Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 22:14, курсовая работа
Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. Почти все технически сложные отрасли промышленности: металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др., имеют именно такую структуру. [15]
Рынок олигополии делятся на два типа: 1) отрасли с одинаковой продукцией и большим размером предприятий; 2) несколько продавцов, продающие дифференцированные товары.
Введение...............................................................................................................3
Олигополия, как современная рыночная структура...............................5
Характеристики олигополий.................................................................5
Поведение олигополистических предприятий.....................................10
Сговор в олигополии........................................ ............................................13
Виды сговора..........................................................................................13
Условия возникновения сговора.........................................................16
Картели............................................. .....................................................18
Олигополистический сговор в российской действительности.................22
Заключение.........................................................................................................27
Список литературы.......................
Следовательно, высокая концентрация продавцов делает сговор более вероятным, но, ни в коем случае не обязательным.
3. Вероятность сговора выше в том случае, когда фирмам легко договориться о наилучших совместных действиях и когда соглашение такого рода должно достигаться лишь время от времени. Например, различия в издержках затрудняют соглашения по наиболее выгодной цене, так как фирмы с высокими издержками хотят установления более высоких рыночных цен, чем фирмы с низкими издержками. При различиях о продукции могут потребоваться соглашения по целому ряду цен. Быстрые изменения в издержках или объемах спроса требуют частых пересмотров договорных соглашений.
4. Вероятность продления договорных соглашений тем выше, чем легче выявляются нарушения в рамках соглашения. Выявление подобных нарушений является трудным делом, если фирмы не могут отслеживать назначаемые их соперниками цены или продаваемые ими количества продукции. Фирмам редко удается договориться не конкурировать друг с другом путем объединения расходов на рекламу или на исследования по большей части потому, что такого рода расходы трудно отследить. С другой стороны, если к фирмам могут быть приписаны постоянные покупатели, возможно, посредством предоставления каждой фирме монопольного положения в некотором географическом регионе, то обман относительно легко выявляется. Например, крупные международные химические компании в период между мировыми войнами поделили между собой весь мир, и каждая продавала в «своих» странах.
5.
Сговор обусловливает повышение цен и
прибылей и тем самым привлекает новые
фирмы. Чтобы сговор был прибыльным в долгосрочной
перспективе, необходимо предотвратить
проникновение новых продавцов на рынок.
В одних случаях имеют место барьеры входа,
которые обеспечивают это автоматически;
в других — продавцы — участники сговора
могут предпринимать действия по оттеснению
или устранению новичков. Но время от времени
приток новых фирм все же происходит и
двигает цены в сторону конкурентного
уровня, ограничивая монопольную власть
участвующих в сговоре фирм.
2.3 Картели
Сговор является родовым понятием в отношении картеля, треста. Картель - это группа фирм, действующих совместно и согласующих решения по поводу объемов выпуска продукции и цен так, как если бы они были единой монополией. В США картели запрещены законом. Тем не менее, фирмы часто поддаются искушению вступить в тайный сговор, что дает возможность оградить себя от конкуренции, не прибегая при этом к открытому соглашению. Выгоды от сговора, если он был успешным, могут быть громадными.
В связи с тем, что во многих странах действует антимонопольное (антитрестовское) законодательство, открытое картелирование, базирующееся на письменных соглашениях, становится невозможным. В таких случаях соглашения заключаются неординарно и устно на конфиденциальных встречах. При этом используются изощренные формы камуфляжа согласованных действий олигополистов. В результате у потребителей, наблюдателей и контролирующих органов создается иллюзия ценовой конкуренции между олигополистами. Наиболее изощренной формой тайных сговоров являются так называемые «джентльменские соглашения», которые заключаются в устной форме в непринужденной обстановке за рамками рабочего времени и которые весьма трудно выявляются с целью предъявления иска. Конечно, тайные соглашения о ценах требуют от их участников взаимного доверия и готовности пойти на компромиссы и уступки, чтобы добиться сбалансированности интересов участников. Расхождения в издержках, различия в целевых установках обуславливают далеко не одинаковое рыночное поведение олигополистов. В рамках тайных соглашений, которые фактически блокируют ценовую конкуренцию, могут развиваться неценовые формы конкуренции, сопровождаемые предоставлением скрытых скидок и дополнительных услуг, улучшением форм обслуживания клиентов, обеспечением наилучшим после сбытовым обслуживанием.
Картель представляет собой соглашение нескольких предприятий, устанавливающее для всех участников объем производства, цены на товар, условия найма рабочей силы, обмена патентами, разграничения рынков сбыта и долю каждого участника в общем, объеме производства и сбыта. При образовании картеля его участники не утрачивают производственной и коммерческой самостоятельности, между ними заключается соглашение по ряду вопросов: цены на производимую продукцию, квоты, разграничение рынков сбыта, условия найма рабочей силы и т. д. Наиболее часто картельное соглашение предусматривает взаимные обязательства сторон по условиям сбыта продукции.
Участники
картеля продают продукцию
На первый взгляд, сходство картеля с монополией очевидно. Но картель весьма редко, в отличие от монополии, контролирует весь рынок, ибо вынужден учитывать политику некартелизованных предприятий. Кроме того, участник и картеля имеют довольно мощный соблазн обмануть своих партнеров, снижая цены или активно рекламируя свой товар, что создает условия для захвата части рынка. Вследствие этого многие картели представляют собой временную структуру рынка и встречаются редко. К тому же законодательство многих стран считает картельную практику незаконной и противодействует ей различными методами. Классическим примером образования и существования до сих пор картельного соглашения является, например, Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК), которая в разные периоды своей истории контролировала от 25% до 60% производства нефти индустриальных стран.
Невозможность полностью и постоянно использовать картель для взаимодействия олигополистических фирм вынуждает их идти на негласные экономические соглашения, тайную экономическую политику в области изменения цен и разграничения сфер влияния. Такое сотрудничество может проявляться как через особую экономическую политику олигополистических фирм в виде «жесткости цен» или «лидерства в ценообразовании», так и через особые организации типа «патентных пулов» (или консорциумов). Однако чаще всего развиты такие формы олигополии, при которых между фирмами отсутствует формальное соглашение о контроле над рынком.
Российский рынок как переходный и постплановый имеет ряд особенностей, в первую очередь связанных с советский прошлым: экономическая обособленность от других государств, нерыночный способ ведения хозяйства, большой перевес в сторону производства средств производства и ВПК над производством средств потребления, всеобщая концентрация ради упрощения управления хозяйствующими субъектами привели на данный момент к высокой доли отдельных компаний в различных отраслях народного хозяйства. В результате рынок олигополии для нас является очень важным, так как многие фирмы-олигоолисты являются ключевыми для нашей экономики. Это и АвтоВаз и Газпром и нефтеэкспортеры и «металлурги» и многие другие. Если взять производство основных видов промышленной продукции, то на долю олигополистических отраслей приходится 40% , а по некоторым данным все 60%. Фирмы олигополисты являются крупнейшими в России по объему реализации.
По мнению журнала "Эксперт", в нашей стране крупный бизнес по-прежнему обеспечивает более высокую рентабельность и производительность труда, нежели средний и малый. Крупные предприятия устойчивее по отношению к так называемым неэкономическим проблемам, которые существуют в нашей стране. Это и высокий уровень коррумпированности чиновников, криминализация общества, «нерыночная» конкуренция и т.п. Крупные фирмы, в большинстве своем олигополисты, являются основным локомотивом экономического роста России. Но как любая коммерческая организация, олигополисты в первую очередь преследуют цель – получение и максимизация прибыли.
В силу юридического запрета официально картели в современной России не существуют. Однако практика разовых ценовых сговоров распространена весьма широко. Достаточно вспомнить, как периодически на потребительском рынке возникает дефицит то сливочного или подсолнечного масла, то бензина. И как потом эти товары вновь появляются с сильно повышенными ценами одновременно у всех продавцов.
Нередко также функции, близкие к картельным, пытаются осуществлять на более постоянной основе разнообразные ассоциации: импортеров чая, производителей соков и т.д. [3, с. 328]
Сегодняшняя ситуация на мировом рынке нефти складывается так, что цены на нее достигают своего рекордного значении. Многие члены аналитического братства высказывают точку зрения, что высокие цены на энергоносители, держащиеся сегодня выше подавляющего большинства прогнозов, спровоцируют некоторых экспортеров на увеличение запланированных ранее поставок. Подобный шаг, по их мнению может подтолкнуть некоторых из членов картеля нарушить установленные квоты, в результате чего вполне будет возможен сценарий затопления рынка нефтью.
Несмотря настоль высокие сегодня цены на черное золото, попытки отрегулировать мировой нефтяной рынок предпринимает лишь одна ОПЕК, в то время как экспортеры-аутсайдеры только пользуются результатами ее усилий, пока они успешны, и не имеют собственных предложений на случай существенного ухудшения мировой конъюнктуры. Таким аутсайдером является и Россия - наша страна, обладающая большими запасами нефти и конкурирующая с Саудовской Аравией за первое место в ее мировой добыче, уже давно считается членами организации одним из основных игроков на международном нефтяном рынке. В настоящее время Россия по показателю добычи нефти (8,68 млн. баррелей в сутки) выходит на первое место в мире, обогнав Саудовскую Аравию (8,29 млн. баррелей). При этом ОПЕК волей-неволей приходится считаться с реальным фактом сильной зависимости экономического роста в нашей стране от экспорта нефти и от мировых цен на нее. Тем самым ограничивается возможность России, в отличие от большинства стран-членов картеля, манипулировать объемами добычи и вывоза нефти в зависимости от положения дел на мировом рынке.
Бесспорным достижением ОПЕК остается успешное сглаживание серьезных колебаний цен на нефть на международных рынках благодаря использованию механизма их регулирования в границах установленного коридора. [9, c.85-72]
Но у картеля, особенно у стран Ближнего Востока, начиная с Саудовской Аравии, есть и серьезное стратегическое преимущество. Они не только способны гораздо легче, чем страны-аутсайдеры, оперировать текущими уровнями добычи нефти, но и обладают ее огромными перспективными запасами, которые могут быть мобилизованы значительно быстрее и дешевле. Фактор весьма существенный, если учесть, предсказываемый практически всеми экспертами неуклонный рост мирового спроса на нефть в течение ближайших 20 лет. Во всяком случае, пока потребителям не будут предложены альтернативные источники энергии, а такое, похоже, может произойти еще не скоро, за пределами сроков, которые поддаются прогнозированию научными средствами.
Сейчас ОПЕК в своих отношениях с аутсайдерами сталкивается с серьезной проблемой. Пока ее члены манипулируют уровнями экспорта, те стремятся потеснить их на международных рынках.
Так в августе месяца 2007 года Green Oil подал иск в суд в отношении ЛУКОЙЛ, Saudi Aramco (Саудовская Аравия) и венесуэльской госкомпании PdVSA. [12]
Иск подан от лица всех американских компаний, закупающих топливо на американских НПЗ для розничной продажи в США. По их мнению, ЛУКОЙЛ, Saudi Aramco и PdVSA несколько лет согласованно манипулировали нормами добычи и, тем самым, искусственно завышали цены на нефть и нефтепродукты.
Что касается повышения цен на бензин в России, то очередная волна пришлась на май 2011 года, когда по всей стране за неделю данный продукт подорожал на 3 %. Ранее аналитики предсказывали рост розничной стоимости топлива, который обусловлен подорожанием горючего на оптовом рынке, а также возникшим в некоторых регионах России дефицитом бензина и дизеля. В конце апреля из-за нехватки топлива в Алтайском крае закрылось большинство независимых АЗС. Оставшиеся заправки были вынуждены повысить цены на 20 %, тогда как у бензоколонок крупных сетевых компаний возникли многокилометровые очереди. Тогда Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обвинила нефтяников в картельном сговоре. Однако топливные компании объясняли дефицит топлива попыткой государства регулировать рыночные цены на нефтепродукты. [11]
Со слов главы Федеральной антимонопольной службы Артемьева, ФАС регулярно раскрывает нефтяные сговоры крупных компаний, таких как «Роснефть», ЛУКОЙЛу и «Газпром нефть» - компаний, которые намеренно завышают цены на бензин и дизтопливо для потребителей. [13]
Также
в январе 2011 года было начато расследование
дела в отношении семи крупных российских
страховых компаний, которые занимаются
продажами полисов КАСКО. По мнению ФАС,
речь идет о ценовом сговоре при продаже
полисов КАСКО владельцам автомобилей,
которые покупали машины в кредит через
«Компанию розничного кредитования».
В сговоре подозреваются такие крупные
фирмы, как «Росгосстрах», «АльфаСтрахование»,
«Группа Ренессанс Страхование», «Русская
Страховая Компания», «КРК-Страхование»,
«СГ МСК», «СГ «Адмирал».
Ожидается, что страховым компаниям будет
выписан огромный штраф в размере 70 млн
руб. [14]
Баланс между государственным регулированием отрасли и свободными рыночными механизмами напрямую зависит от степени развитости рынка. Российский рынок сотовой связи по ключевым показателям развития занимает одно из лидирующих мест среди развитых стран Европы и Северной Америки. Сегмент сотовой связи России давно преодолел порог развивающегося рынка, и не нуждается в усилении государственного вмешательства.