Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 22:14, курсовая работа
Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. Почти все технически сложные отрасли промышленности: металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др., имеют именно такую структуру. [15]
Рынок олигополии делятся на два типа: 1) отрасли с одинаковой продукцией и большим размером предприятий; 2) несколько продавцов, продающие дифференцированные товары.
Введение...............................................................................................................3
Олигополия, как современная рыночная структура...............................5
Характеристики олигополий.................................................................5
Поведение олигополистических предприятий.....................................10
Сговор в олигополии........................................ ............................................13
Виды сговора..........................................................................................13
Условия возникновения сговора.........................................................16
Картели............................................. .....................................................18
Олигополистический сговор в российской действительности.................22
Заключение.........................................................................................................27
Список литературы.......................
Можно выделить три принципиальные возможности поведения фирмы на олигополистическом рынке.
1. Нескоординированная олигополия, при которой фирмы не вступают ни в какие контакты друг с другом и не пытаются сознательно найти точку устраивающего всех равновесия. Одной из наиболее простых моделей этого класса является модель ломаной кривой спроса, которая подразумевает что олигополист при снижении или увеличении цены и последующих действий конкурентов «перемещается» с одной кривой спроса на другую, вследствие чего на его общей линии спроса образуется «надлом» в точке пересечения двух альтернативных линий спроса.
Критики модели ломаной кривой спроса правы в том, что эта модель не может быть основной, а тем более общей моделью олигополии, на статус которой она первое время претендовала. Однако в тех ситуациях, когда представления олигополистов о возможном поведении соперников ограничены, эта модель может быть использована для разумного объяснения их поведения. К числу подобных ситуаций относятся новые отрасли на раннем этапе их становления, когда соперники «еще не познакомились друг с другом», а также в случае присоединения к отрасли новых, ранее неизвестных фирм.
2. (Картель или сговор) фирм, ориентирующихся не на достижение равновесия Курно, а на долгосрочное монополистическое равновесие с последующим разделом монополистической прибыли (более высокой, чем прибыли олигополистические) между участниками.
В
настоящее время картели
3. «Игра по правилам», при которой фирмы сознательно делают свое поведение понятным и предсказуемым для конкурентов, чем облегчают достижение равновесия в отрасли. Данная форма олигополии представляет собой компромисс между нескоординированной олигополией и прямым сговором. Фирмы не вступают друг с другом в соглашения, но подчиняют свое поведение определенным неписаным правилам. Такая политика, с одной стороны, позволяет избежать юридической ответственности, вытекающей из антикартельного законодательства. А с другой - уменьшить риск непредсказуемой реакции конкурентов, т. е. оградить себя от главной опасности, свойственной нескоординированной олигополии. «Игра по правилам» облегчает достижение олигополистического равновесия.
Наиболее часто употребляемым приемом «игры по правилам» является лидерство в ценах. Оно состоит в том, что все крупные изменения цен сначала проводит одна фирма (обычно самая крупная), а затем они повторяются в близких размерах остальными компаниями. Ценовой лидер фактически единолично определяет цены (а значит, и объем производства) для всей отрасли. Но делает это с таким расчетом, чтобы новые цены устроили и остальных. Ведь если они будут невыгодны конкурентам, то те просто не последуют за лидером и отрасль перейдет в опасное для всех участников состояние нескоординированной олигополии. Поэтому лидер часто «прощупывает» отношение конкурентов, заранее предавая огласке размер предстоящего изменения и прислушиваясь к реакции других фирм.
Когда мы говорим о лидерстве в ценах, то предполагаем, что никаких соглашений или договоренностей между предприятиями нет. И тем не менее согласование действий олигополистов, несмотря на закамуфлированный характер, в определенном смысле происходит открыто. Ценовой лидер, высказывая публично те или иные намерения в отношении предполагаемого изменения цены, как бы провоцирует реакцию остальных товаропроизводителей. Ответная реакция конкурентов на зондирование лидера отрасли служит своего рода сигналом к осуществлению либо воздержанию от тех или иных мероприятий. Особенность поведения ценового лидера заключается в том, что он, как правило, не реагирует на незначительные колебания в условиях издержек и спроса. Изменение цен происходит только в том случае, если имеют место заметные отклонения в стоимости тех или иных факторов производства или изменения в условиях функционирования предприятия либо выпуска продукции.
Лидерство в ценах очень распространено на Западе, а в наши дни его можно наблюдать и в России, например в автомобилестроении. Так в 1991-1992 гг. лидером в ценах на легковые машины постоянно выступал ВАЗ, а АЗЛК и ГАЗ следовали за ним [15].
Лидерство
в ценах – это одна из форм
рыночного поведения
Среди множества моделей поведения олигополий, производящих практически идентичную продукцию, наибольший интерес представляет тайный олигополистический сговор.
2.1 Виды сговора
Поведение олигополии всегда определяется двумя силами, действующими в противоположных направлениях.
Первая сила — это простая заинтересованность фирм в максимизации совокупной прибыли отрасли посредством сговора и совместных действий фирм. Как если бы они были единственным максимизирующим прибыль монополистом.
Сговор – это явное или молчаливое (неявное) согласие между предприятиями отрасли с целью установления цен и объемов выпуска или по ограничению соперничества между ними.
Сговор не исчерпывает другие формы соперничества (совершенствование продукции, расширенная реклама). При наличии сговора все могут устанавливать высокие цены и получить больше прибыли. [2, с. 79]
Однако если одно из предприятий снизит цену, увеличивая объем спроса, происходит «перетягивание» части прибыли других предприятий.
Вероятность сговора тем выше, чем в большей степени ему благоприятствует правовая система, чем меньше предприятий причастно к нему, тем продолжительнее срок его действия.
Явный сговор подразумевает фактическое соглашение между фирмами в отрасли.
Существует ряд условий, которые облегчают прямой сговор:
1. высокие барьеры для входа новых фирм на рынок;
2. небольшое количество фирм на рынке;
3. высокая степень однородности продукции;
4. растущий спрос на отраслевую продукцию;
5. особенности законодательства.
Неявный сговор – позволяет координировать действия фирм (практика ценового лидерства), когда крупная компания первой меняет цену, а все остальные следуют за ней. У них все на взаимопонимании и без слов.
Высокие барьеры для вхождения новых фирм на рынок поддерживают значительный уровень рыночной концентрации и сохранение олигополии. Они принимают разную форму: экономию на масштабах производства, экономии на издержках вследствие накопленного опыта, известности товара, проведенной рекламной компании, сложности товара, множественности моделей товара, капиталовооруженности и т. д.
Экономия на масштабах основанная на известности товаров, является важным барьером для других фирм, желающих работать на данном рынке. Технико-экономические характеристики отрасли могут быть таковы, что минимальный уровень издержек на единицу продукции, может быть, достигнут фирмой при очень высоком объеме производства и сбыта продукции.
Этот
объем бывает столь велик, что
способен удовлетворить значительную
часть существующего рыночного спроса
на данную продукцию.
Поскольку новая фирма неизвестна, она
может претендовать лишь на незначительный
спрос, и ее объем производства будет меньше,
чем у фирм-участников олигополии. Цена
же, напротив, в силу более высоких издержек,
должна быть больше.
В силу сложившихся мировых тенденций многие перспективные рыночные ниши заняты мегакорпорациями, которые являются единственными представителями выпускаемой группы товаров. Даже если «новичок» приходит с более прогрессивной идеей, более качественным конечным результатом, войти и закрепиться бренду в отрасли, занятой монополиями и олигополиями, практически нельзя. Причина – огромные возможности компаний, которые нарабатывали свою мощь в течение не одного десятка лет. Опираясь на свои совершенные финансовые базы, олигополисты имеют возможность временно продавать продукт по цене ниже его себестоимости и тем самым в зародыше убить опасного конкурента. Это обычный прием, когда представители нескольких крупных корпораций, действующих в одной отрасли, идут на сговор с тем, чтоб не дать проникнуть «стучащемуся» в их нишу неизвестному производителю. [10, с.54] Фирмы-олигополисты, зная, что появление нового конкурента уменьшит их долю рынка, попробуют не допустить этого, воспользовавшись своими преимуществами. Они установят цену ниже, но в силу экономии от масштабов производства и в этом случае будут получать прибыль. Новая же фирма понесет значительные потери и вынуждена будет уйти с рынка.
Олигополисты вовлекаются в соперничество, когда они предпринимают попытки отнять дело друг у друга. Сговором не исчерпываются все формы соперничества. Например, участвующие в сговоре фирмы могут прийти к соглашению о цене, которую все они назначат, но не ограничивать расходы на рекламу или представление новых изделий. В Соединенных Штатах явный сговор почти всегда является противозаконным, тогда как молчаливый сговор, как правило, законом не преследуется.
Вторая сила, влияющая на поведение олигополиста, — это эгоистическая заинтересованность каждого продавца в максимизации своих собственных прибылей, даже если в результате этого уменьшается общая величина прибыли отрасли. Сговаривающиеся олигополисты будут вести себя подобно монополисту и, следовательно, устанавливают монопольную цену, превышающую величину предельных издержек. Но в этом случае каждая отдельная фирма имела бы возможность значительно увеличить свои прибыли, если бы она могла нарушить соглашение при помощи обмана, немного снижая свою цену и отбирая тем самым существенную часть бизнеса у своих соперников.
Однако если все фирмы, соперничая друг с другом, будут снижать цены, то рыночная цена упадет и всем продавцам будет хуже, чем было при сговоре, хотя, и покупатели, и общество в целом от этого только выиграют.
Таким образом, возможность
2.2 Условия возникновения сговора
Центральная проблема анализа олигополий состоит в предсказании того, а каком случае будет иметь место сговор. Это требует прогноза ситуаций, в условиях которых фирмы будут в состоянии как договориться об ограничении соперничества, так и предотвратить нарушения данного соглашения. Экономисты еще не решили эту проблему полностью, но они выявили целый ряд факторов, делающих сговор более или менее вероятным. [1, c.212]
Рассмотрим
случаи, когда вероятность
1. Вероятность сговора тем выше, чем в большей степени правовая система благоприятствует явным соглашениям с целью повышения цены и ограничения объема производства. Одна, редко встречающаяся в жизни, крайность состоит в том, что сговор легко достижим в том случае, если контракты между соперничающими продавцами, которые определяют цену и объемы выпуска, будут осуществляться в принудительном порядке через суды. В этом случае угроза судебного разбирательства может удерживать соперников от обмана. Если не существует правовых препятствий для соглашений по ценам и объемам выпуска, но суды не будут осуществлять поддержку исполнения договорных соглашений, то стремящиеся к сговору фирмы должны искать какие-то иные меры защиты от обмана. Наконец, если явный сговор является противозаконным, как в Соединенных Штатах, то заключить договорное соглашение рискованнее и труднее.
2. Вероятность сговора тем выше, чем меньшее число фирм должно быть к нему причастно. Когда в некое дело вовлечено множество лиц, договориться труднее, и труднее выявить нарушения в рамках договорного соглашения, когда в нем участвует много продавцов. К примеру, фермеры США время от времени предпринимают попытки к ограничению выпуска тех или иных видов продукции, но без государственной помощи эти попытки к сговору неизменно проваливаются, поскольку каждый индивидуальный фермер знает, что он может продавать сверх предназначенной для него квоты, не оказывая влияния на рыночную цену, и, таким образом, обманывать, не будучи уличенным. Однако если продавцов всего несколько, то все они находятся в поле зрения друг друга, и в этом случае вероятность того, что обман выявится, выше.