Опыт экономических реформ в Китае

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 15:13, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является анализ опыта экономической реформы на примере Китая.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Раскрыть теоретические основы экономических реформ: причины и цели, объекты и средства государственного регулирования;
Исследовать основной опыт реформы китайской экономики;
Проанализировать цели экономической реформы Китая;
Рассмотреть основные выводы китайской экономической реформы.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…....3
ГЛАВА 1. Теоретические основы экономических реформ……………..…….6
1.1. Причины и цели государственного регулирования экономики ……..6
1.2. Объекты государственного регулирования. …………………………7
1.3. Средства государственного регулирования экономики …………..10
ГЛАВА 2. Опыт, уроки и проблемы экономической реформы в Китае.. ……17
2.1. Основной опыт реформы китайской экономики…………………..17
2.2. Создание рыночной системы………………………………….... ……25
2.3. Основные выводы китайской экономической реформы……………31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….…………………………………………………..35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………..38

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 72.30 Кб (Скачать документ)

С точки зрения практики, если определить переход как движение от социализма к капитализму, это  не будет соответствовать тенденции  многообразия развития человеческого  общества. Как и после «холодной  войны», когда мировая политика начала двигаться к плюрализму, в процессе осуществления перехода, аналогов которому нет в истории, также часто встречается явление плюрализма режимов. Система социалистической рыночной экономики как раз и является представителем такого плюрализма. Сущность этой системы заключается в том, чтобы собрать достижения и мудрость человеческой цивилизации, обобщить исторический опыт сложного развития социалистического строя, создать экономическую систему, в которой бы сохранилась справедливость и в то же время стимулировалась эффективность, найти лучший строй для развития человечества. В этих условиях экономисты должны проанализировать причины появления и исчезновения с исторической арены плановой экономики, и. что еще важнее, исследовать пути создания социалистической рыночной экономики. Например, один известный экономист отмечает в одной из своих статей: «Успех китайских сельских предприятий не соответствует нашим прежним предположениям об успешной организационной структуре и системе. Уникальный путь Китая, начавшийся с введения системы подрядной ответственности селах, стимулировал быстрый экономический рост. Это напоминает о том, что нам еще многому нужно учиться». Попытки определить структуру перехода на единственной основе капиталистической модели и пресечения нового пути развития социализма теоретически не могут удовлетворительно обобщить опыт перехода и не способны, верно, направлять будущее реформы, это очень далеко от принципа многообразия развития человечества и плюрализма научных исследований.

Профессор Чжан Ю считает, что китайская экономическая реформа предполагает создание рыночной экономики в условиях ограничения со стороны индустриализации и социалистического конституционного строя, ее цель - совершенствование социалистического строя, осуществление индустриализации и модернизации страны. Конституционный строй здесь означает социалистический политический строй и политическую структуру. Это фундаментальное определение сущности китайской экономической реформы не меняется и накануне нового века. Китайская экономическая реформа будет развиваться вдоль этой «главной оси».

Разумеется, в связи с  появлением новых обстоятельств, таких  как новая волна реструктуризации мировой экономики, расширение открытости Китая после вступления в ВТО, изменения обстоятельств внутреннего экономического роста, масштабное освоение западных районов, новые требования по охране окружающей среды и экологии и т. п.. в следующем веке в китайской экономике появится новое содержание и будут изменены основные моменты.

Основным моментом китайской  экономической реформы является осуществление прорыва8.

Дэн Сяопин являлся главным  вдохновителем китайских реформ и открытости9. В соответствии с основными противоречиями социализма и с центральной задачей экономического строительства он утвердил в качестве основного элемента системную реформу. Начиная с конца 1973 года, в селах был введен семейный подряд, в городах проводился эксперимент по расширению прав государственных предприятий на самостоятельное хозяйствование. В октябре 1984 года после третьего пленума ЦК КГЖ двенадцатого созыва усиление жизненной силы государственных предприятий стало нейтральным звеном реформы системы хозяйствования, а реформа ценовой системы - ее ключом. После 14-го всекитайского съезда КПК, прошедшего в 1992 году, создавалась современная система предприятий, строилась новая система макрорегулирования. Вторая реформа нового времени постоянно уделяла большое внимание этим основным моментам, с самого начала решала такие глубокие вопросы как права и обязанности субъектов экономики, система имущественных прав и экономические механизмы.

Китайская экономическая  реформа означает целостное движение вперед.

Основной момент китайской  реформы - экономическая реформа, реформируется  исключительно экономика. Социальная структура является многоуровневой, системная реформа обладает широтой и всесторонностью. Содержание реформы: кроме реформы системы хозяйствования, включает реформу политической системы, системы образования - культуры, науки и техники и т. д. Реформа должна вызвать важные изменения образа жизни, идеологии и морали, стимулировать переход на новые рельсы. После того как КПК свергла «банду четверых», было проведено исправление всего ошибочного и восстановление всего правильного,  в сущности это было политической реформой. После середины 80-х годов началась реформа в области наука и техники и образования. В марте и мае 1995 года ЦК КПК опубликовал «Решение о реформе системы науки и техники» и «Решение о реформе системы образования»: после середины 90-х годов было усилено партийное строительство, строительство духовной культуры, соблюдалась тактика законного управления страной, предоставлялись политические гарантии реформы: духовная и интеллектуальная поддержка. Дэн Сяопин говорил: «С начала реформ и открытости мы создали немало всесторонних положений. В области экономики, политики, наука и техника, образования, культуры, военного дела и международных отношений существует четкий курс и политика. Кроме того, существует точный язык для их выражения». Цзян Цзэминь также подчеркивал: «Наша реформа - это огромный сложный системный проект, он включает экономическую политическую реформу, реформу образования, науки и техники и культуры, их необходимо согласовать и проводить в комплексе». Можно предположить, что вне согласования с реформой политической системы, а именно без всесторонней реформы системы образования, науки и техники и культуры, реформа системы хозяйствования не смогла бы углубиться и привести к существующим огромным успехам.

Китайская экономическая  реформа означает обновление системы в направлении рынка.

В китайском научном мире считается, что поражение почти пятидесятилетнего реформирования социализма в бывшем СССР в конечном итоге объясняется тем, что так и не была найдена цель реформы, внимание заострялось на совершенствовании системы плановой экономики, в конце концов это привело в тупик, печальной ценой чего стало то что, когда в конце 80-х годов - начале 90-х годов происходил отказ от плановой экономики, также был отброшен и социалистический строй. Первая социалистическая китайская реформа, происходившая до 1978 года, ограничивалась административным разделением власти между центром и местами, в результате она не привела к успеху. Выдвинутая идея о том, что плановая экономика должна являться главной, а рыночное регулирование - вспомогательным, в реальности также была неосуществимой, поскольку долгое время существовавшая система плановой экономики в корне отрицала роль рынка. Плановые показатели, устанавливаемые правительством в приказном порядке, доводились по инстанциям до сведения низовых организаций, жестко управляя деятельность предприятий, это привело к тому, что производство на предприятиях не зависело от изменения рыночного спроса и предложения и от закона конкуренции и выживания сильнейшего. Ключ к решению этой проблемы в реформе системы плановой экономики, в движении экономической реформы по пути к рынку.

Китайская экономическая  реформа направлена на рынок. В 1979 году Дэн Сяопин выдвинул совершенно новую  идею о том, что при социализме тоже можно строить рыночную экономику, в 1980 году он отметил, что «плановое регулирование и рыночное регулирование взаимосвязаны». С учетом того, что для исследования реформы и освобождения идеологии от сковывавших ее пут необходимо время, в то время идеи Дэн Сяопина о социалистической рыночной экономике не были высказаны открыто. На 12-м всекитайском съезде КПК об экономической системе говорили так: «плановая экономика является главной, а рыночное реагирование – вспомогательным, в 1984 году формулировка третьего пленума ЦК КПК двенадцатого созыва была следующей: «товарная экономика с элементами планирования». В 1985 году, отвечая на вопросы американских гостей, Дэн Сяопин заметил, что «между социализмом и рыночной экономикой нет коренного противоречия. Если соединить плановую и рыночную экономику, можно освободить больше производительных сил, усилить экономическое развитие. На этой основе 13-й всекитайский съезд ЮЖ выдвинул курс на сочетание планирования и рынка. Выдвижение Дэн Сяопином идеи о социалистической рыночной экономике - важный вклад в марксистскую теорию политэкономики, обеспечивший теоретическую основу для утверждения на 14-м всекитайском съезде «создание системы социалистической рыночной экономики» в качестве цели реформы экономической системы. Переход от продвижения рыночной реформы к открытой борьбе за развитие социалистической рыночной экономики - это явное проявление целей реформы экономической системы, установленных после третьего пленума ЦК одиннадцатого созыва, и в то же время секрет успешного развития второй реформы нового времени10.

 

2.2. Создание рыночной системы

 

Создание рыночной системы при помощи административных мер осуществимо и в определенных пределах эффективно. Этот вывод получил реальную поддержку опыта изменения строя в большем числе стран с переходной экономикой. В целом, процесс перехода на рыночные рельсы начинался при сильной поддержке государственных властей. Как в СССР, так и странах Восточной Европы, выбравших радикальные методы реформы, так и в Китае, где реформа продвигалась постепенно, государство по собственной инициативе начало процесс перехода на рыночные рельсы. Начавшаяся в Китае в конце 70-х годов реформа - это рыночная реформа, запуск которой произошел с опорой на административные силы. Решения, принятые третьим пленумом ЦК ЮЖ одиннадцатого созыва и соответствующая речь Дэн Сяопина сыграла ключевую роль в реформе системы хозяйствования. Это же относится и к реформам на территории бывшего Советского Союза и в странах Восточной Европы. Отказ правительства Горбачева от традиционной системы плановой экономики в реальности был первым шагом перехода на рыночные рельсы. Правительство Ельцина применило так называемую «шоковую терапию», опираясь на значительные административные силы, принудительно осуществило полную приватизацию существовавшей государственной экономики и стремительно перешло к рыночной системе хозяйствования. Независимо от того, каков краткосрочный эффект данной рыночной реформы, то, что административные силы подтолкнули переход на рыночные рельсы -неоспоримый факт.

Можно привести еще больше фактов из конкретной практики реформ, в доказательство объективности и эффективности продвижения рыночной реформы при помощи административных сил:

- Реформу китайских государственных  предприятий запустило и постоянно  подталкивало именно правительство.  Реформа государственных предприятий - основной и самый сложный момент всей реформы хозяйствования, это также ключ к успеху китайской рыночной реформы. Она отличается от сельской реформы. Хотя сельская реформа продвигалась при сильной поддержке центрального правительства, однако запущена реформа была самими крестьянами, кроме того, многие важные методы реформы были созданы на низовом уровне, в основном это была реформа, двигавшаяся снизу вверх. А реформу государственных предприятий главным образом подталкивало правительство. В октябре 1973 года комитет партии и правительство провинции Сычуань выбрало 6 государственных предприятий, включая металлургическую компанию города Чунпин для проведения эксперимента по «расширению прав предприятий на самоуправление» и «передаче прав и прибылей низовым организациям», на следующий год по всей стране была постепенно расширена сфера проведения эксперимента. В мае 1979 года 6 учреждений, включая комитет экономики министерства финансов, выбрали в Пекине, Тяньзине и Шанхае 3 экспериментальных предприятий, среди которых Пекинская металлургическая компания, для распространения на них Сычуаньского опыта реформы по разделению власти. В 1981-1983гг. центральное правительство организовало эксперимент по введению «подрядной системы ответственности», в 1983 году подрядная система была введена повсеместно на территории всей страны. В 1983-1984гг. была проведена реформа по «замене отчислений из прибыли налогами». Примерно в 1986 поду по всей стране было выбрано несколько государственных предприятий для проведения эксперимента по созданию акционерных обществ. В марте 1987 года в докладе ВСНП было вновь заявлено о необходимости продолжения реформы государственных предприятий и совершенствования разнообразных форм подряда. Весной 1992 года после «южной речи» Дэн Сяопина по всей стране началась волна реформы государственных предприятий по созданию акционерных обществ. С 1995 года углублялось совершенствование структуры экономики, продвигалось стратегическое регулирование государственных предприятий до настоящего времени. Несложно заметить, что процесс реформы государственных предприятий - это непрерывный процесс организации правительством «экспериментов» и их «расширения» с опорой на административную силу, это процесс постепенного продвижения правительством государственных предприятий к рынку, превращения их в действительные субъекты рынка. Однако нужно признать, что в том, что рыночная реформа китайских государственных предприятий привела к выдающимся результатам, не может не быть заслуги правительства. К тому же вмешательство и руководство правительства было неизбежным выбором, хотя и не лучшим, однако в таких условиях самым выполнимым. Типичной особенностью прежних государственных предприятий было неразделение правительства и предприятий, собственником было правительство, если бы само правительство не приняло решения, не начало активно продвигать рыночную реформу, кто еще отнял бы у него предприятия и начал движение к рынку?11

- Достаточно быстрое развитие  экономики во многих районах  также является результатом активного  продвижения реформы местными  властями. Например, во многих городах  провинции Шуньдун после начала реформ и открытости власти выдвинули так называемый «хор товарной экономики», на основе исследования, объектом которого стали внешнеторговая корпорация и корпорация табачных изделий, был разработан путь интеграционного развития, промышленности и сельского хозяйства. Затем с 1992 по 1994 год средние и мелкие государственные предприятия были достаточно рано проданы рабочим и служащим, были проведены преобразования в сторону акционерного сотрудничества. Предприятия продвигалась к рынку, образовывались действительные субъекты рынка, имевшие независимое положение. Далее была выдвинута идея ускорения перехода на рыночные рельсы, составления производственной политики, усиленного развития основного производства с одновременным углублением реформы правительственной системы и стремлением к соответствию требованиям создания рынка. Постепенное углубление рыночной реформы во многих, городах дало им возможность придерживаться тенденции непрерывного роста. Самой значительной была реформа средних и мелких городских предприятий, подведомственных горкомам и органам городского управления. Данная реформа означала, во-первых, что посредством продажи государственного имущества стимулировалось изменение формы государственного права собственности на имущество предприятий; во-вторых, рабочие и служащие лично становились собственниками предприятий, вводился плюрализм субъектов имущественных прав на предприятия: в-третьих, из-за плюрализма имущественных отношений, в структуре управления предприятиями произошли изменения; в-четвертых, правительство и предприятие полностью разграничивались или, по крайней мере, создавались условия для их полного разграничения. Глубокую реформу действительно можно было проводить только при стимулировании со стороны правительства. Органы управления городов изначально были представителями имущественных прав на эти государственные предприятия. Признавали необходимость продавать государственное имущество, появилась возможность начала реформы, стартом которой была «продажа»: разграничение правительства и предприятий означало уступку прав правительства и его компетентных органов, только при условии осознания правительством общей эффективности этой уступки и согласия на нее разграничение правительства и предприятий могло стать реальностью. В процессе реформы средних и мелких государственных предприятий органы местного управления осознали какими тяжелыми могут быть последствия, если не осуществить реформу, использовали момент реформы, утвердили форму и цели реформы, составили проект реформы и непосредственно управляли претворением проекта в жизнь, организацией экспериментов и распространением их опыта, активно мобилизовали чиновников, рабочих и служащих к участию в реформе и т. п. В общем, значение активности и инициативности правительства и административных методов было огромным.

Информация о работе Опыт экономических реформ в Китае