Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 20:59, контрольная работа
Предмет исследования - организационно-экономические отношения, возникающие в процессе формирования, измерения и использования налогового потенциала региона.
Задачи контрольной работы:
изучение специфики налоговой системы России на федеральном и региональных уровнях; выявление сущности понятия «налоговый потенциал»;
изучение методик расчёта налогового потенциала, расчёт на примере Республики Башкортостан;
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Принципы построения налоговой системы России и ее законодательная база…………………………………………………………………………………4
2. Сущность налогового потенциала региона…………………………………...7
3. Теоретические аспекты определения налогового потенциала………………9
4. Оценка налогового потенциала Республики Башкортостан……………….16
Заключение………………………………………………………………………25
Список использованной литературы…………………………………………...26
Вместе с существованием различных взглядов на содержание налогового потенциала, существует и несколько показателей оценки налогового потенциала, в частности:
Могут быть использованы и другие методы оценки с помощью показателя уровня совокупных налогооблагаемых ресурсов и показателя валового регионального продукта (ВРП).
На
сегодняшний день в практике работы
налоговых органов понятие «
На наш взгляд решению этой задачи способствовало бы предложенное Шалюхиной М.Н. заполнение так называемого «Налогового паспорта региона», который содержит комплексную характеристику налогового потенциала и налоговой нагрузки региона. Разработка формы паспорта сейчас проводится Министерством РФ по налогам и сборам при активном участии территориальных инспекций. Пока же в аналитической работе и при планировании налоговыми органами используются такие показатели, как «объем начисленных и фактически поступивших в отчетном периоде налогов и сборов», а также показатель «отношение фактически поступивших платежей к объему ВРП».
По мнению М.Н. Шалюхиной, оценка налогового потенциала только по показателю «фактически поступивших платежей» не совсем объективна, так как существует разрыв между фактически собранными и исчисленными согласно действующему налоговому законодательству налогами. Этот разрыв обусловлен рядом причин; финансовым состоянием налогоплательщиков (платежеспособностью), уровнем их налоговой грамотности и налоговой дисциплины, результативностью работы налоговых органов по контролю за соблюдением налогового законодательства и т.д. [9,стр.138]
Ряд ученых-экономистов считает, что в настоящее время в России в качестве меры фискального потенциала регионов используются ряд показателей доходов, таких как:
-
фактически собранных в
- во-вторых, может применяться показатель среднедушевых доходов населения, который, несомненно, является базовым, основным показателем относительного уровня фискального потенциала. Показатель подушевого дохода уже давно и широко используется в качестве относительной меры фискального потенциала во многих странах мира;
-
в-третьих, возможно измерение
фискального потенциала с
-
четвертым показателем
-
в-пятых, измерение
-
и, наконец, предлагается
О.
Шандиров предлагает измерять налоговый
потенциал следующей формулой:
где к — количество компонентов налогооблагаемой базы физических и юридических лиц (налог на прибыль, НДС и др.);
m — количество налогоплательщиков (физических и юридических лиц);
Pjk — налогооблагаемая база j-ro налогоплательщика по к-му компоненту;
Njk — налоговая ставка по k-му компоненту налогооблагаемой базы j-ro налогоплательщика;
djk — удельный вес налоговых поступлений, остающихся в распоряжении региона по конкретному компоненту налогооблагаемой базы j-ro налогоплательщика [9, стр.141].
Более подробно рассмотрим методику расчета налогового потенциала, предлагаемую начальником отдела финансово-кредитной политики комитета экономики администрации Амурской области [9, стр.149].
В ее работе была предпринята попытка разработки методики прогноза доходных возможностей территорий на основании показателя налогового потенциала с учетом уровня и структуры экономического развития данной территории.
Предлагаемая методика опирается на использование показателей, объективно измеряющих доходные возможности региона на основании налоговых баз с использованием определенной формулы.
Причем доходы определяются не по фактическим поступлениям за предыдущие годы при сложившемся уровне собираемости, а в зависимости от размера налоговых баз.
Оценка налогового потенциала по рассматриваемой методике осуществляется в следующей последовательности:
где НП — налоговый потенциал по основным видам налогов,
PC0 — средняя репрезентативная ставка налога вида о,
Кс° — коэффициент собираемости налога вида о в среднем по субъекту. Средняя репрезентативная налоговая ставка по основным видам налогов рассчитывается по каждому налогу отдельно по формуле:
где PC0 — средняя репрезентативная налоговая ставка по налогу о, НС0 — исчисленные налоговые сборы по основному налогу о, НБ° — налоговая база налога о
Коэффициент
собираемости по каждому из основных
видов налогов рассчитывается на
основе фактических показателей
базового года по формуле:
где ФПи — фактическое поступление по налогу о по субъекту в базовом (текущем) периоде,
ИН°
— исчисленные налоговые
где НСП — ожидаемые налоговые сборы по прочим видам налогов в текущем году
I Р — индекс роста потребительских цен.
5. Совокупный налоговый потенциал региона равен сумме налоговых потенциалов основных и прочих налогов и исчисляется по формуле:
Каждая из предложенных методик имеет свои достоинства и свои недостатки. Что касается первой, то Шандиров О. акцентирует свое внимание только на той части налогов, которая остается в распоряжении региона. С точки зрения определения налогового потенциала, на наш взгляд это не совсем верный подход, так как налоговый потенциал территории предполагает собой максимальную величину налогов, которая вообще может быть собрана на соответствующей территории, которые затем распределяются по уровням бюджетной системы. Положительной же стороной данной методики является то, что в ней учитывается все виды налогов, то есть, нет деления налогов по основным и прочим, что делает расчет более точным, но в то же время более громоздким.
Вторая методика качественно отличается от первой тем, что в рассматриваемой методике, во-первых, налоги условно разделяются на основные и прочие, при этом налоговый потенциал по основным налогам рассчитывается при помощи репрезентативной налоговой ставке; во-вторых, в этой методике учитывается коэффициент собираемости налогов, который существенным образом влияет на величину налоговых поступлений, а, следовательно, и на налоговый потенциал, то есть данная методика имеет более общий характер, но вместе с тем учитывает ряд факторов, имеющих в отдельных случаях достаточно заметное влияние на величину налогового потенциала [9, стр.158].
Приведем также еще одну методику расчета налогового потенциала, предложенную И.В. Горским [13, стр.27]. В рамках своего исследования он предлагает три способа расчета налогового потенциала, взаимно дополняющих друг друга, имеющих свои достоинства и недостатки.
Первый расчет опирается на аддитивное свойство налогового потенциала и выражается в следующей формуле:
где п — число налогов,
НБ — налоговая база налога i,
t — ставка налога i в %.
Приведенная формула налогового потенциала в общем виде есть сумма всех налогов, поступающих во все бюджеты данной территории. Эта универсальная формула может легко трансформироваться в расчет налогового потенциала и федерального, и местного бюджетов.
Данные для этого расчета содержатся специализированном отчёте: Ф№5-НБН «Отчет о базе налогообложения по основным видам налогов».
Второй расчет производится «упрощенным методом». Его суть состоит в использовании только данных форм №5-НБН, если по каким-либо причинам окажется затруднительным применение первого метода.
Дело в том, что те 10 налогов, для которых форма №5-НБН дает точную налоговую базу, составляют 90% всех налоговых доходов регионов. Следовательно, можно без большой погрешности сделать дооценку потенциала следующим методом:
все
налоговые поступления
Наконец,
еще одним приемом оценки отчетного
налогового потенциала можно сделать
так называемым «фактическим методом»,
где налоговый потенциал
НП=Ф+3+Л, (8)
Где Ф — фактические поступления налогов,
3 — прирост задолженности за отчетный период,
Л — сумма налога, приходящаяся на региональные и местные льготы.
К
недостаткам данного метода можно
отнести сложность планирования
полученного показателя, поскольку здесь
не используется налоговая база, тогда
как первые два метода с достаточно высокой
степенью надежности допускают перспективную
оценку налогового потенциала именно
через планирование налоговой базы.
4.
Оценка налогового
потенциал Республики
Башкортостан
Конституцией РФ закреплено федеративное устройство нашего государства, которое основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами власти РФ и органов власти субъектов РФ.
В соответствии со ст. 10 Бюджетного кодекса РФ бюджетная система
РФ сострит из трех уровней:
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы региональных бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых доходов.
В бюджет Республики Башкортостан как одного из субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от следующих региональных налогов:
- налога на имущество организаций – по нормативу 100 %;
- налога на игорный бизнес – по нормативу 100 %;
- транспортного налога – по нормативу 100 %.
В бюджет Республики Башкортостан как одного из субъектов РФ подлежат зачислению налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
- налога на прибыль организации по ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов РФ, - по нормативу – 100 %;
- акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья – по нормативу – 50 %;
Информация о работе Оценка налогового потенциала региона (на примере Республики Башкортостан)