Общая практика функционирования коммунальных предприятий в зарубежных странах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 16:32, реферат

Описание

Актуальность темы исследования продиктована недостаточной изученностью специфики управления жилищно-коммунальным комплексом как в общероссийском масштабе, так и в рамках региона, муниципального образования, а также необходимостью выработки путей и способов оптимизации процесса управления данной отраслью с целью обеспечения выхода ее из кризисного состояния на путь модернизации и поступательного развития.

Содержание

Введение 2
1. Жилищно-коммунальное хозяйство как отрасль сферы услуг: основные проблемы…………………………………………………………………………………..4
2. Основные этапы и направления реформирования жилищно-коммунального комплекса России в постсоветский период 10
3. Общая практика функционирования коммунальных предприятий в зарубежных странах 24
Заключение 30
Список литературы: 32

Работа состоит из  1 файл

Оглавление.docx

— 65.97 Кб (Скачать документ)

       Программа реализации реформы ЖКХ была рассчитана до 2003 года. «Концепцией» признавалась необходимость создания конкуренции  в жилищно-коммунальной сфере, снижения затрат на услуги, повышения качества жилищно-коммунальных услуг, постепенного перехода от бюджетного дотирования  к 100%-й оплате этих услуг населением (до 2003 года). Для граждан, чей доход  был ниже прожиточного минимума, предусматривалось  получение субсидий, компенсирующих их расходы на оплату услуг ЖКХ. В  связи с тем, что в результате приватизации доля частного жилищного  фонда достигла 70 %, преобладающей  формой управления многоквартирными домами становятся товарищества собственников  жилья и управляющие компании[19].

       В рамках принятой 17.09.2001 г. постановлением Правительства РФ Федеральной целевой  программы (ФЦП) «Жилище» на 2002-2010 годы»  была разработана подпрограмма «Реформирование  и модернизация жилищно-коммунального  комплекса Российской Федерации»[6], основные цели которой-повышение эффективности, устойчивости и надежности функционирования систем жизнеобеспечения населения, привлечение инвестиций в жилищно-коммунальную отрасль, улучшение качества услуг с одновременным снижением затрат, адресная социальная защита населения при оплате жилищно-коммунальных услуг.

       Основными задачами подпрограммы являлись:

       - финансовое оздоровление жилищно-коммунальных  предприятий путем реструктуризации  и ликвидации их задолженности  и доведения тарифов на жилищно-коммунальные  услуги для населения и других  потребителей до экономически  обоснованного уровня, жесткого  соблюдения установленных стандартов  оплаты услуг населением, перехода  от дотирования жилищно-коммунальных  предприятий и предоставления  категориальных льгот к субсидированию  малообеспеченных семей, ликвидации  перекрестного субсидирования тарифов;

       - снижение издержек и повышение  качества и доступности жилищно-коммунальных  услуг, формирование инвестиционной  привлекательности жилищно-коммунального  комплекса путем развития конкуренции  в сфере предоставления жилищных  услуг, создания взаимосвязанных  процедур тарифного регулирования  коммунальных предприятий и естественных  монополистов-предприятий топливно-энергетического  комплекса;

       - обеспечение государственной поддержки  процесса модернизации жилищно-коммунального  комплекса на основе современных  технологий и материалов путем  предоставления бюджетных средств  и государственных гарантий по  привлекаемым инвестициям.

       Достижение  основных целей подпрограммы было призвано обеспечить возможность устойчивого  развития жилищно-коммунального комплекса  без использования программных  методов управления на федеральном  уровне. Действие подпрограммы было рассчитано на первый этап реализации ФЦП «Жилище»: 2002-2005 г.г.

       Подводя итоги реализации подпрограммы «Реформирование  и модернизация жилищно-коммунального  комплекса Российской Федерации», Правительство  РФ констатировало некоторые позитивные результаты: преодоление снижения надежности работы жилищно-коммунального комплекса  после финансового кризиса 1998 года;

       стабилизация  финансового положения организаций  коммунального комплекса;

       создание  законодательной основы проведения реальных рыночных преобразований в  жилищно-коммунальном комплексе;

       осуществление перехода к системе персонифицированных  социальных счетов граждан по оплате жилых помещений и коммунальных услуг;

       появление на рынке коммунальных услуг организаций  частных форм собственности.

       В 2003-2004 годах в рамках реализации подпрограммы "Реформирование и  модернизация жилищно-коммунального  комплекса Российской Федерации" оказана государственная поддержка  в финансировании строительства  и реконструкции 240 объектов коммунальной инфраструктуры в 63 субъектах Российской Федерации.

       Реконструированы 8975 км сетей водоснабжения и канализации, отопительные котельные общей мощностью 22220 Гкал/ч, очистные сооружения на объектах водоснабжения и канализации  общей производительностью 4938 тыс. куб. метров в сутки.

       Кроме того, проводились работы по созданию автоматизированных систем управления технологическими процессами городского коммунального хозяйства, а также  другие работы.

       Вместе  с тем было признано, что позитивного  изменения ситуации при реализации вышеуказанной подпрограммы достигнуть не удалось. Причинами этого указывались  низкая эффективность использования  бюджетных средств в жилищно-коммунальном комплексе, недостаточное привлечение средств внебюджетных источников для финансирования строительства и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры[6].

       Основными проблемами реализации подпрограммы "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального  хозяйства Российской Федерации" стали недостаточность ресурсов и отсутствие эффективных механизмов для стимулирования позитивных изменений  в жилищно-коммунальном комплексе. В частности, средства федерального бюджета расходовались на безвозмездное  финансирование проектов строительства  и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры без четких критериев принятия решений, что не способствовало привлечению в сектор частных инвестиций.

       Задача  создания нормативной правовой базы, необходимой для реформирования жилищно-коммунального хозяйства  и привлечения в отрасль частных  инвестиций, которая во многом определила содержание подпрограммы, была в основном решена с принятием федеральных  законов, направленных на формирование рынка доступного жилья в Российской Федерации. В этих условиях модификация  подпрограммы должна дать возможность  существенно повысить ее эффективность

       Третий  этап реформы жилищно-коммунальной отрасли начался после вступления в силу с 1 марта 2005г. Жилищного кодекса  Российской Федерации, который установил  три формы управления многоквартирными домами: непосредственное управление собственниками жилья, управление управляющей  компанией, управление товариществом  собственников жилья.[7]

       Управление  ЖКХ осуществляется на договорной основе между собственниками помещений  в многоквартирном доме, управляющей  компанией, подрядными организациями  различных форм собственности, осуществляющими  обслуживание и содержание жилищного  фонда и объектов инженерной инфраструктуры, либо товариществом собственников  жилья - некоммерческой организацией, основанной на добровольном членстве собственников помещений.

       Следует отметить, что впервые в истории  современного жилищного законодательства гражданам-собственникам жилья было дано полное право самостоятельно определять способ управления общим имуществом своего многоквартирного дома, и выбирать организацию, которая должна осуществлять его содержание, ремонт и техническое обслуживание. При этом муниципальные образования и субъекты РФ, а также юридические лица, имеющие в собственности помещения в этих домах, уравнены в правах с гражданами и голосуют на общих собраниях собственников наравне с ними, в соответствии с количеством голосов, пропорциональным своей доле в праве общей собственности на общее имущество в данном доме[7]. Это было одним из важнейших шагов законодателя в направлении повышения ответственности граждан за состояние жилья, в котором они проживают, и стимулирования населения к проявлению инициативы в решении вопросов содержания жилищного фонда. Тогда как ранее действовавший Жилищный кодекс РСФСР изначально был рассчитан исключительно на государственное управление жилищным фондом, его содержанием и ремонтом[7].

       Одновременно  с правом самостоятельно определять судьбу многоквартирного дома государство  возложило на собственников помещений  такого дома бремя расходов на содержание общего имущества дома, в доле каждого  собственника, пропорциональной его  доле в праве общей собственности  на общее имущество[7].

       В развитие данной нормы Правительством РФ 13.08.2006 г. были приняты «Правила содержания общего имущества в многоквартирном  доме», конкретизирующие состав общего имущества многоквартирного дома, определяющие границы эксплуатационной ответственности  за состояние инженерных и коммуникационных сетей, устанавливающие единые требования к содержанию общего имущества, общие  положения об оплате собственниками расходов на содержание общего имущества, и компетенцию федеральных органов  исполнительной власти и органов  исполнительной власти субъектов РФ по осуществлению государственного контроля за содержанием общего имущества[9].

       Стоит отметить, что по данным Федеральной  службы государственной статистики РФ (далее-Росстат) по состоянию на конец 2009 года правом приватизации занимаемых жилых помещений в России воспользовались владельцы 27657 тыс. жилых помещений, что составило только 73% от общего числа жилых помещений, подлежащих приватизации[24]. Видимо, в связи с этим Государственная Дума Федерального собрания Российской Федерации Законом РФ от 01.02.2010 г. №4-ФЗ перенесла срок окончания действия Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» с 01 марта 2010 года на 01 марта 2013 года[11]. Тем самым государство дает возможность тем, кто еще по каким-либо причинам не приватизировал занимаемые жилые помещения, сделать это в ближайшие три года, и с другой стороны, стремится к постепенному уменьшению своего участия в расходах на содержание и ремонт жилищного фонда.

       Параллельно с мероприятиями по реализации положений  нового Жилищного кодекса РФ начался  второй этап реализации ФЦП «Жилище», в рамках которого в действие вступила подпрограмма-«Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры», рассчитанная на 2006-2010 годы и сменившая собой прекратившую действие подпрограмму «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации». Данная подпрограмма была призвана служить инструментом реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", объявленного Президентом РФ В.В. Путиным 05.09.2005 г. на его встрече с правительством, парламентом и главами регионов в рамках Программы приоритетных национальных проектов. Цели и задачи программы соответствовали целям и задачам указанного национального проекта.

       Целью подпрограммы заявлено создание условий  для приведения жилищного фонда  и коммунальной инфраструктуры в  соответствие со стандартами качества, обеспечивающими комфортные условия  проживания.

       Подпрограммой были поставлены следующие задачи: модернизация объектов коммунальной инфраструктуры; повышение эффективности управления объектами коммунальной инфраструктуры; привлечение средств внебюджетных источников (в том числе средств  частных инвесторов, кредитных средств и личных средств граждан) для финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.

       По  итогам реализации подпрограммы должны быть достигнуты следующие показатели: снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры: 2007 год-55 %, 2010 год-50 %; доля средств внебюджетных источников в  общем объеме инвестиций в модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры:2007 год-20 %, 2010 год-50 %; доля частных компаний, управляющих объектами коммунальной инфраструктуры на основе концессионных  соглашений и других договоров, в  общем количестве всех организаций коммунального комплекса: 2007-15%, 2010 год-30 %.

       При этом к окончанию срока действия Федеральной целевой программы  «Жилище» (2010 год) ожидаются следующие  результаты: снижение уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры, повышение  качества предоставления коммунальных услуг, улучшение экологической  ситуации, создание благоприятных условий  для привлечения внебюджетных средств для финансирования проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры[8].

       Для оказания содействия процессу реформирования отрасли в июле 2007 года была учреждена  некоммерческая организация - Государственная  корпорация «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», учредителем которой является Российская Федерация, а координацию деятельности осуществляет Министерство регионального  развития РФ[8]. Целями деятельности Фонда в соответствии с Законом РФ №185-ФЗ от 21.07.2007 г. являются создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.

       Деятельность  Фонда содействия реформированию ЖКХ  заключается в предоставлении финансовой поддержки регионам Российской Федерации  при реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов  и региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Финансовая поддержка оказывается по заявкам субъектов РФ, которые должны соответствовать определенному набору требований, установленных вышеуказанным Федеральным законом. Срок действия Фонда установлен до 01.01.2012 года, после чего Фонд подлежит ликвидации.

Информация о работе Общая практика функционирования коммунальных предприятий в зарубежных странах