Опыт государственного регулирования экономики в Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 17:42, реферат

Описание

Государственное регулирование экономики может быть направлено как на ограничение или даже на подавление нежелательных для общества видов экономической деятельности, таких, как производство и торговля наркотиками, оружием, так и на поддержку некоторых форм предпринимательства (фермерских хозяйств, малых форм экономической деятельности, видов благотворительной деятельности).

Работа состоит из  1 файл

ГРЭ.doc

— 117.50 Кб (Скачать документ)

Во многих районах страны, особенно в городах  центрального подчинения, приморских провинциях, средний доход на душу населения уже превышает этот показатель, однако в большинстве  районов Китая, особенно в отсталых западных районах, этот показатель намного ниже. Поэтому одной из основных задач социальной политики является уменьшение разрыва в доходах между городом и деревней, регионами и отраслями экономики.

Средняя заработная плата рабочих и служащих составляет 12422 юаня на 1 чел. в год. При этом заработная плата заметно отличается по формам собственности, отраслям народного хозяйства и регионам. Среднедушевой годовой доход на жителей городов и посёлков — 7703 юаня, среднедушевой годовой доход сельских жителей — 2476 юаней. Индекс Энгеля для городского и сельского населения составляет соответственно 37,7 и 46,2%.

Общий объём денежных сбережений у населения  К. составил 7376,2 млрд юаней, или 5780 юаней  на 1 чел. В 2002 было охвачено системой социального  страхования 147,31 млн чел., в т.ч. 111,28 млн рабочих и служащих и 36,0 млн пенсионеров. Системой базового страхования от безработицы охвачено 101,8 млн рабочих и служащих, ежегодно получают субсидии из этого фонда св. 4 млн чел.

В последние  годы заметно выросли затраты семей на покупку предметов потребления длительного пользования, получение образования, покупку жилья и медицинское обслуживание. Постоянно увеличивается разрыв в доходах между богатыми и бедными. Соотношение доходов между 10% населения с наименьшими доходами и 10% с наивысшими доходами вырос за годы реформ с 0,33 в 1980 до 0,45 в 2000. В сельской местности в среднем на человека приходится 26,5 м2 жилой площади, в городах и посёлках — 22,8 м2.

 

РАЗДЕЛ 10.Политика на рынке труда

Вследствие быстрого социально-экономического развития и повышения уровня жизни народа, дело человеческих ресурсов в Китае неуклонно эволюционирует. Однако Китай является развивающейся страной, поэтому перед ним по-прежнему стоят проблемы трудоустройства, структурных противоречий в области человеческих ресурсов, недостатка высоких специалистов инновационного типа и др. Шансы и вызовы, стоящие перед Китаем в сфере развития человеческих ресурсов, являются беспрецедентными. На новом историческом старте китайское правительство будет неуклонно отстаивать принцип «человек – превыше всего», уделять внимание всестороннему развитию человека, поощрять и поддерживать вклад и проявление способностей каждого; ставить акцент на продвижении справедливости образования, брать за основу повышение качества образования и создавать совершенную пожизненную систему образования, чтобы народ имел возможность обучения, обучение приносило результаты, а, выучившись, была возможность применения знаний на практике; отстаивать принцип «трудоустройство – это корень народного благоденствия», лучшим образом претворять стратегию расширения развития трудоустройства и более активную политику трудоустройства, активизировать содействие трудоустройству за счет открытия своего дела; отстаивать преимущества специалистов, лучшим образом реализовывать стратегию усиления государства за счет квалифицированных специалистов, воспитывать и готовить научно-технических специалистов инновационного типа, энергично заниматься подготовкой специалистов тех отраслей, которые остро необходимы в ключевых сферах социально-экономического развития, комплексно содействовать строительству различных кадров; придерживаться требования инноваций при осуществлении контроля, посредством неустанно углубляющихся реформ расширять открытость, ликвидировать преграды системных механизмов, не отвечающих нуждам настоящего времени, а также создавать общественную обстановку, отличающуюся жизнеспособностью, эффективностью и большей открытостью. В последующее время мудрость и силы китайского народа будут проявляться еще лучшим образом, благодаря чему развитие и прогресс государства получат более крепкую основу в лице квалифицированных людских кадров.

 

РАЗДЕЛ 11.Место страны в международном разделении труда

По первоначальным подсчетам таможни, общий объем  внешнего товарооборота Китая за январь-март 2006 года составил 371,3 млрд. американских долларов, или на 25,8 процента больше, чем в тот же период прошлого года. В частности объем экспорта составил 197,3 млрд. долларов (рост на 26,6 проц.); объем импорта – 174 млрд. долларов (рост на 24,8 проц.); объем активного сальдо торгового баланса достиг 23,3 млрд. долларов с приростом на 41,4 процента.

Главный эксперт Пекинского центра по делам ВТО Чэн Давэй и заведующий Отделом по изучению международной торговли Института мировой экономики и политики при Академии общественных наук Китая Сун Хун единодушно считают, что активное сальдо торгового баланса идут на пользу Китаю.

Чэн Давэй  отметил, что темпы роста импорта  первичной продукции, в том числе  минералов и топлива, превысили  темпы роста экспорта, это означает оптимизацию торговой структуры, одновременно, отмечена очень благоприятная тенденция  роста экспорта электронных изделий. Кроме того, по мере дальнейшего развития отношений между Китаем и АСЕАН укрепляются торговые связи Китая с сопредельными странами и районами.По словам Чэн Давэя, в прошлом году общий объем активного сальдо торгового баланса Китая превзошел 1000-долларовый рубеж, что вызвало серьезное внимание. В январе-марте текущего года зарегистрирован стабильный рост объема импорта и экспорта. Вообще говоря, во второй половине года внешний товарооборот возрастет быстрее, чем в первом полугодии, это значит, что темпы роста импорта и экспорта Китая остаются довольно стабильными. К тому же, наступает пиковый период импорта в Китае. С завершением визитов вице-премьера Госсовета Китая У И и председателя КНР Ху Цзиньтао в США Китай закупит в США товары на сумму более 10 млрд. долларов. В следующем квартале с. г. может быть в большей степени осуществлен баланс в китайско-американской торговле.

Сун Хун  полагает, что Китай обладает несколько  особым торговым статусом, он больше играет роль своего рода посредника. Китай реэкспортирует товары с более высокой стоимостью, обработанные на основе импортированного из Азии и других районов сырья, таким образом в Китае постоянно регистрируется активное сальдо торгового баланса. А такую ситуацию трудно будет преодолеть в короткий срок, что побуждает Китай слиться с миром и участвовать в международном разделении труда.

 

РАЗДЕЛ  12. Региональные признаки и стратегические направления низкоуглеродистого развития Китая

После завершения Конференции в Копенгагене  государства, правительства, предприятия и гражданские общества широкомасштабно участвуют в низкоуглеродистой экономике. Энергосбережение и сокращение выбросов все больше касаются обывателя. 2010 год в КНР справедливо называют годом низкоуглеродной экономики .

Создание "низкоуглеродного союза"

54 предприятия  города Уханя присоедились к  "низкоуглеродному союзу". Сообща  вводя низкоуглеродную норму  при оценке производства, переработки  и качества продукции. Таким  образом они становятся "экологическими  и низкоуглеродными предприятиями". Такие должны соответствовать следующим условиям: качество продукции, уровень услуг, уровень контроля экосреды и использования экологической энергетики, высокие показатели защиты социальных интересов и прав граждан, и показатели по энергосбережению и сокращению выбросов.

Формирование  низкоуглеродистых  предприятий

Управления  по надзору за технологиями и качеством  продукции Уханя в Ханъяне  создало группу экспертов по низкоуглеродной  экономике, которая нацелена на оказание помощи предприятиям в сфере строительства системы качественного управления и достижения более сильных эффектов по энергосбережению. В целях формирования низкоуглеродных предприятий были приглашены компании по энергосбережению - влияние высокотехнологичного Чжунгуаньсунь. А город Ухань представил программу по развитию низкоуглеродистых профилей для предприятий.

Проведение низкоуглеродистого форума

«Nature Flooring»  и другие предприятия создали  «Союз нулевого выброса двуокиси углерода» и провели в павильоне ЭКСПО Шанхая форум лидеров. Путем лесопосадки и через другие формы «Nature Flooring» стало первым предприятием с "нулевым выбросом двуокиси углерода".

Заключение соглашения о добровольном энергосбережении и сокращении выбросов

Комитет по развитию города Гунцинчэна провинции  Цзянси и подчиняющиеся комитету предприятия заключили с мэрией города Цзюйцзяна соглашение о добровольном энергосбережении и сокращении выбросов, обещая выполнять обязательства. Ожидается, что к концу 2010 года будет отсеяны все предприятия с высоким энергорасходованием и экологическим загрязнением в данном районе. Если 2009 год - базисный показатель, то в декабре 2010 года ожидается сокращение уровня энергорасходования на 6%, и объем энергорасходования на 10 тысяч юаней ВВП будет сокращен до 0,275 тонн стандартного угля. В декабре 2012 года соответствующие показатели будут снижены соответственно до 12% и 0,255 тонн.

Реформировать систему по контролю за показателями по энергосбережению и сокращению выбросов, повысить эффективность регионального сокращения выбросов по единому плану

На конференции  в Копенгагене Китай обещал, что  в 2020 году объем выбросов двуокисного  углерода на единицу ВВП по сравнению  с объемом в 2005 году будет сокращен на 40%-45%. Для поэтапной реализации во время "12-пятилетки" нужны сокращения на 25%-30%, во время "13-й пятилетки"-- 15%-20%. Чем позднее, тем труднее для реализации задачи по сокращению выбросов и энергосбережению.

Во время "12-й пятилетки" нужны сокращения на 25%-30%. В разных провинциях цели установлены неодинаковые. Но все придерживаются сочетания принципов "ответственности за сокращение" с "кто способен к сокращению". Лишь реформирование системы по контролю за показателями по энергосбережению и сокращению выбросов позволит повысить эффективность регионального сокращения выбросов.

Те провинции  и районы, которые переживают большой  дефицит двуокисноуглеродного бюджета, такие как Шаньси и Внутренняя Монголя - обязаны взять на себя больше ответственности по сокращению выбросов. Провинции и районы, которые переживают меньше дефицита двуокисного углеродного бюджета - Шанхай, Ляонин, Тяньцзинь, Хэбэй, Шаньдун, Нинся - также обязаны взять на себя ответственность. Провинции и города, которые несущественно переживают дефицит двуокисноуглеродного бюджета - Пекин, Синьцзян, Цинхай, Цзилинь, Хэйлунцзян, Хайнань, Чжэцзян - обязаны взять на себя опеределенные ответственности. А провинции и города, которые испытывают профицит двуокисноуглеродного бюджета - Ганьсу, Шэньси, Цзянсу, Чунцин, Фуцзянь, Хубэй, Юньнань, Цзянси, Хэнань, Гуанси, Аньхой, Хунань, Гуандун, Сычуань - также в надлежащей мере должны исполнять обязанности по сокращению выбросов. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опыт  развитых стран свидетельствует, что  далеко не все функции, необходимые  для нормального протекания воспроизводственного процесса и обеспечения полноценной  жизни общества, реализуются посредством рыночных отношений, так как механизм свободного (неуправляемого) рынка оказывается зачастую недостаточным для обеспечения макроэкономической устойчивости. В связи с этим становление рынка порождает функции и соответствующие им институты, требующие централизованного управления, такие, как финансовая, банковская система и т.п. Далее, по мере развития научно-технического прогресса появляются новые виды производств, а также новые группы товаров и услуг, связанных, например, с космосом, требующие централизованного вмешательства (контроля) в процесс их производства. В зависимости от способа организации производства в экономической литературе принято выделять две группы товаров (услуг): общественные блага, производство которых полностью или частично финансируется или контролируется (а иногда и организуется) государством, и частные, производимые предприятиями исключительно за счет собственных средств.

Четкая  цель в политике макрорегулирования в ходе китайской реформы появилась  не сразу. Вначале она виделась в высоких темпах роста. Хотя в результате этой политики удалось достичь стремительного расширения масштабов экономики и непрерывного повышения уровня жизни народа, она принесла с собой и много отрицательных последствий, в том числе «перегрев» экономики и высокую инфляцию.

В конце 80-х годов постепенно определилось, что цель государственного регулирования  в Китае заключается прежде всего  в поддержании экономической  стабильности, с тем чтобы сбалансировать валовое предложение и спрос, а также способствовать совершенствованию структуры хозяйства. Основное содержание макроэкономического регулирования при этом можно представить следующим образом рациональные темпы роста; разумные коэффициенты накопления (капиталовложений) и масштабы строительства; разумное предложение валюты и обеспечение приемлемого уровня цен; финансовые поступления и расходы;

В целях  создания эффективной системы государственного регулирования российской экономики  в условиях переходного периода  необходимо использовать как опыт, накопленный в предыдущий (советский) период развития страны (особенно в сфере прогнозирования и программирования экономики), так и положительный зарубежный опыт в части индикативного планирования и прогнозирования развития рыночной экономики, создания и разработки комплексных целевых программ в разных сферах (например, экологических), по управлению НТП и пр. Большой интерес может представлять китайский опыт использования государственных рычагов и механизмов в формировании отраслевых пропорций. Причем, важно подчеркнуть, что государственное регулирование должно осуществляться на разных иерархических уровнях: на народнохозяйственном, отраслевом, региональном, на уровне предприятия. При этом в разных отраслях и сферах национальной экономики, в различных регионах система и методы регулирования и роль отдельных регуляторов могут существенно изменяться.

Учет  в экономической политике переходного  периода объективных принципов  государственного регулирования позволит создать условия для наиболее эффективного и безболезненного развития рыночных отношений в российском обществе, ибо эти принципы в своей совокупности являются концентрированным выражением мирового положительного опыта формирования развитой рыночной инфраструктуры. Дальнейшее изучение и анализ происходящих в России событий позволит уточнить и развить исходные условия и принципы оптимальной стратегии построения развитой рыночной экономики, ибо ясно, что проводимая в настоящее время политика не способствует повышению эффективности общественного производства и росту среднего уровня жизни жителей России, а лишь приводит к обогащению относительно небольшой группы населения. В этой связи политику в корне следует менять - приоритетом должно стать развитие реального сектора экономики, его техническое перевооружение на основе протекционистской политики по отношению к российским производителям, без которой российские предприятия окажутся неконкурентоспособными не только на мировом рынке, но и на постсоветском пространстве.

Информация о работе Опыт государственного регулирования экономики в Китае