Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 17:44, реферат
Цель данной работы - произвести характеристику малого и среднего бизнеса в России, выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. История развития, понятие и сущность малого бизнеса в России...…..4
1.1. История развития малого и среднего бизнеса в России...……………….4
1.2. Понятие и сущность малого бизнеса в России……..……………………7
Глава 2. Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса
в России.……………………………..……………………………………………..12
Глава 3. Основные направления государственной поддержки развития малого бизнеса в Российской Федерации ………………………………………………..19
Заключение………………………………………………………………………...24
Список литературы………………………………………………………………..27
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Пензенский государственный
Факультет Машиностроения транспорта и энергетики
Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика»
Реферат
По теме: «Организация малого и среднего бизнеса в России»
Пенза 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. История развития, понятие и сущность малого бизнеса в России...…..4
Глава 2. Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса
в России.……………………………..…………………………
Глава 3. Основные направления государственной поддержки развития малого бизнеса в Российской Федерации ………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
В настоящее время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ и развитие рыночных отношений определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации. Развитие малого бизнеса в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую жизнь, и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом. В виду того, что развитие малого и среднего бизнеса является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере, я считаю данную тему наиболее актуальной в современной жизни нашей страны.
Цель данной работы - произвести характеристику малого и среднего бизнеса в России, выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях.
Российский малый бизнес является сектором экономики в буквальном смысле порожденным реформами. В течение нескольких десятилетий в России господствовала командная плановая экономика. В этих условиях управление национальным хозяйством велось на основе централизованного планирования. Планы носили директивный характер и являлись обязательными к выполнению. Руководители предприятий были ограничены в выборе экономических решений, в результате чего отсутствовала материальная заинтересованность в конечных результатах своего труда. Система управления экономикой страны по существу представляла собой аналог системы управления вертикально интегрированной корпорации. Принципиальная схема управления предприятиями в условиях централизованного управления экономикой представлена на рисунке 1 (прил. 1). Отсутствие самостоятельности в решении вопросов, определяющих деятельность предприятий, ограничивало возможности его интенсивного развития, сковывало инициативу работников всех уровней. В данной ситуации производители не имели возможности выбирать поставщиков сырья, оборудования, а также самостоятельно осуществлять сбыт продукции. Данные факторы только сдерживали рост качества продукции, производительности труда и введение инноваций. В свою очередь, потребитель был ограничен в выборе предлагаемых продуктов. Все это приводило к отсутствию конкуренции, которая вынуждала бы всех участников экономического процесса действовать эффективно и ответственно.
Централизованное
управление экономикой имело своей
целью обеспечение
К 80-м
годам двадцатого столетия экономика
России оказалась в кризисной
ситуации, что требовало проведение
ряд реформ, которые ознаменовали
переход от командной плановой экономики
к рыночной экономике. Так в середине
80-х годов партийные и
В конце
80-х годах происходит зарождение
и деятельность центров научно-технического
творчества, временных творческих коллективов
при общественных организациях, распространение
бригадных подрядов, формирование эмоционально-психологических
основ предпринимательской
К началу 90-х сфера деятельности малого бизнеса расширяется, количество людей, принимающих в нём участие, увеличивается; предпринимательство приобретает характер активного многочисленного движения. Создаются кооперативы. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего рынка потребительскими товарами. В данном периоде происходит накопление и перераспределение капиталов, обретаются начальные знания, навыки работы малого предприятия. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации, которая создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.
В 1991 - 1992
гг. произошли коренные изменения
в отношении государства к
развитию предпринимательства. Были приняты
многие законы, открывшие широкие
возможности для масштабного
развития предпринимательства. На данном
этапе благодаря либерально-
Период
1993 - 1994 гг. знаменуется широкомасштабной
приватизацией и развитием всех
видов предпринимательства, появлением
множества собственников и
К 1995 году порядка 65% всех российских частных предприятий стали малыми. В это период создается нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую деятельность в малых формах. Сформировывается сеть сервисных организаций, предоставляющих малым предприятиям образовательные, информационные, консультационные и финансовые услуги.
С 1997 года
совокупный прирост числа малых
предприятий примерно составил 0,1-2,5%,
что свидетельствует о
Таким образом, если подвести итог и рассмотреть послеперестроечный период развития малого бизнеса в нашей стране, то можно выделить три периода:
1. период
интенсивного становления
2. период
насыщения и структурного
3. период цивилизованной модернизации (с 1998г. по настоящее время).
1.2. Понятие и сущность малого бизнеса в России
Понятие малого бизнеса неразрывно связано с размером действующих хозяйственных субъектов, т.е. малых предприятий.
В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, является: численность персонала, размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода).
Малый бизнес
– это базовая составляющая рыночного
хозяйства, которая является наиболее
совершенной формой производственно-экономических
отношений, при которых предприниматель,
работая в условиях полной хозяйственной
самостоятельности и
Малые и
средние предприятия
По форме
собственности предприятия
В зависимости от целей деятельности выделяют коммерческие и некоммерческие предприятия. Коммерческие предприятия осуществляют предпринимательскую деятельность, и их основная цель – это получение прибыли.
По отраслевой принадлежности выделяют промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, строительные и другие предприятия.
По размерам предприятия группируются на крупные, средние и малые.
По характеру деятельности (стадиям жизненного цикла продукта) выделяют исследовательские, проектные, конструкторские, производственные, сбытовые и другие предприятия.
По структуре деятельности предприятия разделяют на специализированные, производящие ограниченную номенклатуру товаров и диверсифицированные, производящие широкую номенклатуру товаров и работающие на разных рынках.
По отношению к происхождению капитала различают национальные, иностранные и смешанные предприятия.
Главными
особенностями малого и среднего
бизнеса являются: деятельность в
хозяйственной сфере с целью
получения прибыли, экономическая
свобода, инновационный характер, реализация
товаров и услуг на рынке, гибкость.
А так же ограниченность его масштабов
вызывает особый, личностный характер
отношений между хозяином и работником,
что позволяет добиваться действительной
мотивации работы персонала и
более высокой степени его
удовлетворенности трудом. Относительно
небольшие рынки ресурсов и сбыта
не позволяют фирме оказывать
сколько-нибудь серьезное влияние
на цены и общий отраслевой объем
реализации товара. В малом бизнесе
присутствует персонифицированный
характер отношений между
За частую в малом бизнесе можно встретить семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность последних во всю деятельность предприятия.
Функциями малого предприятия, прежде всего, являются экономические, определяемые его ролью как, во-первых, работодателя; во-вторых – производителя продукции и услуг, в-третьих – катализатора научно-технического прогресса, в четвертых – налогоплательщика, в пятых – агента рыночных отношений.
Информация о работе Организация малого и среднего бизнеса в России