Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 17:44, реферат
Цель данной работы - произвести характеристику малого и среднего бизнеса в России, выделить специфические особенности и обозначить основные и наиболее острые проблемы, стоящие перед малым и средним бизнесом в современных рыночных отношениях.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. История развития, понятие и сущность малого бизнеса в России...…..4
1.1. История развития малого и среднего бизнеса в России...……………….4
1.2. Понятие и сущность малого бизнеса в России……..……………………7
Глава 2. Современные проблемы развития малого и среднего бизнеса
в России.……………………………..……………………………………………..12
Глава 3. Основные направления государственной поддержки развития малого бизнеса в Российской Федерации ………………………………………………..19
Заключение………………………………………………………………………...24
Список литературы………………………………………………………………..27
Не менее значимой функцией, на мой взгляд, является социальная. Так через малые формы предпринимательской деятельности многие люди раскрывают и реализуют свой творческий потенциал. В основном здесь используется труд социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров, беженцев и т.д.), которые не могут найти себе применение на крупных предприятиях. Малые предприятия являются главным местом производственного обучения и своеобразным “полигоном” для обкатки молодых кадров.
Сфера деятельности
малого и среднего бизнеса весьма
обширна. Основными сферами деятельности
малых предприятий являются торговля
и общественное питание, сельское хозяйство,
промышленность и строительство. Однако
следует отметить, что самым распространенным
видом является торговля и посредническая
деятельность (более 70%). Производственной
деятельностью занимается примерно
каждый десятый предприниматель, примерно
столько же предоставляют населению
транспортные, строительные и бытовые
услуги, занимаются переработкой сельскохозяйственной
продукцией. На рынке информационных,
медицинских и риэлтерских
Основными
потребителями продукции и
Важная роль малого и среднего бизнеса заключается в том, что он обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды крупных предприятий, а так же выпускает специальные товары и услуги.
В существующих
условиях рыночных отношений в России
малый и средний бизнес являются
одним из наиболее перспективных
форм хозяйствования. Однако, малые
и средние предприятия не занимают
того места, которое им отводится
в экономически развитых странах, где
число таких предприятий
Глава 2. Современные проблемы
развития малого и среднего бизнеса
в России
На деятельность малых и средних предприятий в России оказывают влияние сразу несколько факторов. Их можно разделить на две группы: факторы внутренней среды, обусловленные особенностями предприятия, и факторы внешней среды.
В данной работе хотелось бы акцентировать внимание на внешние факторы воздействия на малый и средний бизнес, так как рассматриваем проблемы предприятий с макроэкономической точки зрения. Но и без понятия внутренних факторов не обойтись.
Под внутренней средой предприятия понимается совокупность всех внутренних факторов, которые определяют процессы его жизнедеятельности. Многочисленные исследования подтверждают зависимость внутренней среды от внешних условий.
Внешняя
среда подразумевает собой
Внешняя среда для предприятий имеет важное значение:
Факторы внешней среды разделяются на две группы. Первая – это создающие угрозы, риски для деятельности предприятия; вторая – формирующие условия, возможности для их развития. Определяя стратегию развития предприятия, руководители стремятся выбирать такой образ действий, который позволит максимально использовать открывающиеся возможности и устранить риски.
Одной из
самых существенных черт предпринимательства
является его рисковый характер. Таким
образом, граждане, решившие создать
и осуществлять собственное дело,
помнят, что они рискуют, так как
действуют в условиях неопределенности.
Кроме того, предпринимательству
осуществляемому в малых
Малые предприятия,
как субъект управления в рыночной
экономике, характеризуются, прежде всего,
как неустойчивая предпринимательская
единица, наиболее зависимая от колебаний
рынка. А это значит, что непредвиденные
неблагоприятные изменения
Кроме негативных изменений внешней среды на возрастание неопределенности и степени рисков в деятельности малых предприятий влияет и внутренняя среда предприятия, во многом зависящая от размера малого предприятия. Внутренняя среда малого бизнеса, как и внешняя, имеет ряд отличий, например:
В настоящее
время, по оценкам самих
Серьезным сдерживающим фактором является низкий платежеспособный спрос населения, которое является основным потребителем продукции услуг малого бизнеса. Как отмечают специалисты, главная черта современной пирамиды в России – формирование и хроническое воспроизводство масштабной бедности, которая на протяжении десятилетия охватывает более 30% населения страны. Среди них более 10% в обозримой перспективе не имеют шансов изменить свое материальное и общественное положение./5/
Согласно многим исследованиям, предприниматели, особенно мелкие, единодушно жалуются на тотальный и повседневный грабеж со стороны государственных чиновников. Государственные службы буквально терроризируют их требованиями мелочной отчетности, частыми инспекциями и штрафами.
Потеря административного
управления, экономический хаос и
законодательная неразбериха
Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но тем не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.
Высокие налоги, всевозрастающая
арендная плата за помещение и
оборудование, отсутствие фондового
рискового капитала - все это затрудняет
продолжение эффективной
На низком
уровне предприниматель также
Но главной причиной слабого
развития малых предприятий является
низкий уровень финансовой обеспеченности
большинства малых предприятий
вследствие трудностей с первоначальным
накоплением капитала, невозможность
получения кредитов на приемлемых условиях,
неэффективность налоговой
Среди наиболее актуальных проблем, от итогов решения которых, во многом, зависит дальнейшее развитие малого бизнеса в нашей стране, являются проблемы в налогообложении. Хотя данные проблемы решаются путем неоднократного пересмотра и внесения изменений в Налоговый кодекс РФ в части налогообложения субъектов малого бизнеса. В частности, 31 декабря 2001 г. Президент РФ подписал Федеральный закон РФ №198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс РФ и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах». Данным законом внесены существенные изменения, касающиеся налогообложения субъектов малого бизнеса, в частности, с 1 января 2002 г. индивидуальные предприниматели и организации, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, становятся плательщиками единого социального налога (ЕСН). К сожалению, это лишь «малая капля» в облегчении жизненного пути малого предпринимательства.
Существует
и ряд других проблем, которые
неблагоприятно влияют на развитие малого
предпринимательства, такие, например,
как: несовершенство нормативно-правовой
базы; трудности при решении
Еще одной из не менее
важной проблемы является низкая квалификация
самих предпринимателей и наемных
работников. Некомпетентность управляющих
или недостаточная способность
персонала принимать решения
стала главной причиной разорения
малых фирм. Во многих странах с
рыночной экономикой разрабатываются
специальные программы
Специфическими проблемами в некоторых регионах РФ, в основном Сибири, являются высокая доля транспортной составляющей в расходах (62,4%), трудности сбыта продукции (20,6%), информационный голод (12,4%) и некомпетентность чиновников (3%).
Усилия
предпринимателей по преодолению указанных
проблем направлены в основном на
улучшение технологии, снижении затрат,
повышение профессионального
Удельные
издержки производства и обращения
у малых предприятий, как правило,
выше, чем у крупных предприятий:
им труднее получить кредит, наладить
рекламу; требуется затрачивать
относительно больше средств на обучение
и переподготовку кадров, изучение
рынка, получение необходимой
В России
по мере развития малого и среднего
бизнеса и укрепления рыночных отношений
возникли общественные организации
малого и среднего предпринимательства,
например, Союз предпринимателей России.
Существуют также федеральные и
местные фонды финансовой помощи,
основной задачей которых является
стимулирование развития приоритетных
производственных видов деятельности
малых предприятий. Ежегодно проводятся
различные экономические
В последние
годы широко исследуются вопросы
о наиболее эффективных и формах
и методах государственной
Механизм формирования и осуществления поддержки малого бизнеса может сложится только под влиянием тех задач, которое поставит перед собой государство.
Опыт
развитых стран показывает, что для
вовлечения предпринимательского потенциала
в развитие экономики требуется
содействие государства в создании
необходимых предпосылок для
нормального функционирования малого
и среднего бизнеса, в устранении
возникающих проблем и
Информация о работе Организация малого и среднего бизнеса в России