Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 13:47, контрольная работа
Вопрос 12. Особенности организации инвестиционной деятельности в регионах Российской Федерации
Введение
Новый политический и социально-экономический статус регионов как субъектов РФ предполагает широкие полномочия и обязанности их руководства в управлении социально-экономическим развитием соответствующих территорий. В условиях происходящего кардинального изменения системы взаимоотношений между федеральным центром и регионами, проблемы регулирования комплексного развития региона и связанных с этим инвестиционных процессов решаются в основном на региональном уровне. Современная инвестиционная ситуация, сложившаяся в
Для инвестора обучение всегда сопряжено с длительностью и высокими затратами, особенно на ранней стадии организации бизнеса. Роль поставщика кадров для бизнеса должны брать на себя власти, формирующие систему образования в регионе. Так, В Ленинградской области ведётся каталог организаций области, осуществляющих подготовку и повышение квалификации кадров рабочих и специалистов. В целом, только в 2-х регионах выявлены предложения властей о готовности взять на себя часть задач по подготовке трудовых ресурсов для инвестиционных проектов. Это Ростовская и Самарская области.
Налоговые льготы и условия их получения;
Наиболее распространенными видами налоговых льгот для стимулирования инвестиций оказались льготы на налог на прибыль (33 субъектах) и налог на имущество (28 субъектов). Реже встречаются льготы по налогу на землю (9 субъектов) и на транспорт (4 субъекта).
В различных субъектах используются различные механизмы предоставления налоговых льгот:
· на все инвестиционные проекты (Тверская, Калужская, Белгородская, Томская и др. области);
· одобренные инвестиционные проекты (Новгородская область, Псковская область «в разрешительном порядке по утвержденным Администрацией области проектам без ограничения видов деятельности», Краснодарский край «для организаций, реализующих инвестиционные проекты, одобренные высшим исполнительным органом государственной власти», Красноярский край);
· инвестиционные проекты по приоритетным направлениям развития (Ярославская область, Республика Ингушетия, Ростовская область и др.);
· проекты, включённые в Программу (Вологодская область, Республика Алтай)
· все инвестиционные проекты, в заявительном порядке (Псковская область)
· организациям, созданным с участием иностранного капитала (Республика Мордовия).
Срок действия законов о предоставлении налоговых льгот - от неопределённого до одного года, как, например, в Калужской области, где «ежегодно при принятии областного бюджета принимаются законы Калужской области о льготах по налогам, зачисляемым в областной бюджет». Такая же ситуация была отмечена ещё в ряде регионов.
Сроки предоставления налоговых льгот также варьируют от 2 налоговых периодов (Орловская область, по налогу на имущество) до более длительных.
Наилучшие решения:
1. Предоставление налоговых льгот проектам, соответствующим приоритетным направлениям развития региона,
2. Увязка срока предоставления налоговых льгот с расчётным сроком окупаемости проекта.
Предоставление льгот различным субъектам инвестиционной деятельности, помимо предприятий, инвестирующих собственные или заёмные средства. Статья 7 Закона Тверской области от 18.05.95 г. № 6 "О налоговых льготах инвесторам на территории Тверской области".
Порядок предоставления земли, величина арендной платы за землю
Проведенный анализ показал, что только небольшая часть субъектов федерации (15% изученных сайтов) стремятся сделать земельные отношения максимально прозрачными (Кировская и Нижегородская области); возможность длительной аренды земельных участков инвестором предусмотрена в Брянской и Пензенской областях
Важным элементом также является заинтересованность муниципального образования в регулировании земельных отношений. Наилучшим примером на уровне муниципалитета является Егорьевский район Московской области, где действует «Положение о порядке предоставления земельных участков на территории муниципального образования Егорьевский район Московской области» №63/8 от 20.10.2004 года.
В отношении величины арендной платы за землю наилучшими решениями являются:
· Калининградская область, где определены порядок и основная формула расчета величины арендной платы в зависимости от категории земель. (Постановление от 12 апреля 2006 г. N 222 «Об утверждении порядка определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Калининградской области и переданные в аренду»);
· Республика Татарстан, где величина арендной платы зафиксирована на уровне 1,5%;
· Нижегородская и Ульяновская области, где практикуется освобождение от арендной платы в части платежей, зачисляемых в областной бюджет для инвестиционных проектов;
В целом, можно сформулировать следующие рекомендации в части регулирования земельных отношений:
1. Законодательное регулирование земельных отношений, упрощение процедуры оформления прав на земельные участки для инвесторов;
2. Возможность длительной аренды земельного участка для инвестора (на срок реализации инвестиционного проекта и далее до 50 лет);
3. Регулирование земельных отношений в том числе, на уровне муниципалитетов;
4. Прозрачные для инвестора механизмы расчёта величины арендной платы за землю;
5. Освобождение от арендной платы в части платежей, зачисляемых в областной бюджет для инвестиционных проектов.
Информация о привлечении инвестиций: взгляд с позиции инвестора
В данном разделе рассмотрены вопросы, связанные с возможным восприятием информации, посвящённые вопросам привлечения инвестиций на сайтах субъектов, с позиций инвестора.
Первый шаг об объявлении заинтересованности в привлечении инвестиций на территорию субъекта - создание сайта органов власти и, что немаловажно, публикация актуальной, периодически обновляемой информации на нём. Из 87 субъектов, этап создания сайта не преодолели три, это Кабардино-Балкарская Республика, Республика Северная Осетия - Алания и Ямало-Ненецкий автономный округ.
При этом если в Кабардино-Балкарской Республике и Республике Северная Осетия - Алания ввиду существующих проблем характерен низкий и экстремальный инвестиционный риск и крайне низкий инвестиционный потенциал, то Ямало-Ненецкий автономный округ характеризуется средним уровнем инвестиционного потенциала и умеренным риском. Более того, официальный сайт Ямало-Ненецкого автономного округа некогда существовал, о чём свидетельствуют многочисленный ссылки в Интернете на ресурс http://www.yamal.ru/, но этот ресурс, по всей видимости, поработав некоторое время после создания, прекратили поддерживать за ненадобностью.
При ближайшем рассмотрении Интернет-ресурсов субъектов, представленных в Интернете можно сказать, что все они выполняют разные задачи - от краткой визитки региона с контактной информацией до полноценного портала с актуальной законодательно-нормативной базой, действующими информационными и новостными ресурсами и т.п. По-разному на сайтах отражены и вопросы инвестиционной привлекательности субъекта для инвестора. Представляя общую картину можно сказать, что субъектов, где не занимаются вопросами инвестиций, нет. Не вдаваясь в вопросы эффективности действий по привлечению инвестиций, можно отметить, что практически все субъекты федерации так или иначе проявляют инвестиционную активность, о чём свидетельствуют существование структурных подразделений, занимающихся вопросами инвестиций, наличие отчетов об инвестиционной привлекательности, законов и программ по поддержке инвестиционной деятельности и т.п. Хотя не все субъекты вопрос инвестиций волнует в равной степени.
Достаточно обширная информация, интересная для потенциального инвестора, представлена на сайтах следующих областей: Тверской, Калининградской, Ленинградской, Орловской, Краснодарского края; Ростовской, республики Татарстан, Чувашской Республики, Нижегородской, Ульяновской и Томской областей.
С другой стороны, существует ряд субъектов федерации, на сайтах которых представлена не самая полезная информация. Например, в Сахалинской области, занимающей 2-го места среди субъектов по объему инвестиций на душу населения, поддерживается сайт комитета по экономике Сахалинской области, отвечающего за вопросы привлечения инвестиций в регион. Здесь представлен достаточно обширный раздел, посвященный инвестиционной деятельности: инвестиционный климат, инвестиционный потенциал, внешнеэкономическая деятельность, инфраструктура. Однако представленная информация скорее имеет скорее статистический характер. Создаётся впечатление, что на сайте вывешен отчёт о результатах инвестиционной деятельности, а не информация, направленная на привлечение инвесторов.
Например, информация о транспортной инфраструктуре области вместо подробной карты, расписания движений транспорта и т.п. выглядит примерно следующим образом:
«В целом, общая протяженность автомобильных дорог области (общего пользования, ведомственных и частных) составила 4115 км, в том числе с твердым покрытием - 2784 км».
Целевой аудиторией такой информации могут быть вышестоящие органы, перед которыми комитет отчитывается о проделанной работе, а не потенциальный инвестор.
Так, основными проблемами большинства сайтов являются:
Декларативность информации. В ряде создаётся видимость заинтересованности властей в привлечении инвестиций при отсутствии конкретных действий и конкретных механизмов государственной поддержки. В ряде субъектов не раскрыты условия предоставления заявленных форм поддержки инвесторов. Например, на территории Ивановской области определены формы государственной поддержки, но не закреплены правила и условия их предоставления. Такая непрозрачность условий поддержки может быть источником для возможности манипулирования и бюрократии в процессе «поддержки» инвестора.
«Вчерашние новости» для большинства информационных порталов характерна неактуальность представленной информации: устаревшие (завершившиеся программы развития, законы о льготах, действовавшие несколько лет назад и т.п. Например, на сайте Тверская область основная части представленной информации датирована 2002 годом. На сайте Калужской области на конец 2006 года самая актуальная информация - это сводка 2005 года: «Государственная поддержка субъектов инвестиционной деятельности в Калужской области на 2005 год», в условиях, когда закон о льготах по налогам на территории области принимается ежегодно при принятии областного бюджета.
Другой проблемой является отсутствие актуальных версий законов: первые их варианты и все изменения публикуются отдельными документами (Ленинградская область, Рязанская область и др.).
Противоречивость информации, опубликованной в различных разделах сайтах.
Кроме этого, следует отметить слабое использование возможностей по представлению информации в Интернете. Речь не только о даже не столько возможностях создания интерактивных карт, расширенных баз данных с возможностями сортировки, фильтрации и выборки, сколько об отсутствии минимальной размещенной информации в режиме свободного доступа. Например, во Владимирской области существует база свободных производственных площадок, доступных для инвесторов. Эта база не вывешена на сайт для интерактивного доступа, а «предоставляется по запросу в департамент ВЭС». Возможные причины такого нежелания опубликовывать информацию может быть несколько - от отсутствия удобных механизмов администрирования сайта до желания установить контакт с каждым потенциальным инвестором (при запросе базы свободных производственных площадок инвестор оставляет контактную информацию), но при этом необходимо учитывать, что желаемый контакт с инвестора может и не состояться.
Обобщая результаты общего анализа официальных сайтов властей субъектов, напрашивается аналогия с расхожей фразой об активности «на бумаге, а не на деле». Таким образом, можно сказать, что «на сайте», а не на деле во многих субъектах ведётся активная деятельность по привлечению инвестиций: в большинстве случаев информация носит статистически-отчётный характер, некогда созданные разделы на сайтах об инвестиционной деятельности не поддерживается в актуальном состоянии, и даже представленная информация не систематизируется в удобном для инвестора виде, а существующие органы, ответственные за привлечение инвестиций зачастую занимаются только вопросами реализации целевых программ. Но всё же на этом фоне выделяется ряд субъектов, с достаточно полной информацией по всем направлениям, интересующим инвестора.
Появление в конце 80-х годов группы стран с переходной экономикой и специфическими условиями инвестирования потребовало разработки особых методических подходов. В начале 90-х годов применительно к этим странам рядом экспертных групп независимо друг от друга были подготовлены упрощенные методики сравнительной оценки инвестиционной привлекательности. Они учитывали не только условия, но и результаты инвестирования, близость страны к мировым экономическим центрам, масштабы институциональных преобразований, демократические традиции, состояние и перспективы проводимых реформ, качество трудовых ресурсов. В настоящее время комплексные рейтинги инвестиционной привлекательности стран мира периодически публикуются ведущими экономическими журналами: «Euromoney», «Fortune», «The Economist» [Грохолинский А., Региональный аспект инвестиционных процессов // Общество и экономика, 2006, №6.]
Наиболее известной и часто цитируемой комплексной оценкой инвестиционной привлекательности стран мира является рейтинг журнала «Euromoney», на основе которого дважды в год (в марте и сентябре) производится оценка инвестиционного риска и надежности стран. В этих целях используется девять групп показателей: эффективность экономики; уровень политического риска; состояние задолженности; способность к обслуживанию долга; кредитоспособность; доступность банковского кредитования; доступность краткосрочного финансирования; доступность долгосрочного ссудного капитала; вероятность возникновения форс-мажорных обстоятельств.
Что касается регионов, то специалисты рейтинговой службы EA-Ratings (стратегический партнер Standard & Poor's), а вслед за ними аналитики журнала «Эксперт» все факторы кредитного риска по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации подразделяются на:
- суверенные,
- экономические,