Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 10:46, курсовая работа
Курсовая работа выполнена на примере МУП «Горэлектротранс» г. Барнаула.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы управления основными производственными фондами организации: сущность, состав и структуру основных производственных фондов.
2. Провести технико-экономический анализ организации на примере МУП «Горэлектротранс» г. Барнаула: дать общую характеристику предприятия, изучить сильные и слабые стороны, провести SWOT-анализ и финансовый анализ деятельности МУП «Горэлектротранс» г. Барнаула.
3. Рассчитать и проанализировать структуру и динамику изменения основных производственных фондов МУП «Горэлектротранс» г. Барнаула.
Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Сущность, состав и структура основных производственных фондов предприятия………………………………………………………………………4
1.1.Сущность, состав и структура основных производственных фондов……4
1.2. Оценка основных производственных фондов………………………9
Глава 2. Технико-экономическая характеристика предприятия, структура его основных фондов и динамика ее изменения………………………………….19
2.1. Технико-экономическая характеристика МУП «Горэлектротранс» г. Барнаула……………………………………………………………………… 19
2.2. Структура основных фондов предприятия и динамика ее изменения. 27
Глава 3. Система показателей и важнейшие пути улучшения использования основных производственных фондов. ……………………………………….34
Заключение……………………………………………………………………..38
Список литературы…………………………………………………………….40
Приложения……………………………………………………………………..42
Муниципальное унитарное
предприятие «Горэлектротранс»
расположено по адресу: РФ, Алтайский край, г. Барнаул,
ул. Гридасова, д.5.
Учредителем предприятия выступает муниципальное
образование г. Барнаула и края
в лице Комиссии по управлению муниципальной
собственностью г. Барнаула. Работодателем
руководителя предприятия является глава
администрации г. Барнаула. МУП «Горэлектротранс»
действует на основе хозяйственного расчета
и самофинансирования.
Целью создания предприятия является транспортное
обслуживание населения, организация
оперативного управления пассажироперевозками.
Предприятие вправе осуществлять следующие
виды деятельности:
- перевозка пассажиров городским транспортом;
- использование имущества для размещения
рекламы;
- все виды внешнеэкономической деятельности
в соответствии с действующим законодательством;
- строительные и ремонтно-строительные работы;
- ремонт электрических машин и аппаратов;
- организация диспетчерского обслуживания
городского электротранспорта и автотранспорта;
- ремонт узлов автомобилей;
- ремонт автотракторной техники;
- торгово-закупочная деятельность [19,
с. 1].
Рассмотрим организационную
- трамвайное депо №1;
- трамвайное депо №3;
- троллейбусное депо;
- служба пути;
- служба движения,
- производственно-технический комплекс;
- энергослужба;
- служба СЦБ и связи;
- транспортная служба;
- служба сбора выручки и контроля;
- вневедомственная охрана;
- управление.
МУП «Горэлектротранс» возглавляется директором, назначенным на эту должность Учредителем.
Взаимоотношения работников и руководителя предприятия, возникающие на основе трудового договора, регулируются законодательством о труде и коллективным договором.
Проанализируем структуру
Управление на предприятии осуществляется только директором, который получает официальную информацию только от своих, непосредственно ему подчиненных лиц, принимает решения по всем
вопросам, относящимся
к руководимой им части объекта,
и несет ответственность за его
работу перед вышестоящим
Любая организация обладает сильными и слабыми сторонами. Проведем SWOT-анализ, который позволяет выявить и структурировать сильные и слабые стороны нашей организации, а также потенциальные возможности и угрозы. Достигается это за счет того, что менеджеры должны сравнивать внутренние силы и слабости своей организации с возможностями, которые дает им рынок.
Таблица 3
Анализ сильных и слабых сторон МУП «Горэлектротранс»
Факторы |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Маркетинг |
|
|
Финансы |
| |
Производство |
|
|
Организация |
|
|
Выводы: Слабые стороны финансового фактора превосходят сильные, желательно скорейшее изменение сложившейся ситуации. Главный изъян – в производственном факторе – большие затраты на оказание услуги, это приведет к тому, что увеличит стоимость производимой услуги. Существенным минусом организационного фактора является недостаточная мотивация сотрудников. Необходимо разработать стратегию развития кадрового потенциала предприятия.
Таблица 4
Анализ опасностей и возможностей деятельности организации.
Угроза |
Возможность |
Последствия для предприятия |
Возможные меры для избежания угрозы или не использования возможностей |
Потеря потребителя |
Финансовые потери, а в случае потери крупного потребителя, значительные; возможно, уменьшение заработной платы рабочих или сокращение штата. |
Всевозможные меры для удержания потребителя: дополнительные услуги. Поиск альтернативных решений проблемы с потребителем. | |
Появление потребителя |
Дополнительный рынок сбыта, дополнительный источник поступления финансовых средств |
Рассрочки платежа, дополнительные услуги, заключение договора на длительный срок. | |
Преимущ-ва конкурентов |
Потеря потребителей как существующих, так и потенциальных; потеря занимаемой доли рынка. |
Нахождение и устранение причин отставания от конкурентов. Постараться «обойти» конкурента другими преимуществами. | |
Слабость конкурентов |
Увеличение занимаемой доли рынка, появление новых клиентов. |
Постараться упрочить свои позиции на данной нише рынка. | |
Потеря поставщика |
Срыв поставок, финансовые убытки, потеря потребителей, падение авторитета предприятия, поиск нового поставщика. |
Улучшение деловых отношений, рассмотрение и, если возможно, решение существующей проблемы; иметь контракт с поставщиком на экстренные заказы. | |
Появление нового поставщика |
Выбор между поставщиками, наиболее приемлемых условий для заключения контрактов. |
Перезаключение договоров | |
Введение дополнит-ых налогов |
Повышение стоимости услуги |
Попытка получения налоговых льгот | |
Предоставле- ние государством субсидий |
Снижение стоимости услуги, расширение предприятия и увеличения объемов производства. |
Попытка получения новых субсидий. |
Вывод: практически любая угроза ведет за собой цепь негативных факторов, конечным звеном которой всегда являются финансовые убытки, а вслед за этим и, возможно, падение репутации предприятия. И наоборот, любая возможность дает предприятию шанс упрочить свое место на рынке, а также, при возможности, продвигаться дальше.
Рассмотрим основные показатели производственной деятельности МУП «Горэлектротранс» г. Барнаула в динамике за 2007-2008г. (таб. 5). Так основной деятельностью является перевозка пассажиров городским транспортом, производственная мощность предприятия выражается в пассажирообороте. В 2007г. данный показатель составлял 140,0 млн. км в год, в 2008г. 139,6 млн. км в год, что 0,3% меньше. Среднесписочное количество подвижного состава в 2007г. составляло 330 единиц, в 2008г. 324 единицы, так как произошло списание 6 трамваев и поступление 2 троллейбусов. На данном подвижном составе перевезено пассажиров в 2007г. 43,1 млн. чел., в 2008г. на 43 млн. чел. Объем продукции на предприятии измеряется вагонно-машинно часах, из таблицы видно, что объем продукции (услуги) уменьшился. Все показатели говорят об уменьшении мощности предприятия в связи с тем, что подвижной состав изношен и устарел и не может выполнять работу используя всю мощность.
Таблица 5
Основные показатели производственной деятельности
№ п/п |
Основные показатели производственной деятельности |
Ед. измер. |
2007г. |
2008г. |
Отношение 2008г. к 2007г. в % |
1 |
Среднесписочное количество п/состава |
ед. |
330 |
324 |
98,2 |
2 |
Поступило п/состава |
ед. |
1 троллейбус |
1 троллейбус |
100 |
3 |
Списано п/состава |
ед. |
6 трамваев |
||
4 |
Перевезено пассажиров всего |
млн. чел. |
43,1 |
43 |
99,8 |
5 |
Пассажирооборот |
млн. км |
140,0 |
139,6 |
99,7 |
6 |
Объем продукции |
ваг.маш. час. |
983500 |
972000 |
98,8 |
Далее
можно рассчитать различные
1. Средняя списочная
численность. Она рассчитываетс
2. Коэффициент общего оборота = (число принятых + число уволенных) / численность среднесписочная.
3. Коэффициент оборота по приему = число принятых/численность среднесписочную.
4. Коэффициент оборота по выбытию = число уволенных/численность среднесписочную.
5. Коэффициент текучести = (число уволенных по собственному желанию + число уволенных за нарушение дисциплины)/численность среднесписочную.
Все вышенайденные показатели и коэффициенты представлены в таблице 6.
Таблица 6
Показатели движения кадров за 2007-2008г.
показатель |
количество (чел.) 2007г. |
количество (чел.) 2008г. |
Численность плановая |
2988 |
2895 |
Численность среднесписочная |
2764 |
2684 |
Численность на начало года |
2812 |
2715 |
Численность на конец года |
2715 |
2653 |
Число принятых за год |
631 |
564 |
Число уволенных за год всего, в том числе: За прогулы По собственному желанию По сокращению |
728
33 598 97 |
626
28 543 55 |
Коэффициент общего оборота |
49,16 % |
44,34% |
Коэффициент оборота по приему |
22,83% |
21,01% |
Коэффициент оборота по выбытию |
26,34% |
23,32% |
Коэффициент текучести |
22,82% |
21,27% |
Наибольший удельный вес в структуре персонала в 2007 и 2008гг. занимает категория «рабочие» (табл. 7).
Таблица 7
Структура персонала МУП «Горэлектротранс»
2007г. |
Удельный вес в % |
2008г. |
Удельный вес в % | |
Рабочие |
2384 |
84,8 |
2303 |
84,8 |
Руководители |
127 |
4,5 |
125 |
4,6 |
Специалисты |
244 |
8,7 |
235 |
8,7 |
Служащие |
57 |
2,0 |
52 |
1,9 |
Всего |
2812 |
100,0 |
2715 |
100 |