Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 22:47, контрольная работа
Организационное поведение - это наука, изучающая поведение людей (индивидов и групп) в организациях, с целью практического использования полученных знаний для повышения эффективности трудовой деятельности человека. Также организационное поведение можно определить как понимание, предвидение и управление человеческим поведением в рамках организаций.
Организационное
поведение
Организационное поведение - это наука, изучающая поведение людей (индивидов и групп) в организациях, с целью практического использования полученных знаний для повышения эффективности трудовой деятельности человека. Также организационное поведение можно определить как понимание, предвидение и управление человеческим поведением в рамках организаций.
Предметом организационного поведения является взаимосвязь всех уровней системы управления с ориентацией на разработку результативных методов управления в условиях конкурентной среды функционирования.
Объекты
изучения организационного
поведения:
* поведение индивидов
в организации;
* проблемы межличностных
отношений при взаимодействии
двух индивидов (коллег или
пары «начальник - подчиненный»);
* динамика отношений
внутри малых групп (как
* возникающие
межгрупповые отношения;
* организации
как целостные системы, основу
которых образуют
Целями
организационного поведения
являются:
1. систематизированное
описание поведения людей в
различных возникающих в
2. объяснение
причин поступков индивидов в
определенных условиях;
3. предсказание
поведения работника в будущем;
4. овладение
навыками управления поведением людей
в процессе труда и их совершенствование.
Организационное
поведение изучает поведение
людей в организации и
1. Выявление поведенческих
отношений между руководителем и его подчиненными
и в том числе между коллегами.
2. Обеспечение
формирования благоприятного
3. Систематическое
описание поведения людей в
различных возникающих в
4. Объяснение
поступков людей в
5. Умение предвидеть
ситуацию.
6. Овладение
навыками управления
В
основу организационного
Социальное
воздействие осуществляется
путем:
- целенаправленного
формирования персонала
- морального
стимулирования работников;
- использования
методов управления
- осуществления
коллективной деятельности
Психологическое
воздействие базируется
на:
- использовании
методов психологического
- учете индивидуальных
особенностей работников (темперамент,
характер, способности, направленность
личности, потребности человека);
- психологических
аспектах деятельности человека
(внимание, эмоции, воля, речь, умения
и навыки).
Поэтому при
изучении организационного поведения
используются такие методы, как опросы
(интервью, анкетирование, тестирование),
сбор фиксированной информации (изучение
документов), наблюдения и эксперименты.
Интервью могут проводиться “лицом к
лицу”, по телефону, с использованием
компьютеров. Разработано большое количество
стандартизированных опросников (анкет).
Например, с их помощью измеряется удовлетворенность
трудом, организационный климат. При исследовании
организационного поведения широко используется
метод структурированного наблюдения.
Например, при наблюдении организационной
среды выделяются следующие элементы:
помещение, обстановка и оборудование,
оформление, освещение и цвет, внешний
облик членов организации. Основу исследований
в этой области составляют лабораторные
и естественные эксперименты.
Исследование -
это процесс сбора и
Научным фундаментом
дисциплины “организационное поведение”
является то, что:
* сбор данных
осуществляется систематически, контролируется
их надежность и достоверность;
* предлагаемые
объяснения фактов тщательно
проверяются;
* в качестве
закономерностей, которые
Организационное
поведение объединяет поведенческие (бихевиористские)
науки (систематизированные знания о характере
и причинах поступков людей) с другими
дисциплинами - менеджментом, экономической
теорией, экономико-математическими методами,
кибернетикой. Организационное поведение
- область сложная, воспринявшая множество
идей и подходов.
При биологическом подходе делается акцент на зависимости поведения от физических и биологических потребностей и побуждений: жажда, голод, недостаток сна. Социологический подход основывается на том, что поведение человека - результат воздействия людей и событий социального окружения. Ценности и традиции и общества определяют поведение людей в этом обществе. Психоаналитический подход базируется на учении о том, что мотивы поведения человека в основном не осознаются, не очевидны. Так, З.Фрейд считал, что ключ к истинным причинам поведения - в подсознании и что наши осознанные рассуждения большей частью самообман. То есть поведение не всегда бывает логичным и разумным, его не всегда можно объяснить в строгих точных терминах, а также следует принимать во внимание возможные скрытые мотивы. Гуманистический подход доверяет биологическим побудителям, но не отрицает и социальных причин, поведенческие стимулы и то, что стимулы и побуждения могут находиться в подсознании.
Более подробно
можно остановиться на когнитивном
и бихевиористском подходах, а
также подходе социального
Когнитивный подход
оценивает человека по более «высоким»
критериям, чем другие подходы. Когнитивный
подход делает акцент на позитивных и
добровольных аспектах поведения, использует
такие понятия, как ожидание, потребности
и поощрение. Познание является базовым
элементом когнитивного подхода - это
акт восприятия некоторой информации.
Такие инструменты, как когнитивные карты
используются в качестве визуальных элементов
для уяснения и понимания отдельных элементов
мыслей индивида, групп или организаций.
Поведение может быть элементом анализа,
однако оно направленно на достижение
цели. Важно, что когнитивный подход не
содержит предположений о том, что происходит
в мозгу; это всего лишь термины для описания
поведения.
Поведенческий
подход ориентирован не на анализ причин,
а на анализ результатов. Так, Дж. Б. Уотсон
определял поведение как результат ввода
информации через человеческие органы
слуха, обоняния, осязания . Один из основных
тезисов бихевиоризма - вознаграждаемое
поведение повторяется.
Так же подчёркивается
важность изучения наблюдаемых форм поведения.
С точки зрения
бихевиоризма человеческое поведение
объясняется при помощи принципа
«стимул - реакция». Стимул вызывает реакцию.
Считается, что обучение происходит
тогда, когда возникает эта связь.
Другими словами,
данный подход помогает объяснить физические
рефлексы.
Так с помощью
эксперимента по оперантному обуславливанию
с чётко определёнными
Бихевиористский
подход опирается на представление
о среде: когнитивные процессы, такие
как мышление, ожидание и восприятие,
могут иметь место, но не являются
необходимым условием для предсказания
и контроля поведения, а также управления
им. Однако как когнитивный подход включал
бихевиористские концепции, так и бихевиористский
подход включает когнитивные переменные.
Однако, несмотря на некоторое сходство
это два разных подхода со своим вкладом
в науку о поведении.
Подход социального
научения является бихевиористским. Он
признаёт, что поведение может быть проанализировано.
Тем не менее в отличие от бихевиорестского
подхода, социальное научение признаёт,
что человек обладает самосознанием и
его поведение целенаправленно. Данный
подход предполагает, что люди познают
окружающую среду, изменяют её, чтобы сделать
доступными подкрепляющие факторы. Так
же отмечается важность правил и символических
процессов при научении. Подход социального
научения, с его сложной интерактивной
природой служит подходящей теоретической
основой для построения модели организационного
поведения.
Анализ моделей
организационного поведения позволяет
сделать следующие выводы:
* развитие и
смена моделей носят
* они во многом
определяются превалирующими потребностями
работников;
* в настоящее
время отмечается тенденция к
применению новых моделей;
* эффективность
модели во многом зависит от
конкретной ситуации;
* модели могут
модифицироваться и
Основной вывод,
следующий из анализа моделей
организационного поведения: задача менеджеров
состоит не только в идентификации
используемых в организации поведенческих
моделей, но и в осознании современных
требований и проявлении управленческой
гибкости в случае изменений внешних условий
и появлений новых потребностей.
Необходимо учитывать
факторы, влияющие на организационное
поведение:
1.
Макроэкономические
факторы
- экономическая
ситуация в стране, регионе
- географическое
положение организации
- уровень жизни
в регионе
- внешнеэкономические
контакты
- статус организации
на рынке
- ожидания окружающих
2.
Микроэкономические
факторы
- профиль и
вид деятельности организации
- уровень финансового
состояния личности
- личность первого
руководителя
- реальная ситуация
3.
Факторы социально-культурной
среды
- менталитет
- особенности
образования
4.
Факторы правовой
среды
- действующее
законодательство
- свобода граждан
и формы правовой защиты