Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2011 в 22:19, курсовая работа
Предмет исследования – организация и функционирование фискальной политики в Республике Беларусь
Цель работы - анализ осуществления фискальной политики в Республике Беларусь и выявление основных направлений реформирования ее составляющих: бюджетной и налоговой политики.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА 5
1.1 КРАТКОСРОЧНЫЕ И ДОЛГОСРОЧНЫЕ ЦЕЛИ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ 6
1.2 СТИМУЛИРУЮЩАЯ И СДЕРЖИВАЮЩАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 6
2 ДИСКРЕЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА 11
2.1 ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ. МУЛЬТИПЛИКАТОР ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК 11
2.2 СОЦИАЛЬНЫЕ ВЫПЛАТЫ (ТРАНСФЕРТЫ), ИХ ВЛИЯНИЕ НА СОВОКУПНЫЙ ВЫПУСК 14
2.3 НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ. НАЛОГОВЫЙ МУЛЬТИПЛИКАТОР 16
3 НЕДИСКРИЦИОННАЯ ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: «ВСТРОЕННЫЕ СТАБИЛИЗАТОРЫ» 17
4 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 44
Наряду с перечисленными мерами по снижению налоговой нагрузки с 1 января 2010 года в рамках принятия Особенной части Налогового кодекса обеспечена реализация мероприятий по дальнейшему упрощению налоговой системы Республики Беларусь и совершенствованию практических условий применения конкретных налогов и сборов.
В целях обеспечения введения с 1 января 2010 года в действие Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь и приведения в соответствие с данным документом решений Президента Республики Беларусь по налоговым вопросам 9 марта 2010 года принят Указ Президента Республики Беларусь № 143 «Об отдельных вопросах налогообложения».
Для приведения иных актов законодательства Республики Беларусь в соответствие с Налоговым кодексом Республики Беларусь Министерством финансов в марте-апреле 2010 года разработаны:
Подводя итоги развития налоговой системы Республики Беларусь, можно с уверенностью сказать, что на нынешнем отрезке она приобрела такие важные черты, как устойчивость и стабильность функционирования, выраженная направленность на стимулирование воспроизводственных процессов. Свидетельством реализации поэтапного совершенствования налоговой системы являются ежегодно принимаемые законы о бюджете и другие законодательные акты Республики Беларусь по вопросам налогообложения, которыми предусматривается снижение ставок налогообложения и отмена отдельных налогов и сборов. Проводимая государством налоговая политика способствует созданию условий для формирования благоприятного инвестиционного климата, для стимулирования экономического роста, упрощения системы и оптимизации налоговой нагрузки, а также обеспечения финансовыми ресурсами приоритетных направлений государственных расходов [4]..
Фискальная политика – это система регулирования экономики посредством формирования величины и структуры государственных расходов и налоговых платежей. Ее методы различаются в зависимости от того, какая цель признается главной: стабилизация в краткосрочном периоде или достижение макроэкономического равновесия в долгосрочном периоде. В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, выделяют стимулирующую бюджетно-налоговую политику, которая предполагает увеличение государственных расходов, снижение налогов или комбинирование этих мер для преодоления циклического спада экономики, и сдерживающую бюджетно-налоговую политику, предполагающую снижение государственных расходов, увеличение налогов или комбинирование этих мер с целью ограничения циклического подъема экономики.
Дискреционная фискальная политика – целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо госбюджета в результате решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства и темпов инфляции. Государство может оказывать на экономику прямое воздействие через изменение величины государственных закупок и косвенное – через изменение величины налогов и трансфертов (в том числе субсидий), поскольку они воздействуют на экономику опосредовано – через изменение величины потребительских и инвестиционных расходов. Государственные расходы делятся на государственные закупки и трансфертные расходы, отличие между которыми состоит в том, что государственные закупки изменяют величину национального дохода, а трансфертные платежи лишь означают его перераспределение.
Фискальная
политика, предполагающая автоматическое
изменение величин
Основной целью фискальной политики Республики Беларусь является обеспечение финансовой и социальной стабильности. Эта политика должна быть направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня населения.
Проведенный в рамках данной курсовой работы анализ фискальной политики Республики Беларусь позволил сделать следующие выводы:
Таким образом, в данной курсовой работе:
Основной целью фискальной политики является обеспечение финансовой и социальной стабильности. Эта политика должна быть направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня населения.
Для
укрепления бюджетно-налоговой политики
потребуется более тесная увязка
с макроэкономическими
Налоговая политика должна быть направлена на дальнейшее совершенствование налогового законодательства в целях снижения налоговой нагрузки, улучшения налогового администрирования и повышения рациональности, справедливости и стабильности налоговой системы.
Повышение справедливости и нейтральности налоговой системы требует, прежде всего, ликвидации многочисленных налоговых льгот, отмены имеющих негативное влияние на экономику оборотных налогов и сборов, исчисляемых от выручки от реализации товаров и услуг, урегулирования значительного объема задолженности предприятий по налоговым платежам и совершенствования процедур уплаты налогов, сборов (пошлин). В связи с этим необходимо:
Упрощение налоговой системы должно осуществляться, прежде всего, на основе сокращения числа налогов, сборов (пошлин), унификации налоговых баз и упрощения их исчисления по отдельным налогам, законодательного определения единого для всей республики порядка исчисления и уплаты местных налогов и сборов.
Имущественные налоги (прежде всего, земельный налог и налог на недвижимость) наряду с подоходным налогом с физических лиц и экологическими платежами должны стать основой формирования доходной части местных бюджетов.
Необходима дальнейшая унификация налогового и таможенного законодательства Республики Беларусь в рамках интеграционного процесса с Российской Федерацией, согласование основных подходов налогового и таможенного регулирования и их гармонизация в соответствии с обязательствами Республики Беларусь по членству в интеграционных объединениях.
Реформирование налоговой системы, кроме совершенствования законодательства, должно также включать установление жесткого оперативного контроля за соблюдением действующих законов и усиление мер, направленных на пресечение противозаконной деятельности и теневых экономических операций, не подпадающих под налогообложение.
При сохранении высокого уровня социальных расходов бюджетная политика должна быть направлена на оптимизацию государственных обязательств, повышение эффективности и результативности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и процедур их финансирования.
Государство должно концентрировать ресурсы на выполнении своих базовых функций, обеспечить устойчивость бюджетной системы, а также прозрачность процедур планирования, исполнения и оценки результатов бюджетных расходов.
Необходимо
обеспечить создание условий для
полного и устойчивого
Для создания эффективной системы управления государственными финансами требуется:
Главной задачей по повышению эффективности использования бюджетных средств остается постепенный переход к программно-целевым методам бюджетного планирования, обеспечивающим прямую взаимосвязь выделяемых бюджетных ресурсов с достижением конкретных результатов деятельности государственных органов и бюджетных организаций.
Переход на программно-целевые методы бюджетного планирования должен сопровождаться инвентаризацией бюджетных расходов и обязательств, включая принятые целевые программы, с последующей оценкой целесообразности их сохранения и вариантов их реструктуризации. Необходимо сформировать реестр расходных обязательств бюджетов всех уровней в целях сопоставления расходных обязательств с их ресурсными возможностями. Результаты инвентаризации и оценки эффективности расходов должны учитываться при формировании бюджетов на очередной финансовый год и постоянно обновляться.
Упорядочение государствен
Совершенствование бюджетного процесса должно быть связано с реформированием всех его ключевых элементов, включая стадию прогнозирования макроэкономических показателей, формирования бюджетов всех уровней, исполнения бюджетов, учета и контроля.
Снижение налогового бремени будет осуществляться в увязке с перераспределением доходных и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы, реформой межбюджетных отношений.
Основными целями реформирования межбюджетных отношений на являются:
Информация о работе Организация и функционирование фискальной политики в Республике Беларусь