Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2011 в 15:17, реферат
Размышляя над судьбой человека в прошлом, настоящем и будущем, о его положении в обществе и отношения к окружающему миру, мы сталкиваемся с огромным разнообразием исторических событий, человеческих поступков, с возникновением, развитием и даже гибелью целых народов и государств. Можно ли за всем этим увидеть некоторые общие законы, столь же объективные, как и законы природы? Вплоть до возникновения социальной философии марксизма все попытки найти такие законы заканчивались безуспешно.
По
мере совершенствования социализма
будет все более четко
Утверждение в нашей стране общества без классов произойдет в основном в исторических рамках первой фазы коммунистической формации. Это явится важным шагом на пути к полному преодолению классовых различий и формированию социально однородного общества, которое завершится в высшей фазе коммунизма.
Вторая
фаза коммунистической формации возникнет
тогда, когда будет создана материально-техническая
база коммунизма и соответствующие ей
формы организации общественной жизни
и сознательности. Коммунизм — это бесклассовый
общественный строй с единой общенародной
собственностью на средства производства,
полным социальным равенством членов
общества; это высокоорганизованное общество
свободных и сознательных тружеников,
в котором утвердится общественное самоуправление,
труд на благо общества станет для всех
первой жизненной потребностью. Он предполагает
создание таких производительных сил,
которые открывают возможности полного
удовлетворения разумных потребностей
общества и личности. Вся производственная
деятельность будет строиться на применении
высокоэффективной техники и технологии,
будет обеспечено гармоническое взаимодействие
человека и природы. Принципом деятельности,
производства и распределения материальных
и духовных благ в этой фазе будет: «От
каждого — по способностям, каждому —
по потребностям». Переход к коммунизму
— сложный и длительный процесс, в течение
которого должна быть достигнута значительно
более высокая в сравнении с капитализмом
производительность труда, создано социально
однородное общество, осуществлены глубокие
изменения в социальной структуре общества,
в его надстройке, в моральном, культурном
облике каждого человека и общества в
целом.
Категория
«общественно-экономическая формация»
и историческая действительность
Учение
об общественно-экономических
Эти возражения основаны на полном непонимании диалектической связи общего, особого и единичного. Сравнивая развитие капитализма во Франции XVIII века и в России начала XX века, мы можем выделить общие черты — наличие общего капиталистического способа производства.
В то же время мы можем выяснить и особенности. В первом случае речь идет о становлении капиталистической формации, о кануне буржуазной революции, переходной от феодализма к капитализму; во втором случае речь идет об империализме, стадии загнивания капиталистической формации, и социалистической революции, знаменующей переход к коммунистической формации. Сами эти различия приобретают, таким образом, смысл и значение лишь как стадии в развитии определенных формаций. Точно так же, несмотря на все различия, скажем, китайской и европейской средневековой истории, проявляющиеся в государственной организации и особенностях хозяйствования, культуре, мы можем более или менее точно датировать развитие сходных, по существу, общественно-экономических отношений, а следовательно, и их принадлежность к одной и той же феодальной формации. Таким образом, аргументы противников исторического материализма оказываются несостоятельными.
Обсудим теперь вопрос о последовательности развития формаций в каждой отдельной стране. Исторический материализм отнюдь не считает, что все страны и народы должны последовательно пройти все этапы смены и возникновения формаций. Такое утверждение свойственно лишь догматикам и несовместимо с марксистской диалектикой. Исторический материализм утверждает лишь, что всемирная история, то есть развитие всего человечества, осуществляется через последовательную и закономерную смену первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической формаций. Если наиболее развитые страны и народы уже воплотили данную общественно-экономическую формацию в своей социальной деятельности и перешли, скажем, к следующему, более высокому этапу развития, то отставшие в своем развитии народы могут «перешагнуть» через определенные ступени и при помощи более развитых государств подтянуться до их уровня. Каков же механизм этого «подтягивания»? Дело в том, что разные страны и народы со своими культурами и историческими традициями не является замкнутыми изолированными системами. Они связаны с другими, в том числе и более развитыми, обществами экономическими, политическими, технологическими и культурными связями. Благодаря этому они в состоянии использовать исторический опыт более развитых стран, их технические, экономические, культурные и политические достижения и при соответствующей помощи осуществить свое историческое развитие более быстрыми темпами. Так, Монгольская Народная Республика, находившаяся в начале нашего столетия на стадии смешанной родоплеменной и феодальной организации, благодаря содействию и братской помощи Советского Союза миновала стадию капитализма и приступила к строительству социалистического общества. Такой путь развития возможен и для других отставших в своем развитии стран, недавно освободившихся от колониального господства и эксплуатации. Таким образом, именно учение об общественно-экономических формациях составляет теоретическую основу преодоления отсталости и трудностей, стоящих перед этими странами. И именно поэтому это учение подвергается яростным нападкам идеологов буржуазии. Показ несостоятельности их аргументации — одна из важнейших задач марксистско-ленинской философии.
Рассмотрев
общие закономерности возникновения,
развития, функционирования и смены
общественно-экономических
Литература.