Организация малого и среднего бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 17:44, реферат

Описание

Цель данной работы - произвести характеристику малого и среднего бизнеса в России, выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. История развития, понятие и сущность малого бизнеса в России...…..4
1.1. История развития малого и среднего бизнеса в России...……………….4
1.2. Понятие и сущность малого бизнеса в России……..……………………7
Глава 2. Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса
в России.……………………………..……………………………………………..12
Глава 3. Основные направления государственной поддержки развития малого бизнеса в Российской Федерации ………………………………………………..19
Заключение………………………………………………………………………...24
Список литературы………………………………………………………………..27

Работа состоит из  1 файл

Организация малого и среднего бизнеса в России.docx

— 48.05 Кб (Скачать документ)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Пензенский государственный университет

Факультет Машиностроения транспорта и энергетики

Кафедра «Экономическая теория и мировая экономика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

По теме: «Организация малого и среднего бизнеса в России»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                Выполнил:

                                                                                                ст. гр. 07 МГ-1

                                                                                              Сметанин А.С.

 

                                                                                                Проверила:

                                                                                                к.э.н,

                                                                                                доцент Сафонова О.Н.

 

 

 

 

Пенза 2010

 

Содержание

 

 

 

Введение…………………………………………………………………………….3

 

Глава 1. История развития, понятие  и сущность малого бизнеса в России...…..4

 

    1. История развития малого и среднего бизнеса в России...……………….4

 

    1. Понятие и сущность малого бизнеса в России……..……………………7

 

Глава 2. Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса 

в России.……………………………..……………………………………………..12

 

Глава 3. Основные направления государственной поддержки развития малого бизнеса в Российской Федерации ………………………………………………..19

 

Заключение………………………………………………………………………...24

 

Список литературы………………………………………………………………..27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее  время в России полным ходом идет развитие рыночной экономики. Проведение реформ  и развитие рыночных отношений  определили необходимость формирования и развития новых форм хозяйствования, в частности, предприятия малого и среднего бизнеса. Что экономически выгодно, так как появление большого числа фирм приводит к появлению новых рабочих мест, малым предприятием легче управлять в условиях нестабильного курса национальной валюты, а также это приносит реальные деньги в федеральный бюджет и бюджет регионов Российской Федерации. Развитие малого бизнеса в первую очередь необходимо старым крупномасштабным предприятиям, так как они дают им новую жизнь, и в союзе с ними получают значительную выгоду, как для себя, так и для рыночной экономики в целом. В виду того, что развитие малого и среднего бизнеса является одним из условий перехода России к полноценным рыночным отношениям, устойчивому развитию экономики, а также обеспечению стабильности в социальной сфере, я считаю данную тему наиболее актуальной в современной жизни нашей страны.

Цель данной работы - произвести характеристику малого и среднего бизнеса  в России, выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. История развития, понятие  и сущность малого бизнеса в России

 

    1. История развития малого и среднего бизнеса в России

 

Российский  малый бизнес является сектором экономики  в буквальном смысле порожденным  реформами. В течение нескольких десятилетий в России господствовала командная плановая экономика. В  этих условиях управление национальным хозяйством велось на основе централизованного  планирования. Планы носили директивный  характер и являлись обязательными  к выполнению. Руководители предприятий  были ограничены в выборе экономических  решений, в результате чего отсутствовала  материальная заинтересованность в  конечных результатах своего труда. Система управления экономикой страны по существу представляла собой аналог системы управления вертикально  интегрированной корпорации. Принципиальная схема управления предприятиями  в условиях централизованного управления экономикой представлена на рисунке 1 (прил. 1). Отсутствие самостоятельности  в решении вопросов, определяющих деятельность предприятий, ограничивало возможности его интенсивного развития, сковывало инициативу работников всех уровней. В данной ситуации производители  не имели возможности выбирать поставщиков  сырья, оборудования, а также самостоятельно осуществлять сбыт продукции. Данные факторы  только сдерживали рост качества продукции, производительности труда и введение инноваций. В свою очередь, потребитель  был ограничен в выборе предлагаемых продуктов. Все это приводило  к отсутствию конкуренции, которая  вынуждала бы всех участников экономического процесса действовать эффективно и  ответственно.

Централизованное  управление экономикой имело своей  целью обеспечение прогрессивных  пропорций в развитии общественного  производства, сбалансированного развития отраслей и формирования единого  народного комплекса. Считалось, что  это обеспечит более эффективное распределение ресурсов между отраслями и предприятиями. На практике, однако, должной сбалансированности развития отраслей достичь не удалось, более того, оно происходило на фоне больших противоречий.[1]

К 80-м  годам двадцатого столетия экономика  России оказалась в кризисной  ситуации, что требовало проведение ряд реформ, которые ознаменовали переход от командной плановой экономики  к рыночной экономике. Так в середине 80-х годов партийные и хозяйственные  руководители высшего уровня приняли  решение о перестройке всей системы  общественно-экономических отношений. Перестройка проходила в рамках социалистического уклада и сопровождалась некоторой демократизацией управления и гласностью. В процессе перехода от одной экономической системы  к другой произошло зарождение новых  форм хозяйствования. В данном случае я говорю об первых формах малого бизнеса. Истоками рождения малого бизнеса являются законы бывшего СССР в    1986 году «Об индивидуальной трудовой деятельности»  и в 1988 году «О кооперации», а также  положение комиссии по совершенствованию  хозяйствования механизма при Совете министров СССР в 1988 году «Об организации  деятельности малых предприятий». Дальнейшее развитие малого бизнеса, основанного  на различных форм собственности  и их сочетании, пошло с принятия Постановления Совета Министров  СССР № 790 от 08.07.1990 года «О мерах по созданию и развитию малых предприятий».

В конце 80-х годах происходит зарождение и деятельность центров научно-технического творчества, временных творческих коллективов  при общественных организациях, распространение  бригадных подрядов, формирование эмоционально-психологических  основ предпринимательской деятельности на базе частной собственности.

К началу 90-х сфера деятельности малого бизнеса  расширяется, количество людей, принимающих  в нём участие, увеличивается; предпринимательство  приобретает характер активного  многочисленного движения. Создаются  кооперативы. Целью развития малого бизнеса является насыщение внутреннего  рынка потребительскими товарами. В  данном периоде происходит накопление и перераспределение капиталов, обретаются начальные знания, навыки работы малого предприятия. Началась подготовка к проведению так называемой малой приватизации, которая создавала необходимую базу для реального перехода к рыночным отношениям, повышения экономической эффективности российской экономики. Особую значимость в этот период имело развитие арендных отношений, которые можно рассматривать как российскую особенность малого предпринимательства.

В 1991 - 1992 гг. произошли коренные изменения  в отношении государства к  развитию предпринимательства. Были приняты  многие законы, открывшие широкие  возможности для масштабного  развития предпринимательства. На данном этапе благодаря либерально-демократическим  реформам малый бизнес развивался очень  динамично. «На начало реформ пришелся мощный рывок людей в частное  предпринимательство, прежде всего, в  его малых формах. За 1992 год было создано порядка 190 тыс. новых малых  предприятий, в 1,4 раза больше, чем за 1991 год». [2] Данный период охарактеризовался появлением среднего и крупного бизнеса в России.

Период 1993 - 1994 гг. знаменуется широкомасштабной приватизацией и развитием всех видов предпринимательства, появлением множества собственников и интенсивным  участием малого бизнеса в сфере  услуг, торговли, общественного питания, легкой промышленности, производящих товары массового потребления и  длительного пользования. Также  происходит деление предприятий  по критерию их размера в зависимости  от численности работающих, стоимости  основных и оборотных фондов, объема производства продукции и других показателей.

К 1995 году порядка 65% всех российских частных  предприятий стали малыми. В это  период создается нормативно-правовая база, регулирующая предпринимательскую  деятельность в малых формах. Сформировывается сеть сервисных организаций, предоставляющих  малым предприятиям образовательные, информационные, консультационные и финансовые услуги.

С 1997 года совокупный прирост числа малых  предприятий примерно составил 0,1-2,5%, что свидетельствует о поступательном, хотя и очень медленном развитии сектора малого бизнеса. Однако в 2001 году был отмечен спад в развитии малого бизнеса, который усугубился в 2002 году.  На 01 января 2003 года в стране насчитывалось всего 82,3 тысячи малых  предприятий, хотя при развитой рыночной системе их должно быть несколько  миллионов. Недостаточное развитие получили и индивидуальные предприятия (семейные и с применением наемного труда), а также крестьянские (фермерские) хозяйства и другие, хотя данные мелкие формы предпринимательской  деятельности весьма полезны и доходны.[3]. Но в 2003 году ситуация меняется в лучшую сторону и происходит значительный прирост количества малых предприятий, что продолжается до сих пор. Но, несмотря на колебания числа малых предприятий в стране, объем производимой ими продукции и услуг неуклонно растет, увеличивается и число рабочих мест.

Таким образом, если подвести итог и рассмотреть  послеперестроечный период развития малого бизнеса в нашей стране, то можно  выделить три периода:

1. период  интенсивного становления предпринимательства  (1990-1995гг.);

2. период  насыщения и структурного оформления (1996-1998 гг.);

3. период  цивилизованной модернизации (с  1998г. по настоящее время).

 

1.2. Понятие и сущность  малого бизнеса в России

 

Понятие малого бизнеса неразрывно связано  с размером действующих хозяйственных  субъектов, т.е. малых предприятий.

В ряде научных  работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу, является: численность персонала, размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода).

Малый бизнес – это базовая составляющая рыночного  хозяйства, которая является наиболее совершенной формой производственно-экономических  отношений, при которых предприниматель, работая в условиях полной хозяйственной  самостоятельности и имущественной  ответственности, становится подлинным хозяином. [2]

Малые и  средние предприятия различаются  по форме собственности, организационно-правовой форме, отраслевой и территориальной  принадлежности, по размерам, по характеру  деятельности, по структуре деятельности и отношению к происхождению  капитала.

По форме  собственности предприятия могут  быть частными, государственными, муниципальными и иными.

В зависимости  от целей деятельности выделяют коммерческие и некоммерческие предприятия. Коммерческие предприятия осуществляют предпринимательскую  деятельность, и их основная цель –  это получение прибыли.

По отраслевой принадлежности выделяют промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, строительные и другие предприятия.

По размерам предприятия группируются на крупные, средние и малые.

По характеру  деятельности (стадиям жизненного цикла  продукта) выделяют исследовательские, проектные, конструкторские, производственные, сбытовые и другие предприятия.

По структуре  деятельности предприятия разделяют  на специализированные, производящие ограниченную номенклатуру товаров  и диверсифицированные, производящие широкую номенклатуру товаров и работающие на разных рынках.

По отношению  к происхождению  капитала различают  национальные, иностранные и смешанные  предприятия.

Главными  особенностями малого и среднего бизнеса являются: деятельность в  хозяйственной сфере с целью  получения прибыли, экономическая  свобода, инновационный характер, реализация товаров и услуг  на рынке, гибкость. А так же ограниченность его масштабов  вызывает особый, личностный характер отношений между хозяином и работником, что позволяет добиваться действительной мотивации работы персонала и  более высокой степени его  удовлетворенности трудом. Относительно небольшие рынки ресурсов и сбыта  не позволяют фирме оказывать  сколько-нибудь серьезное влияние  на цены и общий отраслевой объем  реализации товара. В малом бизнесе  присутствует персонифицированный  характер отношений между предпринимателем и клиентами, т.е. малое предприятие  рассчитано на обслуживание сравнительно узкого круга потребителей. Малые  предприятия в основном полагаются на сравнительно небольшие кредиты  банков, собственные средства и  “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).   Также в малом бизнесе высока доля оборотного капитала по сравнению  с основным фондом. Если у крупных  предприятий это соотношение 80:20, то у малых оно составляет 20:80.

За  частую в малом бизнесе можно  встретить семейное ведение дела: оно наследуется родственниками хозяина, чем диктуется прямая вовлеченность  последних во всю деятельность предприятия.

  Функциями малого предприятия, прежде всего, являются экономические, определяемые его ролью как, во-первых, работодателя; во-вторых – производителя продукции и услуг, в-третьих – катализатора научно-технического прогресса, в четвертых – налогоплательщика, в пятых – агента рыночных отношений.

Информация о работе Организация малого и среднего бизнеса в России