Организация и функционирование фискальной политики в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2011 в 22:19, курсовая работа

Описание

Предмет исследования – организация и функционирование фискальной политики в Республике Беларусь
Цель работы - анализ осуществления фискальной политики в Республике Беларусь и выявление основных направлений реформирования ее составляющих: бюджетной и налоговой политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 5
1.1 КРАТКОСРОЧНЫЕ И ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЦЕЛИ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ 6
1.2 СТИМУЛИРУЮЩАЯ И СДЕРЖИВАЮЩАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 6
2 ДИСКРЕЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 11
2.1 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ. МУЛЬТИПЛИКАТОР ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК 11
2.2 СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ (ТРАНСФЕРТЫ), ИХ ВЛИЯНИЕ НА СОВОКУПНЫЙ ВЫПУСК 14
2.3 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ. НАЛОГОВЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР 16
3 НЕДИСКРИЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: «ВСТРОЕННЫЕ СТАБИЛИЗАТОРЫ» 17
4 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44

Работа состоит из  1 файл

курсовая 1.doc

— 452.50 Кб (Скачать документ)

     Эффект  имущества: рост государственной задолженности  вызывает прирост обращающихся государственных  облигаций. Прирост государственных облигаций в своих портфелях экономические субъекты оценивают как прирост своего имущества в целом, а так как объем их потребления основывается на оценке величины имущества, то потребительские расходы возрастают, что приводит к росту совокупного спроса и национального дохода.

     Эффект  субституции: рост государственной задолженности вызывает прирост обращающихся государственных облигаций. Однако вновь выпускаемые облигации будут размещены при условии, что процентные выплаты по ним окажутся выше, чем по уже обращающимся облигациям, что вызовет рост процентной ставки по облигациям. В случае, если финансовые активы и реальный капитал взаимозаменяемы, повышение доходности по облигациям вызовет рост требований и к доходности акций, что равносильно снижению спроса на реальный капитал и, следовательно, сокращению инвестиционного спроса. Последнее оказывает понижающее воздействие на совокупный спрос и национальный доход.

     Действие  эффектов имущества и субституции  прямо противоположное, если первый усиливает стимулирующее воздействие  фискальной политики, то второй, наоборот, – снижает его. Поэтому оценка окончательного воздействия фискальных мероприятий на совокупный спрос и национальный доход зависит от степени взаимозаменяемости активов и, соответственно, от характера действия экономических субъектов по оптимизации структуры своих портфелей в ответ на изменение доли и доходности какого-либо актива. 
 
 
 
 
 
 
 

2 ДИСКРЕЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

    2.1 Государственные  закупки. Мультипликатор  государственных  закупок

 

     Дискреционная фискальная политика – целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства и темпов инфляции. Эта политика связана, прежде всего, с осуществлением правительственных программ занятости, социальной программы, а также с изменениями налоговой системы  [11, с.92].

     Государственные расходы делятся на трансформационные (государственные закупки) и трансфертные расходы. К государственным закупкам (G) относят государственные инвестиции, государственное потребление товаров и услуг, выплату из бюджета заработной платы. При трансфертных расходах (tr) затраты государства выступают как прямая передача средств. Среди трансфертных расходов – субсидии, пособия домашним хозяйствам, социальное обеспечение (за счет бюджета финансируются в основном начальное и среднее образование, медицинская помощь для бедных слоев населения, противоэпидемические мероприятия, культурные и др.). Отличие между двумя этими видами расходов состоит в том, что государственные закупки изменяют величину национального дохода, а трансфертные платежи лишь означают его перераспределение.

     Государство может оказывать на экономику  прямое и косвенное влияние. Прямое воздействие осуществляется через  изменение величины государственных закупок, поскольку они непосредственно включены в формулу совокупного спроса (AD = C + I + G), являясь компонентом совокупных расходов. Косвенное – через изменение величины налогов и трансфертов (в том числе субсидий), поскольку они не входят в формулу совокупного спроса и воздействуют на экономику опосредовано – через изменение величины потребительских (С) и инвестиционных расходов (I).

     При этом рост государственных закупок  увеличивает совокупный спрос, а  их сокращение ведет к уменьшению совокупного спроса. Рост трансфертов также увеличивает совокупный спрос. С одной стороны, поскольку при увеличении социальных трансфертных выплат увеличивается личный доход домохозяйств, а, следовательно, при прочих равных условиях растет располагаемый доход, что увеличивает потребительские расходы; с другой стороны, увеличение трансфертных выплат фирмам (субсидий) увеличивает возможности внутреннего финансирования фирм, возможности расширения производства, что ведет к росту инвестиционных расходов. Сокращение трансфертов уменьшает совокупный спрос.

     Рост  налогов действует в противоположном  направлении. Увеличение налогов ведет  к снижению и потребительских (поскольку  сокращается располагаемый доход), и инвестиционных расходов (поскольку  сокращается нераспределенная прибыль, являющаяся источником чистых инвестиций) и, следовательно, к сокращению совокупного спроса. Соответственно, снижение налогов увеличивает совокупный спрос.

     Используя кейнсианскую модель макроэкономического  равновесия, рассмотрим механизм воздействия дискреционной фискальной политики.

     Экономика находится в равновесии, если фактические  расходы (Y) равны планируемым (E). В закрытой экономике E = C + I + G, а равновесие достигается в точке А, где Y = E (рис. 2.1).

     

    Рис.  2.1.  Влияние увеличения государственных расходов на доход

    Примечание: Источник [11, с. 92]

     Рассмотрим  воздействие изменения государственных  расходов. При росте государственных  расходов на DG кривая планируемых расходов сдвигается вверх на величину, равную DG, равновесие перемещается из точки А в точку В, объем производства увеличивается с Y1 до Y2 на величину DY, причем DY больше DG (рис. 2.1).

     Отношение DY/DG изменения национального дохода к вызвавшему его изменению государственных расходов называется мультипликатором государственных расходов.

     Мультипликативный процесс начинается, когда расходы  возрастают на DG, что означает увеличение дохода на эту же величину, что, в свою очередь, увеличивает потребление на mpc×DG (в соответствии с функцией потребления C = a + mpc × Y, где mpc – предельная склонность к потреблению. Мультипликатор государственных расходов:

                                                                                    (2.1)

     Алгебраически величина мультипликатора государственных  расходов и равновесный объем выпуска могут быть найдены в результате решения системы уравнений:

                                                                                           (2.2)

     Подстановка функции потребления в основное макроэкономическое тождество позволяет определить равновесный объем производства:

        (2.3)

где a + I + G – автономные расходы, не зависящие от величины дохода;

                                  – мультипликатор.                           (2.4)

     Основным  фактором, определяющим величину мультипликатора, является предельная склонность к потреблению mpc. Чем больше mpc, тем больше крутая кривая планируемых расходов E и тем больше величина мультипликатора государственных расходов. Следует иметь в виду, что эффект мультипликатора имеет и обратную направленность (при сокращении государственных расходов объем национального выпуска мультипликативно уменьшается). 

    2.2 Социальные выплаты  (трансферты), их влияние  на совокупный  выпуск

 

     Так же, как изменения государственных  закупок, на величину национального  дохода действуют изменения трансфертных выплат как составляющей государственных расходов. Однако их влияние на совокупный спрос и на объем национального производства меньше. Это объясняется тем, что только часть трансфертных выплат население использует на потребление, увеличивая на ту же величину совокупный спрос. Трансферты, являясь экзогенной величиной, оказывают косвенное воздействие на национальный доход, являясь инструментом не его создания, а его перераспределения.

     Мультипликатор  трансфертов – отношение изменения объема выпуска к вызвавшему его изменению трансфертных расходов, равен

                                                                                           (2.5)

     Алгебраически величина мультипликатора трансфертов  может быть найдена в результате решения системы уравнений:

                                                                              (2.6)

где располагаемый доход Yd=Y – T;

   T – налоги;

   tr – трансферты.

     Подставим функцию потребления в основное макроэкономическое тождество и перегруппируем:

 

    (2.7)

     Таким образом, мультипликатор трансфертов:

                                           .                                               (2.8)

     Эффект  мультипликатора предполагает, что  следствием бюджетно-налоговой политики может быть большее, в сравнении  с изменением объема государственных расходов, увеличение совокупного спроса и равновесного дохода. Однако экономическая политика может сопровождаться другим эффектом, действующим в противоположном направлении. Увеличение государственных расходов стимулирует спрос на товары и услуги, что приводит к повышению спроса на деньги. При заданном их предложении ставка процента повышается. Следствием этого становится сокращение совокупного спроса, поскольку снижается спрос на производственные капиталовложения и инвестиции в жилищное строительство. Таким образом, рост государственных расходов ведет к увеличению спроса на товары и услуги, но следствием данного процесса может быть вытеснение инвестиций. Уменьшение совокупного спроса, вызванное повышением процентной ставки вследствие бюджетной экспансии, называется эффектом вытеснения.

    2.3 Налогообложение. Налоговый мультипликатор

 

     Одним из инструментов дискреционной фискальной политики являются изменения в налогообложении. Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством для выполнения своих функций. Для соответствия основополагающим принципам при построении налоговой системы используются различные виды налогов.

     В макроэкономике налоги делятся на: автономные (аккордные), которые не зависят от уровня дохода (обозначим Тa), и подоходные, величину которых будем определять t × Y, где t – предельная налоговая ставка. Предельная налоговая ставка – это соотношение между приростом суммы вносимого налога и приростом дохода

                                                                                                         (2.9)

     В рамках кейнсианской модели налоги, так  же, как и государственные расходы, действуют на объем национального  производства с мультипликативным  эффектом.

     Рассмотрим  сначала действие мультипликатора  автономных налогов.

     Уменьшение  налогов на величину DT увеличит планируемые расходы на mpc×DT. Равновесие переместится из точки А в точку В, а доход увеличится с Y1 до Y2 на величину равную DY (рис. 1.3).

                                                                               (2.10)

     где налоговый мультипликатор – отношение изменения объема выпуска к вызвавшему его изменению налогов. 

     

    Рис.  2.2.  Влияние снижения налогов на равновесный доход

    Примечание: Источник []

     Следует обратить внимание, что мультипликатор налогов всегда величина отрицательная. Это означает, что его действие на доход обратное.

     При наличии подоходного налога соответственно мультипликатор налогов равен: , а мультипликатор трансфертов: . 

3 НЕДИСКРИЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: «ВСТРОЕННЫЕ СТАБИЛИЗАТОРЫ»

 

     В результате циклических колебаний  совокупного дохода бюджетный дефицит, как и излишек, может возникать  автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики. Фискальная политика, предполагающая автоматическое изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате циклических колебаний совокупного дохода, называется недискреционной фискальной политикой. Она предполагает автоматическое увеличение чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста валового национального продукта (ВНП), и наоборот, что оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.

Информация о работе Организация и функционирование фискальной политики в Республике Беларусь