Общие черты информационной формации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2011 в 15:17, реферат

Описание

Размышляя над судьбой человека в прошлом, настоящем и будущем, о его положении в обществе и отношения к окружающему миру, мы сталкиваемся с огромным разнообразием исторических событий, человеческих поступков, с возникновением, развитием и даже гибелью целых народов и государств. Можно ли за всем этим увидеть некоторые общие законы, столь же объективные, как и законы природы? Вплоть до возникновения социальной философии марксизма все попытки найти такие законы заканчивались безуспешно.

Работа состоит из  1 файл

1.1.doc

— 131.00 Кб (Скачать документ)

Первобытнообщинная формация 

    Основой первобытнообщинной формации является общественная коллективная собственность  на орудия производства. Простейшие каменные орудия труда (каменные топоры, ножи, наконечники  стрел, копья и т.п.), орудия из кости  животных, деревянные стрелы и дротики позволили человеку выделиться из мира животных. Вместе с тем эти орудия обеспечивали низкую производительность труда. Их применение было эффективным лишь вследствие совместной деятельности людей. Такой характер производительных сил предопределял и тип производственных отношений. Все орудия находились в общем владении членов первобытного коллектива. Ячейкой такого коллектива являлся род, все члены которого были связаны кровнородственными связями. Из родовых общин образовались впоследствии племена и племенные союзы.

    Первобытный человек был крайне слаб перед  лицом стихийных сил природы. Противостоять им люди могли лишь коллективно. Добытые в совместном труде продукты распределялись между  всеми членами рода или племени. Таким образом, все элементы производственных отношений: собственность, непосредственный обмен деятельностью и распределение находились в соответствии с уровнем и характером развития производительных сил. Этим производственным отношениям соответствовала надстройка первобытнообщинной формации. Во главе рода и племени стояли вожди, отличавшиеся силой, опытом и мудростью. Власть была выборная. Иногда она передавалась по наследству от отца к сыну. Все члены общины принимали посильное участие в труде, собирании кореньев, охоте и т. д. Все взрослые физически здоровые мужчины одновременно были воинами. Поэтому никаких внутренних социальных противоречий между членами первобытного коллектива не было. Их сознание формировалось в борьбе с суровой природой. Объяснение природных явлений, непонятных и грозных сил (гром, молния, зной, холод, наводнение и т. п.) принимало мифологическую форму. На основе подобного объяснения мира возникли различные формы ранней первобытной религии. Вместе с тем в общественное сознание входили простейшие нормы и правила обязательного для всех поведения. Это были зачатки первобытной нравственности и морали. Любые их нарушения строго преследовались. Возникло также первобытное искусство. До наших дней сохранилось немало образцов наскальной живописи и рисунков, изображавших эпизоды охоты, земледелия, боевые схватки, элементы религиозного культа и т. д.

    Величайшим  шагом вперед в развитии первобытной  техники и всего производства явилось использование огня. С  его помощью люди научились не только приготавливать пищу, но и обогревать жилье, изготавливать гончарные изделия, а затем выплавлять металлы и создавать железные и бронзовые орудия труда и оружие. Это привело к гигантскому скачку в развитии производительных сил. Одним из его следствий явилось быстрое расселение людей из областей их первоначального обитания в теплом тропическом поясе по всей поверхности земли, включая суровые и труднодоступные области.

    Развитие  производительных сил сопровождалось разделением труда. Появились племена, занимавшиеся по преимуществу охотой или собиранием растительной пищи. Произошло разделение скотоводческого и земледельческого труда. Выделились ремесла: оружейные, гончарные, сапожные и т. д. В результате этого между различными первобытными общинами возник обмен продуктами труда.

    Около 6 тысяч лет назад развитие производительных сил первобытного общества поднялось на такой уровень, что люди впервые начали производить несколько больше продукции, чем необходимо было для удовлетворения их непосредственных потребностей в пище, одежде и жилье. Появилась возможность сохранять и накапливать эти излишки. Они сосредоточивались в руках родоплеменной знати. В результате сложились предпосылки для накопления богатств и возникновения имущественного неравенства. Избыточные средства производства можно было использовать для эксплуатации чужого труда, а это означало, что возникли зачатки новых производственных отношений, основанных уже не на коллективной, а на частной собственности. Начал складываться новый способ производства. Старая первобытнообщинная формация исчерпала свои возможности, и объективный ход истории подвел человечество к новым рубежам. Возникло деление на классы и классовое общество. 
 
 

Рабовладельческая формация 

    Первой  общественно-экономической формацией, в которой господствовали частнособственнические производственные отношения, стало рабовладельческое общество. Древнейшие рабовладельческие общества появились примерно в III—II тысячелетии до н. э. в Древнем Египте, в Месопотамии, в Индии и Китае, в конце II тысячелетия до н.э.— в Древней Греции, а в I тысячелетии до н. э.— и в Древнем Риме. Источником рабства были войны, а также долговая кабала. Если в первобытном обществе пленников делали членами своего племени, убивали или возвращали за выкуп, то в рабовладельческом обществе стало выгодным превращать их в рабов. Ведь рабский труд при данном уровне производительных сил мог создавать избыточные продукты труда.

    Возникновение рабовладельческого способа производства привело к расколу общества на непримиримые классы: рабовладельцев и рабов. Борьба между ними, в свою очередь, привела к созданию особого общественного института — рабовладельческого государства. Это государство было орудием политического угнетения эксплуатируемых, прежде всего рабов, в интересах сохранения экономического и политического могущества господствующего рабовладельческого класса.

    Уже на ранних этапах рабовладельческого общества общие для этой формации черты в зависимости от конкретных исторических условий начали проявляться  в особых формах. Так, в Египте, Вавилоне, Ассирии и других государствах, в которых требовалось проведение гигантских осушительных и обводнительных каналов, необходимых для земледелия, преобладало государственное рабовладение. Восточный царь-деспот правил единолично, защищая интересы совокупного господствующего класса. Одновременно с этим процветало и семейное, патриархальное рабовладение. Напротив, в Древней Греции и Риме преобладало индивидуальное рабовладение. Рабы трудились в мастерских — эргастериях, в рудниках, при прокладке дорог, в строительстве и т. д. На определенных стадиях развития в Древней Греции и Риме распространились демократические рабовладельческие республики. Но демократия и политическое равноправие существовали в них лишь для свободных граждан, а не для рабов.

    Несмотря  на некоторые различия азиатских  и европейских государств, общие черты рабовладельческой формации характерны для всех государств древнего мира.

    Труд  рабов освобождал рабовладельцев от тяжелой повседневной производственной работы. Это позволяло представителям господствующего класса уделять  много внимания развитию искусства, литературы, живописи, философии, науки и т. д. Господствующая идеология оправдывала рабство. Рабы, утверждал Аристотель,— это просто говорящие орудия. Здесь хорошо видно, как сознание данной эпохи определяется ее общественным бытием.

    В рабовладельческом обществе духовная деятельность и управление были привилегией  господствующего класса, физический же труд — уделом рабов и бедноты. Поэтому физический труд презирался, достойной свободного человека считалась  лишь духовная деятельность. Презрение к физическому труду есть исторический продукт раскола общества на эксплуататоров и эксплуатируемых.

    Рабы  и беднейшие слои населения не раз восставали против своих угнетателей. Эти восстания жестоко подавлялись. Но даже в тех редких случаях, когда они завершались победой рабов, это не означало конца рабства. Победители сами становились господами, превращая своих противников в рабов. Иной возможности при тогдашнем уровне развития и характере производительных сил просто не было.

    Лишь  постепенно в ходе крайне медленного совершенствования средств производства сложились объективные условия для возникновения новой, феодальной общественно-экономической формации. 
 
 

Феодальная формация 

    Слово «феодализм» имеет сложное происхождение: позднелат. feodum, feu-dum, древнегерм. fihu, fehu — поместье, имущество, скот, деньги, od — владение. В основе феодальных производственных отношений лежит полная частная собственность на важнейшие средства производства, главным образом землю, и неполная собственность на производителя — крепостного. Такая форма собственности стала постепенно возникать еще в недрах древнеримского рабовладельческого общества, а также некоторых восточных рабовладельческих государств. Рабы могли трудиться лишь при помощи очень грубых орудий и выполнять в основном примитивную, малопроизводительную работу. Они ненавидели подневольный труд и не были заинтересованы в его результатах. По мере усовершенствования средств производства стало выгодно применять не рабский труд, а труд зависимых производителей. Начали складываться новые производственные отношения, при которых собственник земли и орудий отдавал их в пользование производителя и тем самым ставил его в зависимость от себя. Заинтересованность в труде у такого юридически зависимого работника, не являвшегося, однако, полной собственностью хозяина и могущего присваивать себе часть произведенных продуктов, была больше, чем у рабов. Развитию новых производственных отношений в Европе способствовало нашествие варварских племен, хлынувших из Азии в III— V вв. н.э. Разрушив рабовладельческую Римскую империю, эти народы создали на ее развалинах ряд своих государств. Во главе их стояли военные вожди: короли, герцоги и бароны. Они находились в зависимости друг от друга, старшие по положению раздавали своим воинам земельные участки — феоды, последние же становились вассалами и обязывались нести военную повинность. Эта система зависимостей была очень сложной, многоступенчатой, или иерархической. На верхней ступени стояли императоры и короли, их вассалами были герцоги, те, в свою очередь, имели вассальных графов, баронов и т. д. На низшей ступени находились труженики, крепостные. Основу феодализма составляло сельское хозяйство, однако феодальные отношения укрепились и в городах и привели к созданию средневековых ремесленных организаций — цехов. В них также существовали сложные иерархические отношения.

    Феодалы всех уровней образовали новый господствующий класс, а крепостные крестьяне и  беднейшие ремесленники — эксплуатируемый  класс. Крестьяне и беднейшие ремесленники вели ожесточенную борьбу с феодалами и не раз поднимали вооруженные восстания. Эти восстания заканчивались поражением трудящихся, так как отсутствовали необходимые для их победы объективные и субъективные условия.

    Феодальное общество характеризуется крайней государственной раздробленностью. Каждый феодал стремился к политической независимости. Феодалы вели между собой бесконечные войны. Все это тормозило развитие производительных сил и совершенствование производственных отношений. Феодальное общество было очень консервативным, застойным, медленно развивающимся. Однако полного застоя и приостановки общественного развития не было и тогда.

    Это развитие проявлялось прежде всего  в медленном, но безостановочном  совершенствовании орудий труда и ремесел, следствием чего было расширение меж- и внутригосударственной торговли. Феодальная раздробленность, отсутствие единой денежной системы, путей сообщения, пестрота законодательства и т. д. постепенно стали препятствовать развитию производства и торговли. Поэтому дальнейшее объективное развитие производительных сил и формирование нового способа производства требовали коренной перестройки базиса общества и надстроечных явлений.

    В XV—XVII веках в государствах Западной Европы начал складываться новый, капиталистический способ производства. Благодаря созданию различных механических устройств, машин, усовершенствованных инструментов и т. д. труд крепостных и цеховых ремесленников стал невыгодным. Феодальные общественные отношения превратились в тормоз развития общества. Поэтому новый эксплуататорский класс — буржуазия, заинтересованная в эксплуатации наемных рабочих и утверждении нового, капиталистического способа производства, возглавила борьбу против феодализма. В результате ряда буржуазных революций XVII—XVIII веков, активное участие в которых приняли народные массы, феодальный общественный строй во многих странах Европы и Америки был разрушен, феодальное государство уступило место буржуазному. Господствующими в системе производства стали производственные отношения, основанные на частнокапиталистической форме собственности. 
 
 

Капиталистическая формация 

    Капиталистический способ производства первоначально  возник в качестве особого уклада в недрах феодализма. Превратившись  в основу новой общественно-экономической формации, он привел к коренной перестройке всех общественных отношений. Основными классами стали наемный рабочий класс и буржуазия. По мере развития производительные силы изменяют свой характер. Машинное производство требует коллективного, совместного труда. Общественный характер производительных сил приходит во все более острое противоречие с частнокапиталистической собственностью на средства производства. Это противоречие проявляется в обостряющейся классовой борьбе. Развитие капитализма ведет к быстрому росту рабочего класса, к увеличению его удельного веса в жизни общества. Растет и классовое сознание пролетариата. Промышленное производство требует от пролетариата большой сплоченности, организованности, согласованности действий, высокого уровня профессиональной подготовки и знаний. Капитализм уничтожил феодальную раздробленность, сложную иерархическую организацию общества, пестроту в законодательстве и создал единый всемирный рынок труда и капитала. Все это облегчило рабочему классу осознание коренной противоположности своих интересов интересам буржуазии. Росту классовой сознательности пролетариата способствовало создание К. Марксом и Ф. Энгельсом теории научного коммунизма — учения о революционном преобразовании существующей системы и построении бесклассового общества. Соединение научного социализма с рабочим движением осуществляется с помощью партий рабочего класса. Внося научный социализм в массы, они помогают росту революционной сознательности, а это ведет к расширению и углублению классовой борьбы.

Информация о работе Общие черты информационной формации