Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 22:14, курсовая работа
Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. Почти все технически сложные отрасли промышленности: металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др., имеют именно такую структуру. [15]
Рынок олигополии делятся на два типа: 1) отрасли с одинаковой продукцией и большим размером предприятий; 2) несколько продавцов, продающие дифференцированные товары.
Введение...............................................................................................................3
Олигополия, как современная рыночная структура...............................5
Характеристики олигополий.................................................................5
Поведение олигополистических предприятий.....................................10
Сговор в олигополии........................................ ............................................13
Виды сговора..........................................................................................13
Условия возникновения сговора.........................................................16
Картели............................................. .....................................................18
Олигополистический сговор в российской действительности.................22
Заключение.........................................................................................................27
Список литературы.......................
На российском рынке мобильной связи действуют несколько крупных фирм, производящих идентичную продукцию. В частности на долю трех фирм (МТС, «МегаФон», «Вымпелком») приходится свыше 80% всего рынка. При этом «большую тройку» не раз подозревали в сговоре.
Так после вступления в силу с 1 июля 2006 года новой редакции Федерального закона «О связи», согласно которой была отменена плата почти за все входящие звонки, чтобы компенсировать убытки российские сотовые операторы либо увеличили стоимость одной минуты разговора, либо ввели плату за соединение на нескольких тарифах. В конце июля ФАС проводила проверку компании по подозрению в сговоре при введении платы за соединение. Однако 17 августа ФАС возбудила дело в отношении всей «большой тройки» из-за того, что для них действуют более низкие тарифы межоператорских взаиморасчетов, чем для других сотовых операторов. МТС и «Вымпелком» снизили межоператорские тарифы, а «МегаФон» отказался выполнять распоряжение ФАС, за что был оштрафован на 400 тысяч рублей. [16]
Уже не первый год операторы сотовой связи подозреваются в сговоре и преднамеренном завышении стоимости услуг связи в роуминге. Эксперты выявили, что тарифы в роуминге в 2-2,5 раза выше установленных тем же оператором мобильной связи расценок на услуги международной связи по сетям сотовой связи. Кроме того уровень тарифов, установленный операторами «большой тройки» на услуги связи с использованием роуминга, превышает установленный Еврокомиссией в 3-6 раз. Доходность от таких услуг операторов превышает доходность менее крупных операторов связи, прежде всего Tele2, до 2 раз. При этом доказать факт сговора в большинстве случаев очень сложно.
Заключение
Если обратиться к статистике, то в России отчетливо видно олигополистический характер носят сырьевые отрасли, черная и цветная металлургия, т.е. почти все отрасли, которым удалось выстоять в нынешнем кризисе и на которые пока опирается отечественная экономика. Концентрация производства в руках 8 ведущих фирм здесь колеблется от 51 до 62%. В такой плотной олигополии между ними может произойти сговор, а так как все фирмы отрасли взаимосвязаны, то вероятность сговора велика, что и приводит к образованию картеля. Бесспорно олигополизированы и основные подотрасли химии и машиностроения (производство удобрений, автомобилестроение, аэрокосмическая промышленность и др.). [7, c.2-19]
Большинство образовавшихся картелей это очень неустойчивые структуры с большими сложностями в ценообразовании и выпуске продукции, с внутренней нестабильностью, и в большинстве случаев с нарушением антимонопольного законодательства. Существует слишком большой соблазн у других фирм, входящих в картель, превысить квоты для увеличения собственной выручки.
В настоящее время картели существуют (и преследуются властями) как тайные сговоры. Легально они допускаются лишь в некоторых особых сферах экономики (например, в старых, умирающих отраслях или в экспортной деятельности) под контролем государства.
Определяющее воздействие на поведение олигополистов оказывают две основные силы. Во-первых, при помощи сговора фирмы могут удерживать цену выше ее конкурентного уровня и в результате получать прибыли. Во-вторых, нарушая договорные соглашения, отдельные фирмы могут улучшать свое положение до тех пор, пока другие фирмы не реагируют на это.
Когда сговор носит законный характер, олигополисты в целях установления фиксированных цен и ограничения объема выпуска часто идут на создание картелей. Картели нередко распадаются из-за того, что фирм обманывая соперников, нарушают оглашения.
Когда явный сговор является противозаконным, фирмы иногда ищут пути к тайному сотрудничеству. Зачастую это достигается при помощи молчаливой договоренности о том, что одна фирма будет действовать в качестве лидера в области цен, а остальные будут следовать за ее изменениями цен.
Если фирмы не могут договориться, то их поведение зависит от того, какой, по мнению каждой фирмы, будет реакция других фирм на ее собственные действия. Цены могут варьировать в пределах от монополистического до конкурентного уровня.
Чтобы не допустить притока новых фирм, находящиеся в сговоре, олигополисты могут устанавливать цену ниже монопольного уровня.
В
силу существования экономии от масштаба
было бы расточительным производить все
возможные виды благ. Нет ясности в том,
обеспечивает ли монополистическая конкуренция
слишком малое или слишком большое разнообразие.
Список литературы: