Общее понятие управления финансами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 12:42, курсовая работа

Описание

Главная цель данной работы – изучить предмет и методы микроэкономики.
Поставленная цель в работе достигается путём решения следующих задач:
1. Изучить предмет микроэкономики.
2. Изучить методологию микроэкономики.

Содержание

Введение. 3
1. Предмет микроэкономики. 5
javascript:activate_paper(1181064)
1.1 Микроэкономика как составная часть фундаментальной экономической науки 5
1.2 Предмет микроэкономики как науки, объект и субъект её исследования. 11
2. Методология и методы микроэкономики. 18
2.1 Общенаучные методы познания современной микроэкономики. 18
2.2 Частные приёмы исследования микроэкономики. 23
2.3 Функции микроэкономики. 31
Заключение. 34
Список использованной литературы.. 36

Работа состоит из  1 файл

микроэкономика.doc

— 430.50 Кб (Скачать документ)

Количество безработных  работоспособного возраста (по методологии  МОТ) составляло 1,4 млн. лиц, или 6,9% от численности экономически активного населения отмеченного возраста (в среднем за 9 месяцев 20067., рассчитано на базе материалов выборочных обследований населения (домохозяйств) по вопросам экономической активности). К этой категории безработных относятся лица, которые самостоятельно искали работу, и те, которые находились на учете в государственной службе занятости.

В целом количество незанятого населения, которое находилось на учете  в государственной службе занятости  по возрасту и по профессиональной группе в 1996-2007гг. представлено в таблице 3.13.

Таблица 3.13

Количество незанятого населения, которое находилось на учете  в государственной службе занятости, по возрасту и профессиональным группам  в 1999-2006гг.

(на конец отчетного  периода; тыс. лиц)

Года

Всего

по полу

женщины

мужчины

1999

1204,6

744,3

460,3

2000

1188,0

746,5

441,5

2001

1028,8

655,7

373,1

2002

1055,2

674,7

380,5

2003

1003,7

635,1

368,6

2004

998,9

628,0

370,9

2005

903,5

545,7

357,8

2006

780,9

468,3

312,6 

 

По регионам наивысший  уровень трудоустройства наблюдался в м. Киеве (21,0%), а самый низкий – в Тернопольской области (3,0%). В то же время снижение количества трудоустроенных граждан наблюдалось во всех регионах.

С целью получения  новой профессии или специальности  государственной службой занятости в декабре 2006г. было направлено на учебу 13,6 тыс. безработных против  15,6 тыс. лиц в предыдущем месяце. В целом на начало января 2007г. по таким направлениям в учебных заведениях всех типов проходили профессиональную учебу 36,3тыс. лиц (4,8% зарегистрированных безработных).

Из Фонда общеобязательного  государственного социального страхования  на случай безработицы в ноябре 2007г. на помощь по безработице потрачено 138,8 млн.грн. Среднеучетное количество безработных, которые  получали получали помощь по безработице на протяжении отмеченного месяца, составляли 428,5 тыс. лиц, или 73,0% от общего количества тех, которые имели статус безработный. Средний размер помощи в ноябре 2007г. сравнительно с соответствующим месяцем предыдущего года вырос на 34,8% и составлял 323,78 грн., что равняется 70,4% законодательно установленного в этом периоде минимального уровня заработной платы (460грн.). 

 

3.2. Безработица  молодежи

 

Безработица молодежи - одна из острейших социально-экономических  проблем современности, яркий и неоспоримый показатель нестабильности экономики страны.

Отдельный вопрос - занятость  молодежи. В новой социально-экономической  ситуации обостряется вопрос подготовки экономически грамотного молодого поколения  вне зависимости от профессии, способного самостоятельно решать жизненные вопросы, быстро приспосабливаться к условиям новой экономической системы, обладать конкурентоспособностью на рынке труда. Тем не менее, новоиспеченные современными вузами молодые специалисты, так необходимые стране, не находят своего покупателя на рынке труда и вынуждены получать скромные пособия или минимальную заработную плату за использование своего труда не по специальности.

Молодежь - наиболее активный и перспективный слой населения  с точки зрения кадрового резерва. Молодые люди легче приспосабливаются и адаптируются в постоянно меняющихся условиях современной рыночной экономики, они легко обучаются, перспективней мыслят, в них отсутствует консерватизм взглядов, они мобильнее, любознательнее, целеустремленней, часто образованнее, чем остальные слои населения и, тем не менее, они наиболее не востребованы (в силу своей некомпетентности, отсутствия практических навыков и опыта, завышенных амбиций и издержек современного украинского профессионального обучения) на рынке рабочей силы.

А если учесть такую особенность  национальной безработицы как - предельно  низкий процент зарегистрированных безработных, станет понятным необходимость  корректировки данного показателя, естественно, в направлении его  увеличения. Таким образом, в нашей стране практически каждый четвертый трудоспособный гражданин - безработный! Это страшные цифры. Тем более, что основная часть безработного населения формируется из наиболее активной, образованной, динамичной, перспективной прослойки населения - из молодых людей (20-40% от общего числа зарегистрированных безработных, как в капиталистических странах Европы, так и у нас в стране, составляет молодежь в возрасте до 29 лет).

Подобная ситуация чревата  самыми острыми социально-экономическими последствиями для современного общества. Не стоит говорить о том, что безработица сама по себе является не только индикатором экономической нестабильности в стране, но и одной из самых глобальных социально-экономических проблем современности. С одной стороны, сужение источников доходов семей при росте безработицы, вызывая деградацию потребления, не может не стать фактором обнищания населения, а стало быть, и торможения экономического роста. С другой стороны, слабая социальная защищенность приводит к разочарованиям в жизни и как крайний выход - к увеличению самоубийств. Массовая безработица среди молодежи, в силу специфики, не устоявшейся еще психики, чрезмерных амбиций новоиспеченных специалистов, юношеского максимализма и реактивности, является еще более глубокой проблемой.

За последнее десятилетие - с 1995 по 2005 гг. - число безработных  среди молодежи в возрасте от 15 до 24 лет в мире выросло с 74 до 85 млн. человек. Такие данные приводятся в  новом докладе Международной  организации труда (МОТ).

По информации этой организации, из 1,1 млрд. молодых людей в возрасте от 15 до 24 лет в мире каждый 3-й либо ищет, либо не может найти работу, либо совершенно прекратил ее поиски, либо трудится, но при этом живет на менее чем 2 долл. в день. Как отмечается в докладе, в период с 1995 по 2005гг. численность молодежи возросла на 13,2%, при этом занятость в этой группе увеличилась лишь на 3,8%. Численность безработных среди молодежи составляет 44% от общего числа безработных, в то время как доля молодых людей в общей численности населения трудоспособного возраста равняется лишь 25%.

Уровень безработицы  среди молодежи вырос с 12,3% в 1995г. до 13,5% в 2005г., в то время как безработица  среди взрослых работников составляет 4,6%. При этом, согласно докладу, более 300 млн. молодых людей трудились, но не могли выбраться за черту бедности (их заработок не превышал 2 долл. в день).

Самый высокий уровень  безработицы среди молодежи - 25,7% - был отмечен в странах Ближнего Востока и Северной Африки. Вторым по этому показателю стал регион Центральной и Восточной Европы (не члены Европейского союза) и СНГ (19,9%). Рост молодежной занятости наблюдался в последние 10 лет в развитых государствах и странах ЕС.

В Украине по состоянию  на 1 октября 2006г. в Государственной  службе занятости было зарегистрировано 0,7 млн. безработных.

Самый высокий уровень  безработицы был зарегистрирован  в Ровенской области (4,3%), самый  низкий - в Киеве (0,4%). По данным Госкомстата, в августе государство выделило помощь безработным в размере 121,7 млн. гривен. Ее получили 532,1 тыс. безработных. Средний размер пособия на одного безработного в августе составил 228,61 гривен. На 1 октября в Украине было 237,9 тыс. вакансий.

По данным Госкомстата, на 1 декабря 2007 года было зарегистрировано 587 тысяч безработных. Их число уменьшается с каждым годом – 1 декабря 2006 года в стране было 700 тысяч безработных, а на 1 января 2007 года – 800 тысяч. 587 тысяч, в том числе 369 тыс. женщин. Среди безработных 299,4 тыс. – сельское население.

В конце ноября 2007г. на учете в государственной службе занятости находилось 619,9 тыс. чел (месяцем ранее - 578,5 тыс.) при потребности предприятий в работниках на замещение свободных рабочих мест и вакантных должностей в 195,3 тыс. чел. (207,4 тыс.). Нагрузка на одно свободное рабочее место (вакантную должность) составляет 3 человека (март-апрель - 4 чел. на место, январь-февраль - 5 чел.).

Молодые специалисты - это  гордость и надежда любого развитого  государства, а если эта “надежда”  не имеет соответствующей социальной защищенности, “непристроенность” молодежи превращается в одну из наиболее значимых угроз экономической безопасности и социальной стабильности страны.

Безработица среди молодого населения ведет:

ü   к углублению бедности и обнищанию бюджетов молодых семей (как следствие - увеличение разводов, абортов, снижение рождаемости, увеличение числа беспризорных и брошенных детей, детей-сирот, детей-инвалидов);

ü   снижение социальной защищенности и неадекватная оценка молодежного труда способствует падению национального патриотизма, приводит к оттоку молодых специалистов в развитые капиталистические страны, прививает интерес к поиску альтернативных форм заработка в сфере неформальной экономики и теневого бизнеса, подрывает интерес к образованию;

ü   усугубляется криминогенная обстановка в стране: увеличивается количество экономических и уголовных преступлений, расцветает алкоголизм и наркомания, увеличивается количество венерических и прочих заболеваний, сокращается уровень продолжительности жизни, увеличивается смертность - все это способствует естественному вырождению нации. В сложившейся ситуации просто необходимо разработать целый комплекс мер по выводу страны из “безработного” кризиса. С одной стороны, в решении данной проблемы может помочь набирающая обороты система предпринимательства и частного бизнеса, с другой стороны, естественно, никак не обойтись без помощи государства и поддержки местных органов самоуправления. Так как, лишь решив данную проблему на местах, “залатав дыры” в рядах безработных в каждом отдельном регионе, можно говорить о снижении уровня безработицы в стране в целом. Что касается проблемы увеличения непосредственной занятости молодежи, здесь наблюдаются свои специфические сложности:

ü   молодые специалисты в силу своей “незрелости”. Недостатка профессионального опыта являются одним из наименее востребованных слоев населения на рынке труда;

ü   наблюдается тенденция к эксплуатации молодежного труда со стороны частных предпринимателей (необоснованно низкая заработная плата, ненормированное рабочее время и дифференциация труда) по причине сложности трудоустройства и повышенной в связи с этим значимости рабочего места;

ü   чрезмерная амбициозность выпускников современных вузов (особенно коммерческих) - завышенные требования к условиям и оплате труда, не желание строить карьеру с самых “низов”, постепенно поднимаясь по ступеням служебной лестницы, - усложняют ситуацию на рынке труда молодых специалистов, увеличивают количество безработных праздношатающихся молодых людей;

ü   отсутствие четкой профессиональной определенности - зачастую образование, полученное в вузе, не является основным профессиональным ориентиром, молодой специалист не знает своих профессиональных склонностей и не имеет конкретных предпочтений ни к одной из профессий;

ü   отсутствие практической подготовки с детства к любому реальному труду приводят к нежеланию менять размеренный уклад “легкой” жизни за “надежным родительским плечом”;

ü   слабая социальная защищенность, необоснованно низкая система оплаты труда в стране, высокая текучесть кадров на российских предприятиях стимулирует молодого специалиста к поиску заработка на более благоприятной ниве зарубежных предприятий.

Решить проблему увеличения занятости можно, но подходить к  этому решению следует комплексно:  

1. Во-первых, государство  должно позаботиться о создании атмосферы социальной стабильности и защищенности для рассматриваемого слоя населения (ведь молодежь - это будущее нации):

· пересмотреть и доработать законодательную базу;

· откорректировать политику в области трудоустройства;

· найти возможности дополнительного финансирования государственных программ и мероприятий в направлении занятости;

· разработать систему  поощрений, льготного инвестирования и налогообложения регионов с  низким уровнем безработицы (тем  самым стимулировать местную  администрацию в приоритетности решения проблемы занятости) и др.

2. Во -вторых, органы местной  администрации должны активно  следить за положением на рынке  труда своего региона:

a. способствовать созданию  необходимого количества государственных  и коммерческих специализированных институтов, занимающихся трудоустройством, профессиональным консультированием, психологической поддержкой (в частности, специализированных агентств для молодежи, кадровых агентств, центров социально-психологической помощи молодежи, бирж труда и т.п.);

b.   следить за деятельностью государственных служб занятости и городской биржи труда, оказывая необходимую финансовую помощь и организационно-правовую поддержку (при выплате пособий, оплате стажировок, финансировании и организации профессионально-консультационных массовых мероприятий и т.п.);

c. формировать государственный  заказ для вузов на такие  специальности, которые соответствуют  требованиям времени и условиям  сложившегося рынка труда;

d.   обеспечить тесную взаимосвязь в системе: местные органы самоуправления - вузы - рынок труда;

e. стимулировать предприятия  и частных предпринимателей в  увеличении количества молодых  специалистов при формировании  кадрового потенциала фирм (проводить  на базе бирж труда и кадровых  агентств консультационно-разъяснительные семинары с работодателями; выделять необходимые финансовые средства на начальном этапе апробации молодого специалиста, ввести квотирование численности молодых специалистов на предприятиях, организовывать курсы по планированию кадровой политики для частных предпринимателей).

Информация о работе Общее понятие управления финансами