Организация малого и среднего бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 17:44, реферат

Описание

Цель данной работы - произвести характеристику малого и среднего бизнеса в России, выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. История развития, понятие и сущность малого бизнеса в России...…..4
1.1. История развития малого и среднего бизнеса в России...……………….4
1.2. Понятие и сущность малого бизнеса в России……..……………………7
Глава 2. Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса
в России.……………………………..……………………………………………..12
Глава 3. Основные направления государственной поддержки развития малого бизнеса в Российской Федерации ………………………………………………..19
Заключение………………………………………………………………………...24
Список литературы………………………………………………………………..27

Работа состоит из  1 файл

Организация малого и среднего бизнеса в России.docx

— 48.05 Кб (Скачать документ)

К сожалению, в России система развития и поддержки  малого предпринимательства осуществляется в условиях заметного ослабления государственного воздействия на данные процессы. Деятельность многочисленных государственных и полугосударственных  структур поддержки малого предпринимательства  сводится в ряде случаев к самообеспечению, фиксированию проблем и препятствий, возникающих перед предпринимателями, а реальная помощь носит единичный  характер. /4/

Однако  отметим, ряд функций государства, благодаря которым должна осуществляться государственная поддержка малого предпринимательства. Во-первых, государство  выступает как властная структура, устанавливающая рамочные условия  функционирования субъектов рынка, т.е. разработка и контроль за соблюдением  нормативно-правовых актов. Во-вторых, государство является собственником  имущества, что служит основанием для  распоряжения и непосредственного  управления государственным имуществом. И в-третьих, государство является своеобразным инструментом экономического регулирования и стимулирования рыночных процессов. Таким образом, исходя из этих функций, в ряде документов есть отражение государственной  поддержки малого и среднего бизнеса  по следующим направлениям:

  • создание институциональных основ;
  • управленческая научно-методическая поддержка;
  • правовое обеспечение и защита предпринимательства, отраженные в законодательствах о предприятиях, антимонопольном, налоговом, внешнеторговом, отраслевом законодательствах, хозяйственном, коммерческом кодексах, в системе специальных законов о статусе и льготах для мелких и средних предприятий, инновационных предприятий;
  • финансово-кредитная поддержка;
  • налоговая политика;
  • антимонопольная политика.

Рассмотрим  лишь некоторые формы государственной  поддержки на развитие малого и среднего бизнеса.

Динамичное  развитие малого предпринимательства  и его эффективное участие  в решении социально-экономических  проблем на федеральном, региональном и муниципальном уровнях во многом зависят от наличия необходимых институциональных основ. [4]

Одну  из прогрессивных и действенных  форм поддержки  малого бизнеса представляет бизнес-инкубирование. Главное назначение бизнес-инкубатора в том, чтобы создать  наиболее благоприятные условия  для «выращивания» малых предприятий  путем предоставления различных  видов услуг (консалтинговых, арендных обучения, кредитования) на льготных условиях. Эффективность бизнес-инкубатора обеспечивается за счет комплексного сопровождения  малых предприятий на всем протяжении реализации их проектов: от обучения и  составления бизнес-планов до выпуска  готовой продукции.

Важным  инструментом государственной поддержки  малым предприятиям в большинстве  промышленно развитых стран является система государственных заказов. Данная форма отношений позволяет  обеспечить малому бизнесу гарантированный  рынок сбыта, ускорить процесс накопления капитала, расширить производственные мощности, укрепить конкурентоспособность, модернизировать оборудование и  многое другое.

Финансово-кредитная  поддержка малому бизнесу осуществляется путем реализации государственных  целевых программ, предоставление льготных и безвозмездных субсидий прежде всего на цели научно-технического развития. В предоставлении гарантий по займам предприятий малого бизнеса  у частных банковских структур для  переоснащения производства, его  расширения. Участие в деятельности и формировании ресурсов различных  кредитно-финансовых и инвестиционных организаций. Повышение кредитоспособных мелких предприятий с помощью  системы кредитования. Формирование системы банковских услуг, ориентированных  на малых предпринимателей.

Государственная поддержка малому и среднему бизнесу  в налоговой политике проявляется  через льготную систему налогообложения  и систему ускоренной амортизации  основных средств.

Антимонопольная политика включает в себя, во-первых, меры по обеспечению справедливых равноправных условий подрядных отношений  и сделок по государственным займам, а также между крупными и небольшими предприятиями; во-вторых меры по предупреждению задержек платежей со стороны крупных  фирм небольшим подрядным предприятиям; в-третьих меры по предотвращению банкротств мелких компаний, а также гибкую таможенную политику.

К сожалению, в России сложилась парадоксальная ситуация, когда происходит постоянный рост количества разнообразных структур поддержки малого и среднего бизнеса, формируются все новые общественные движения – союзы, ассоциации, объединения, а бюджетная поддержка малого предпринимательства постоянно  сокращается. Опыт развития малого предпринимательства  показал, что недостаточная эффективность  различных форм государственной  поддержки в России во многом вызвана  слабой подготовленностью данного  сектора экономики к ее восприятию. В перспективе государство, в  принципе как любой кредитор, должно четко представлять и уменьшать  свои риски, для чего следует упорядочить, координировать, контролировать финансовые средства, направляемые на малый бизнес через различные структуры.

Государственный контроль за деятельностью малых  предприятий заключается, прежде всего, в соблюдении норм, установленных  различными федеральными и региональными  органами власти для процессов производства и реализации продукции и услуг. При этом конкретизация объекта  контроля и прав, которыми наделяются те или иные органы при осуществлении  ими контрольных функций, фиксируются  нормативно-законодательными и правовыми  актами. 

Первым  важным шагом к формированию последовательной государственной поддержки и  развитию малого и среднего бизнеса  стали разработка и принятие в  декабре 2001 года Государственным советом  Российской Федерации Концепции  государственной политики поддержки  и развития малого предпринимательства  в РФ. Данный документ декларирует  отношение власти к малому бизнесу  и должен быть базой формирования основных направлений совершенствования  государственной политики в этом важном секторе экономики, как малый  бизнес.

Из всего  сказанного, очевидно, что от уровня развития не только крупного, но и малого и среднего бизнеса, результата партнерских  отношений между государством и  бизнесом, от учета в полной мере интересов обеих сторон в значительной степени зависит экономический  и политический прогресс России. Именно поэтому процесс взаимодействия государственных структур и предпринимательства  не может носит спонтанный характер. Он должен быть хорошо управляемым  и организованным. У всех участников этого процесса должны быть единые цели и намерения. Для стабильного  развития малого предпринимательства  все стороны обязаны прилагать  постоянно возрастающие усилия, действовать  заодно на принципах открытости, честности, откровенности и справедливости.

 

Заключение

 

На основании вышеизложенного, хотелось бы подвести некоторые итоги. В процессе рассмотрения развития малого и среднего бизнеса в России, было выяснено следующее. Малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию  и кооперацию, без которых немыслима  его высокая эффективность. Он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и  сравнительно быстро окупаться. А также  создавать атмосферу конкуренции  и ту среду предпринимательства, без которой рыночная экономика  невозможна.

Мелкие  и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских  и научно-производственных разработках. Не малый успех малого бизнеса  в этой области объясняется следующими причинами. Углубление специализации  в научных разработках привело  к тому, что во многих случаях  небольшие фирмы идут по более  простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы охотнее берутся за освоение оригинальных нововведений. Малые предприятия  стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Что, прежде всего, приводит к расширению рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует  процесс производства с целью  наиболее быстрого удовлетворения спроса, мотивируемого разработками, проводимыми  фирмами малого и среднего предпринимательства.

Важность  малых предприятий еще и в  том, что ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены  постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы  существовать надо получать средства к существованию, а значит быть лучше  других не только в количестве производимой продукции, но и в ее качестве, чтобы  прибыль доставалась именно им.

Мелкие  и средние предприятия в свою очередь являются опорой для крупных  компаний, так как массовый выпуск промышленных изделий длительного  потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров и т. п.) вызывает потребность  в соответствующих промышленных услугах по ремонту и обслуживанию. Ведь из-за своей громоздкости крупные  монополисты вынуждены затрачивать  много усилий в этом направлении  или создавать разветвленную  сеть мелких филиалов, что само по себе тоже достаточно дорогостоящее занятие, служащее в основном для поддержания  престижа крупной фирмы.

Малые фирмы  с меньшими затратами удовлетворяют  потребности в дефицитных видах  товаров и услуг на основе разработки местных источников и обеспечивает при этом большую занятость. Создавая новые рабочие места, происходит снижение уровня безработицы и социальной напряженности в стране.

Развитие  малого предпринимательства способствует постепенному созданию широкого слоя мелких собственников, так называемого  среднего класса, самостоятельно обеспечивающих собственное благосостояние и достойный  уровень жизни, являющихся основой  социально-экономических реформ, гарантом политической стабильности и демократического развития общества. Однако, занятие  малым бизнесом является не только источником средств к существованию, но и способом раскрытия внутреннего потенциала личности.

Таким образом, малое предпринимательство ведет к оздоровлению экономики в целом и, следовательно, лучший выход для России – это создание такой политики государства, которая была бы направлена на расширение и развитие предприятий малого предпринимательства в нашей стране.

Однако, перспективность сектора малого и среднего бизнеса в современной  экономике, не следует рассматривать  лишь как очередную компанию в  системе антикризисной политики правительства РФ. Именно малые предприятия, особенно в случае удовлетворительной разработки новой государственной политики в области малого предпринимательства, могут стать основой рыночных структур во многих отраслях, обеспечивая перелив инвестиций в сферы наиболее эффективного приложения ресурсов и тем самым соединить процессы структурной политики и формирование всероссийского рынка.

Хотя у предприятий, как и  у государства до сих пор остаются открытыми большое количество проблем, и до сих пор  сохраняется довольно сложное экономическое положение, все же продолжается реформирование экономики, что  способствует освоению  новой модели общественно-экономического развития, имеющей рыночную ориентацию. В современной политике государства  все более акцентируется внимание в сторону доминирования частного сектора, либерализации практически  всех отраслей экономики и активизации  рыночных регуляторов, локализации  очагов кризиса, ориентации на платежеспособный спрос, то есть создание благоприятных  условий для скорого подъема  промышленности.

 

Список литературы

 

  1. Маклярский Б.М, Экономика России. Учебное пособие / Маклярский Б.М. – М.: Международные отношения, 2001, 304 с.
  2. Никитина М.И. Становление малого бизнеса в России // Инновации,    № 9, 2006, с. 63 – 67
  3. Архипов А.И,  Большаков. А.К,  Экономика / Архипов А.И. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006, 840 с.
  4. Зельднер А.Г, Ваславская И.Ю., Южелевский В.К. Государство и экономика: Факторы роста / Зельднер А.Г, Ваславская И.Ю ,  Южелевский В.К. – М.: Наука, 2003, 214 с.
  5. Калугина З.И. Большие проблемы малого бизнеса Сибири // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства, № 2, 2006, с. 105 – 127
  6. Бутова Т.В, Ерхов М.В. Власть и бизнес в современном обществе / Бутова Т.В,  Ерхов М.В. – М.: Маросейка, 2007, 192 с.
  7. Грязнова А.Г, Думная Н.Н. Макроэкономика: теория и российская практика. – М.: КноРус, 2006, 678 с.
  8. Лысаковская Е.В. Проблемы и перспективы государственной поддержки малого и среднего бизнеса // Право и образование, № 5, 2006, с. 261 - 266
  9. Антилов А.И. Проблемы малого предпринимательства в национальной экономике // Актуальные проблемы современной науки, № 6, 2006, с. 14 - 22
  10. Малис Н.Н. Малый бизнес имеет налоговый потенциал // Финансы, № 7, 2006, с. 30 - 33



Информация о работе Организация малого и среднего бизнеса в России