Оптимальный объем производства общественных благ: теоретические возможности и практическая реализация в российской экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 14:38, курсовая работа

Описание

Усиление масштабности рыночных отношений требует специального изучения особенностей рынка общественных благ для удовлетворения потребностей в них. Известно, что в целом структура потребностей человека включает в себя, с одной стороны, множество материальных потребностей, с другой стороны, социально-ориентированные потребности развития личности. Во многом эти потребности удовлетворяются общественными благами. Ухудшение экологической обстановки, деградация окружающей природной среды предполагает производство таких общественных благ как чистый воздух и экологически чистая вода.

Работа состоит из  1 файл

курсовик2.doc

— 202.00 Кб (Скачать документ)

       Если  государство тратит очень мало на общественное благо, предельная полезность блага очень высока. По мере все  большего увеличения расходов государства предельная полезность общественных благ уменьшается.  При увеличении расходов государства на общественные блага индивидуумы получают меньшее количество частных благ. Предельная полезность частных благ увеличивается, предельные издержки общественных благ увеличиваются. Чистая предельная выгода, положительная для низких уровней государственных расходов, имеет отрицательное значение для значительных объемов государственных расходов. Наиболее предпочтительный для индивидуума уровень государственных расходов, тот, при котором полезность максимизируется или когда чистая предельная выгода равна нулю.

       Линию  совокупного рыночного спроса на общественные блага можно получить путем вертикального суммирования линий индивидуального спроса. Общественное благо в одном и том же количестве достается каждому из потребителей.  Предельные выгоды на рынке не проявляются. Для отдельного лица не существует необходимости в создании таких благ и отсутствует мера, позволяющая охарактеризовать степень настоятельности коллективной потребности, поскольку общественные блага не имеют цены, которую можно отнести к частному бюджету и тем самым отяготить его. Различия в предпочтениях проявляются в разной предельной готовности индивидов  платить за данное количество блага. Если предпочтения потребителей не совпадают между собой, то при равных платежах те, чья субъективная готовность платить относительно низка, оказались бы в проигрыше.  Те, чья субъективная готовность платить за общественное благо выше средней, получили бы это благо по заниженной цене.

       Можно выделить следующие особенности  определения спроса на общественные блага: цена не является переменной величиной, кривая спроса отражает предельную полезность его полного наличного объема, все потребители используют общественное благо целиком.

       Производство  общественных благ тесно связано  с проблемой «безбилетника». Поведение, отвечающее критерию индивидуальной рациональности, может противоречить критерию коллективной рациональности. Индивидуумы не выражают истинные предпочтения, потому что их налоговая цена увеличивается по мере увеличения высказанных ими пожеланий. Каждый предполагает, что его высказывания будут иметь несущественное влияние на уровень предложения, но существенно повлияют на то, что он должен платить. В итоге он получит несущественный выигрыш.

       Выделенные  особенности общественных благ предопределяют незаинтересованность частного сектора  в их производстве. Производство общественных благ относится к категории так  называемых провалов рынка, ситуаций, в которых государство вынуждено приходить на помощь рыночному механизму[7, с.302].

       Предельная  полезность MB общественного блага - это самое большее, что потребитель  готов заплатить за получение  дополнительной единицы этого блага. Предельная общественная полезность MSB общественного блага есть сумма предельных полезностей этого блага для всех потребителей: 

 

       Предельные  полезности MBi индивидуумов убывают  по мере роста объема потребления блага. На рис. 3 изображена ситуация для трех индивидуумов. При объеме потребления общественного блага Q0 первый из них готов заплатить еще p1 долларов за еще одну единицу блага, второй - p2, третий - p3.

       Вместе  они согласны выплатить p1 + p2 + p3 долларов за увеличение объема потребления общественного  блага на единицу. Следовательно, кривая MSB получается путем суммирования по вертикали кривых MBi. 

 

Рис.3. Спрос на общественное благо 
 

       Каждая  кривая MBi задает спрос i-го индивидуума  на общественное благо, а кривая MSB является кривой спроса общества на это благо.

       Таким образом, кривая спроса на общественное благо представляет собой сумму кривых индивидуального спроса по вертикали. Напомним, что для частного блага суммирование кривых индивидуального спроса происходит по горизонтали.

Рис. 4. Равновесие спроса и предложения общественного блага 

       Как и частное благо, общественное благо  для своего создания требует определенных затрат. Предельные общественные издержки MSC означают дополнительные затраты  для увеличения объема общественного  блага на единицу.

       Целесообразно увеличивать потребление общественного блага, пока каждая следующая его единица дает больше дополнительной общественной полезности, чем необходимые для её создания дополнительные общественные издержки. Равновесие будет достигнуто при равенстве MSB = MSC.

       Например, жители города хотят построить мечеть. Размер пожертвований, которые они согласны сделать, зависит от предполагаемого размера мечети. Равновесие будет достигнуто при равенстве предельной общественной полезности предельным общественным издержкам.

       Для достижения эффективного размещения ресурсов общественное благо должно производиться в таком объёме, при котором предельная общественная выгода от потребления равна предельным издержкам выпуска данного блага: MSB = MSC (точка А на рис. 5)

       Рис. 5. Объём производства общественного блага, который обеспечивает наибольшую эффективность использования ресурсов 

       Таким образом, существует некоторый однозначно определённый объём производства общественного блага, который обеспечивает наибольшую эффективность использования ресурсов. Для определения этого объёма нужно точно знать общественные предпочтения в отношении общественного блага[11, с.43].

3. Обеспечение общественными  благами: возможности  рынка и государства

 
 

       В любом обществе целью государства  является обеспечение населения общественными благами. Государство, опираясь на правовую систему, уполномочено применяет в интересах граждан внеэкономические методы в производстве общественных благ. Для этого государство производит блага коллективного пользования – такие, как защита от внешней угрозы, поддержание правопорядка, борьба с террористами, соблюдение антимонопольного законодательства и т.п. Такая сфера деятельности государства изначально сопряжена с обеспечением безопасности граждан, т.е. с предоставлением таких услуг, которые по своей сути оказываются за рамками рыночных отношений и производством так называемых чистых общественных благ. Однако современное государство находится не за пределами рынка или над рынком, а органично встроено в него. Как автономный рыночный игрок государство отвечает за реализацию интересов общества в целом. Являясь одним из неотъемлемых субъектов рынка, оно отличается от других субъектов. Это в значительной мере связано с качественным различием общественных и частных благ, их социальной и индивидуальной полезности. Поскольку ограниченность ресурсов присуща государству так же, как и любому другому агенту рынка, оно призвано максимизировать не индивидуальную, а социальную полезность благ.

       Государство берет на себя производство общественных благ и в силу общественно-политических причин (обеспечение внутренней и внешней безопасности традиционно относится к базовым функциям государства), соображений социального характера (современное государство принимает на себя определенные социальные обязательства, часть из которых состоит в обеспечении равного и бесплатного доступа граждан страны к определенным благам), низкой инвестиционной привлекательности производства общественных благ. Здесь надо подчеркнуть, что у государства есть и объективная возможность для организации производства общественных благ. Оно, обладая монополией законной силы, способно взыскивать отчисления со всех доходов (налоги) на оказание услуг, которыми большинство людей хотели бы воспользоваться бесплатно, не обременяя себя оплатой. Подобное исключительное положение государства с одной стороны гарантирует гражданам страны минимальный уровень общественных благ, с другой стороны, в виду отсутствия обратной связи с потребителем и отсутствия конкурентной среды приводит к определенным провалам в деятельности государства. Значительную роль на государство оказывают факторы неопределенности, неполноты информации. В результате, государство оказывается неспособным обеспечить оптимальный объем производства общественных благ[12, с.138].

       Деятельность  государства, направленная на устранение провалов рынка, сама оказывается далекой от совершенства. Необходимо строго следить за последствиями его деятельности. Экономические методы должны применяться таким образом, чтобы они не подменяли действия рыночных сил.

       Несмотря  на эти объективные факторы, государство, перекладывая функции управления принадлежащей ему собственностью на частный сектор, иногда отказывается от неэффективных форм ведения хозяйства. Пользуясь государственными гарантиями, частный сектор привносит в производство свои знания, ноу-хау, организационный опыт, осуществляет инвестиции, минимизирует риски предпринимательской деятельности. В этом случае экономический эффект для общества состоит в том, что оно получает более качественные товары и услуги при минимальных издержках.

       На  сегодняшний день невозможно полностью отказаться от услуг государства в производстве общественных благ. Однако негативные моменты в данном случае связаны с тем, что государство, являясь монополистом в производстве общественных благ, лишено стимулов к минимизации издержек, к улучшению качества продукции, к внедрению новых технологий. В большинстве случаев реализация основных целей государственной политики в области общественных благ достигается использованием различных методов регулирования, одним из которых является прямое государственное вмешательство, и использование механизмов рыночной конкуренции.

       Эффективно  работающий рыночный механизм позволяет  успешно решать многие проблемы социально-экономического развития: объединять интересы производителей и потребителей, стимулировать внедрение достижений научно-технического прогресса, повышать качество продукции, снижать затраты, постоянно обновлять ассортимент товаров, расширять номенклатуру предоставляемых населению услуг. Однако даже самый отлаженный рыночный механизм не в состоянии справиться со всеми социальными и экономическими проблемами жизни общества. Поэтому решение ряда проблем, неподвластных рыночному механизму, берет на себя государство.

       Практика  многих стран, осуществляющих переход от плановой экономики к рыночной, показала, что прогресс в экономическом развитии невозможно обеспечить без эффективного государства, а благосостояние общества не может быть достигнуто лишь с помощью механизмов рыночной системы.

       Вместе с тем при переходе к рыночной экономике выполняемые государством функции в экономических процессах объективно должны постепенно сокращаться, для чего требуется правильно определить приоритеты государственного управления и сделать упор на обеспечение жизненно важных экономических и социальных потребностей общества.

       За  государством прежде всего должны сохраняться  следующие функции:

       • эмиссия денег, денежно-кредитное  и налогово-бюджетное регулирование;

       •  обеспечение гарантий прав и свобод личности, прав собственника и субъекта хозяйствования;

       • формирование устойчивой макроэкономической ситуации, включающей эффективное функционирование финансовых учреждений;

       • обеспечение минимальных социальных стандартов по предоставлению благ и  услуг общего пользования (образование, здравоохранение, культура, коммуникации и другие жизнеобеспечивающие блага и услуги);

       • реализация антимонопольных мер  и поддержка конкурентной среды;

       • развитие науки, инновационной деятельности и информационных технологий;

       • проведение  активной  внешнеэкономической  политики, развитие интеграционных связей с соседними странами;

       • формирование производственной, социальной и экологической инфраструктур общегосударственного значения, обеспечивающих условия для роста экономики и улучшения жизнедеятельности населения;

       •  поддержка социально незащищенных групп населения;

       • охрана окружающей среды, совершенствование  экологических регуляторов, международное сотрудничество при решении экологических проблем;

       • формирование рациональных территориальных пропорций воспроизводства и комплексное развитие производительных сил регионов;

       •  обеспечение национальной безопасности страны;

       • создание правовой базы рыночных отношений  и обеспечение неукоснительного соблюдения законов, развитие институциональной инфраструктуры;

       • разработка и реализация стратегии  социально-экономического развития[6, 448].

       При переходе к рыночной экономике государство  выступает локомотивом экономических  преобразований, аккумулируя целенаправленные усилия на техническое перевооружение отраслей на основе внедрения новых технологий, разработку и реализацию научно-технических программ, рост инвестиций, структурную перестройку экономики. Оно осуществляет меры по повышению конкурентных преимуществ национальной экономики, чтобы в условиях глобализации страна могла занять достойное место в мировом разделении труда.

Информация о работе Оптимальный объем производства общественных благ: теоретические возможности и практическая реализация в российской экономике