальным хозяйством позволяет сделать вывод, что объект управления прошел путь постепенного обособления, позволившего сформироваться отраслевой системе.
С
середины 60-х до 90-х гг. XX в. управление
ЖКХ имело пятизвенный
Система управления сферой ЖКХ, которая начала формироваться в ходе реформ 1990-х годов., в корне отличалась от существовавшей в советский период. Управление коммунальным комплексом переходило на принцип разделения управленческих и хозяйственных функций. Начали появляться новые формы собственности на жилищный фонд помимо государственной: муниципальная и частная собственность. Одновременно государство стало постепенно отстраняться от управления и финансирования деятельности жилищно-коммунального комплекса. Большое количество функций управления ЖКХ переходит к органам власти субъектов российской Федерации и органам местного самоуправления. Предприятия жилищно-коммунальной сферы начали становиться самостоятельными субъектами рынка. Обслуживание жилищного фонда на низовом уровне осуществлялось жилищно-эксплуатационными управлениями, управлениями ЖКХ, жилищно-строительными кооперативами, муниципальными унитарными предприятиями, дирекциями единого заказчика и др.
Первый этап реформы ЖКХ (1991-1996 гг.) коснулся в основном только управления и приватизации жилищного фонда. Началом его можно считать принятие закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 г. №1541-1, в соответствии с которым граждане страны получили право бесплатно приобрести в собственность занимаемые ими жилые помещения[2]. Однако одновременно с правами владения, пользования и распоряжения жильем государство передало гражданам и обязанности по его содержанию. Тем самым была изменена правовая основа эксплуатации жилых зданий: ранее ответственность за нее лежала на государстве, теперь эта ответственность возлагалась на собственников любой формы. Но ввиду отсутствия проработанного механизма для реализации данного положения и неготовности большинства населения к решению текущих жилищно-коммунальных проблем перед государством все острее начал вставать вопрос о необходимости принятия крупномасштабных мер, направленных на оздоровление состояния отрасли ЖКХ и ее развитие.
Одной из этих мер стало принятие закона РФ от 24.12.92 № 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики", вступившего в силу 21.01.1993г.[3] Законом были определены основные принципы реализации конституционного права граждан Российской Федерации на жилище в новых социально-экономических условиях, установлены общие начала правового регулирования жилищных отношений при становлении различных форм собственности и видов использования недвижимости в жилищной сфере.
Впервые
были внятно сформулированы цели федеральной
жилищной политики: обеспечение социальных
гарантий в области жилищных прав
граждан; осуществление строительства
и реконструкции
К
концу первого этапа реформы
ЖКХ (1996 г.) в большинстве регионов
изменилась структура управления жилищно-коммунальным
хозяйством на уровне республики, края,
области. На смену ТПО ЖКХ, совмещавших
функции государственного управления
и хозяйствования, пришли Министерства,
Комитеты, Департаменты, выполняющие
исключительно функции
Законом
РФ «Об основах федеральной
Второй
этап реформы ЖКХ (1997-2004 гг.) начался
с принятием в мае 1997 года «Концепции
реформы жилищно-коммунального
В качестве основных методов достижения указанных целей предлагались: совершенствование системы управления, эксплуатации и контроля в жилищно-коммунальном хозяйстве; переход на договорные отношения, развитие конкурентной среды, предоставление потребителям возможности влиять на объем и качество потребляемых услуг, преимущественно конкурсный отбор организаций, осуществляющих управление жилищным фондом и его обслуживание, обеспечивающих коммунальные предприятия материалами, оборудованием и выполняющих проектно-строительные работы; совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг, в том числе установление повышенных тарифов на сверхнормативную площадь жилья и сверхнормативное потребление коммунальных услуг, а также дифференциация оплаты в зависимости от качества и местоположения жилья; совершенствование системы социальной защиты населения: упорядочение существующей системы льгот, усиление адресной направленности выделяемых на эти цели средств.
Информация о работе Общая практика функционирования коммунальных предприятий в зарубежных странах