Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 20:17, курсовая работа
Цель данной работы – на основе изучения теоретического материала и практического опыта организации работы с пластиковыми картами разработать направления развития операций с пластиковыми карт в Сбербанк РФ.
Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и виды банковских карт;
- описать технологию работы с пластиковыми картами;
Введение………………………………………………………………..…5
1. Теоретические основы организации работы с пластиковыми картами в коммерческих банках…………………………………………….…7
1.1 Сущность и виды банковских карт…….............................................7
1.2 Основы организации работы коммерческих банков с пластиковыми картами………………………………….……………………..11
1.3 Законодательная основа операций с пластиковыми картами…....15
2. Анализ операций коммерческого банка с пластиковыми картами (на примере Сбербанка РФ)…………………………………………………….....17
2.1 Организационно-экономическая характеристика Сбербанка РФ……………………………………………………………………………….17
2.2 Анализ системы организации работы с пластиковыми картами в коммерческом банке……………………………………………………....…...24
2.3 Анализ доходности операций с пластиковыми картами…….…....26
3. Проблемы и перспективы развития рынка банковских пластиковых карт в России……………………………………………………………….......29
3.1 Особенности и проблемы развития рынка пластиковых карт в России……………………………………………………………………....…..39
3.2 Перспектива развития рынка пластиковых карт………………….33
Заключение……………………………………………………………....36
Список использованной литературы…………………………………..
Терминалы бывают двух видов:
1. Платежный терминал - специализированные микроЭВМ. Небольшой объем памяти не позволяет хранить большие списки стоп-листов карт и транзакций. Такие терминалы предназначены для обслуживания карт одного эмитента (новый эмитент - новый терминал), что создает определенные неудобства для работников предприятия торговли, не позволяет производить наличный расчет.
2. Кассовые регистраторы - создаются на базе персональных компьютеров. Позволяют принимать все виды платежей, иметь полные стоп-листы. Такие терминалы могут быть объединены в локальную сеть с системой учета, складирования и базой данных штрих кодов товаров магазина. Появление нового эмитента приводит к изменению программного обеспечения. В этом случае возможна полная автоматизация операции оплаты покупки: клиент вставляет карточку и набирает PIN-код, продавец с помощью специального устройства считывает штрих-код товара. Далее все операции производит электронная система расчетов: в базе данных отыскивается товар по штрих-коду и определяется его цена, проверяется возможность оплаты безналичным путем, и происходят расчеты.
Использование POS-терминалов позволяет автоматизировать операции по обслуживанию карточки и существенно уменьшить время обслуживания. Возможности и комплектация POS-терминалов варьируются в широких пределах, однако многие современные терминалы снабжены устройствами чтения как смарт-карт, так и карт с магнитной полосой, энергонезависимой памятью, портами для подключения PIN-клавиатуры (клавиатуры для набора PIN -кода), принтера, соединения с ПК или с электронным кассовым аппаратом.
Последнее поколение терминалов может прогнозировать уровень торговой деятельности, анализировать имеющиеся данные, осуществлять автоматическую проверку пластиковых карт, осуществлять операции, обусловленные потребностями самого магазина.
В случае установки на предприятиях торговли POS-терминалов авторизация происходит автоматически, что ускоряет зачисление денежных средств на счет продавца со счета покупателя, поскольку данная операция производится автоматически в момент покупки. Происходит сокращение бумажного документооборота. Увеличивается гарантия платежа и обеспечивается надежная защита от несанкционированного доступа к счету клиента.
Стоимость POS-терминалов
в зависимости от комплектации, возможностей,
фирмы-производителя может
Терминалы устанавливаются в крупных торговых центрах с большим ежедневным оборотом. При наличии электронного терминала центральный компьютер торгового центра напрямую соединен с центральным компьютером систем информационного обмена.
Банкомат многофункциональное устройство самообслуживания, предназначенное для обслуживания клиентов в отсутствие банковского персонала, главной функцией которого остается снятие наличных денег с карточного счета. В этой операции содержится некое внутреннее противоречие: ведь достоинство банковских карточек заключается в возможности не иметь дела с наличными. Хороший современный банкомат может производить практически все операции, которые выполняет обычно кассир банка: сообщить остаток средств на счете держателя карточки; выдать наличные деньги; принять наличные деньги; перевести указанную держателем карточки безналичную сумму на другой счет; давать отчет о движении средств на счете за определенный период времени; выполнять периодические платежи; представлять информационно справочные услуги.
Кроме того, банкомат печатает квитанцию, подтверждающую проведение транзакции.
Банкоматы делят на универсальные (полнофункциональные) и специализированные. Последние предназначены только для работы с наличными деньгами, но с высокой скоростью. Банкоматы, предназначенные только для предоставления информационно-справочных услуг, получили название «информационных киосков».
Основное преимущество
банкомата перед обычным
В России, где инфраструктура безналичных расчетов еще далеко не всеохватна, возможность легко и в любое время получить наличные деньги со своего счета становится необходимым условием существования любой платежной систем.
1.3 Законодательная основа
операций с пластиковыми
Положение «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (утв. ЦБ РФ 03.10.2002 N 2-П) (ред. от 22.01.2008).
Положение «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием».
В настоящее время регулирует учет, расчеты по операциям с использованием банковских карт, а также устанавливает соответствующие требования к кредитным организациям, эмитентам и эквайерам принятое Банком России Положение «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием» от 9 апреля 1998 года № 23-П, в ред. Указания ЦБ РФ от 29.11.2000 № 857-У (далее - Положение).
В статье 1 данного Положения
указаны используемые термины и
определения, согласно которым «банковская
карта – средство для составления
расчетных и иных документов, подлежащих
оплате за счет клиента».
Согласно общим положениям данного Положения
эмиссию банковских карточек на территории
РФ могут осуществлять только кредитные
организации - резиденты, при наличии лицензии
на осуществление банковских операций,
предусматривающей проведение операций
по счетам указанных в ней лиц в соответствующей
валюте. Распространение карточек международных
платежных систем осуществляется по специальному
разрешению Центрального Банка. Расчеты
по операциям с использованием банковских
карточек, совершаемым на территории РФ,
должны осуществляться только в валюте
РФ. Исключения составляют расчеты в иностранной
валюте, предусмотренные действующим
законодательством и нормативными актами
Банка России. Валютно-обменные операции
совершаются в соответствии с валютным
законодательством РФ.
В Положении перечислены безналичные
операции, которые могут осуществлять
юридические лица на основе корпоративных
карт, также указываются случаи получения
наличных средств.
В настоящем Положении регламентируются
документооборот при расчетах по операциям,
а также контроль за проводимыми операциями
с использованием банковских карт. Указаны
счета бухгалтерского учета кредитных
организаций, которые могут быть использованы
для осуществления операций по счетам
юридических и физических лиц.
В случае нарушения условий Положения
территориальные учреждения Банка России
могут применить меры воздействия в соответствии
со ст. 75 Федерального Закона «О Центральном
Банке Российской Федерации (Банке России).
Согласно этой статьи, в случае нарушения
кредитной организацией федеральных законов,
нормативных актов и предписаний Банка
России, Банк России имеет право требовать
от кредитной организации устранения
выявленных нарушений, взыскать штраф
либо ограничить проведение отдельных
операций на срок до 6 месяцев. Банк России
вправе отозвать у кредитной организации
лицензию на осуществление банковских
операций.
2. Анализ операций коммерческого банка с пластиковыми картами (на примере Сбербанка РФ)
2.1 Организационно-экономическая характеристика Сбербанка РФ
Сбербанк России занимает 1-е место в списке крупнейших банков центральной и восточной Европы и 8-е место среди крупнейших российских компаний.
Филиалы Банка (территориальные банки, отделения) не наделены правами юридических лиц и действуют на основании Положений, утверждаемых Правлением Банка, имеют печать с изображением эмблемы Банка со своим наименованием, а также другие печати и штампы, имеют баланс, который входит в баланс Банка.
Филиалы Банка (территориальные банки) возглавляются Председателями, назначаемыми Президентом, Председателем Правления Банка, филиалы (отделения) – управляющими, назначаемыми по установленной номенклатуре.
Органами управления
Сберегательного банка РФ являются:
Общее собрание акционеров, Совет
банка и Совет директоров банка.
Высший орган управления Сбербанка РФ
– Общее годовое собрание акционеров проводится
один раз в год.
Общее собрание акционеров решает следующие вопросы: утверждение годового отчета, рассматривает отчет ревизионной комиссии, отчет руководства, порядок распределения прибыли и ее использования (размер и порядок выплаты дивидендов), план развития на следующий год, определяет стратегию развития банка, избирает Совет банка.
Совет банка - высший орган управления в период между общими собраниями акционеров. Совет директоров банка утверждается Советом банка по представлению Президента Совета банка, который состоит из первого и четырех вице-президентов и 15 членов Совета директоров банка. Совет директоров - исполнительный орган банка.
Структура Сбербанка России представлена ниже:
Сбербанк России
Управление Сбербанка России
Территориальные и региональные банки
Отделения Сбербанка России
- Валютный отдел
- Отдел ценных бумаг
- Экономический отдел
- Юридический отдел
- Бухгалтерия
- Отдел кадров
- Отдел пластиковых карточек
- Отдел службы безопасности
- Коммунальный отдел
- Отдел вкладов
- Отдел валютного контроля
- Отдел расчетов и переводов
Филиалы
По состоянию на 01.01.2012 г. общее количество размещенных акций Сбербанка России ОАО составляет:
- обыкновенных акций номиналом 3 руб. – 21 586 948 000 шт.
- привилегированных акций номиналом 3 руб. – 1 000 000 000 шт.
Предельное количество объявленных обыкновенных акций - 15 000 000 000 шт.
По состоянию на 01.01.2011 г., ему принадлежит 60,25 % голосующих акций и 57,58% в уставном капитале Банка. Остальными акционерами Сбербанка России являются более 273 тысяч юридических и физических лиц. Высокая доля иностранных инвесторов в структуре капитала Сбербанка России свидетельствует о его инвестиционной привлекательности.
За период с первого января по август 2011 года Сбербанк России получил 7,65 миллиардов долларов США чистой прибыли. Об этом было сообщено на сайте Сбербанка. По сравнению с прошлым годом показатель вырос в 2,6 раза.
Активная работа Банка по всем направлениям деятельности, постоянное взаимодействие со всеми категориями клиентов, внедрение и развитие новых продуктов и услуг позволили Сбербанку России по итогам 2011 года достичь значительных финансовых результатов и показать высокую эффективность бизнеса.
Таблица 1. Основные экономические показатели деятельности Сбербанка РФ
Данные отчета о прибылях и убытках |
2009 |
2010 |
2011 |
Операционные доходы до резервов (млн.руб.) Прибыль до налогообложения (млн.руб.) Чистая прибыль (млн.руб.) Основные показатели баланса: Активы ( млрд.руб.) Средства клиентов ( млрд.руб.) Вклады частных лиц ( млрд.руб.) |
449 551
129 921 97 746
6 736 4 795 3 112 |
648 073
29 864 24 396
7 105 5 439 3 787 |
666 563
230 135 181 648
8 628 6 651 4 834 |
Основным источником ресурсов Сбербанка России традиционно являются средства частных клиентов, привлеченные во вклады - их доля растет в привлеченных средствах составляет 72,7%. Средства корпоративных клиентов составляют 25%, средства, привлеченные на международных финансовых рынках составляют всего 3%. Таким образом, ресурсная база Сбербанка практически целиком формируется за счет внутренних источников и не зависит от конъюнктуры внешних рынков.
Информация о работе Организация операций с банковскими пластиковыми картами