Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2011 в 15:17, реферат
Размышляя над судьбой человека в прошлом, настоящем и будущем, о его положении в обществе и отношения к окружающему миру, мы сталкиваемся с огромным разнообразием исторических событий, человеческих поступков, с возникновением, развитием и даже гибелью целых народов и государств. Можно ли за всем этим увидеть некоторые общие законы, столь же объективные, как и законы природы? Вплоть до возникновения социальной философии марксизма все попытки найти такие законы заканчивались безуспешно.
Первобытнообщинная
формация
Основой первобытнообщинной формации является общественная коллективная собственность на орудия производства. Простейшие каменные орудия труда (каменные топоры, ножи, наконечники стрел, копья и т.п.), орудия из кости животных, деревянные стрелы и дротики позволили человеку выделиться из мира животных. Вместе с тем эти орудия обеспечивали низкую производительность труда. Их применение было эффективным лишь вследствие совместной деятельности людей. Такой характер производительных сил предопределял и тип производственных отношений. Все орудия находились в общем владении членов первобытного коллектива. Ячейкой такого коллектива являлся род, все члены которого были связаны кровнородственными связями. Из родовых общин образовались впоследствии племена и племенные союзы.
Первобытный человек был крайне слаб перед лицом стихийных сил природы. Противостоять им люди могли лишь коллективно. Добытые в совместном труде продукты распределялись между всеми членами рода или племени. Таким образом, все элементы производственных отношений: собственность, непосредственный обмен деятельностью и распределение находились в соответствии с уровнем и характером развития производительных сил. Этим производственным отношениям соответствовала надстройка первобытнообщинной формации. Во главе рода и племени стояли вожди, отличавшиеся силой, опытом и мудростью. Власть была выборная. Иногда она передавалась по наследству от отца к сыну. Все члены общины принимали посильное участие в труде, собирании кореньев, охоте и т. д. Все взрослые физически здоровые мужчины одновременно были воинами. Поэтому никаких внутренних социальных противоречий между членами первобытного коллектива не было. Их сознание формировалось в борьбе с суровой природой. Объяснение природных явлений, непонятных и грозных сил (гром, молния, зной, холод, наводнение и т. п.) принимало мифологическую форму. На основе подобного объяснения мира возникли различные формы ранней первобытной религии. Вместе с тем в общественное сознание входили простейшие нормы и правила обязательного для всех поведения. Это были зачатки первобытной нравственности и морали. Любые их нарушения строго преследовались. Возникло также первобытное искусство. До наших дней сохранилось немало образцов наскальной живописи и рисунков, изображавших эпизоды охоты, земледелия, боевые схватки, элементы религиозного культа и т. д.
Величайшим шагом вперед в развитии первобытной техники и всего производства явилось использование огня. С его помощью люди научились не только приготавливать пищу, но и обогревать жилье, изготавливать гончарные изделия, а затем выплавлять металлы и создавать железные и бронзовые орудия труда и оружие. Это привело к гигантскому скачку в развитии производительных сил. Одним из его следствий явилось быстрое расселение людей из областей их первоначального обитания в теплом тропическом поясе по всей поверхности земли, включая суровые и труднодоступные области.
Развитие производительных сил сопровождалось разделением труда. Появились племена, занимавшиеся по преимуществу охотой или собиранием растительной пищи. Произошло разделение скотоводческого и земледельческого труда. Выделились ремесла: оружейные, гончарные, сапожные и т. д. В результате этого между различными первобытными общинами возник обмен продуктами труда.
Около
6 тысяч лет назад развитие производительных
сил первобытного общества поднялось
на такой уровень, что люди впервые начали
производить несколько больше продукции,
чем необходимо было для удовлетворения
их непосредственных потребностей в пище,
одежде и жилье. Появилась возможность
сохранять и накапливать эти излишки.
Они сосредоточивались в руках родоплеменной
знати. В результате сложились предпосылки
для накопления богатств и возникновения
имущественного неравенства. Избыточные
средства производства можно было использовать
для эксплуатации чужого труда, а это означало,
что возникли зачатки новых производственных
отношений, основанных уже не на коллективной,
а на частной собственности. Начал складываться
новый способ производства. Старая первобытнообщинная
формация исчерпала свои возможности,
и объективный ход истории подвел человечество
к новым рубежам. Возникло деление на классы
и классовое общество.
Рабовладельческая
формация
Первой
общественно-экономической
Возникновение рабовладельческого способа производства привело к расколу общества на непримиримые классы: рабовладельцев и рабов. Борьба между ними, в свою очередь, привела к созданию особого общественного института — рабовладельческого государства. Это государство было орудием политического угнетения эксплуатируемых, прежде всего рабов, в интересах сохранения экономического и политического могущества господствующего рабовладельческого класса.
Уже на ранних этапах рабовладельческого общества общие для этой формации черты в зависимости от конкретных исторических условий начали проявляться в особых формах. Так, в Египте, Вавилоне, Ассирии и других государствах, в которых требовалось проведение гигантских осушительных и обводнительных каналов, необходимых для земледелия, преобладало государственное рабовладение. Восточный царь-деспот правил единолично, защищая интересы совокупного господствующего класса. Одновременно с этим процветало и семейное, патриархальное рабовладение. Напротив, в Древней Греции и Риме преобладало индивидуальное рабовладение. Рабы трудились в мастерских — эргастериях, в рудниках, при прокладке дорог, в строительстве и т. д. На определенных стадиях развития в Древней Греции и Риме распространились демократические рабовладельческие республики. Но демократия и политическое равноправие существовали в них лишь для свободных граждан, а не для рабов.
Несмотря на некоторые различия азиатских и европейских государств, общие черты рабовладельческой формации характерны для всех государств древнего мира.
Труд рабов освобождал рабовладельцев от тяжелой повседневной производственной работы. Это позволяло представителям господствующего класса уделять много внимания развитию искусства, литературы, живописи, философии, науки и т. д. Господствующая идеология оправдывала рабство. Рабы, утверждал Аристотель,— это просто говорящие орудия. Здесь хорошо видно, как сознание данной эпохи определяется ее общественным бытием.
В рабовладельческом обществе духовная деятельность и управление были привилегией господствующего класса, физический же труд — уделом рабов и бедноты. Поэтому физический труд презирался, достойной свободного человека считалась лишь духовная деятельность. Презрение к физическому труду есть исторический продукт раскола общества на эксплуататоров и эксплуатируемых.
Рабы
и беднейшие слои населения не
раз восставали против своих угнетателей.
Эти восстания жестоко
Лишь
постепенно в ходе крайне медленного совершенствования
средств производства сложились объективные
условия для возникновения новой, феодальной
общественно-экономической формации.
Феодальная
формация
Слово
«феодализм» имеет сложное
Феодалы всех уровней образовали новый господствующий класс, а крепостные крестьяне и беднейшие ремесленники — эксплуатируемый класс. Крестьяне и беднейшие ремесленники вели ожесточенную борьбу с феодалами и не раз поднимали вооруженные восстания. Эти восстания заканчивались поражением трудящихся, так как отсутствовали необходимые для их победы объективные и субъективные условия.
Феодальное общество характеризуется крайней государственной раздробленностью. Каждый феодал стремился к политической независимости. Феодалы вели между собой бесконечные войны. Все это тормозило развитие производительных сил и совершенствование производственных отношений. Феодальное общество было очень консервативным, застойным, медленно развивающимся. Однако полного застоя и приостановки общественного развития не было и тогда.
Это развитие проявлялось прежде всего в медленном, но безостановочном совершенствовании орудий труда и ремесел, следствием чего было расширение меж- и внутригосударственной торговли. Феодальная раздробленность, отсутствие единой денежной системы, путей сообщения, пестрота законодательства и т. д. постепенно стали препятствовать развитию производства и торговли. Поэтому дальнейшее объективное развитие производительных сил и формирование нового способа производства требовали коренной перестройки базиса общества и надстроечных явлений.
В
XV—XVII веках в государствах Западной
Европы начал складываться новый, капиталистический
способ производства. Благодаря созданию
различных механических устройств, машин,
усовершенствованных инструментов и т.
д. труд крепостных и цеховых ремесленников
стал невыгодным. Феодальные общественные
отношения превратились в тормоз развития
общества. Поэтому новый эксплуататорский
класс — буржуазия, заинтересованная
в эксплуатации наемных рабочих и утверждении
нового, капиталистического способа производства,
возглавила борьбу против феодализма.
В результате ряда буржуазных революций
XVII—XVIII веков, активное участие в которых
приняли народные массы, феодальный общественный
строй во многих странах Европы и Америки
был разрушен, феодальное государство
уступило место буржуазному. Господствующими
в системе производства стали производственные
отношения, основанные на частнокапиталистической
форме собственности.
Капиталистическая
формация
Капиталистический
способ производства первоначально
возник в качестве особого уклада
в недрах феодализма. Превратившись
в основу новой общественно-