Оптимальный объем производства общественных благ: теоретические возможности и практическая реализация в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 14:38, курсовая работа

Описание

Усиление масштабности рыночных отношений требует специального изучения особенностей рынка общественных благ для удовлетворения потребностей в них. Известно, что в целом структура потребностей человека включает в себя, с одной стороны, множество материальных потребностей, с другой стороны, социально-ориентированные потребности развития личности. Во многом эти потребности удовлетворяются общественными благами. Ухудшение экологической обстановки, деградация окружающей природной среды предполагает производство таких общественных благ как чистый воздух и экологически чистая вода.

Работа состоит из  1 файл

курсовик2.doc

— 202.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение

 
 

       Общественные  блага были и остаются одним из факторов, обеспечивающих рост благосостояния, выступая важнейшим показателем качественного состояния производительных сил.

       Усиление  масштабности рыночных отношений требует  специального изучения особенностей рынка общественных благ для удовлетворения потребностей в них. Известно, что в целом структура потребностей человека включает в себя, с одной стороны, множество материальных потребностей, с другой стороны, социально-ориентированные потребности развития личности. Во многом эти потребности удовлетворяются общественными благами. Ухудшение экологической обстановки, деградация окружающей природной среды предполагает производство таких общественных благ как чистый воздух и экологически чистая вода. Из общего запаса воды на Земле (который оценивается в 1400 млн. куб километров) только 2,5% пригодно для питья. Повышение жизненного уровня населения также требует больших расходов пресной воды на хозяйственные и бытовые нужды. Ныне в среднем один человек расходует около 250 литров воды в сутки. Формируется диспропорция между естественным запасом пресной воды и ее потреблением, возникает дефицит. В этой связи возникает необходимость рационального использования водных ресурсов. По оценкам экспертов ООН, в последнее столетие потребление воды росло в два раза быстрее, чем численность населения планеты. Уже сегодня, в розничной оценке на мировом рынке литр бутилированной воды приближается к стоимости литра бензина.

       Угроза  международного терроризма и политическая нестабильность побуждают акцентировать внимание на таком общественном благе как безопасность.

       Надо  учитывать, что рыночная экономика и частный сектор не в состоянии производить достаточное количество общественных благ без помощи государства. Частное предпринимательство не располагает данными реальных предпочтений человека в конкретных общественных благах. Но главное состоит в том, что для их производства требуются огромные капиталозатраты, которые может осуществлять только государство. Все это обуславливает актуальность исследования проблем насыщения рыночного спроса в общественных благах.

       Актуальность  темы курсовой работы обусловлена и практическими потребностями увеличения в разы производства общественных благ в стране.

       Цель  курсовой работы – изучить общественные блага и роль государства в  обеспечении общественных благ на примере  Республики Беларусь.

       Задачи курсовой работы:

  • изучить общественные блага и их классификацию;
  • изучить спрос на общественные блага и эффективный объем производства;
  • изучить обеспечение общественными благами: возможности рынка и государства.

1. Общественные блага  и их классификация

 
 

       Благо – это наиболее общая экономическая категория.

       Общественные блага – это такая группа товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности не отдельного индивидуума, а потребности всего общества или социальных групп. Их производство, как правило, финансируется государством.

       Товар выступает частным случаем блага – это благо, которое удовлетворяет определенные потребности, имеет ценность (стоимость) и предназначено для обмена. Товар для производителя не имеет непосредственной потребительной стоимости, иначе он не вынес бы его на рынок. Его непосредственная потребительная стоимость для владельца заключается лишь в том, что он – носитель меновой стоимости и, следовательно, выступает средством обмена. По этой причине владелец стремится реализовать свой товар в обмен на другие, в потребительной стоимости которых он нуждается. Для своих владельцев все товары не имеют потребительной стоимости и представляют потребительную стоимость для своих невладельцев. Вследствие этого, все товары должны всегда переходить из рук в руки. Однако такой переход, по сути, из рук в руки и составляет товарный обмен, именно как стоимости они относятся в обмене друг к другу и реализуются как стоимости. Из этого следует, что товары должны реализовываться как стоимости, до того, как они получат возможность реализовываться как потребительные стоимости.

       Услуга  в отличие от блага является специфичным товаром. Это проявляется в отсутствии материальной формы и в совпадении процесса потребления услуги с моментом её производства. Оказываемые населению услуги подразделяются на платные и бесплатные для конечного потребителя, т.е. финансируемые из бюджетов различных уровней. В ряде отраслей могут предоставляться только платные или преимущественно платные услуги, а в других – преимущественно бесплатные или на льготных условиях. В качестве основного поставщика комплекса услуг, оказываемых потребителям на безвозмездной и безвозвратной (полностью или частично) основе выступает государство за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы и целевых бюджетных фондов. И как субъект, который оказывает услугу, государство может предоставлять услуги на бесплатной, льготной или частично платной и платной основе. На сегодняшний день, в современной экономике прослеживается тенденция, когда под товаром понимали только вещи и предметы, однако сейчас в понятие товар включается полный комплекс услуг (например, от упаковки и гарантийного обслуживания и до качества взаимодействия с клиентами и т.п.).

       Таким образом, общественные блага – это  такие блага, которым присущи следующие характеристики:

       - несоперничество в потреблении  (могут быть предоставлены всем  членам общества, а не отдельному  индивидууму);

       - неконкурентность (при предоставлении  одному индивидууму, могут быть  предоставлены другим без дополнительных расходов);

       - неаддитивность (неделимость в потреблении);

       - неопределенность конечного потребителя; 

       - неопределенность прав собственности. 

       Общеизвестно, что в многообразии благ можно  разобраться и выявить их признаки с помощью классификации. Классификация, как метод научного исследования позволяет совершенствовать понимание особенностей и экономической предназначенности благ, умение их распознавать, формировать оптимальные варианты производства и обеспечения ими потребителей, анализировать возможности замещения общественных благ частными и наоборот, а также определить признаки сопоставления реального спроса и фактического предложения благ. Все это является принципиально важным для обоснования социально-экономической политики государства. Как правило, классификация строится по главному, основному признаку. Выбранный признак (или признаки) позволяют установить особенности и возможную цель государственного и регионального управления данным конкретным объектом[4, с.254].

       В экономической теории многие исследователи разделяют блага на настоящие (текущие) и будущие, прямые и косвенные, долговременные и краткосрочные, материальные и нематериальные, экономические и неэкономические (даровые), индивидуальные и коллективные, частные и общественные. Необходимо отметить, что классификация общественных благ может быть произведена и с учетом критерия внешнего эффекта (помимо классификации с учетом возможности исключения и степени использования этих благ), что наиболее значимо при характеристике экономических отношений, возникающих по поводу производства и потребления социально значимых услуг.

       Предложен еще один критерий классификации общественных благ. Это степень заинтересованности в них государства. В этом случае блага подразделяются на следующие группы (рисунок 1).

               

    Рисунок 1. Классификация общественных благ по степени заинтересованности в  них государства.

       При классификации используется ряд  характеристик, одна из которых связана  со спецификой территориального охвата. Территориально-региональное устройство формирует специфику сообщества, которое потребляет благо. Границы этого сообщества могут не совпадать с границами общества, финансирующего и производящего данное благо. В соответствии с этим критерием общественные блага подразделяются на локальные, общенациональные и мировые.

       К мировым общественным благам можно  отнести, такие как: борьба с загрязнением воздуха, расширением озоновой дыры, защита Мирового океана, т.е. те блага, которые доступны либо всем жителям планеты, либо предоставляются жителям определенного региона, нескольким странам.

       К общенациональным общественным благам относится право на судебную защиту, гражданская и военная безопасность, право и возможность пользоваться государственной или частной собственностью. Многие исследователи в качестве общенациональных общественных благ выделяют политическую стабильность, правопорядок, общественное согласие, единую национальную идею. Разделение функций распределения ресурсов по уровням власти основано на географических пределах распространения эффекта потребления общественных благ. Когда выгоды от каждой единицы общественного блага получает все население страны, то решение об их производстве, несомненно, должно быть результатом общенационального коллективного выбора. Например, стратегические вооружения предназначены для защиты всех граждан от опасности агрессии. Общенациональные органы власти создаются, как раз для того, чтобы решать вопросы, затрагивающие интересы граждан независимо от их места проживания. Однако во многих случаях происходит локализация выгод, приносимых общественным благом, такие блага называют региональными. Это любые общественные товары и услуги, доступ к которым имеет не все население страны, а лишь некоторая географическая часть (несколько регионов, один регион, город, район) [2, с.168].

       Диапазон  конкретных примеров местных общественных благ весьма широк: от региональных экологических программ до уличного освещения и уборки мусора.

       Таким образом, существует множество вариантов  классификации общественных благ исходя из различных комбинаций их характеристик. В зависимости от применения общественное благо может играть различную функциональную роль в экономике.

       По  функциональному назначению и роли в воспроизводстве выделяются потребительские, или конечные, продукты и услуги (хлеб, одежда) и производственные продукты и услуги, используемые в производстве (станки, машины, материалы). Их еще называют прямыми и косвенными.

    

                                          

                                               Рис .2. Классификация благ 

       В составе потребительских продуктов различают предметы первой необходимости (пища, жилье, одежда) и роскоши (яхты, норковые шубы).

       В воспроизводственном аспекте выделяют долговременные товары, или товары длительного (могут удовлетворять одну и ту же потребность неоднократно) и недолговременные, или разового (могут удовлетворять одну и ту же потребность один раз) пользования. Для удовлетворения потребностей важны взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняемые (комплементы) товары. С учетом фактора времени выделяются настоящие (находящиеся в непосредственном распоряжении экономических субъектов) и будущие (которыми они могут располагать в будущем) блага. По способу удовлетворения потребностей выделяют прямые (непосредственно удовлетворяют потребности) и косвенные (сами потребности человека не удовлетворяют, но необходимы для производства прямых благ) блага.

       Как видно, потребности и блага взаимосвязаны  и взаимообусловлены так же, как взаимосвязаны производство и потребление[9, с.177]. 
 

2. Спрос на общественные блага и эффективный объем производства

 
 

       Индивидуумы не покупают общественные товары. Их спрос  можно было бы определить, если бы за каждую единицу дополнительного  общественного товара им пришлось платить  соответствующую сумму. На рынке общественных товаров индивидуумы потребляют одинаковое количество товаров и могут платить как одинаковую, так и разную налоговую цену. Каждый может заранее знать о доле общественных затрат, которую ему предстоит нести.  Некоторые индивидуумы могут предпочитать общественные блага другим благам.  Доходы индивидуумов различны. Для бедных предельная полезность частных благ будет выше, чем для состоятельных людей. Природа налоговой системы  определяет ту долю дополнительных издержек, которая при увеличении расходов на общественные блага, падает на индивидуума. Чем больше спрос на общественные товары возрастает по мере увеличения дохода, тем больше спрос людей с высокими доходами на общественные блага.  С другой стороны, чем более прогрессивна налоговая система, тем выше налоговая цена богатых по отношению к соответствующим затратам бедных, тем меньше спрос богатых на общественные блага.

Информация о работе Оптимальный объем производства общественных благ: теоретические возможности и практическая реализация в российской экономике