Оценка налогового потенциала региона (на примере Республики Башкортостан)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 20:59, контрольная работа

Описание

Предмет исследования - организационно-экономические отношения, возникающие в процессе формирования, измерения и использования налогового потенциала региона.

Задачи контрольной работы:

изучение специфики налоговой системы России на федеральном и региональных уровнях; выявление сущности понятия «налоговый потенциал»;
изучение методик расчёта налогового потенциала, расчёт на примере Республики Башкортостан;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Принципы построения налоговой системы России и ее законодательная база…………………………………………………………………………………4

2. Сущность налогового потенциала региона…………………………………...7

3. Теоретические аспекты определения налогового потенциала………………9

4. Оценка налогового потенциала Республики Башкортостан……………….16

Заключение………………………………………………………………………25

Список использованной литературы…………………………………………...26

Работа состоит из  1 файл

контрольная региональная экономика.doc

— 165.00 Кб (Скачать документ)

    - акцизов на спиртосодержащую продукцию – по нормативу – 50 %;

    - акцизов на автомобильный бензин, включая прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей – по нормативу – 60 %;

    - акцизов на алкогольную продукцию – по нормативу – 100 %;

    -  акцизов на пиво – по нормативу – 100 %;

    - налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного)  по нормативу – 5 %;

    - налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых – по нормативу – 100 %;

    -  налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых) – по нормативу 60 %;

    -  сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) – по нормативу 30 %;

    - сбора за пользование объектами животного мира – по нормативу 100 %;                                                                                                                     - государственной пошлины (подлежащей зачислению по месту регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов) – по нормативу 100 %.

      Зачисление  в бюджеты субъектов РФ налоговых  доходов от уплаты акцизов на алкогольную  продукцию с объемной долей этилового  спирта свыше 9 до 25 % включительно (за исключением  вин) и алкогольную продукцию  с объемной долей этилового спирта свыше 25 % (за исключением вин), производимую на территории РФ, осуществляется по следующим нормативам:

    - 20 % указанных доходов зачисляется в бюджет субъекта РФ по месту производства алкогольной продукции;

    - 80 % указанных доходов распределяется между бюджетами субъектов РФ по нормативам, утверждаемым федеральным законом о федеральном бюджете.

      Как уже отмечалось, к настоящему моменту  вопрос об определении налогового потенциала региона остаётся предметом горячих  споров, и до сих пор не выработано общепризнанного метода его расчёта.

      В связи с этим можно попытаться с определённой доле точности рассчитать налоговый потенциал Республики Башкортостан за период 2007-2009 г.г.

      Для расчёта налогового потенциала РБ будем использовать методику И.В. Горского. Расчёты основаны на данных статистического ежегодника Республики Башкортостан, данных ежегодной статистической отчетности Федерального управления по налогам и сборам по РБ.

      В рамках данной методики рассмотрим «фактический метод», согласно которому налоговый  потенциал рассматривается исходя из некоторых фактических значений налоговых сумм. В основе этого метода лежит простая мысль о том, что полному использованию налогового потенциала препятствуют только две вещи: неплатежи и льготы. Отсюда формула налогового потенциала: НП = Ф + З + Л, где Ф – фактические поступления налогов, З – задолженность по налогам за отчётный период, Л – сумма налога, приходящегося на льготы.

      Исходя  из вышеизложенного, проведём расчёт налогового потенциала РБ фактическим методом с помощью таблицы 1. 

      Таблица 1. Расчёт налогового потенциала РБ за 2007-2009 г.г. по методике И.В. Горского («фактический метод»), млн. руб. 
 

Показатели 2007 2008 2009
Факти-

ческие

посту-пления

Задол-жен-ность Ль-

готы

Факти-

ческие

посту-пления

Задол-жен-ность Ль-

готы

Факти-

ческие

посту-пления

Задол-жен-ность Ль-

готы

налоги, сборы  и  
  регулярные платежи   
  за пользование    
  природными ресурсами
1542,9 2,3   2173,5 4,4   1171,5 3,8  
налог на прибыль  
  организаций
22285,4 110,1 24,8 29253,5 -406 29,3 25802,5 530,1 26,8
акцизы 17811,4 419,8   17423,6 211,7   26782,8 225,8  
налоги  на имущество 7535,8 281,9 150,7 8755,2 246,9 175,1 9788,1 335,6 195,8
налог на доходы  
  физических лиц
23076     28763     27758,3    
налоги  на совокупный доход 1253,3     1702,7     1442,7    
Всего 73504,8 814,1 175,5 88071,5 57 204,4 92745,9 1095,3 222,6
Величина  налогового потенциала 74494,4 88332,9 94063,8
  

 Проанализируем  налоговые доходы консолидированного бюджета Республики Башкортостан за 2007-2009 годы.

     По  данным Минфина РБ, в основном (89,1%) ежегодное формирование доходов бюджетной системы Российской Федерации по Республике Башкортостан (без учета таможенных платежей) обеспечено на территории городских округов Уфа, Стерлитамак, Нефтекамск, Октябрьский, Салават, Кумертау и муниципальных районов Уфимский, Туймазинский, Учалинский, Белебеевский, Ишимбайский, Белорецкий, Мелеузовский.

     Максимальным  показатель налоговых доходов был в 2009 году и составил 92745,9 млн. рублей. Основная причина – увеличение налога на акцизы и имущество. Среди налоговых доходов основную роль играет налог на прибыль организаций. Максимальный показатель его был в 2008 году. В 2009 году сборы уменьшились на 3 451 млн. рублей. Уменьшились также налоговые сборы по налогу на доходы физических лиц, налоги на совокупный доход, налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами. Уменьшение незначительное, но значимое. Так по данным Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан среднемесячная заработная плата за анализируемый период увеличилась на 3923,9 рублей, следовательно и налоги на доходы физических лиц должны были увеличиться соответственно.

     Таким образом, в 2009 году снизились поступления по налогу на прибыль организаций на 11,8%, по налогу на доходы физических лиц – на 3,5%, по налогам, сборам и регулярным платежам за пользование природными ресурсами – на 46,1%.

     Основное  влияние на снижение поступлений  налога на прибыль оказали кризисные  явления: падение спроса на товары (работы и услуги), вынужденные простои в производстве, отсутствие достаточного объема заказов и работ, что повлекло снижение объемов полученной хозяйствующими субъектами прибыли и, соответственно, налоговой базы. Кроме того, отрицательное влияние на поступление налога на прибыль оказали возвраты переплаты по налогу из бюджета Республики Башкортостан на расчетные счета предприятий и организаций, а также зачеты в счет уплаты по другим налогам. В 2009 году возвращено на расчетные счета и зачтено в уплату других налогов налога на прибыль на сумму 4987,0 млн. рублей с ростом по сравнению с 2008 годом в 2,3 раза.

     Снижение  темпов роста фонда оплаты труда  предприятий и организаций стало  одним из факторов снижения поступлений  налога на доходы физических лиц. Другими  причинами, повлиявшими на динамику поступлений, явились увеличение необлагаемой суммы доходов в связи с ростом размера стандартных вычетов и осуществление возвратов налога за счет увеличения имущественного налогового вычета, сумма которых за прошедший год составила 1774,6 млн. рублей.

     Сокращение  поступлений налога на добычу полезных ископаемых произошло преимущественно  в связи с более низкими  в 2009 году по сравнению с 2008 годом мировыми ценами на нефть [14, стр.18].

      По  данным таблицы видно, что величина рассчитанного налогового потенциала за анализируемый период возросла в 1,26 раз. Вряд ли этот результат можно назвать значительным достижением нашей экономики. Хотя уровни льгот и задолженности остаются примерно одинаковы в рассматриваемом интервале времени.

     Таким образом, проведенная оценка налогового потенциала РБ по методике И.В. Горского («фактический метод») свидетельствует о росте налоговых доходов. Однако, несмотря на такую положительную динамику, задолженность по налогам во все уровни бюджетов остается достаточно существенной. Наличие данного обстоятельства говорит о том, что налоговые доходы республики могут быть достаточно выше, чем мы имеем сейчас. В связи с этим, в целях повышения налогового потенциала региона необходимо разработать комплекс мероприятий, направленных, с одной стороны, на снижение уровня налоговой преступности, и на увеличение налоговой базы региона, с другой.         Среди основных путей увеличения налогового потенциала региона можно выделить следующие:         1. Оздоровление  экономики предприятий-налогоплательщиков, стабилизация их финансового состояния. Решение этой проблемы возможно посредством стимулирования инвестиций в обновление и развитие собственной производственной базы, проведения разумной ценовой политики, реструктуризации задолженности по налоговым платежам и т. д. Все это бы в конечном итоге способствовало значительному увеличению их налоговых возможностей, а, следовательно, и заметному росту налоговых поступлений в региональный бюджет. Привлечение в экономику инвестиций является одним из важнейших факторов, способствующих дальнейшему поступательному социально-экономическому развитию нашей республики.  2. Совершенствование действующего законодательства в области налогообложения, предполагающее упрощение системы федерального и регионального налогообложения, оптимизацию системы предоставления налоговых льгот, законодательное утверждение единой методики оценки налогового потенциала для всех регионов и страны в целом, ужесточение государственного контроля за финансовыми потоками экономических агентов и ответственности за нарушение законодательства, а также усиление контроля за легализацией «теневых» средств.      3. Проведение эффективной региональной налоговой политики, направленной на увеличение уровня собираемости налогов.   4. Совершенствование системы налогового администрирования, в том числе совершенствование механизмов мобилизации, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, применение комплекса административно-уголовных мер для неплательщиков, совершенствование работы налоговых органов.  5. Повышение уровня деловой активности населения, вследствие создания условий для развития и укрепления малого бизнеса, преимущественно в сфере материального производства с тем, чтобы доходы от малого бизнеса стали одним из основных источников бюджета региона (в развитых странах доходы от малого бизнеса составляют от 40 до 60 % доходов бюджета).          6. Обеспечение легализации теневой деятельности экономики, осуществляемой посредством применения мер, направленных на приостановление процесса ухода новых хозяйствующих субъектов в теневой сектор экономики, легализацию части «теневых» отношений и консолидацию сил банковских структур и государственных органов правопорядка в борьбе с теневой экономикой.         7.Улучшение инвестиционного и инновационного климата.  8. Формирование и развитие налоговой культуры,  связанное с  воспитанием законопослушного налогоплательщика и формированием позитивного отношения общества к уплате налогов как к конституциональной обязанности гражданина.      Следует отметить, что каждое из названных выше направлений включает в себя целый комплекс задач, реализация на практике которых будет способствовать более справедливому распределению общественного богатства, существенному пополнению доходов региональных бюджетов, а, следовательно, и повышению  налогового потенциала региона, и, как следствие всего этого, улучшению социально-экономической ситуации в регионах и страны в целом.          Итак, налоговый  потенциал региона это максимально возможная сумма начисленных налогов и сборов с его территории в условиях действующего законодательства. Максимально возможная сумма начислений зависит от уровня собираемости налогов, эффективности мер по соблюдению налоговой дисциплины и предлагаемых мер по стимулированию деловой активности налогоплательщиков. Важным условием эффективного потенциала является допустимая норма задолженности. В связи с этим возникает необходимость контроля над задолженностью по налогам, ведь именно она является основной проблемой полноценного использования потенциала региона. 

 

Заключение 

      В данной работе была рассмотрена проблема налогового потенциала регионов.

      Как такового понятия «налоговый потенциал» в законодательной практике не существует, однако под ним понимается важный бюджетообразующий показатель, показатель формирования доходной части бюджетов всех уровней.

      Определение налогового потенциала региона может  решить множество проблем и задач  регионального уровня, указать направления  деятельности по совершенствованию  проблемных аспектов.

      Налоговый  потенциал региона это максимально возможная сумма начисленных налогов и сборов с его территории в условиях действующего законодательства. Максимально возможная сумма начислений зависит от уровня собираемости налогов, эффективности мер по соблюдению налоговой дисциплины и предлагаемых мер по стимулированию деловой активности налогоплательщиков.

      Важным  условием эффективного потенциала является допустимая норма задолженности. В  связи с этим возникает необходимость  контроля над задолженностью по региональным налогам, ведь именно она основная проблема полноценного использования потенциала региона.

      В данной работе мной было предложено развитие в направлении контроля как за самой задолженностью, так и за органами налоговой службы. 

 

Список использованной литературы 

1.Конституция  Российской Федерации

2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (с изменениями 1999-2010 г.г.)

3. Бюджетный кодекс Российской Федерации 31 июля 1998 года N 145-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 20.08.2004 N 120-ФЗ, от 27.12.2005 N 197-ФЗ)

4. Закон Республики Башкортостан «Об исполнении бюджета Республики Башкортостан за 2007 год» 23 июня 2008 года N 16-з

5. Закон Республики Башкортостан «Об исполнении бюджета Республики Башкортостан за 2008 год»  22 июня 2009 года N 140-з

6. Закон Республики Башкортостан «Об исполнении бюджета Республики Башкортостан за 2009 год» 12 июля 2010 года N 286-з

7. Бюджетная система России: Учебник для вузов / Под ред. проф. Г.Б. Поляка.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.-372с.

Информация о работе Оценка налогового потенциала региона (на примере Республики Башкортостан)