Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 15:13, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ опыта экономической реформы на примере Китая.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть теоретические основы экономических реформ: причины и цели, объекты и средства государственного регулирования;
Исследовать основной опыт реформы китайской экономики;
Проанализировать цели экономической реформы Китая;
Рассмотреть основные выводы китайской экономической реформы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…....3
ГЛАВА 1. Теоретические основы экономических реформ……………..…….6
1.1. Причины и цели государственного регулирования экономики ……..6
1.2. Объекты государственного регулирования. …………………………7
1.3. Средства государственного регулирования экономики …………..10
ГЛАВА 2. Опыт, уроки и проблемы экономической реформы в Китае.. ……17
2.1. Основной опыт реформы китайской экономики…………………..17
2.2. Создание рыночной системы………………………………….... ……25
2.3. Основные выводы китайской экономической реформы……………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….…………………………………………………..35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..38
С точки зрения практики,
если определить переход как движение
от социализма к капитализму, это
не будет соответствовать
Профессор Чжан Ю считает, что китайская экономическая реформа предполагает создание рыночной экономики в условиях ограничения со стороны индустриализации и социалистического конституционного строя, ее цель - совершенствование социалистического строя, осуществление индустриализации и модернизации страны. Конституционный строй здесь означает социалистический политический строй и политическую структуру. Это фундаментальное определение сущности китайской экономической реформы не меняется и накануне нового века. Китайская экономическая реформа будет развиваться вдоль этой «главной оси».
Разумеется, в связи с появлением новых обстоятельств, таких как новая волна реструктуризации мировой экономики, расширение открытости Китая после вступления в ВТО, изменения обстоятельств внутреннего экономического роста, масштабное освоение западных районов, новые требования по охране окружающей среды и экологии и т. п.. в следующем веке в китайской экономике появится новое содержание и будут изменены основные моменты.
Основным моментом китайской экономической реформы является осуществление прорыва8.
Дэн Сяопин являлся главным вдохновителем китайских реформ и открытости9. В соответствии с основными противоречиями социализма и с центральной задачей экономического строительства он утвердил в качестве основного элемента системную реформу. Начиная с конца 1973 года, в селах был введен семейный подряд, в городах проводился эксперимент по расширению прав государственных предприятий на самостоятельное хозяйствование. В октябре 1984 года после третьего пленума ЦК КГЖ двенадцатого созыва усиление жизненной силы государственных предприятий стало нейтральным звеном реформы системы хозяйствования, а реформа ценовой системы - ее ключом. После 14-го всекитайского съезда КПК, прошедшего в 1992 году, создавалась современная система предприятий, строилась новая система макрорегулирования. Вторая реформа нового времени постоянно уделяла большое внимание этим основным моментам, с самого начала решала такие глубокие вопросы как права и обязанности субъектов экономики, система имущественных прав и экономические механизмы.
Китайская экономическая реформа означает целостное движение вперед.
Основной момент китайской реформы - экономическая реформа, реформируется исключительно экономика. Социальная структура является многоуровневой, системная реформа обладает широтой и всесторонностью. Содержание реформы: кроме реформы системы хозяйствования, включает реформу политической системы, системы образования - культуры, науки и техники и т. д. Реформа должна вызвать важные изменения образа жизни, идеологии и морали, стимулировать переход на новые рельсы. После того как КПК свергла «банду четверых», было проведено исправление всего ошибочного и восстановление всего правильного, в сущности это было политической реформой. После середины 80-х годов началась реформа в области наука и техники и образования. В марте и мае 1995 года ЦК КПК опубликовал «Решение о реформе системы науки и техники» и «Решение о реформе системы образования»: после середины 90-х годов было усилено партийное строительство, строительство духовной культуры, соблюдалась тактика законного управления страной, предоставлялись политические гарантии реформы: духовная и интеллектуальная поддержка. Дэн Сяопин говорил: «С начала реформ и открытости мы создали немало всесторонних положений. В области экономики, политики, наука и техника, образования, культуры, военного дела и международных отношений существует четкий курс и политика. Кроме того, существует точный язык для их выражения». Цзян Цзэминь также подчеркивал: «Наша реформа - это огромный сложный системный проект, он включает экономическую политическую реформу, реформу образования, науки и техники и культуры, их необходимо согласовать и проводить в комплексе». Можно предположить, что вне согласования с реформой политической системы, а именно без всесторонней реформы системы образования, науки и техники и культуры, реформа системы хозяйствования не смогла бы углубиться и привести к существующим огромным успехам.
Китайская экономическая реформа означает обновление системы в направлении рынка.
В китайском научном мире считается, что поражение почти пятидесятилетнего реформирования социализма в бывшем СССР в конечном итоге объясняется тем, что так и не была найдена цель реформы, внимание заострялось на совершенствовании системы плановой экономики, в конце концов это привело в тупик, печальной ценой чего стало то что, когда в конце 80-х годов - начале 90-х годов происходил отказ от плановой экономики, также был отброшен и социалистический строй. Первая социалистическая китайская реформа, происходившая до 1978 года, ограничивалась административным разделением власти между центром и местами, в результате она не привела к успеху. Выдвинутая идея о том, что плановая экономика должна являться главной, а рыночное регулирование - вспомогательным, в реальности также была неосуществимой, поскольку долгое время существовавшая система плановой экономики в корне отрицала роль рынка. Плановые показатели, устанавливаемые правительством в приказном порядке, доводились по инстанциям до сведения низовых организаций, жестко управляя деятельность предприятий, это привело к тому, что производство на предприятиях не зависело от изменения рыночного спроса и предложения и от закона конкуренции и выживания сильнейшего. Ключ к решению этой проблемы в реформе системы плановой экономики, в движении экономической реформы по пути к рынку.
Китайская экономическая реформа направлена на рынок. В 1979 году Дэн Сяопин выдвинул совершенно новую идею о том, что при социализме тоже можно строить рыночную экономику, в 1980 году он отметил, что «плановое регулирование и рыночное регулирование взаимосвязаны». С учетом того, что для исследования реформы и освобождения идеологии от сковывавших ее пут необходимо время, в то время идеи Дэн Сяопина о социалистической рыночной экономике не были высказаны открыто. На 12-м всекитайском съезде КПК об экономической системе говорили так: «плановая экономика является главной, а рыночное реагирование – вспомогательным, в 1984 году формулировка третьего пленума ЦК КПК двенадцатого созыва была следующей: «товарная экономика с элементами планирования». В 1985 году, отвечая на вопросы американских гостей, Дэн Сяопин заметил, что «между социализмом и рыночной экономикой нет коренного противоречия. Если соединить плановую и рыночную экономику, можно освободить больше производительных сил, усилить экономическое развитие. На этой основе 13-й всекитайский съезд ЮЖ выдвинул курс на сочетание планирования и рынка. Выдвижение Дэн Сяопином идеи о социалистической рыночной экономике - важный вклад в марксистскую теорию политэкономики, обеспечивший теоретическую основу для утверждения на 14-м всекитайском съезде «создание системы социалистической рыночной экономики» в качестве цели реформы экономической системы. Переход от продвижения рыночной реформы к открытой борьбе за развитие социалистической рыночной экономики - это явное проявление целей реформы экономической системы, установленных после третьего пленума ЦК одиннадцатого созыва, и в то же время секрет успешного развития второй реформы нового времени10.
2.2. Создание рыночной системы
Создание рыночной системы при помощи административных мер осуществимо и в определенных пределах эффективно. Этот вывод получил реальную поддержку опыта изменения строя в большем числе стран с переходной экономикой. В целом, процесс перехода на рыночные рельсы начинался при сильной поддержке государственных властей. Как в СССР, так и странах Восточной Европы, выбравших радикальные методы реформы, так и в Китае, где реформа продвигалась постепенно, государство по собственной инициативе начало процесс перехода на рыночные рельсы. Начавшаяся в Китае в конце 70-х годов реформа - это рыночная реформа, запуск которой произошел с опорой на административные силы. Решения, принятые третьим пленумом ЦК ЮЖ одиннадцатого созыва и соответствующая речь Дэн Сяопина сыграла ключевую роль в реформе системы хозяйствования. Это же относится и к реформам на территории бывшего Советского Союза и в странах Восточной Европы. Отказ правительства Горбачева от традиционной системы плановой экономики в реальности был первым шагом перехода на рыночные рельсы. Правительство Ельцина применило так называемую «шоковую терапию», опираясь на значительные административные силы, принудительно осуществило полную приватизацию существовавшей государственной экономики и стремительно перешло к рыночной системе хозяйствования. Независимо от того, каков краткосрочный эффект данной рыночной реформы, то, что административные силы подтолкнули переход на рыночные рельсы -неоспоримый факт.
Можно привести еще больше фактов из конкретной практики реформ, в доказательство объективности и эффективности продвижения рыночной реформы при помощи административных сил:
- Реформу китайских
- Достаточно быстрое развитие
экономики во многих районах
также является результатом