Организация и функционирование фискальной политики в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2011 в 22:19, курсовая работа

Описание

Предмет исследования – организация и функционирование фискальной политики в Республике Беларусь
Цель работы - анализ осуществления фискальной политики в Республике Беларусь и выявление основных направлений реформирования ее составляющих: бюджетной и налоговой политики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 5
1.1 КРАТКОСРОЧНЫЕ И ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЦЕЛИ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ 6
1.2 СТИМУЛИРУЮЩАЯ И СДЕРЖИВАЮЩАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 6
2 ДИСКРЕЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 11
2.1 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ. МУЛЬТИПЛИКАТОР ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК 11
2.2 СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ (ТРАНСФЕРТЫ), ИХ ВЛИЯНИЕ НА СОВОКУПНЫЙ ВЫПУСК 14
2.3 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ. НАЛОГОВЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР 16
3 НЕДИСКРИЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: «ВСТРОЕННЫЕ СТАБИЛИЗАТОРЫ» 17
4 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44

Работа состоит из  1 файл

курсовая 1.doc

— 452.50 Кб (Скачать документ)

    В январе-июне 2010 года доходы консолидированного бюджета составили 22,1 трлн. рублей, что на 8,2% больше, чем в январе-июне 2009 года (в реальном выражении, скорректированные на индекс потребительских цен, – на 1,5%), рис 1. Удельный вес доходов консолидированного бюджета в ВВП сократился с 34% в январе-июне 2009 года до 31,8% в январе-июне текущего года [4].

    

    Рисунок  2.1. Динамика поступления доходов консолидированного бюджета

    Примечание: Источник [4]

    Основными доходными источниками остаются налог на добавленную стоимость, доходы от внешнеэкономической деятельности, налог на прибыль и акцизы, поступления по которым возросли по сравнению с январем-июнем 2009 года. Наиболее значительно увеличились поступления налога на добавленную стоимость – на 18,1%, налога на прибыль – на 17,7%, акцизов – на 15,5% в реальном выражении, приложение 1.

    Доля  НДС, налога на прибыль, акцизов, налоговых  доходов от внешнеэкономической  деятельности в доходах консолидированного бюджета составила 65,2%. При этом 31,8% всех поступлений в бюджет обеспечено за счет налога на добавленную стоимость, 13,3% - налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности.

    Расходы консолидированного бюджета в январе-июне 2010 года профинансированы в сумме 24,3 трлн. рублей. По сравнению с январем-июнем 2009 года расходы в реальном выражении  увеличились на 3,6%.

    Расходы консолидированного бюджета в разрезе  функциональной классификации увеличились  по всем разделам, кроме «Национальной  экономики». Наиболее значительно (в  реальном выражении) возросли расходы  по разделам «Социальная политика»  – на 22,3%, «Общегосударственные расходы» - на 12,7% (в том числе расходы на Государственную инвестиционную программу – на 16%), «Здравоохранение» - 7,1%. Финансирование по разделу «Национальная экономика» сократилось на 10,7%.

    Рост  расходов по разделу «Социальная  политика» в определяющей мере обусловлен увеличением помощи в обеспечении граждан жильем. За шесть месяцев текущего года на эти цели направлено в 1,5 раза в реальном выражении средств больше, чем за тот же период 2009 года. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в январе-июне 2010 года в структуре расходов консолидированного бюджета увеличился по сравнению с январем-июнем 2009 года на 1,4 процентных пункта, рис. 2.2.

    

    Рис.  4.1. Динамика структуры расходов консолидированного бюджета

    Примечание: Источник [4]

    В расходах консолидированного бюджета  за январь-июнь 2010 года в разрезе  экономической классификации преобладали  текущие расходы – 76% в общих  расходах, в том числе расходы  на заработную плату рабочих и  служащих и начисления на нее – 27,1%, субсидии и текущие трансферты – 28,6%, обслуживание государственного долга – 2,2%. Доля капитальных расходов составила 21,6%. На финансирование капитальных вложений в основные фонды приходилось 13,7% всех бюджетных расходов.

    Удельный  вес средств консолидированного бюджета в финансировании инвестиций в основной капитал в январе-июне текущего года составил 18,9%. Опережающими темпами финансировалось жилищное строительство. Ввод жилья за счет бюджетных средств за шесть месяцев 2010 года возрос в 1,3 раза по сравнению с тем же периодом 2009 года и составил 129,8 тыс. квадратных метров, или 4% от общей площади введенного в эксплуатацию жилья (в январе-июне 2009 года – 3,3%).

    В январе-июне 2010 года консолидированный  бюджет исполнен с дефицитом в  размере 2,2 трлн. рублей, или 3,2% к ВВП (в январе-июне 2009 года дефицит составлял 1,6 трлн. рублей, или 2,6% к ВВП).

    Расходы консолидированного бюджета в январе-июне текущего года сложились на 46,6% из расходов республиканского бюджета и 53,4% - расходов местных бюджетов. Удельный вес доходов республиканского бюджета в доходах консолидированного бюджета составил 62,2%. Доходы республиканского бюджета составили 13,8 трлн. руб., или 99,2% (в реальном выражении) к уровню января-июня 2009 года. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 15,5 трлн. руб., что на 8,1% больше, чем в январе-июне 2009 года.

    Более трети (36,3%) всех поступлений в республиканский  бюджет обеспечено за счет поступлений  налога на добавленную стоимость. По сравнению с январем-июнем 2009 года его объем увеличился на 22,1% в реальном выражении. Налог на прибыль в январе-июне 2010 года увеличился на 17%, составив 10,6% всех доходов республиканского бюджета. Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности сократились на 10,8%. Удельный вес этого источника доходов республиканского бюджета составил 21,3%.

    В январе-июне текущего года финансирование расходов из республиканского бюджета  почти по всем разделам функциональной классификации осуществлялось выше уровня января-июня 2009 года. Наиболее значительно увеличились расходы по разделам «Общегосударственная деятельность», «Социальная политика», «Здравоохранение». Финансирование расходов по разделу «Национальная экономика» сократилось на 16% по сравнению с январем-июнем прошлого года.

    В январе-июне 2010 года расходы республиканского бюджета превысили доходы на 1,7 трлн. рублей, или 2,1% ВВП.

    Таким образом, в текущем году бюджетная  политика ориентирована на стимулирование высоких темпов экономического роста  и обеспечение повышения благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом.

    Упрощение налоговой системы и снижение налоговой нагрузки являются основными направлениями налоговой политики Республики Беларусь на современном этапе. В течение последнего времени был реализован масштабный комплекс мер в данном направлении.

    Принципиально важным является то, что упрощение  налоговой системы не является разовым шагом, а эта работа носит планомерный характер. Соответствующие мероприятия в данном направлении последовательно прорабатываются в рамках созданной Правительством Республики Беларусь межведомственной рабочей группы для подготовки предложений по упрощению налоговой системы и реализуются в налоговом законодательстве.

    Работа  по упрощению налоговой системы  проводится комплексно и включает в  себя следующие мероприятия [5].

    1. Сокращение количества  применяемых налогов,  сборов (пошлин).

    За  период 2006-2009 г. отменено 17 налоговых платежей, 34 самостоятельных сбора и платы включено в состав государственной пошлины.

    С 1 января 2009 года в налоговом законодательстве был реализован ряд мероприятий  по дальнейшему снижению налоговой  нагрузки на экономику и упрощению налогообложения. В их числе:

    • уменьшение ставки сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки с 2 до 1 процента выручки;
    • установление единых ставок местного налога с продаж и местного налога на услуги в размере 5 процентов;
    • уменьшение с 5 до 3 процентов ставки налога на приобретение автомобильных транспортных средств;
    • исключение из объекта обложения налогом на недвижимость активной части основных производственных фондов. Налогообложению в настоящее время подлежат только здания и сооружения, в том числе не завершенные строительством.

    С 1 января 2009 года в отношении доходов  физических лиц установлена единая ставка подоходного налога в размере 12 процентов вместо существовавшей ранее прогрессивной шкалы ставок от 9 до 30 процентов. Для индивидуальных предпринимателей установлена единая ставка подоходного налога в размере 15 процентов. Одновременно был увеличен размер стандартного налогового вычета до 250 тыс. руб. в месяц в отношении доходов, не превышающих 1,5 млн. руб. в месяц.

    Установление  единой ставки подоходного налога с  увеличением размера налогового вычета обеспечило существенное упрощение  налогообложения и снижение налоговой  нагрузки на граждан.

    В общую систему налогообложения налогом на прибыль включены доходы юридических лиц от реализации (погашения) ценных бумаг. 

    В настоящее время в состав налоговой  системы республики входит 30 платежей, имеющих налоговый характер. Однако в рамках обычной деятельности типичное предприятие на регулярной основе исчисляет и уплачивает только налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, налог на недвижимость, экологический и земельный налоги.

    2. Повышение привлекательности  упрощенных систем  налогообложения.

    В 2008-2009 годах реализован комплекс мероприятий, позволяющих предприятиям и предпринимателям, размер годовой выручки у которых не превышает 3,5 млрд. рублей, применять упрощенную систему налогообложения, суть которой заключается в возможности платить один налог по ставке 8 процентов от валовой выручки (5 процентов - для предприятий, расположенных в сельских населенных пунктах и малых городах). В рамках упрощенной системы налогообложения действует также упрощенный порядок ведения бухгалтерского учета и статистической отчетности.

    Упрощенный порядок налогообложения применяется также при реализации индивидуальными предпринимателями товаров, работ (услуг) за наличный расчет физическим лицам, при осуществлении деятельности в сфере агроэкотуризма, ремесленной деятельности.

    Обеспечено  дальнейшее упрощение порядка взимания экологического налога:

    • из состава объектов обложения налогом исключены объемы размещенных товаров, помещенных под таможенный режим уничтожения и утративших свои потребительские свойства, а также отходов, образующихся в результате уничтожения товаров, помещенных под этот режим;
    • введено обложение налогом объемов производимых и (или) импортируемых товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений, что позволило исключить требование об уплате экологического налога за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух при нанесении покрытий во время проведения строительных и ремонтных работ с использованием лакокрасочных материалов;
    • отменен налог с объемов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источников выбросов, для которых не устанавливаются нормативы предельно допустимых выбросов, объемов захоронения отходов производства 50 и менее тонн в год.

    3. Завершение кодификации  налогового законодательства  и введение в  действие Особенной части Налогового кодекса.

    С 1 января 2010 года вступила в силу Особенная  часть Налогового кодекса, ставшая  единым налоговым законом, который  объединил в себе порядок применения всех республиканских и местных  налогов, сборов (пошлин), а также  особых режимов налогообложения. По каждому налоговому платежу в ней установлены все обязательные элементы налогообложения, такие как состав плательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, размеры налоговых ставок, перечни налоговых льгот, а также порядок исчисления налогов, сборов (пошлин), сроки их уплаты и предоставления налоговым органам налоговых деклараций (расчетов) о суммах, подлежащих уплате в бюджет.

    Ее  введение в действие позволяет повысить стабильность и прозрачность налогового законодательства, сократить количество документов по вопросам налогообложения, применяемых в Республике Беларусь, а также реализовать мероприятия по дальнейшему упрощению налоговой системы:

    4. Упрощение процедур  налогового контроля  и налогового администрирования.

    В этих целях плательщикам дана возможность предоставления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде, отменена обязанность подачи «пустых» деклараций (расчетов) при отсутствии объектов налогообложения, значительно сокращено количество случаев представления в налоговые органы сведений и документов. Такие сведения и документы налоговые органы напрямую получают от уполномоченных органов и организаций по принципу «одного окна».

    В январе-апреле 2010 года проведение налоговой  политики в Республике Беларусь осуществлялось в рамках реализации изменений, принятых в налоговом законодательстве на 2010 год.

    С принятием Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь с 1 января 2010 года отменены сбор в республиканский  фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, местный налог с продаж товаров в розничной торговле, налог на приобретение автотранспортных средств и местный сбор с пользователей за парковку (стоянку) транспортных средств в специально оборудованных местах.

    В целях компенсации выпадающих доходов  бюджета в связи с реализацией  указанных мероприятий по упрощению  налоговой системы Республики Беларусь с 1 января 2010 года повышена ставка НДС  с 18 до 20 процентов.

Информация о работе Организация и функционирование фискальной политики в Республике Беларусь