Общие положения о транснациональных корпорациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 19:09, реферат

Описание

В научной экономической литературе единого понятия или четкого определения транснациональной корпорации (ТНК) не существует. Корпорации называют многонациональными, транснациональными, планетарными, глобальными, мировыми, межнациональными, интернациональными, международными и т.д. Такое многообразие терминов объяняется, как правило, тем, что при анализе деятельности корпораций для их характеристики используются различные критерии как количественного так и качественного порядка. Каждый автор выделяет отдельный признак или признаки, которые он считает наиболее характерными и важными. Для определения транснациональных корпораций предлагаются классификации, учитывающие количество стран, в которых корпорации имеют свои филиалы, величину оборота филиалов в общем объеме продаж корпорации в целом, национальную принадлежность капитала и др.

Работа состоит из  1 файл

Транснациональные корпорации.doc

— 144.00 Кб (Скачать документ)

 

Так, распространение  действия "законодательства страны базирования ТНК" на отделения  национальной компании, находящиеся  за границей, особенно было типично для американской администрации в конце ХХ в. В 1982 г. в американский Закон об управлении экспортом 1979 г. было внесено дополнение, согласно которому на все виды товариществ, ассоциаций, корпораций и других организаций, принадлежащих или контролируемых лицами, являющимися субъектами юрисдикции США, вне зависимости от того, где они были созданы или где осуществляют свою деятельность, также распространяются меры по контролю над экспортом.

 

Вышесказанное дает основания  для предположения, что формируются так называемые право дочерних компаний ТНК и право ТНК, или "внутреннее" и "внешнее" право ТНК как две составляющие всего комплекса в целом.

 

Как уже отмечалось, государства  как суверены обладают полной правовой компетенцией (юрисдикцией) относительно регулирования деятельности физических и юридических лиц, действующих на его территории. Отсюда вытекает, что государственная юрисдикция относительно ТНК может быть основана на одном из следующих принципов:

 

- на принципе государственной принадлежности и (или) национальности. Например, в отношении ТНК государства имеют правовую компетенцию относительно тех единиц, которые инкорпорированы внутри этой страны;

 

- на принципе территориальности,  т.е. когда государства могут  осуществлять свою юрисдикцию в отношении всех компаний, действующих на их территории;

 

- на международном  принципе "пассивного субъекта", то есть независимо от того, инкорпорирована ли ТНК (ее  составная часть) или ТНК в  целом осуществляет свою деятельность  на территории определенного государства, если такая деятельность наносит существенный ущерб или имеет какие-либо существенные негативные последствия на территории принимающего государства;

 

- на протекционистском  принципе, т.е. когда государство  пытается защитить свои жизненно важные интересы, такие, как безопасность, денежное обращение или предупреждение создания доминирующего экономического положения иностранными субъектами;

 

- в соответствии с  нормами международного права,  которые предоставляют юрисдикцию  государствам по принципу универсальности (по принципу delicti res gentium), то есть в отношении всех тяжких преступлений против человечества в целом. В эту группу преступлений попадают помимо геноцида и других военных преступлений загрязнение окружающей среды, распространение продуктов, опасных для здоровья и жизни, и проведение экспериментов над людьми.

 

Кроме того, западная доктрина выделяет так называемую экстерриториальную юрисдикцию, которая, как нам кажется, предлагает непосредственные методы осуществления  юрисдикции государства, в том числе и за границей, что представляется достаточно интересным с учетом специфики ТНК как группы компаний, привязанных к разным правопорядкам.

 

Итак, стоит еще раз  отметить, что в настоящее время  отсутствие общепринятого критерия определения личного статута ТНК как единого целого ведет к трудно разрешимым коллизиям национальных правовых норм различных стран. Принимаемые отдельными государствами нормы права с неизбежностью приобретают экстерриториальный характер действия, входя в противоречие друг с другом и с основными постулатами международного частного права. В настоящий момент неизбежность возникновения как положительных, так и отрицательных коллизий, как было показано ранее, преодолеть не представляется возможным, поскольку нет ни общепризнанных унифицированных норм права в отношении ТНК, ни даже сколько-нибудь заметного процесса гармонизации правовых систем в этой области.

 

В связи с вышесказанным, думается, что регулирование деятельности ТНК только на национальном уровне является достаточно спорным и недостаточным. Использование контрактов, заключаемых между ТНК и принимающим государством, как было показано, также не решает полностью задачу, поскольку до сих пор остается открытым вопрос, что должно превалировать: положение контракта или национальное законодательство.

 

Государства, в том  числе государства базирования  ТНК и принимающие ее дочерние компании государства, в одностороннем  порядке уже не могут справиться с реальным воздействием ТНК только своим национальным правом, поскольку  до сих пор, как уже было отмечено ранее, объектом правового регулирования остается каждое юридическое образование, входящее в ТНК в отдельности, а не весь комплекс ТНК.

 

К сожалению, имеющиеся  попытки решения вопросов правового  регулирования деятельности транснациональной компании на национальном, международном (в рамках ООН), региональном уровнях (ЕС, СНГ и т.д.) пока также не увенчались большим успехом.

 

Тем не менее, стало ясно, что каждый в отдельности способ регулирования обречен на провал. Следует продолжать работу в этом направлении.

 

На мой взгляд, необходимо более широкое использование  международно-правовой унификации именно юридических норм, регулирующих создание и деятельность ТНК. Унифицированные  нормы, входящие в ткань международного договора, имплементируются в национальные правовые системы стран-участниц. Таким образом, без ломки устоявшихся принципов и национального права удастся органично подключить к правовому регулированию как систему международного права, так и национальные системы МЧП.

 

Таким образом, предполагается, что наиболее эффективным регулированием деятельности ТНК на данном цивилизационном уровне можно будет считать регулирование, которое будет осуществляться посредством создания многостороннего (международного) режима регулирования, возможно, в рамках ООН с учетом специфики регулирования ТНК как на национальном, так и региональном уровне, при том, что ТНК не должна наделяться международной правосубъектностью.

 

 

Заключение

 

Итак, в итоге проведенного исследования можно сказать, что транснациональный капитал быстро набрал свою силу. Он поднял и монополизировал целые отрасли производства или его отдельные сферы как в масштабе определенных стран, так и мирового хозяйства в целом. Противоречия между транснациональными корпорациями и национально- государственной формой организации общества характерны для мировой экономики. И именно эти противоречия вызывают трудности на пути решения задачи по созданию универсального международного правового регулирования отношений государств в связи с деятельностью транснациональных корпораций.

 

На мой взгляд следует:

 

1. Создать единые международные  нормативные требования, которые  установят пределы применимости  положений соглашений, заключенных  между ТНК и принимающим государством, и норм национальных законодательных систем.

 

2. Разработать международные  институциональные соглашения, целью  которых будет являться непосредственная  имплементация международных нормативных  требований в национальные законодательства  и их судебная защита на  национальном уровне.

 

Также следует отметить, что в процессе создания международных правовых актов, определяющих положение транснациональных корпораций, были выявлены противоречия между странами развивающимися и развитыми. Каждая из сторон принимает шаги по созданию более выгодного им правового урегулирования вопросов деятельности транснациональных корпораций.

 

Однако и интересы экономической  безопасности государств требуют действенного контроля за деятельностью транснациональных  корпораций, с одной стороны, продолжающих дезорганизацию мировой экономики, а с другой стороны, способствующих развитию научно - технического сотрудничества между государствами.


Информация о работе Общие положения о транснациональных корпорациях