Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 13:47, контрольная работа
Вопрос 12. Особенности организации инвестиционной деятельности в регионах Российской Федерации
Введение
Новый политический и социально-экономический статус регионов как субъектов РФ предполагает широкие полномочия и обязанности их руководства в управлении социально-экономическим развитием соответствующих территорий. В условиях происходящего кардинального изменения системы взаимоотношений между федеральным центром и регионами, проблемы регулирования комплексного развития региона и связанных с этим инвестиционных процессов решаются в основном на региональном уровне. Современная инвестиционная ситуация, сложившаяся в
Вопрос 12. Особенности организации инвестиционной деятельности в регионах Российской Федерации
Введение
Новый политический и социально-экономический статус регионов как субъектов РФ предполагает широкие полномочия и обязанности их руководства в управлении социально-экономическим развитием соответствующих территорий. В условиях происходящего кардинального изменения системы взаимоотношений между федеральным центром и регионами, проблемы регулирования комплексного развития региона и связанных с этим инвестиционных процессов решаются в основном на региональном уровне. Современная инвестиционная ситуация, сложившаяся в России, характеризуется комплексным воздействием на нее совокупности следующих негативных факторов.
Во-первых, сохраняется тенденция сокращения государственных инвестиций из федерального бюджета в основные производственные фонды, что объективно неизбежно в переходный период в процессе смены режимов воспроизводства основного капитала, когда планово-распределительная система государственного материально-технического снабжения уже разрушена, а рыночные саморегулирующиеся механизмы еще не заработали в полную меру.
Во-вторых, анализ капитальных операций Российской Федерации показывает, что Россия продолжает оставаться крупнейшим иностранным нетто-инвестором, причем в роли донора выступают как государство, так и частный сектор. Иными словами, при огромных инвестиционных потребностях российской экономики национальный частный капитал предпочитает инвестироваться в зарубежные, преимущественно краткосрочные активы. При этом вывоз российского капитала, включая осуществляемый в противоправных формах, сопоставим с размерами западной финансовой помощи, оказываемой нашей стране, или даже превышает их.
В-третьих, отсутствует стимул для трансформирования в инвестиции огромных сбережений российского населения. Большая их часть вкладывается в иностранную валюту, не создавая ресурсов для инвестирования в национальную экономику, что означает предоставление беспроцентного кредита стране происхождения валюты, т.е. инвестирование американской, а не отечественной экономики.
В-четвертых, несмотря на прилагаемые усилия, государственной власти не удалось добиться перераспределения мировых инвестиционных потоков в пользу нашей страны, объем прямых иностранных капиталовложений в российскую экономику незначителен, в силу чего Россия продолжает оставаться на периферии интересов стратегических иностранных инвесторов. Таким образом, страна переживает тяжелейший инвестиционный кризис, являющийся важнейшей составляющей национального общеэкономического кризиса.
Инвестиционная политика направлена на создание благоприятного инвестиционного климата и преодоление административных барьеров для инвесторов, усиление социальной направленности инвестирования, противодействие возникающим угрозам дестабилизации хозяйственной жизни в связи с физической изношенностью основных производственных фондов.
Ключевые принципы инвестиционной политики предполагают:
- создание эффективных условий функционирования рынка товаров, услуг и капиталов на основе равного конкурентного режима для предпринимателей и инвесторов;
- минимизацию вмешательства государства в осуществление хозяйственной деятельности инвесторов в законодательно очерченных рамках, максимальное обособление функций государства как участника и как организатора инвестиционно-финансового рынка;
- осуществление благоприятного нормативного правового режима хозяйственной деятельности отечественных и зарубежных инвесторов, обеспечение стабильности хозяйственных условий для инвестирования;
- публичность проводимой инвестиционной политики; обеспечение ясности и прозрачности инвестиционного процесса, открытости и доступности для всех инвесторов информации, необходимой для осуществления инвестиционной деятельности;
- сбалансированность государственных, социальных, политических и экономических интересов всех участников инвестиционно-финансового рынка;
- взаимную ответственность и выполнение взятых на себя в соответствующем закону порядке обязательств как со стороны исполнительных органов власти, так и других участников инвестиционного процесса.
Основным критерием оценки эффективности инвестиционной политики является величина прироста инвестиций. Инвестиции в основной капитал по расчетам должны возрасти в 2,6 раза. Среднегодовой темп роста объема инвестиций составит 8 процентов. Система нормативно-законодательных актов и организационных мероприятий, направленных на поддержку промышленного комплекса края, нашла свое отражение в разработанной концепции развития промышленного комплекса Алтайского края. Исследования проблем регулирования инвестиционной деятельности в регионе, проведенные отечественными учеными, свидетельствуют о том, что регион рассматривается в качестве совокупности производственных, финансовых и властных структур, объединенных интересами спроса и предложения финансовых и материальных инвестиционных ресурсов, и осуществляющих реализацию проектов и программ, нацеленных на достижение цели комплексного развития региона.
Отвечая на поставленный вопрос, изложим результаты исследования инвестиционной привлекательности субъектов федерации с точки зрения того, какое представление о субъекте РФ может составить потенциальный инвестор, обратившись к официальной информации, размещаемой в Интернете. Если регион заинтересован в привлечении инвестиции, то следует ожидать, что такая информация будет полной и своевременной. Пренебрежение с подачей информации указывает на то, что кто-то сделал работу - поместил информацию, а как она будет воспринята, для него значения не имеет.
Намерения и действия властей по привлечению инвестиций
Реализация инвестиционных проектов в большинстве случаев, происходит на региональном и муниципальном уровнях, а потому, потенциальному инвестору важно знать о намерениях властей. В условиях рыночной экономики минимальное требование к властям со стороны инвестора - это эффективно функционирующая институциональная среда и стабильная налоговая политика. При выполнении этих требований инвестор, теоретически, способен взять на себя все остальные вопросы реализации инвестиционных проектов. Проблемой переходной экономики является то, что нормальные рыночные институты ещё не начали функционировать.
В этой связи очень важна нацеленность властей субъекта на преодоление имеющихся институциональных препятствий, что выражается в существовании политики привлечения инвестиций в регион. Эта политика должна отражать позиции властей по основным аспектам инвестиционной деятельности:
1) Принципиально наличие органов и должностных лиц, ответственных за привлечение инвестиций, а также возможность курирования инвестиционных проектов представителями власти как потенциальная защита от противозаконных действий отдельных представителей власти.
2) Приоритетные направления инвестирования, что определяет заинтересованность властей в связанных с этим проектах;
3) Существование рынка производственных площадок;
4) Наличие рабочей силой требуемой квалификации и возможность её подготовки на месте;
5) Налоговые льготы и условия их получения;
6) Порядок предоставления земли, величина арендной платы за землю[6].
Органы и должностные лица, ответственные за привлечение инвестиций
Российская Практика показывает, что практически в каждом регионе есть структуры и должностные лица, ответственные за привлечение инвестиций на территорию субъекта федерации. В ходе проведенного анализа выяснено, что около 60% просмотренных официальных сайтов регионов содержат информацию о структурных подразделениях, так или иначе занимающимися проблемами инвестирования. Кроме этого, в трёх субъектах федерации найдена информация о практике выделение «поводырей» - должностных лиц, сопровождающих инвестиционные проекты Самарская, Тверская и Ульяновская области).
Приоритетные направления инвестирования
В идеале, приоритетные направления инвестирования должны соответствовать имеющемуся потенциалу региона (чтобы быть привлекательными для инвестора) и учитывать тенденции и желаемые направления развития региона (чтобы быть привлекательными для администрации, реализующей определённую стратегию развития региона). Определение властями приоритетных направлений развития говорит, как минимум, о понимании существующих возможностей региона, а также о формировании видения направления развития региона.
Около трети регионов, по результатам исследования, определили для себя приоритетные виды деятельности для инвестиций. Детальность проработки приоритетных направлений варьирует от достаточно общих положений («промышленность и сельское хозяйство» в Воронежской области) до более детализированных, например, производство бумаги и картона; производство изделий из бумаги и картона в Пензенской области.
В ряде случаев в регионах виды деятельности, являющиеся приоритетными, определяются по отчётным данным, что относится к тому, что уже состоялось, а задача состоит в указании того, что намерены развивать. Так, например, по Омской области читаем: «Приоритетными инвестиционными направлениями являлись транспорт и связь…»
Встречаются также случаи, когда государственная поддержка инвестиционной деятельности хоть и осуществляется по приоритетным направлениям, сами эти направления не уточнены (Вологодская область) - помимо информации, что приоритетные направления деятельности определяются Правительством, выяснить на сайте ничего не удалось.
На этом фоне выделяется ряд субъектов, которые наилучшим образом определяют приоритетные виды деятельности:
1. Выделение направлений инвестирования, наиболее эффективных в краткосрочной и в долгосрочной перспективе, как это сделано в Тверской области. Так, в краткосрочном периоде в Тверской области приоритетными остаются «электроэнергетика, машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность». В долгосрочной перспективе выделены другие приоритетные направления, например, создание наукоемких, инновационно ориентированных производств.
В Ростовской области приоритетные отрасли для инвестирования указаны с точностью до года на период до 2010 года .
2. Выделение основных направлений развития административно-
Рынок строительных/производственных площадок
Самый эффективный способ использования незанятых площадей с одной стороны, и привлечения инвесторов с другой, - это информирование потенциальных инвесторов о возможностях использования этих площадей. В этой связи задача властей субъекта - создать рынок неиспользуемых площадок, взяв на себя работу по систематизации и обобщению информации о свободных площадках, представляющих интерес для инвесторов [5].
Интерес для различных инвесторов представляют различные типы площадок:
· Площадки под новое строительство («greenfields»);
· Неиспользуемые здания и сооружения;
· Объекты незавершенного строительства.
При этом для малого бизнеса интерес скорее представляют свободные офисные и складские помещения, в то время как для среднего и крупного бизнеса - целые неиспользуемые здания и сооружения, объекты незавершенного строительства, а так же площадки под новое строительство.
По результатам исследований выявлено, что около трети из них содержат информацию о площадках, предлагаемых для сдачи или реализации.
Основными недостатками для многих баз - недостаточность информации об объектах, в ряде случаев это только краткое описание объекта, адрес и контактная информация.
Наихудшими примерами являются такие базы неиспользуемых площадок, которые включают только пустующие помещения муниципальной и областной собственности, предназначенные для сдачи в аренду (как, например, в Тамбовской области), и не включают площадки, находящиеся в частной собственности.
Достаточно подробная информация об имеющихся в наличии свободных производственных площадях опубликована на сайтах Рязанской (можно считать примером описания самой территории), Псковской (отличается полным описанием инфраструктуры, есть карты элементов инфраструктуры и смежных участков и путей), Калужской и Смоленской (наиболее удобное визуальное представление карты области и характеристики районов) областей.
Таким образом, можно выделить набор наиболее важных полей в описании площадки:
1. Общая информация (наименование; адрес; тип площадки; условия доступа (аренда или покупка);
2. Сведения о собственнике (владелец; юридический адрес; контактная информация; форма владения землей и зданиями;
3. Характеристику самой территории (площадь; производственные зоны; складские зоны; подсобные зоны; ограждение территории; возможность расширения; расстояние до ближайших жилых домов; предложения по использованию площадки;
4. Положение и окружение (удалённость участка (от центра субъекта федерации, в котором находится площадка, центра другого субъекта федерации, центра муниципального района в котором находится площадка, ближайшего города, автодороги, железной дороги, аэропорта, речного порта, пристани, морского порта); элементы инфраструктуры (газ, отопление, пар, электроэнергия, водоснабжение, канализация, очистные сооружения, котельные установки); карта с элементами инфраструктуры.
Практика подготовки рабочей силы по заказам предпринимателей
Рынок трудовых ресурсов и привлекательность региона как места для жилья является одним из основных аспектов инвестиционной привлекательности региона [7].