Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2013 в 20:17, курсовая работа
Цель данной работы – на основе изучения теоретического материала и практического опыта организации работы с пластиковыми картами разработать направления развития операций с пластиковыми карт в Сбербанк РФ.
Исходя из цели, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность и виды банковских карт;
- описать технологию работы с пластиковыми картами;
Введение………………………………………………………………..…5
1. Теоретические основы организации работы с пластиковыми картами в коммерческих банках…………………………………………….…7
1.1 Сущность и виды банковских карт…….............................................7
1.2 Основы организации работы коммерческих банков с пластиковыми картами………………………………….……………………..11
1.3 Законодательная основа операций с пластиковыми картами…....15
2. Анализ операций коммерческого банка с пластиковыми картами (на примере Сбербанка РФ)…………………………………………………….....17
2.1 Организационно-экономическая характеристика Сбербанка РФ……………………………………………………………………………….17
2.2 Анализ системы организации работы с пластиковыми картами в коммерческом банке……………………………………………………....…...24
2.3 Анализ доходности операций с пластиковыми картами…….…....26
3. Проблемы и перспективы развития рынка банковских пластиковых карт в России……………………………………………………………….......29
3.1 Особенности и проблемы развития рынка пластиковых карт в России……………………………………………………………………....…..39
3.2 Перспектива развития рынка пластиковых карт………………….33
Заключение……………………………………………………………....36
Список использованной литературы…………………………………..
Проводки по учету расчетов с банковскими пластиковыми картами:
Заправка банкоматов оформляется проводкой:
Дт 20208 "Денежные средства в банкоматах" по лицевому счету банкомата, в который производится загрузка денежной наличности
Кт 20202 "Касса кредитных организаций";
При разгрузке банкоматов делается обратная проводка.
Расчеты пластиковыми карточками производятся в пределах средств, внесенных на специально открытые для этой цели счета.
Зачисление средств на указанные счета оформляется проводкой:
- Дебет счетов по учету кассы при взносе средств физическими лицами наличными деньгами или расчетных (текущих) счетов при перечисление средств клиентами кредитных организаций, или корреспондентского при поступлении средств в безналичном порядке от не клиентов кредитных организаций, или счета по учету вкладов, депозитов при перечислении средств с этих счетов, по лицевым счетам владельцев вкладов, депозитов
- Кредит соответствующих счетов
по учету расчетов с
В целях недопущения дебетового сальдо по счетам юридических и физических лиц, отражаемым расчеты пластиковыми карточками, может устанавливаться при заключении договоров неснижаемый остаток средств на счете. За соблюдением установленного неснижаемого остатка средств контроль осуществляет структурное подразделение, отвечающее за этот участок работы.
Кредитные организации по договоренности
с клиентами могут
При прекращении расчетов пластиковыми карточками и закрытии счетов по депонированию средств для этой цели делаются обратные проводки.
При этом возвращенные пластиковые карточки по внебалансовому счету не приходуются, а делаются физически неплатежеспособными и помещаются в документы дня.
Кредитные организации самостоятельно организуют изготовление пластиковых карточек. Эти операции, а также операции по выдаче карточек оформляются проводками.
1. Предварительная оплата карточек:
- Дебет счета по учету расчетов с поставщиками, подрядчиками, покупателями, по лицевому счету поставщика.
- Кредит корреспондентского счета.
2. Получение карточек:
- Дебет счета по учету расходов
- Кредит счета по учету расчетов с поставщиками, подрядчиками, покупателями, по лицевому счету поставщику.
Одновременно полученные карточки с приложенными документами (комплект) приходуются по внебалансовому счету по учету бланков строгой отчетности в оценке один рубль за комплект в корреспонденции с корреспондирующим счетом.
При организации, проведении работы и совершении учетных операций с пластиковыми карточками целесообразно, чтобы в банке были разработаны с учетом конкретных условий деятельности банка необходимые документы, такие как: положение об организации системы безналичных расчетов с использованием пластиковых карточек; технология работ, связанная с эмиссией собственных карточек и обработкой информации по карточкам; правила пользования карточкой; положение о порядке работы с автоматическим терминалом безналичной оплаты (РОЗ) при обслуживании карточек в пунктах выдачи наличных средств; положение о порядке работы со специальной аппаратурой при обслуживании карточек в пункте выдачи наличных средств.
Работу по выполнению этих документов должно организовывать и проводить специализированное подразделение банка, или отдельные работники. Это подразделение должно поддерживать необходимые контакты с банками-корреспондентами, ведущими операции с пластиковыми карточками банка, получать от банков необходимые документы, разрабатывать их, направлять соответствующие документы в банки-корреспонденты, осуществлять наблюдение за источниками средств на счетах банка для совершения операций по карточкам. По результатам рассмотрения документов подразделение передает службе бухгалтерского учета служебные записки за подписью работников банка, выделенных руководством банка для отражения операций в учете.
Операции по использованию
средств посредством
1. Получение наличных денег через банкоматы:
- Дебет соответствующих
счетов для расчетов
- Кредит счета по
учету денежных средств в
2. Использование средств, когда все операции по пластиковым карточкам осуществляет сама кредитная организация:
- Дебет соответствующих
счетов для расчетов
- Кредит счетов расчетных
(текущих) организаций,
3. Если операции по
использованию пластиковых
2.2 Анализ системы организации работы с пластиковыми картами в коммерческом банке
Сбербанк является доминирующим банком на российском рынке пластиковых карт, эмитентом более 10 миллионов карт, что составляет примерно одну четверть от общего числа пластиковых карт в России.
Банк предпринял серьезные
шаги для укрепления своих позиций в секторе розничных
банковских услуг. Сохранив за собой положение
крупнейшего оператора данного сегмента
рынка, Банк создал тем самым устойчивую
базу для получения комиссионных доходов.
В условиях усилившейся конкуренции со
стороны российских банков на рынке банковских
карт Сбербанк России являлся одним из
ведущих игроков в этом сегменте рынка
и за год значительно улучшил показатели
по данному направлению бизнеса.
Несмотря на острую конкуренцию, Банку удалось увеличить объем розничных услуг по всем направлениям: приему платежей, осуществлению денежных переводов, валютно-обменным операциям, обслуживанию банковских карт, предоставлению индивидуальных сейфов, покупке и продаже драгоценных металлов и т. д. Рост услуг Банка стал возможен благодаря повышению качества обслуживания, целенаправленной работе по оптимизации тарифов, а также внедрению современных технологий. Так, масштабное использование современных технологий приема платежей (биллинг и штрихкодовые технологии) позволило снизить нагрузку на филиальную сеть при динамичном росте количества платежей. Использование прогрессивных технологий дало возможность внедрить услугу международного срочного перевода в некоторые страны СНГ в течение 24 часов, а также подготовить 3,5 тыс. филиалов Банка к осуществлению срочных БЛИЦ-переводов денежных средств в рублях по всей территории страны с выплатой перевода получателю в течение одного часа с момента оформления его отправителем.
Сбербанк России предлагает
широкий выбор банковских карт международных
платежных систем Visa International и MasterCard
International, а также микропроцессорные карт
Получив банковскую карту, клиент получает возможность оплачивать товары и услуги и получать наличные денежные средства как в России, так и за рубежом.
Основные виды пластиковых карт, выпускаемых Сбербанком:
- Visa Classic, MasterCard Mass
- Visa Аэрофлот
- Visa Classic “Золотая маска”
- Visa Gold, MasterCard Gold
- Сбербанк-Maestro “Зарплатная”
- Сбербанк-Maestro “Молодежная”
- Сбербанк-Maestro “Студенческая”
- Сбербанк-Maestro “Пенсионная”
Банком выпущено по состоянию на 1 октября 2011 года 188 тыс. карт Visa Аэрофлот, держатели которых одновременно являются участниками программы «Аэрофлот Бонус», реализуемой ОАО «Аэрофлот — российские авиалинии». Количество карт Сбербанк-Maestro «Социальная», предназначенных для получения пенсий, пособий, дотаций и иных выплат социального характера, возросло за 9 месяцев 2011 года в 1,5 раза и превысило 3,5 млн. карт.
2.3 Анализ доходности
операций с пластиковыми
Проведем оценку эффективности операций с пластиковыми картами. Для этого, сопоставим доходы и расходы по операциям с пластиковыми картами.
Комиссионные доходы по операциям с пластиковыми картами складываются из:
- доходы от эмиссии карт;
- проценты от выдачи наличных;
- проценты от переводов;
- доходы от эквайринга.
Проанализируем экономическую эффективность от выпуска и обслуживания пластиковых карт. Анализ деятельности по доходам и расходам представлен в табл.2.
Таблица 2. Анализ деятельности отдела банковских карт за 2010-2011 гг.
Плановый показатель 01.01.11 |
План нa 01.01.10-01.01.11 |
Отклоне-ние от плана |
Темп роста 2011 |
Темп роста 2010г. |
% |
Объем привлеченных ресурсов (тыс. руб.)
Остатки на счетах в тыс. руб.
Процентные доходы (тыс.руб.) Процентные расходы (тыс.руб.)
Чистый процентный доход (тыс. руб.) |
33427,9
794,0
54693
49531
5162
|
58153,7
1197,2
71623
65363
6260
|
90485
1373,9
89612
81948
7664
|
57056,8
579,9
34919
32417
2502
|
270,69
4307,0
163,85
165,45
148,47
|
Как видно из таблицы, банк получает комиссионные доходы от обслуживания пластиковых карт.
Комиссионные доходы от обслуживания банковских карт на 01.01.11г. составили.7664 тыс. руб., это 122 % плана (6260 тыс. руб.).
На протяжении периода заметен рост как доходов, так и привлеченных по пластиковым картам ресурсов. Однако, комиссионные доходы гораздо меньшими темпами, что связано со снижением тарифов на обслуживание по пластиковым картам в 2009 г. Банк получает достаточные комиссионные доходы, покрывающие расходы на развитие и обслуживание инфраструктуры.
Наиболее высокий доход был получен от реализации зарплатных проектов –15770,9 т.р. в 2009 г. (65,1 %), в 2010 г. – 18956,3 т.р., 24378,4 т.р.-в 2011 г. (70,3 %). При этом темп прироста доходов составил - 54,58 %.
Темп роста в 2011 г. комиссионных доходов от операций с банковскими картами был запланирован на 33,8 % выше, чем на 01.01.2010 г. Однако фактически темп роста составил 142,9 %. План выполнен на 01.01.11г. на 118%. При этом, комиссионные доходы от зачисления заработной платы на счета по вкладам и банковским картам за 2011 год составили 24,3 млн. рублей или 29,4 % от всей комиссии, полученной от услуг предоставляемым по вкладам, денежным переводам и расчетно-кассовому обслуживанию населения (за аналогичный период прошлого года – 18,9 млн. руб. или 20,9 %).
В результате проведенной
за период работы, остаток привлеченных средств частных клиентов (всего)
по состоянию на 01.01.2011 г. составил - 5453,1
млн. руб. при плане - 5 373,8 млн. руб., процент
выполнения - 101,5.
Можно сделать общий вывод, что в целом
деятельность Сбербанка РБ эффективна,
банк имеет высокую доходность и рентабельность.
3. Проблемы и перспективы развития рынка банковских пластиковых карт в России
3.1 Особенности и проблемы развития рынка пластиковых карт в России
Рассматривая банковскую пластиковую карту как платежный инструмент нужно выделить основные ее достоинства и преимущества. Для самого клиента - это удобство в использовании, уменьшение риска потери средств, льготы при получении услуг в предприятиях торговли и сервиса, уменьшение затрат при проведении финансовых операций, автоматическая конвертация, финансовая привлекательность - начисление процентов, удаленное управление счетами и многое другое; - для предприятий - расширение продаж и привлечение новых покупателей, снижение затрат на инкассацию выручки, повышение безопасности работы с использованием подписей владельцев, престиж и ряд других преимуществ; - для банков - расширение спектра услуг, появление новых клиентов, снижение стоимости операций за счет безбумажной технологии, взимание дополнительных комиссий - и как следствие, увеличение дохода, повышение конкурентного потенциала банка.
Информация о работе Организация операций с банковскими пластиковыми картами