Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:42, курсовая работа
Главная цель данной работы – изучить предмет и методы микроэкономики.
Поставленная цель в работе достигается путём решения следующих задач:
1. Изучить предмет микроэкономики.
2. Изучить методологию микроэкономики.
Введение. 3
1. Предмет микроэкономики. 5
javascript:activate_paper(1181064)
1.1 Микроэкономика как составная часть фундаментальной экономической науки 5
1.2 Предмет микроэкономики как науки, объект и субъект её исследования. 11
2. Методология и методы микроэкономики. 18
2.1 Общенаучные методы познания современной микроэкономики. 18
2.2 Частные приёмы исследования микроэкономики. 23
2.3 Функции микроэкономики. 31
Заключение. 34
Список использованной литературы.. 36
Содержание
Введение. 3
1. Предмет микроэкономики. 5
1.1 Микроэкономика как
составная часть
1.2 Предмет микроэкономики как науки, объект и субъект её исследования. 11
2. Методология и методы микроэкономики. 18
2.1 Общенаучные методы
познания современной
2.2 Частные приёмы исследования микроэкономики. 23
2.3 Функции микроэкономики. 31
Заключение. 34
Список использованной литературы.. 36
Введение
Термин «экономика» происходит от древнегреческого слова «ойкономиа» («ойкос» – дом, хозяйство и «номос» – правило, закон), что в буквальном переводе означает «правила ведения домашнего хозяйства». Поэтому в античный период понятие «экономика» не распространялось на всю совокупность хозяйств, имеющихся в государстве (городе, общине), а использовалось лишь для обозначения отдельно взятого домашнего хозяйства (со всем его имуществом и хозяйственной деятельностью) и искусства ведения домашнего хозяйства (домостроя, домоводства). Как считают исследователи, термин «экономика» ввел в употребление древнегреческий ученый и политический деятель Ксенофонт (430–355 гг. до н.э.).
В современных условиях термин «экономика» рассматривается гораздо шире и имеет два смысловых значения:
– во-первых, экономика – это хозяйственная деятельность, хозяйство, производство в масштабах всего человечества, то есть совокупность всех субъектов хозяйствования, средств, ресурсов, используемых людьми в целях обеспечения своей жизнедеятельности, удовлетворения своих потребностей. Синонимами этого понятия являются термины «народное хозяйство», «реальная экономика», «общественное воспроизводство», а за рубежом, особенно в англоязычных странах – «economy» («экономи»).
Экономику как хозяйственную деятельность по своим масштабам принято подразделять на несколько уровней: мировую экономику (мировое хозяйство), национальную экономику (народное хозяйство, государственная экономика), экономику отдельных отраслей, экономику предприятий, домашних хозяйств и т.д.
– во-вторых, экономика – это наука, совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей (хозяйственной деятельности), об использовании разнообразных, как правило, ограниченных ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества в целом, об отношениях, возникающими между людьми и группами людей в процессе хозяйствования. Синонимами этого понятия являются термины «экономическая теория», «экономическая наука», «политическая экономия». За рубежом этому понятию соответствует термин «economics» («экономикс»).
В экономической теории выделяются отдельные уровни или части, различающиеся охватом, масштабом изучаемых объектов и отношений, вследствие чего различаются цели и задачи исследований, методы исследований, применяемые показатели и т.д. Принято выделять:
· мегаэкономику, которая изучает экономические процессы в масштабах всей нашей планеты;
· макроэкономику, которая изучает экономические процессы в рамках государства;
· микроэкономику, которая изучает экономические процессы на уровне отдельных хозяйственных субъектов: домашних хозяйств, предприятий, организаций и учреждений.
Главная цель данной работы – изучить предмет и методы микроэкономики.
Поставленная цель в работе достигается путём решения следующих задач:
1. Изучить предмет микроэкономики.
2. Изучить методологию микроэкономики.
2. Методология и методы
Методология экономической теории – это наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономических явлений.
Методы – инструменты,
совокупность приемов исследования
в науке и воспроизведения
их в системе экономических
Общим мировоззренческим методом является материалистическая диалектика – единый для всех наук метод. Однако специфика предмета каждой науки обусловливает своеобразие его применения к познанию объективного мира. В частности, способы, используемые исторической наукой, занимающейся вопросами исторического развития общества в его конкретном многообразии, не могут быть во всем одинаковыми со способами, применяемыми экономической теорией при изучении экономического строя общества. Что касается естественных наук, то в процессе познания законов природы они широко используют экспериментирование, постановку опытов, проводимых в искусственно создаваемых лабораторных условиях с тем, чтобы воспроизвести явление в его чистом виде. [10, с. 214]
Во-первых, диалектический метод исходит из того, что в природе и обществе все явления и отношения не являются раз и навсегда данными, вечно и неизменно существующими. Они находятся в процессе развития и изменения. Применительно к экономической теории это означает, что мы должны рассматривать экономические категории и законы, процессы и явления не как застывшие, неподвижные, вечные, а как изменяющиеся, развивающиеся. Необходимо строго выяснить, как, почему и в силу каких причин возникают экономические явления, в чем состоит их развитие, как и почему они исчезают.
Во-вторых, диалектический метод исходит из того, что и в природе, и в обществе развитие идет от простого к сложному, от низшего к высшему. Сложное отношение может появиться лишь после того, как развилось предшествующее ему простое. Применительно к экономической теории это означает, что при восхождении от абстрактного к конкретному экономические категории располагаются в последовательности, которая выражает процесс перехода от наиболее простых экономических отношений ко все более сложным. Переход от простого к сложному есть переход к новому качеству. И в то же время сложное отношение, являясь качественно новым, содержит и черты, которые имели место в предшествующем простом отношении.
В-третьих, диалектический метод исходит из того, что движущая сила развития есть единство и борьба противоположностей, внутренние противоречия того или иного явления. В экономической 'теории движущими силами экономического прогресса считаются противоречия между производством и потреблением, между различными видами интересов и т.д.
Экономическая теория использует общенаучные методы познания, такие как:
· метод научной абстракции
· анализ и синтез
· индукцию и дедукцию
· исторический и логический методы. [12, с. 81]
Все эти методы и инструменты используются в единстве.
При исследовании экономических явлений делаются многие упрощения, которые принято определять как метод научной абстракции.
При этом исследователь отвлекается от всего второстепенного, чтобы выявить наиболее существенные стороны явлений, повторяющиеся черты. Так возникают понятия: производство вообще, потребности, распределение, обмен и т.д. Логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны экономической жизни общества, называются экономическими категориями.
В экономике, несмотря на внешний хаос и случайности, действуют определенные, типичные, характерные связи.
Внутренние существенные, повторяющиеся, устойчивые, необходимые, постоянные, качественно и количественно определенные причинно-следственные связи между экономическими явлениями и процессами называются экономическими законами. Экономическая теория призвана устанавливать эти причинно-следственные связи.
Анализ – мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей отдельно.
Путем синтеза воссоздается целостная картина процесса или явления. Например, при изучении механизма рыночного ценообразования мы будем изучать сначала отдельные стороны рыночного механизма: спрос и предложение, а затем перейдем к синтезу этих частей и исследованию процесса формирования рыночной цены.
Посредством индукции обеспечив
Дедукция – переход от общего к частному. [11, с. 93]
Оба метода имеют равное значение в экономических исследованиях и дополняют друг друга. Отмечают, что для традиционной отечественной экономической теории характерно стремление к более активному использованию дедуктивных умозаключений: изучив общие закономерности в развитии экономических процессов, имевших место в отечественной или зарубежной экономической истории и хозяйственной практике, исследователи формулируют рекомендации и выводы. Западные экономисты более активны в использовании индукции как метода познания. Для них характерна оценка экономических процессов с позиций отдельного человека: потребителя или предпринимателя.
Используя исторический метод, экономическая теория исследует экономические явления и процессы в той последовательности, в которой они в самой жизни возникали, развивались и сменялись одно другими. Исторический метод показывает, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному. Логический (теоретический) анализ также есть восхождение от простого к сложному. То есть имеет место единство исторического и логического, но это не означает их полного совпадения.
Изучение экономической
действительности допускает проведение экспериме
В силу нежелательности проведения частых экспериментов, особую роль в экономических исследованиях играет моделирование.
Экономическая модель состоит из предпосылок и условий, которые служат для установления взаимосвязей между экономическими переменными.
Переменные, значения которых принимаются в модели в качестве заданных, – это параметры модели. С помощью логики, графических построений и математики моделирование позволяет выявить влияние предпосылок и условий на явление, которое экономическая теория стремится объяснить.
Ключевая поведенческая предпосылка в моделях, используемых в современной экономической науке, заключается в том, что в качестве главного мотива экономической деятельности рассматривается желание получить максимальную выгоду (максимальную прибыль, максимальную полезность и т.п.). Этим предопределяется рациональное экономическое поведение каждого человека. Предположение о максимизации выгоды – упрощение. Наряду с рациональными мотивами человек в экономической жизни руководствуется и иррациональными мотивами. Особенно это присуще потребителям. Вместе с тем ориентация на максимизацию выгоды доминирует в современной экономической жизни, что делает данную предпосылку достаточно удобной и эффективной. [9, с. 142]
В современной экономической теории широко распространен предельный анализ – технический прием в экономическом моделировании, в соответствии с которым исследуется, каким образом каждое дополнительное действие влияет на цель, к которой стремится в своей экономической деятельности человек. Например, покупатель приобретет дополнительную единицу блага, если предельная (дополнительная) выгода, которую он получит, превысит предельные (дополнительные) издержки. Применение предельного анализа показывает, что он является мощным орудием принятия решений.
Нормативный анализ используется для оценки и выдачи рекомендаций, что должно иметь место. Для нормативного анализа характерно следующее утверждение: «следует сделать это или то.». Пример: «Для структурной перестройки экономики необходимо проводить селективную поддержку предприятий.» Нормативные утверждения чаще всего выводятся из позитивных, но имеющимися фактами нельзя доказать их истинность или ложность.
Экономические явления исследуются системно. Системный подход предполагает трактовку экономического объекта как системы и в то же время как элемента еще более сложной системы. Экономические явления исследуются по составу и структуре, в определенной субординации, с выделением причины и следствия, корреляционной зависимости.
Как и любая наука, микроэкономика занимается объяснением и прогнозированием наблюдаемых явлений.
Экономисты, специализирующиеся на микроэкономическом анализе, наблюдают экономические процессы, систематизируют полученные знания, то есть развивают позитивное направление. Экономическая наука в основном является позитивной. Позитивный анализ предполагает объяснение и прогнозирование явлений в экономике.
Действительно, позитивный анализ – основа. Только на этой основе и формируется нормативное направление микроэкономики. Нормативный подход предполагает, например, ответ на вопрос «Нужно ли снижать налоги на доходы населения?» Не владея знаниями экономической ситуации, положения и мотивов деятельности экономических субъектов в данных конкретных условиях, ответить на поставленный вопрос невозможно.
Рекомендуя те или иные меры, экономист должен определить, каким путем их можно реализовать, какие побочные последствия они могут вызвать. Тем самым проблема выбора, возникающая у каждого экономического субъекта, облегчается, а сам выбор становится более ответственным, совершенным «со знанием дела». Нормативный анализ особенно важен для менеджеров, архитекторов государственной политики.
Среди частных приемов выделяют графические, статистические, математические, моделирование, сравнительный анализ, экономический эксперимент и т.д.
Экономический эксперимент – научно поставленный опыт в экономической области с целью проверки эффективности намечаемых хозяйственных мероприятий. Цель эксперимента – доказательство правильности определенной гипотезы, выдвинутой на основе изучения существующей практики экономического развития. Современные средства технического оснащения науки (особенно применение электронных вычислительных машин) дают возможность для широкого проведения экспериментальной экономической работы. Экономические эксперименты позволяют выработать меры, стимулирующие увеличение объемов производства, рост производительности труда, снижение издержек производства и т.д. Экономические эксперименты разумны и необходимы, хотя точно спрогнозировать вероятные результаты эксперимента можно далеко не всегда. Вместе с тем поиск тех или иных методов повышения эффективности производства в странах рыночной экономики дает ощутимые результаты. [10, с. 82]