Оценка налогового потенциала региона (на примере Республики Башкортостан)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 20:59, контрольная работа

Описание

Предмет исследования - организационно-экономические отношения, возникающие в процессе формирования, измерения и использования налогового потенциала региона.

Задачи контрольной работы:

изучение специфики налоговой системы России на федеральном и региональных уровнях; выявление сущности понятия «налоговый потенциал»;
изучение методик расчёта налогового потенциала, расчёт на примере Республики Башкортостан;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Принципы построения налоговой системы России и ее законодательная база…………………………………………………………………………………4

2. Сущность налогового потенциала региона…………………………………...7

3. Теоретические аспекты определения налогового потенциала………………9

4. Оценка налогового потенциала Республики Башкортостан……………….16

Заключение………………………………………………………………………25

Список использованной литературы…………………………………………...26

Работа состоит из  1 файл

контрольная региональная экономика.doc

— 165.00 Кб (Скачать документ)

ГОУ ВПО  «БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН»

 

Кафедра экономической теории и экономической  политики 

Специальность 080504 «Государственное и муниципальное  управление» 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Региональная экономика»

Оценка  налогового потенциала региона 

(на примере Республики Башкортостан) 

Преподаватель:

доктор.экон.наук,

доцент

 
 
Г.Ф.Биглова
Студент 2 курса,

на базе ВПО (бюджет)

 
З.Р.Ильясова
 
 
 
 
 

Уфа 2011 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Принципы построения  налоговой системы России и  ее законодательная база…………………………………………………………………………………4

2. Сущность налогового  потенциала региона…………………………………...7

3. Теоретические  аспекты определения налогового  потенциала………………9

4. Оценка налогового  потенциала Республики Башкортостан……………….16

Заключение………………………………………………………………………25

Список использованной литературы…………………………………………...26 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Введение

      Для органов власти субъектов РФ одним  из важнейших направлений деятельности на среднесрочную перспективу является повышение эффективности управления региональными финансами, которое может быть достигнуто путём дальнейшего совершенствования налоговой системы, укрепления и развития налогового потенциала.

      Объект  исследования - налоговый потенциал региона (Республики Башкортостан): факторы формирования, релевантные методы измерения, рационализация использования.

      Предмет исследования - организационно-экономические  отношения, возникающие в процессе формирования, измерения и использования налогового потенциала региона.

      Задачи  контрольной работы:

  • изучение специфики налоговой системы России на федеральном и региональных уровнях; выявление сущности понятия «налоговый потенциал»;
  • изучение методик расчёта налогового потенциала, расчёт на примере Республики Башкортостан;

 

1. Принципы построения налоговой системы России

и её законодательная  база 

      Налоговая система – это совокупность налогов и сборов, взимаемых государством, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля.

      Налогообложение в любом государстве должно базироваться на отдельных принципах – основополагающих идеях и положениях существующих в налоговой сфере. Основоположник классической политической экономии А. Смит в своей работе «Исследования о природе и причине богатства народов» сформулировал четыре принципа:

      - принцип справедливости. Этот принцип предполагает всеобщность налогообложения и равномерность распределения налогов между гражданами;

      - принцип определённости - сумма и время платежа должны быть совершенно точно и заранее известны налогоплательщику;

      - принцип удобности – налог должен взиматься в такое время и таким способом, который наиболее удобен плательщику;

      - принцип экономии – максимальное сокращение издержек взимания налога.

      Основные  принципы современного налогообложения  в России определены в НК РФ [2].

      - Налоги устанавливаются законами. Этот принцип означает, что, во-первых, налог должен быть поименован  в Налоговом кодексе Российской  Федерации (статьи 13—15). Во-вторых, в устанавливающем налог законе должен быть определен налогоплательщик и следующие элементы налога:

      • объект налогообложения;

      • налоговая база;

      • налоговый период;

      • налоговая ставка;

      • порядок исчисления налога;

      • порядок и сроки уплаты налога.

      - Принцип всеобщности налогообложения. Согласно этому принципу каждая организация и физическое лицо без каких-либо исключений должны посредством уплаты налогов и сборов участвовать в финансировании общегосударственных расходов.

      - Принцип равного налогообложения. Он предполагает равенство всех плательщиков перед налоговыми законами.

      - Принцип соразмерности. Он заключается  в том, что налоговое бремя  должно быть экономически сбалансировано  с интересами плательщика и  интересы государства не должны  оказывать неблагоприятные последствия для налогоплательщика.

      - Равное налоговое бремя. Под  налоговым бременем понимается  мера экономических ограничений,  создаваемых отчислением средств  на уплату налогов. Не допускается  установление и применение налогов  и сборов, различающихся в зависимости от политических, этнических, конфессиональных и иных подобных различий между налогоплательщиками. Согласно этому принципу не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов либо налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Следовательно, нельзя вводить повышенные ставки налога для частных предприятий по сравнению с государственными или для иностранных граждан по сравнению с гражданами Российской Федерации. Налоговый кодекс и таможенное законодательство допускают установление особых видов пошлин (специальных, антидемпинговых, компенсационных) либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара.

      - Налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование. Поэтому, во-первых, налоги должны быть экономически эффективны, т.е. суммы платежей по каждому налогу должны многократно превышать затраты по их сбору. Во-вторых, при установлении налогов необходимо учитывать экономические последствия для:

      • государственного бюджета;

      • развития экономики;

      • налогоплательщика.

      - Налоги и сборы не должны  препятствовать реализации гражданами  своих конституционных прав. Налогообложение  всегда связано с ограничением  прав. Но это ограничение должно происходить с учетом статьи 55 Конституции Российской Федерации, которая определяет, что права и свободы могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства [1].

      - Налоги и сборы не должны  нарушать единое экономическое  пространство, которое гарантировано  ст. 8 Конституции Российской Федерации. Поэтому налоги не могут ограничивать свободное перемещение в пределах России товаров (работ, услуг) или денежных средств, либо по-другому ограничивать или препятствовать законной деятельности налогоплательщика. Незаконно установление дополнительных пошлин, сборов или повышение ставок налогов на товары, происходящие из других регионов страны или вывозимых в другие регионы.

      - Ни на кого не может быть  возложена обязанность уплачивать  налоги, сборы, а также взносы  и платежи, если они не обладают  признаками налогов и сборов, установленных НК РФ, либо не предусмотрены НК РФ, либо установлены в ином порядке, чем это определено в кодексе.

      Федеральные налоги и сборы, устанавливаются путем внесения изменений в НК РФ. На все вводимые налоги и сборы субъектов Федерации, и местные налоги и сборы распространяется принцип законного установления налогов и сборов. Если такие налоги и сборы не предусмотрены НК РФ или они введены с нарушением порядка, предусмотренного кодексом, то они считаются незаконными. Поэтому никто не обязан их уплачивать.

      При внесении изменений в законодательные  акты о налогах и сборах необходимо учитывать требования ст. 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой внесение изменений и дополнений в законодательство о федеральных налогах и сборах, предполагающие их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год [3]. Аналогичные правила установлены Бюджетным кодексом в от ношении законодательства субъектов о региональных налогах и сборах (ст. 59) и в отношении нормативных актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах (ст. 64).

      Законодательство  РФ о налогах и сборах — совокупность норм, содержащихся в законах РФ, устанавливающих систему налогов и сборов, общие принципы налогообложения и сборов, основания возникновения, изменения и прекращения отношений собственников и государства по уплате налогов и сборов, формы и методы налогового контроля, ответственность за нарушения налоговых обязательств. 

      2. Сущность налогового потенциала региона

     Налоги  являются главным источником финансовых ресурсов, централизуемых государством для обеспечения общественно  необходимых и законодательно установленных потребностей. Предоставление государством членам общества общественных благ и услуг, связанных с созданием новых рабочих мест и поддержанием общей занятости, социальным обеспечением и социальной защитой, образованием и здравоохранением, охраной природной среды и безопасностью, а также их количество и качество в значительной степени зависят от масштабов налогового потенциала страны, эффективности, устойчивости и справедливости налоговой системы. Для того чтобы государство смогло выполнять возложенные на него функции в обществе, оно должно стремиться повысить налоговый потенциал страны, который, в свою очередь, определяется совокупностью налоговых потенциалов субъектов РФ [7, стр.120].         Налоговый потенциал оказывает непосредственное влияние на уровень социально-экономического развития региона, на усиление мобилизующей роли бюджета и повышение финансовой самостоятельности региона, а также на создание сбалансированной и стабильной налоговой системы.  В связи с этим вопросы, связанные с оценкой налогового потенциала, являются весьма актуальными, и им должно уделяться большое внимание при обсуждении основных направлений налоговой политики на среднесрочную перспективу. Достоверная оценка позволит выявить резервы и перспективы увеличения доходной части бюджета и направлений контрольной работы налоговых органов, обеспечить равномерность налогообложения хозяйствующих субъектов, отраслей и регионов [8,стр.12]. Следует определиться, что, же такое вообще налоговый потенциал. В издании Всемирного банка «Россия и проблемы бюджетно-налогового федерализма» дано следующее определение: «Налоговый потенциал – это способность базы налогообложения в пределах какой-либо административной единицы приносить доходы в виде налоговых поступлений (но не фактическая сумма поступлений как таковых)». Шалюхина М.Н. по этому поводу пишет: «В широком смысле «налоговый потенциал» — это совокупный объем налогооблагаемых ресурсов территории. В более узком, практическом, смысле «налоговый потенциал» представляет собой максимально возможную сумму поступлений налогов и сборов, исчисленных в условиях действующего законодательства» [9, стр.105].

      На  величину налогового потенциала территории оказывают влияние множество  факторов — как объективных, так  и субъективных. К первым относятся действующее налоговое законодательство, уровень развития экономики региона, его отраслевая структура, уровень и динамика действующих цен, объем и структура экспорта и импорта и т.д. К субъективным можно отнести состояние региональной налоговой политики, количество предоставляемых льгот, отсрочек и др. [10, стр.34]

      Серьезное влияние на достоверность оценки налогового потенциала оказывает значительный объем "теневого" оборота, который  по данным разных источников достигает от 10 % до 40% легального оборота. Проблема легализации "теневых" средств требует отдельного обсуждения и решения. Пока же "теневой" сектор может рассматриваться только как перспективный для налогообложения по мере совершенствования законодательства и усиления контроля за его соблюдением.

      О.В. Богачева однозначно определяет налоговый  потенциал как потенциальный  бюджетный доход на душу населения, который может быть получен органами власти за определенный промежуток времени (обычно финансовый год) при применении единых на всей территории страны условий налогообложения (т.е. путем стандартизации налоговых баз и ставок) [11,стр.15] .

      Налоговый потенциал является важнейшей основой  проведения какой бы то ни было политики, в том числе и финансовой, одной  из составляющих которой является налоговая политика [12, стр.115]. 

3. Теоретические аспекты определения налогового потенциала 

      В настоящее время существует множество  методик определения налогового потенциала регионов: от сравнительно простых, до очень трудоемких.

      Налоговый потенциал региона можно рассматривать с нескольких точек зрения:

  1. С точки зрения налоговой компетенции разных уровней власти, как это предполагается в определении Всемирного банка. То есть можно ставить вопрос о региональном потенциале налогов, устанавливаемых федеральными (региональными, местными) органами власти.
  2. С точки зрения фактически поступивших налоговых платежей в разные уровни бюджетов. Речь здесь идет о потенциале налогов (или их распределяемой доли) в качестве источника дохода конкретных бюджетных звеньев на территории данного региона. Иначе говоря, налоговый потенциал региона представляет собой сумму налогового потенциала федерального и регионального бюджетов. В данном случае под региональным бюджетом понимается консолидированный бюджет региона.
  3. С точки зрения совокупного потенциала региона, т.е. суммарного потенциала в смысле пункта 1 или пункта 2, которые, естественно равны между собой.

Информация о работе Оценка налогового потенциала региона (на примере Республики Башкортостан)