Общие положения о транснациональных корпорациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 19:09, реферат

Описание

В научной экономической литературе единого понятия или четкого определения транснациональной корпорации (ТНК) не существует. Корпорации называют многонациональными, транснациональными, планетарными, глобальными, мировыми, межнациональными, интернациональными, международными и т.д. Такое многообразие терминов объяняется, как правило, тем, что при анализе деятельности корпораций для их характеристики используются различные критерии как количественного так и качественного порядка. Каждый автор выделяет отдельный признак или признаки, которые он считает наиболее характерными и важными. Для определения транснациональных корпораций предлагаются классификации, учитывающие количество стран, в которых корпорации имеют свои филиалы, величину оборота филиалов в общем объеме продаж корпорации в целом, национальную принадлежность капитала и др.

Работа состоит из  1 файл

Транснациональные корпорации.doc

— 144.00 Кб (Скачать документ)

 

4. Международные корпорации  являются важнейшим фактором  международной трудовой миграции, способствуя распространению профессиональных знаний, процессу обмена опытом между сотрудниками из разных стран и движению рабочей силы вслед за ПЗИ. Тем самым создается международный рынок труда, для которого характерны процессы конвергенции профессиональной подготовки персонала. Таким образом, ТНК являются движущей силой нескольких ключевых процессов современной мировой экономики. Они оказывают положительное влияние на экономики различных стран и регионов, способствуют в них развитию производственных, научных и технологических связей между предприятиями. ТНК играют определяющую роль в процессе международной конкуренции, сотрудничая и соперничая друг с другом, а также с малым и средним бизнесом Мовсесян А.Г. Транснационализация в мировой экономике. -- М.: ФА, 2000. С.145..

2. Правовая  основа деятельности корпораций  в Российской Федерации

 

2.1 Правовая  основа деятельности корпораций  в Российской Федерации

 

 

Основы организации  и деятельности корпораций подчиняются  двум группам источников права: общим  источникам, адресованным всем субъектам права, находящимся на определенной территории государства Деятельность корпораций регулируется также нормами страны их регистрации (инкорпорации), даже если они осуществляют основную свою деятельность на территории другого государства. Например, оффшорные компании или транснациональные компании, осуществляющие свою деятельность в различных странах. Деятельность таких компаний определяется общими источниками права двух государств, причем в зависимости от множества нюансов (конкретного общественного отношения, подлежащего урегулированию, наличия международного соглашения между государствами и др.) приоритет имеют императивные нормы то одного, то другого государства., и дополнительным, или собственным, источникам права, установленным в каждой конкретной корпорации. Причем каждая группа включает свои виды источников права.

 

Влияние общих источников права на правовое положение корпорации в российской правовой системе является определяющим. В той или иной мере почти каждая отрасль российского  законодательства содержит нормы права, адресатом которых выступают корпорации. Законодательство о налогах и сборах регулирует отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов с корпораций, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля. Валютное законодательство среди прочего определяет права и обязанности корпораций в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями. Отрасль земельного законодательства регулирует отношения по использованию и охране земель, устанавливает требования к соблюдению корпорациями требований к проведению мероприятий по охране земель и проч. Многие нормы процессуального законодательства адресованы также непосредственно корпорациям. Как мы видим, правовые нормы, так или иначе распространяющие свое действие на корпорации, рассредоточены среди основных отраслей российского законодательства. Однако ведущая роль в определении правового положения корпораций принадлежит гражданскому законодательству. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. Оно определяет правовой статус корпораций в общем виде, устанавливает их организационно-правовую структуру, права и обязанности. Оно наделяет корпорации правом издавать внутренние документы, регулирующие деятельность общества, устанавливает требования к их форме и содержанию, а также определяет порядок их принятия. Особая роль в определении правового положения корпораций принадлежит также трудовому законодательству, регулирующему трудовые и иные, непосредственно связанные с ними отношения, обязательным субъектом которых выступает организация-работодатель.

 

Государственное регулирование  корпоративной деятельности значительно различается в зависимости от вида корпорации, области ее деятельности и других характерных особенностей. Меры административно-правового регулирования, применяемые в отношении корпораций, подразделяются в зависимости от того, на какой основе они созданы - на базе исключительно частного капитала либо с участием капитала государственного. Однако на все без исключения виды корпораций распространяются такие меры административно-правового регулирования, как: регистрационно-легализующий порядок образования и деятельности; целевое программирование формирования и развития корпораций в приоритетных для государства сферах; антимонопольное регулирование.

 

Применительно к корпорациям, основанным преимущественно на государственном  капитале, существуют дополнительные меры административно-правового регулирования. К их числу относятся: определение порядка управления органами государственной власти пакетами акций (долями и паями) корпораций, находящихся в федеральной собственности; регламентация вопросов представительства интересов государства, осуществляемого должностными лицами федеральных органов исполнительной власти в таких корпорациях; определение форм и методов государственной поддержки корпораций Петухов В. Некоторые вопросы административно-правового регулирования организации и деятельности корпораций в России // Право и экономика. 2000. N 4. С. 7..

 

Как правило, такими корпорациями являются крупные национальные монополии, порой с определенной долей государственного участия, например Акционерное общество "Российские железные дороги", Российское акционерное общество "Единые энергетические системы", Открытое акционерное общество "Газпром" и др. В отношении ряда промышленных предприятий в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства также может быть предусмотрено специальное право государства на участие в управлении ("золотая акция"), предоставляющее возможность представителям государства принимать участие в решении наиболее важных для общества вопросов, в том числе по установлению некоторых корпоративных нормативных актов. Наравне с этим для обеспечения единой государственной политики в отношении ряда корпораций установлен определенный перечень стратегических предприятий Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ, утвержденный Указом Президента РФ от 4 августа 2004 г. N 1009 // Собрание законодательства. 2004. N 32. Ст. 3313.

 

Правовое регулирование  организации и деятельности корпораций с участием государственного капитала наряду с законодательными актами осуществляется также указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации. Именно посредством этих актов регламентируются основные вопросы организации и деятельности общефедеральных корпораций с участием государственного капитала. Например, Указ Президента РФ от 29 декабря 2000 г. N 2107 "О приватизации находящихся в федеральной собственности акций открытого акционерного общества "Нефтяная компания "ЛУКОЙЛ" Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 1 (ч. II). Ст. 69, Указ Президента РФ от 25 июля 1998 г. N 887 "О реализации акций Российского акционерного общества "Газпром" Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. N 31. Ст. 3836..

 

Одной из основных организационно-правовых форм воздействия государства на наиболее значимые аспекты жизнедеятельности корпораций являются разработка и реализация государственных целевых программ. Государственные целевые программы содержат комплекс форм и методов воздействия федеральных органов исполнительной власти на корпорации, осуществляющие предпринимательскую, и прежде всего производственную, деятельность в соответствующих отраслях и сферах. При помощи комплексных целевых программ федеральные органы власти стимулируют деятельность корпораций в целях обеспечения общегосударственных интересов.

Антимонопольное регулирование  образования деятельности корпораций также может рассматриваться  как способ государственного воздействия  на корпорации. Поскольку крупные  корпоративные формирования занимают господствующее положение на рынках тех или иных товаров и услуг, что противоречит требованиям антимонопольного законодательства. Поэтому создание и последующая деятельность таких корпораций должны осуществляться с учетом соответствующих антимонопольных ограничений.

 

Существуют и другие формы государственного контроля, однако в большинстве случаев они не затрагивают широкий круг корпораций. По общему правилу законодатель стремится не ограничивать самоопределение хозяйственных предприятий, чтобы не мешать их приспособлению к экономическим, локальным и иным особенностям ведения бизнеса.

 

Для нормативной базы административно-правовой регламентации организации и  деятельности корпораций характерно то, что часть норм и институтов, являющихся по своей природе административно-правовыми, властно-организационными, инкорпорированы в такие законодательные акты, как Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон "Об акционерных обществах" и иные нормативно-правовые акты, относящиеся к гражданскому законодательству. В первую очередь это касается общих вопросов учредительства корпораций, их регистрации, определения порядка обращения акций корпораций и т.п.

 

Вторую группу источников, образующих правовую основу организации и деятельности корпораций, составляют собственные, или  корпоративные, источники права, устанавливаемые в каждой отдельной корпорации. В связи с тем, что корпоративное нормативное регулирование является подзаконным по своему характеру, то и нормы, устанавливаемые в таком порядке, должны соответствовать законодательству в целом и отдельным нормативным правовым актам органов государства. Правотворчество государственных органов априори обладает большей юридической силой, поскольку нормы, установленные в таком порядке, исходят от самого государства. Вместе с тем такое правотворчество также является подзаконным (но высшего порядка, нежели корпоративное) и должно осуществляться в строгом соответствии с установленной компетенцией этих органов, не нарушать права и свободы, предоставленные корпорациям законами и другими актами, обладающими большей юридической силой.

 

Таким образом, правовые основы деятельности любой корпорации определяются двумя  группами источников права: общими источниками, адресованными всем субъектам права, и дополнительными, или собственными, источниками права, установленными в каждой конкретной корпорации. Основная роль в определении правового положения корпораций принадлежит гражданскому законодательству, оно наделяет корпорации правом издавать внутренние документы, регулирующие деятельность, устанавливает требования к их форме и содержанию, а также определяет порядок их принятия.

 

Вторую группу источников, регулирующих деятельность корпораций, составляют собственные, или корпоративные, источники права. Как показывает практика локального правотворчества, корпоративные нормы устанавливаются  в самых различных формах: положений, инструкций, правил, регламентов, меморандумов и различных нормативных соглашений. В современной науке корпоративного права выделяются следующие корпоративные источники права: корпоративный обычай, корпоративные деловые обыкновения и корпоративный прецедент.

 

2.2 Взаимодействие транснациональных корпораций и принимающих государств

 

 

Деятельность ТНК во взаимоотношениях с государствами  всегда характеризуется известной  экономической и правовой двойственностью, что является чрезвычайно важным фактором для анализа существа отношений между этими субъектами.

 

Показателем "правовой" двойственности в отношениях между  ТНК и принимающим государством является тот факт, что ТНК в  лице своей дочерней компании или  филиала действует в правовом поле и на правовых условиях, определяемых принимающим государством и им подконтрольным, а руководство непосредственно производством и капиталом централизовано в головной компании ТНК, находящейся в другом правовом поле, созданным государством базирования ТНК, под которым для целей настоящей статьи понимается государство, где создана головная компания ТНК.

 

Головная (материнская) компания - компания, которая владеет контрольным  пакетом акций или которая  контролирует деятельность компании на основе экономической зависимости (заключение специального договора подчинения), тем самым имея возможность оказывать влияние на деятельность этих компаний.

 

Дочерняя компания - это  компания, где другая компания (головная) в силу преобладающего участия в  уставном капитале либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые такой компанией.

 

 

Зависимая компания - это  компания, где другая компания имеет  более 20% голосующих акций (для акционерных  обществ) или 20% уставного капитала (для общества с ограниченной ответственностью).

 

Таким образом, складывается сложная ситуация: деятельность ТНК  на территории принимающего государства  как будто полностью подконтрольна  такому государству, а в действительности, "за кадром", именно головная компания имеет полный контроль над такой деятельностью и определяет ее стратегию, во главе угла которой стоит извлечение прибыли.

 

Взаимопересекающиеся  интересы, как правило, располагаются  в следующих областях:

 

1) налогообложение;

 

2) занятость местного  населения;

 

3) защита авторских  прав;

 

4) защита окружающей  среды.

 

Государство крайне заинтересовано в четком и жестком регулировании  вышеперечисленных вопросов и пытается подчинить деятельность ТНК (филиалов, дочерних компаний) на его территории своей юрисдикции, чтобы обеспечить защиту своих национальных интересов. Все это приводит к тому, что государство стремится установить законодательные ограничения и предъявляет специальные требования к ТНК в целом и непосредственно к дочерним компаниям и филиалам ТНК, находящимся на своей территории (например, требования по организационно-правовой форме предприятий, протекционистские меры по защите местных производителей).

 

Здесь следует отметить, что, несмотря на попытки государства  установить законодательные ограничения  деятельности ТНК на его территории, ТНК (головной компании) все же удается достаточно легко их обойти. Правовая доктрина выявила, что учрежденные на территории принимающего государства дочерние компании ТНК имеют свой личный статут, в соответствии с которым они признаются национальными, а не иностранными компаниями, пользующимися всеми льготами, предусмотренными для "своих" юридических лиц и защищенными национальным законодательством. Так, например, российская компания АЛРОСА после получения права от ангольского правительства самостоятельно реализовывать алмазы с ангольского месторождения Катока, где ей принадлежит 32,8%, учредила свою 100-процентную дочернюю компанию Sunland Holding в Швейцарии с местом регистрации в свободной таможенной зоне Женевского аэропорта со всеми атрибутами, необходимыми для алмазного бизнеса. Кроме того, определяющим фактором в выборе юрисдикции стали льготный режим налогообложения и статус признаваемой европейской компании как плацдарм для работы на европейском рынке "АЛ РОСА прописала "дочку" в Женевском аэропорту для того, чтобы продавать ангольские алмазы" // Газета "Ъ". 2005. 21 октября.

 

Таким образом, ТНК совершенно законно обходит местные законодательные  защитные меры и ограничения, установленные  для деятельности иностранных компаний на территории соответствующего государства.

Информация о работе Общие положения о транснациональных корпорациях