Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 13:38, курсовая работа
Новыми направлениями в области социальных гарантий стали индексация доходов и компенсация потерь населения в связи с инфляцией. Важное место в социальной защите и поддержке населения занимают государственные внебюджетные фонды (социального страхования, пенсионный, обязательного медицинского страхования, занятости населения и другие). Порядок их формирования и использования регламентируется соответствующим законодательством. Все они образуются за счет специальных целевых отчислений и других источников, функционируют автономно от государственного бюджета, имеют определенную самостоятельность и используются на финансирование важнейших социальных мероприятий и программ.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТАРИФНАЯ СИСТЕМА
2. СДЕЛЬНАЯ ПРОСТАЯ И ПРЕМИАЛЬНАЯ СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА
3. ИССЛЕДОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
3.1 УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ТРУДА
3.2 АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА НА РАБОЧЕМ МЕСТЕ И РАЗРАБОТКА "ПАСПОРТА РАБОЧЕГО МЕСТА"
3.3 ИССЛЕДОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАЦИОНАЛЬНОГО ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА
3.4 ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА
4. НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА
4.1 СОСТОЯНИЕ НОРМИРОВАНИЯ ТРУДА РАБОТНИКОВ
4.2 ВЫЯВЛЕНИЕ ФАКТИЧЕСКОГО БАЛАНСА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
5. ЭКОНОМИКА И СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА
5.1. АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ОСНОВНЫХ ТРУДОВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
5.2. ПОФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА
5.3. РАСЧЕТ ПЛАНОВОГО РОСТА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА ПО ВЫЯВЛЕННЫМ РЕЗЕРВАМ
5.4. АНАЛИЗ ПРИМЕНЯЕМЫХ ФОРМ И СИСТЕМ ОПЛАТЫ ТРУДА
5.5. АНАЛИЗ ФОНДА ОПЛАТЫ ТРУДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Экономический факультет
Заочное отделение
Кафедра экономики и менеджмента
080109 "Бухгалтерский
учет, анализ и аудит"
Курсовая работа
По дисциплине "Экономика труда"
Тема: Организация
труда на предприятии
2009 г
В условиях перехода к системе рыночного хозяйствования в соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики переданы непосредственно предприятиям, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры оплаты труда, материального стимулирования его результатов. Понятие "заработная плата" наполнилось новым содержанием и охватывает все виды заработков (а также различных премий, доплат, надбавок и социальных льгот), начисленных в денежной и натуральной формах (независимо от источников финансирования), включая денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством за неотработанное время (ежегодный отпуск, праздничные дни).
Переход
к рыночным отношениям вызвал к жизни
новые источники получения
Таким образом, трудовые доходы каждого работника определяются по личным вкладам, с учетом конечных результатов работы предприятия, регулируются налогами и максимальными размерами не ограничиваются. Минимальный размер оплаты труда работников предприятий всех организационно - правовых форм устанавливается законодательством.
Уставной юридической формой регулирования трудовых отношений, в том числе и в области оплаты труда работников, становится коллективный договор предприятия, в котором фиксируются все условия оплаты труда, входящие в компетенцию предприятия.
Новыми
направлениями в области
Учет труда и заработной платы по праву занимает одно из центральных мест во всей системе учета на предприятии.
В новых условиях хозяйствования важнейшими его задачами являются: в установленные сроки производить расчеты с персоналом предприятия по оплате труда (начисление зарплаты и прочих выплат, сумм к удержанию и выдачи на руки), своевременно и правильно относить в себестоимость продукции (работ, услуг) суммы начисленной заработной платы и отчислений органам социального страхования, собирать и группировать показатели по труду и заработной плате для целей оперативного руководства и составления необходимой отчетности, а также расчетов с органами социального страхования, пенсионных фондов и фондами занятости.
Учет труда и заработной платы должен обеспечить оперативный контроль за качеством и количеством труда, за использованием средств, включаемых в фонд заработной платы и выплаты социального характера.
Тарифная система представляет собой совокупность нормативов, определяющих дифференциацию и регулирование заработной платы в зависимости от качества, характера и условий труда. Оплата по тарифным ставкам (окладам) составляет существенную часть заработной платы рабочих и служащих. Тарифная система позволяет в определенной степени учитывать различия в квалификации работников, сложность, степень ответственности и интенсификации их труда, условия, в которых этот труда протекает.
Тарифная система оплаты труда рабочих. Ее составными элементами являются: тарифно-квалификационные справочники, тарифные ставки, тарифные сетки и районные коэффициенты. Она тарифицирует работы в зависимости от их сложности (квалификации).
На унитарных предприятиях присвоение рабочему квалификационного разряда и его изменение производятся администрацией предприятия по согласованию с профсоюзным комитетом. Делается это после того, как квалификационная комиссия, куда входят представители администрации, профсоюзной организации, а также специалисты по производственно-техническому обучению и технике безопасности, проверит теоретические и практические знания рабочего. Такой порядок присвоения разрядов обеспечивает объективную оценку квалификации, опыта и знаний работника.
Тарифные
ставки - это выраженный в денежной форме
абсолютный размер оплаты труда в единицу
рабочего времени. Поэтому различают часовые,
дневные и месячные тарифные ставки. Устанавливаются
они по каждому квалификационному разряду.
Тарифная ставка работника соответствующей
квалификации (Тст. i) определяется по формуле:
Тст. i=Тст * Ктi, где Тст - тарифная ставка 1-го разряда;
Ктi
- тарифный коэффициент i-го разряда.
На работах, нормируемых путем установления норм времени, как правило, применяются часовые тарифные ставки, а на работах, нормирование которых производится по сменным нормам выработки, - дневные. Для оплаты труда рабочих отдельных профессий существуют месячные тарифные ставки. Такой порядок распространяется в основном на рабочих, чей труд не оказывает непосредственного влияния на количественные результаты производства и которые находятся на повременной оплате труда. Причем некоторым рабочим (например, кладовщикам, уборщикам производственных помещений и др.) устанавливаются не тарифные ставки, а месячные оклады. Тарифная ставка является исходной нормативной величиной, определяющей размер оплаты труда рабочего.
На
государственных и
Тарифная ставка 1-го разряда на государственных предприятиях устанавливается на основе минимальной заработной платы, деленной на нормативное количество часов работы в месяц.
На предприятиях любых форм собственности тарифные ставки не могут быть ниже рассчитанных по минимальному размеру оплаты труда.
Тарифные сетки - это совокупность определенного числа разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов, которые дают возможность отнести данную работу к определенной квалификационной группе. Тарифный коэффициент указывает, во сколько раз уровень оплаты работ n-го разряда превышает уровень оплаты работ 1-го разряда. В наиболее распространенной шестиразрядной тарифной сетке с тарифными коэффициентами по разрядам (приведены с округлением) 1,0; 1,09; 1, 20; 1,36; 1,55; 1,80 межразрядное соотношение возрастает с 9% между I и II разрядами до более чем 16% между V и VI разрядами. В результате абсолютная (в рублях) разница между ставками высших разрядов в 3-4 раза больше, чем между ставками низших разрядов. Такое построение тарифных сеток создает у рабочих материальный стимул к повышению своей квалификации и выполнению более сложных работ.
С учетом особой сложности и ответственности выполняемых работ для рабочих основных металлургических цехов предприятий черной металлургии, а также для слесарей-инструментальщиков и отдельных категорий станочников широкого профиля предприятий машиностроения предусмотрена восьмиразрядная тарифная сетка.
Основной
параметр сетки - количество разрядов.
Соотношение между тарифными коэффициентами
(ТК) крайних разрядов называется диапазоном
сетки. Абсолютное нарастание тарифных
коэффициентов (АН) - разница между двумя
рядом стоящими коэффициентами:
АНi
= ТКi - ТКi-1.
Относительное
нарастание - отношение абсолютного нарастания
к тарифному коэффициенту предыдущего
разряда:
ОНi
= АНi / ТКi-1.
С точки зрения динамики АН и ОН сетки делятся на прогрессивные, регрессивные и прогрессивно-регрессивные.
Пример
прогрессивно-регрессивной 6-разрядной
тарифной сетки:
где: ТК - тарифный коэффициент;
АН - абсолютное нарастание коэффициентов;
ОН - относительное нарастание.
Районные коэффициенты к заработной плате отражают изменение размеров заработной платы в зависимости от местоположения предприятия и являются средством межрайонного регулирования заработной платы. Необходимость такого регулирования обусловлена территориальными различиями в уровне розничных цен на значительную часть предметов потребления, различиями вещественного состава потребления в связи с природными и климатическими особенностями районов, а также неодинаковыми темпами развития производства и соотношениями между потребностью в рабочей силе и возможностью ее удовлетворения за счет местных трудовых ресурсов в различных районах.
Районные коэффициенты к заработной плате устанавливаются для работников предприятий и организаций, расположенных в северных районах, на Дальнем Востоке и в некоторых других районах с неблагоприятными природно-климатическими условиями.
Районный коэффициент к заработной плате представляет собой нормативный показатель степени увеличения размера заработной платы работников в зависимости от территориального размещения предприятия. Величина районных коэффициентов колеблется в пределах от 1,1 до 2. Они определяют размер надбавок к заработной плате и не входят в тарифную ставку.
По
мере изменения экономических и
культурно-бытовых условий и
Тарифная система оплаты труда служащих. Основными нормативными актами для определения уровня оплаты труда руководящих работников, специалистов, служащих и младшего обслуживающего персонала государственных предприятий являются квалификационный справочник должностей служащих, схемы должностных окладов, районные коэффициенты.
Схемы должностных окладов служащих устанавливаются по тем же принципам, по которым строятся тарифные ставки. Эти схемы, представляющие группировку должностей по размерам окладов, служат основой регулирования заработной платы в государственном секторе экономики. В них учитывается значение той или иной отрасли, существующие в ней условия труда, характер, масштабы и сложность производства, объем и сложность выполняемых работ.
Для
более полного учета в
Квалификационная категория отражает степень фактической квалификации специалиста, его деловые качества, умение самостоятельно и творчески выполнять порученную работу. Она устанавливается в пределах одной и той же должности, например, инженер по организации и нормированию труда, инженер по организации и нормированию труда II и I категорий, ведущий инженер по организации и нормированию труда, т.е. введены четыре ступени категорирования. Для инженеров-конструкторов, инженеров-технологов, художников-конструкторов, инженеров-программистов и других специалистов, обеспечивающих в первую очередь научно-технический прогресс и повышение качества продукции на производстве, предусмотрено пять ступеней категорирования по оплате труда. Например, инженер-конструктор, инженер-конструктор III, II и I категории, ведущий инженер-конструктор.
Техники всех специальностей делятся на три категории: техник, техник II категории, техник I категории.
В
схемах должностных окладов