Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 20:00, курсовая работа
Обзор методов и систем оплаты труда в торговле
Введение.
1. Организация оплаты труда в торговле.
1.1. Формы и системы оплаты труда в торговле.
2. Методика расчёта показателей по труду.
2.1. Расчёт производительности и эффективности труда.
2.2. Расчёт средней заработной платы на одного работника.
3. Организационно-экономическая характеристика предприятия.
3.1. Организационно-правовая характеристика предприятия
3.2. Расчёт показателей по труду предприятия «Торпеда».
Заключение.
Используемая литература.
3. Организационно-экономическая характеристика предприятия.
3.1. Организационно-правовая
характеристика предприятия.
Торговые предприятия
Ценность классификации в систематизации знаний о торговых предприятиях, без чего невозможно ни дальнейшее развитие, ни практическое применение этих знаний.
Значение
классификации состоит в
-
она позволяет определить
- даёт возможность систематизировать и распределить предприятия по родственным признакам;
-
позволяет правильно оценить
и сравнить эффективность
-
ориентирует покупателей по
- даёт представление об организационно-правовом положении предприятия, характере и масштабе его деятельности.
Все
торговые предприятия можно
а) с позиции гражданско-правовых норм принятых государством для регулирования деятельности всех субъектов предпринимательства то есть правового положения предприятия;
б) с позиции количественных критериев;
в)
с отраслевых позиций то есть по
виду и характеру торгово-
Все предприятия торговли независимо от выполняемых функций являются юридическими лицами, их правовое положение подлежит законодательному регулированию. Разнообразные виды торговых предприятий и их объединения в зависимости от форм собственности подразделяются на государственные, муниципальные предприятия, находящиеся в собственности трудового коллектива, частные и смешенные предприятия. Государственные и муниципальные предприятия создаются государственными или местными органами управления за счёт ассигнований из средств соответствующего бюджета. Подобный тип торговых предприятий после их расгосударствления и приватизации занимает в России весьма небольшой удельный вес. Абсолютное большинство в торговле составляют частные торговые предприятия, собственником которых является трудовой коллектив. Наиболее распространёнными организационно- правовыми формами для всех этих предприятий являются следующие:
Общество с ограниченной ответственностью – это организационно-правовая форма предприятия, при которой уставной капитал, образуется только за счёт вкладов учредителей участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанный с деятельностью общества, в пределах стоимости своих вкладов. Высшим органом общества с ограниченной ответственностью является общее собрание его участников. Для текущего руководства деятельностью общества создаётся исполнительный орган. Он может быть коллегиальным и / или единоличным.
Акционерное общество закрытого типа – это общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или заранее определённого круга лиц. Участники акционерного общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков связанных с деятельностью данного общества. В пределах стоимости принадлежащих им акций. Число участников акционерного закрытого общества не должно превышать числа определённого законом об акционерных обществах, иначе оно принадлежит преобразованию в установленные сроки в акционерное общество открытого типа, а по истечении этого срока - ликвидации в судебном порядке, если число участников не уменьшится до указанного законом предела.
Участники акционерного общества открытого типа могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Такое общество имеет право производить открытую подписку на выпускаемые акции и их свободную продажу в соответствии с условиями, установленными законом. Оно обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчёт, бухгалтерский баланс, счёт прибылей и убытков. Высшим органом управления как открытого, так и закрытого акционерного общества является общее собрание акционеров. При общем числе акционеров более пятидесяти создаётся совет директоров (наблюдательный совет),который является органом управления в промежутках между общими собраниями. В период между заседаниями директоров всей деятельностью общества в пределах своей компетенции руководит исполнительный орган. Этот исполнительный орган акционерного общества может быть коллегиальным (правление, дирекция) и (или) единоличным (генеральный директор, директор).
Дочерние и зависимые хозяйственные общества, как правило, являются сопутствующими звеньями крупных акционерных обществ и хозяйственных товариществ. Хозяйственное общество является дочерним, когда другое акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью или товарищество в силу своего преобладающего участия в его уставном капитале либо иным образом получает право определять подготовку и принятие решений данным хозяйственным обществом. Учитывая последнее обстоятельство, законом предусматривается, что акционеры – участники дочернего общества вправе потребовать от основного общества (товарищества) возмещение убытков, нанесённых по его вине дочернему обществу. Общество называется зависимым, когда другое общество располагает более чем 20% голосующих акций акционерного общества или более чем 20% уставного капитала общества с ограниченной ответственностью.
В последнее время в сфере товарного обращения развиваются и такие организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, как хозяйственные товарищества: полные товарищества и товарищества на вере (коммандитные товарищества).
Полное товарищество – это организационно-правовая форма коммерческой организации, при которой её участники на основе заключённого между ними договора занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по обязательствам этого товарищества всем своим имуществом. Фирменное название полного товарищества состоит либо из имён его участников, либо имени одного или нескольких участников с добавлением слов «и компания». В том и другом случае в названии фирмы в обязательном порядке указывается, что это «полное товарищество». Прибыль и убытки между участниками данного товарищества распределяются в соответствии с их долями в общем капитале. Управление деятельностью товарищества осуществляется по полному согласию их участников или путём принятия решения большинством голосов, если это предусмотрено в учредительном договоре.
Товарищество на вере (коммандитное товарищество) представляет собой товарищество, в составе которого наряду с его участниками, отвечающими по его обязательствам своим имуществом (полными товарищами), входит один или несколько участников, которые сделали вклады в товарищество, несут риск убытков по товариществу только в пределах этих вкладов и не принимают участия в деятельности товарищества. В управлении товарищества на вере участвуют «полные товарищи», коммандитисты такого права не имеют. Правила присвоения фирменного названия товариществу на вере те же, что и для полного товарищества. В перечне имён перечисляются только имена «полных товарищей». И отмечается, что это «товарищество на вере» или «коммандитное товарищество».
Потребительский кооператив представляет собой добровольное объединение путём соединения имущественных паевых взносов физических и юридических лиц на основе членства для удовлетворения материальных и других потребностей участников. Потребительский кооператив – некоммерческая организация. Доходы, получаемые кооперативом в результате его деятельности, распределяются между членами кооператива.
Наряду
с унитарными формами организации
экономической деятельности предприятия
широко распространены собирательные,
ассоциативные формы –
Цель создания ассоциативных структур состоит в осуществлении совместных дорогостоящих инвестиционных проектов, взаимном обслуживании участников ассоциации. Имущество ассоциации является совместным для её членов.
Концерны – это форма договорных сверхобъединений, обычно монопольного типа, позволяющая использовать возможности крупномасштабного производства, комбинирование, кооперирование.
Консорциум – временное добровольное объединение предприятий, организаций, образуемое для решений конкретных задач и проблем, осуществление крупных, инвестиционных, научно-технических, социальных, экологических проектов.
Картель – договорное объединение предприятий, в основе которых лежит соглашение о квотировании объёмов производства, ценах реализации, условиях продажи, разграничениях рынков сбыта.
Синдикат
– форма договорного
Трест
– форма объединений
Эффективность использования трудовых ресурсов в торговле характеризуется производительностью (результативностью) труда, связанной с увеличением выработки или с уменьшением затрат труда на выполняемый объём работ. Производительность труда в торговле измеряется показателем среднего товарооборота, приходящегося на одного работника за определённый период (год, квартал, месяц, день). Он определяется делением суммы товарооборота на среднесписочную численность работников.
При продаже товаров простого ассортимента (овощей, картофеля, молока, хлеба) выработка может измеряться и в натуральных физических показателях. Натуральные показатели, характеризующие затраты труда могут применяться при фасовке, сортировке, упаковке товаров.
Уровень производительности труда в торговле зависит от следующих факторов: объёма товарооборота и его структуры, широты ассортимента в качестве товаров, степени механизации процессов и другом.
С ростом розничного товарооборота увеличиваются средний размер и стоимость покупок, а следовательно, повышается размер товарооборота в расчёте на одного торгового работника, снижаются относительные затраты труда в сфере обращения на один рубль оборота.
Изменение товарооборота на одного работника торговли в стоимостном выражении не всегда правильно отражает динамику производительности труда. Так реализация различных товаров неодинакова по своей трудоёмкости. В связи с этим изменение ассортиментного состава оборота приводит к тому, что реализация товаров на одну и ту же сумму может происходить при различных затратах труда. В этом случае изменение объёма товарооборота на одного работника торговли не соответствует изменению уровня производительности труда. Поэтому при измерении производительности труда торговле в динамике необходимо учитывать изменение среднего оборота, приходящегося на одного работника, в единицу времени с учётом индексов цен и ассортиментного состава оборота.
В современных условиях решающим фактором роста производительности труда в торговле является научно-технический прогресс. Большое значение это имеет и для торговли, где несмотря на увеличение технической оснащённости предприятий торговли, уровень механизации в розничной торговле 16%, в общественной - 22%.
Уровень производительности труда принято выражать отношением результата труда в виде объёма выполненных работ или услуг то есть:
где Пт – производительность труда;
Рт – результат труда;
Зт
– затраты труда.
В
зависимости от конкурентного выражения
результата труда измерения
Натуральный метод предполагает выражение объёма выполненных работ физическими мерами – штуками, тоннами, метрами, литрами и так далее. Однако применение натурального измерителя сужено в силу большой неоднородности обрабатываемых и реализуемых товаров. Сфера его применения ограничена учётом производительности труда внутри предприятия или отрасли при фасовке, упаковке, погрузке – разгрузке товаров и выполнения других однородных трудовых операций.
В этом отношении более широкие возможности применения у трудового измерителя производительности труда, который выражается формулой:
где Qi – объём выполненной работы по товару i в отчётном периоде в натуральном выражении;
ti(б), ti(o) – время, затраченное на выполнение объёма работы Qi(o) по товару i соответственно в базисном (б) и отчётном (о) периодах.