Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 05:49, курсовая работа
В данной работе область рассмотрения лежит в области изучения нормативных актов и законов, на основании которых, осуществляется оценочная деятельность в России. Также кратко будет изучен зарубежный опыт в этой области. В мировой практике основная цель регулирования деятельности оценщиков заключается в поддержании конкурентной среды и обеспечении качества услуг оценщиков.
1.3. Проблемы
обучения оценщиков
Сегодня на базовый курс приходят люди не только с различным объемом знаний после ВУЗов, но и различного возраста, темперамента, типа восприятия. Поэтому на этапе приема слушателей необходимо проведение определенных психологических тестов, позволяющих выявить эти различия.
Необходимо так же сформулировать минимальный уровень базовых знаний, практических навыков и умений, которыми должен владеть абитуриент (владение компьютером, элементарные знания по экономике из курса школьной программы и т.д.)9. При их отсутствии абитуриент обязан посетить соответствующие курсы, факультативные занятия, либо изучить вопрос самостоятельно до момента окончания стажировки. Курсы по профессиональной подготовке должны дать абитуриенту необходимые для оценщика знания и навыки. На сегодняшний день подготовка оценщиков ведется по унифицированным программам, которые имеют ряд недостатков, а именно:
·слабая общая часть программы, особенно в плане обучения оценщиков различным оценочным методам и основам экономических знаний и теории оценки;
·в программе
отсутствуют практические занятия
(или им уделяется очень мало внимания),
что не позволяет обучающимся
приобрести практические навыки. Гарантия
того, что они их приобретут во время
стажировки, достаточно мала, поскольку
в большинстве случаев
Т.о. существующие программы нуждается в коренной переработке.
Большой проблемой является преподавание. «Узкопрофильные» преподаватели10 (юриспруденции, экономики, технических дисциплин) часто не утруждают себя контекстом оценочной деятельности, в котором они преподают свои дисциплины. Более того, знания профильных дисциплин, которые они преподают, также бывает проблематичным. С другой стороны, «талант к преподаванию» практикующих оценщиков может быть спорным. Кроме того практически отсутствует контроль «начитанного объема» и его содержания.
Поэтому предлагаются
следующие условия допуска
- разработка
лекторами пакетов визуального
сопровождения лекций или
- разработка методических рекомендаций к практическим занятиям.
Все эти материалы, после прочтения курса обязаны передаваться в организацию, занимающуюся подготовкой оценщиков и храниться там не менее 2 х лет.
Следующий вопрос - контроль полученных знаний и практических навыков. Система тестирования после базовых курсов, предусмотренная сегодня, носит в большинстве своем формальный характер. Поэтому, по окончанию учебного курса необходимо предусмотреть экзамен в виде тестирования с участием представителя экзаменационной комиссии. Цель экзамена- подтвердить наличие у абитуриентов соответствующего объема знаний и навыков, после чего он допускается к стажировке. Необходимо предусмотреть, что низкий процент сдавших экзамен после базового курса является причиной для принятия санкций по отношению к учебной организации. Лица, не сдавшие этот экзамен к стажировке не допускаются.
Также обсуждается
возможность сдачи этого
Цель стажировки- приобретение умения. Предлагается следующее определение : «Стажировка — приобретение оценщиком-стажером практического опыта выполнения оценки имущества и имущественных прав на основании полученных знаний и навыков, а также совершенствование знаний и навыков». На сегодняшний день стажировка в полной мере осуществляется для тех, кто принят на работу в субъект оценочной деятельности11. Для остальных стажировка, в-основном, носит формальный характер.
Необходимо разработать предложения по совершенствованию стажировки. В частности:
·рассмотреть вопрос по назначению руководителями стажировки оценщиков с практическим опытом работ не менее 5 лет;
·предусмотреть периодические семинары для оценщиков-стажеров в учебных центрах, которые обязан посетить стажер во время стажировки. Цель семинаров – получение стажерами практических навыков по выполнению оценки и написанию отчетов.
·Разработать
типовой план стажировки, текущую
отчетность о прохождении стажировки
и методические рекомендации по расчету
минимальной стоимости
Контроль прохождения стажировки на сегодняшний день осуществляется путем предоставления отзыва руководителя стажировки. Предлагается дополнить его следующим:
Для допуска
к квалификационному экзамену стажер
предоставляет следующие
перечень работ,
в которых он принимал участие
с краткой характеристикой
два отчета по специальности по оценке разных типов объектов, которые выполнены с участием стажера;
отзыв руководителя стажировки;
перечень семинаров с указанием общего количества часов, которые посетил стажер, заверенный организаторами семинаров.
Квалификационный экзамен12 должен выявить прежде всего умения, и подтвердить знания и навыки.
Предлагается проводить квалификационный экзамен в виде решения определеных оценочых задач с написанием определенных разделов отчета.
В таком случае необходимо в рамках экзаменационной комиссии сформулировать единые критерии оценки таких отчетов, а также сформулировать исходные данные для них.
Квалификационный
экзаме целесообразно проводить
централизованно в Киеве, а не
в учебных центрах. Увеличения числа
обществ и людей, которые претендуют на
вхождение в состав экзаменационной комиссии,
заставляет задуматься о тестировании
экзаменаторов на предмет того, экзамен
по каким разделам и дисциплинам они в
состоянии квалифицированно принять.
1.4 Требования
квалификации, повышение квалификации
и переподготовка экспертов-
Требования разработаны на основе положений следующих законодательных и нормативных актов Российской Федерации: Федеральных законов "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" от 29.07.98 N 135-ФЗ, "Об образовании" от 10.07.92 N 3266-1, "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22.08.96 N 125-ФЗ, постановлений Правительства Российской Федерации "Об утверждении положения о лицензировании оценочной деятельности" от 07.06.2002 N 395, "Об уполномоченном органе по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации" от 20.08.97 N 932, "Об утверждении Типового положения об образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)13 специалистов" от 26.06.95 N 610, "Об утверждении форм документов государственного образца о повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов и требований к ним" от 27.12.95 N 13, постановления Минтруда России "Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих" от 21.08.98 N 37, приказов Госкомвуза России "Об утверждении Инструкции о порядке заполнения государственных документов о повышении квалификации и профессиональной переподготовке специалистов" от 19.04.96 N 708, "Об утверждении Временного положения о лицензировании учреждений среднего, высшего, послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования в Российской Федерации" от 07.02.94 N 108.
Повышение квалификации14 специалистов проводится по мере необходимости, но не реже 1 раза в 3 года начиная с даты выдачи диплома, подтверждающего квалификацию в области оценочной деятельности.
Повышение квалификации должно осуществляться по программе одного образовательного учреждения. Суммарный объем обучения должен составлять не менее 100 часов (в течение одного года с момента начала обучения).
Повышение квалификации15 осуществляется с отрывом от работы, без отрыва от работы и с частичным отрывом от работы.
Повышение
квалификации специалистов осуществляют
образовательные учреждения, прошедшие
согласование профессиональных образовательных
программ высшего профессионального
образования, дополнительного
Повышение
квалификации осуществляется по программам
повышения квалификации специалистов
в области оценочной
Программа повышения квалификации включает в себя:
обязательные
дисциплины в объеме не менее 72 часов;
дисциплины по выбору в объеме не менее
32 часов.
Рекомендуемый
перечень дисциплин по выбору содержится
в приложении N 2 к настоящим Требованиям.
Образовательные учреждения вправе
самостоятельно определять дисциплины
по выбору для включения их в программу
повышения квалификации с целью
последующей рекомендации слушателям
с учетом их профессиональной специализации
в области оценочной
Глава 2. Обучение
оценщиков за рубежом
2.1. Европейские и американские стандарты
2.1.1. Стандарты оценки США
Единые стандарты профессиональной оценочной практики 16(ЕСПОП), являются обязательными для применения в США и др. странах (Мексика, Канада) и разрабатываются и утверждаются Советом по стандартам оценки Фонда оценки. Это некоммерческая образовательная организация, основанная в 1987 году профессиональными организациями США: Институт оценки, Американское ОО, Национальная Ассоциация магистров оценки).
ЕСПОП предназначены для оценщиков и пользователей услуг оценки. Кроме того, все оценки недвижимости, связанные со сделками федерального уровня, должны проводиться на основе и в соответствии с ЕСПОП.
В ЕСПОП представлены:
- условия, которым нужно следовать при осуществлении оценки, проверки отчета об оценке или оказании консультативных услуг,
- способы, которыми производится оценка, ревизия или консультационные услуги.Всего 10 стандартов (н-р 1 и 2 - регулируют процесс оценки и составление отчета по оценке недвижимости, 3 - устанавливает нормы проверки отчетов по оценке и составлению отчета на основании этих норм...).Стандарты включают в себя Положение о стандартах оценки (положения, определения, правила), пояснительные комментарии.
Важную роль играют в деятельности оценщика этические обязательства. Стандарты включают в себя в том числе Положения об этике, Положения о компетентности, Положения об отклонениях.
ЕСПОП включают в себя также Документы о стандартах, которые также обязательны к применению, а также глоссарий всех оценочных терминов.
2.1.2. Европейские стандарты оценки
Некоммерческая Ассоциация национальных оценщиков западноевропейских стран была создана в 1977 году и называлась Европейская группа оценщиков основных фондов (TEGOVOFA). Позже произошло слияние с англоязычной организацией EUROVAL. В настоящее время группа называется «Европейская группа ассоциации оценщиков» (TEGoVA). В настоящее время членами TEGoVA являются профессиональные оценочные организации Европейского союза с активным и возрастающим участием партнеров из стран Центральной и Восточной Европы, включая Россию (РОО), Чешскую республику, Венгрию, Польшу, Болгарию, Румынию и Албанию. Особенность европейских стандартов оценки (ЕСО) - ориентация на оценки, выполняемые для целей составления финансовой бухгалтерской отчетности в соответствии с принятым европейским законодательством. Стандарты17 устанавливают минимально допустимый уровень качества выполнения оценки, обусловленной статусом и квалификацией оценщика, содержанием договора на выполнение оценки и отчетов об оценке, применяемыми методическим подходами к оценке в конкретных ситуациях.Европейские стандарты оценки были приняты в 2000 году («Голубая книга»). Данный документ включает 9 стандартов и 13 методических рекомендаций. Стандарты рассматривают также свое соответствие с МСО.Н-р: стандарт 4 рассматривает основные принципы оценке и основные подходы к составлению отчета об оценке,