Основные отличия нового институционализма от неоклассической школы и традиционной институциональной теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 19:58, контрольная работа

Описание

Институционализм - направление, получившее широкое распространение в западной экономической науке. Его образует обширный массив разнородных концепций, общей чертой которых является изучение экономических явлений и процессов в тесной связи с социальными, правовыми, политическими и другими явлениями и процессами.

Содержание

1. Основные отличия нового институционализма от неоклассической школы и традиционной институциональной теории. 3
1.1. Старый институциализм 3
1.2. Неоинституционализм 4
2. Типология фирм, их преимущества и недостатки. 8
2.1. Классификация предприятий 8
2.2. Унитарные предприятия 10
2.3 Хозяйственные товарищества и общества. 13
2.4 Производственные кооперативы 18
3. Тесты 21
4. Список литературы. 22

Работа состоит из  1 файл

Институциональная экономика.doc

— 87.10 Кб (Скачать документ)

Содержание

 

1. Основные отличия нового институционализма от неоклассической школы и традиционной институциональной теории. 3

1.1. Старый институциализм 3

1.2. Неоинституционализм 4

2. Типология фирм, их преимущества и недостатки. 8

2.1. Классификация предприятий 8

2.2. Унитарные предприятия 10

2.3 Хозяйственные товарищества и общества. 13

2.4 Производственные кооперативы 18

3. Тесты 21

4. Список литературы. 22

 

 

1. Основные отличия нового институционализма от неоклассической школы и традиционной институциональной теории.

 

Институционализм - направление, получившее широкое распространение в западной экономической науке. Его образует обширный массив разнородных концепций, общей чертой которых является изучение экономических явлений и процессов в тесной связи с социальными, правовыми, политическими и другими явлениями и процессами.

 

Возникло данное течение в США  и других странах в конце XIX- начале XX вв. Сторонники этого течения под "институциями" понимали разнообразные  социально-экономические процессы: в XX в. обновлялась и укрупнялась  техническая база производства, совершался переход от индивидуалистической к  коллективистской психологии, вводился "социальный контроль над производством" и "регулирование экономики".

 

    1. Старый институциализм

 

Современный институционализм возник не на пустом месте. У него были предшественники - представители «старого», традиционного институ- ционализма, которые также пытались наладить связи между экономической теорией и правом, социологией, политологией и т.д.

 

Основные  представители данного течения: Торстейн Веблен (1857 -1929), Уэсли Клэйр Митчелл (1874-1948), Джон Морис Кларк (1884-1963), Джон Коммонс (1862-1945).

 

 

 Старый институционализм отличают следующие характеристики.

 

а) Отрицание принципа оптимизации.

Хозяйствующие субъекты трактуются не как максимизаторы (или минимизаторы) целевой функции, а как следующие различным «привычкам» приобретенным правилам поведения – и социальным нормам.

 

б) Отрицание методологического  индивидуализма.

Действия  отдельно взятых субъектов в значительной мере предопределяются ситуацией в  экономике в целом, а не наоборот. В частности, их цели и предпочтения формируются обществом.

 

в) Сведение основной задачи экономической науки к «пониманию»  функционирования хозяйства, а не к  прогнозу и предсказанию.

 

г) Отрицание подхода  к экономике как к равновесной  системе и трактовка экономики  как эволюционирующей системы, управляемой  процессами, носящими кумулятивный характер.

 

 Старые институционалисты исходили здесь из предложенного Т. Вебленом принципа «кумулятивной причинности», согласно которому экономическое развитие характеризуется причинным взаимодействием различных экономических феноменов, усиливающих друг друга.

 

д) Благосклонное отношение  к государственному вмешательству  в рыночную экономику.

 

Человек, по мнению Т. Веблена, не является «калькулятором, мгновенно вычисляющим удовольствие и боль», связанные с приобретением благ. Поведение хозяйствующего субъекта определяется не оптимизирующими расчетами, а инстинктами, определяющими цели деятельности, и институтами, определяющими средства достижения этих целей.

 

На  поведение людей сказывается, мотивы, сравнения, инстинкт подражания, закон социального статуса, и прочие врожденные и благоприобретенные склонности

 

В этом отношении Т.Веблен часто критиковал неокласиков, которые нередко представляли человека в виде идеальной счетной установки, мгновенно оценивающей полезность того или иного блага, с целью максимизировать общий эффект от использования наличного запаса ресурсов.

1.2. Неоинституционализм

Неоинституционализм (называемый также новым институционализмом) представляет собой экономический анализ роли институтов и их влияния на хозяйство на основе принципов рациональности и методологического индивидуализма. В этом заключается фундаментальное отличие новых институционалистов от старых.

 

Основные  представители: Рональд Коуз (род. 1910), Оливер Уильямсон (род. 1932), Дуглас Норт (род. 1920).

 

Всех представителей неоинституционализма характеризуют следующие воззрения.

 

а) «Институты имеют значение», т.е. они влияют на результаты функционирования и динамику экономики.

 

б) Человеческое поведение не характеризуется  полной (всеобъемлющей) рациональностью,  его важнейшими характеристиками являются ограниченная рациональность и оппортунизм.

 

в) Осуществление рыночных трансакций а следовательно, функционирование ценового механизма и других атрибутов рыночной экономики связано с издержками, которые в неоинституциональной традиции называют трансакционными.

 

Неоклассическая теория сужает возможности своего экономического анализа из-за того, что учитывает  лишь издержки взаимодействия людей  с природой.

 

Неоинституционалисты выделяют следующие виды трансакционных издержек:

 

а) издержки поиска информации;

б) издержки измерения;

в) издержки ведения переговоров  и заключения контрактов;

г) издержки спецификации и  защиты прав собственности;

д) издержки оппортунистического  поведения.

 

Между взглядами «старых» институционалистов  и неоинституционалистов есть, по крайней мере, три коренных различия:

Во-первых, «старые» институционалисты двигались от права и политики к экономике, пытаясь подойти к анализу проблем современной экономической теории при помощи методов других наук об обществе.

Неоинституционалисты идут прямо противоположным путем — изучают политологические, правовые и многие другие проблемы общественных наук при помощи методов неоклассической экономической теории и прежде всего с применением аппарата современной микроэкономики и теории игр.

Во-вторых, «старый» институционализм базировался, прежде всего, на индуктивном методе, шел от частных случаев к обобщениям, в результате чего общая институциональная теория так и не сложилась. Институты здесь анализировались без общей теории, в то время как ситуация с основным течением экономической мысли была, скорее, обратной: традиционная неоклассика была теорией без институтов.

В современном институционализме положение коренным образом меняется: неоинституционализм использует дедуктивный метод — от общих принципов неоклассической экономической теории к объяснению конкретных явлений общественной жизни. Здесь сделана попытка анализировать институты на базе единой теории и внутри нее.

В-третьих, «старый» институционализм как течение радикальной экономической мысли преимущественно обращал внимание на действия коллективов (в первую очередь профсоюзов и правительства) по защите интересов индивида.

Неоинституционализм ставит во главу угла независимого индивида, который сам, по своей воле и в соответствии со своими интересами решает, членом каких кяллективов ему выгоднее быть.

Первые институты - социальные, политические, правовые - были введены в предмет  экономической теории представителями так называемого старого институционализма - американскими экономистами Т. Вебленом, Д. Коммонсом, У. Митчеллом. В первой четверти XX в. они составили радикальное течение экономической мысли, выступили с критикой существовавших институтов, подчеркивали актуальность защиты интересов работников профсоюзами и государством.

 

Так называемые «старые» институционалисты пытались подойти к анализу проблем современной экономической теории при помощи методов других наук об обществе. Но институционализм так и не смог предложить позитивной самостоятельной исследовательской программы и на смену ему приходит неоинституционализм.

 

Защитники теорий техноструктуры, постиндустриального общества, следуя традициям «старого» институционализма, исходят из первичности институтов: государства, управленческих и других структур, которые определяют действия индивидов. Но в отличие от этих концепций методологической основой теорий прав собственности, общественного выбора, трансакционных издержек служит неоклассическая экономическая теория, рассматривающая рынок как наиболее эффективный механизм регулирования экономики.

 

Неоинституционализм вывел современную теорию из институционального вакуума, из вымышленного мира, где экономическое взаимодействие происходит без трений и издержек. Трактовка социальных институтов как орудий по решению проблемы трансакционных издержек создала предпосылки для плодотворного синтеза экономической науки с другими социальными дисциплинами.

 

2. Типология фирм, их преимущества и недостатки.

 

Фирмы являются главными субъектами рыночных отношений. Они осуществляют производство и реализацию товаров, оказывают самые разнообразные услуги. По сферам предпринимательской деятельности фирмы могут быть промышленными, сельскохозяйственными, транспортными, строительными, рекламными, юридическими и т. д.

 

Фирма — это юридически оформленная  единица предпринимательской деятельности, хозяйственное звено, реализующее  собственные интересы посредством  изготовления и реализации товаров  и услуг путем планомерного комбинирования факторов производства.

 

Каждая  фирма как организационно-хозяйственная  единица имеет в своем составе  одно или несколько предприятий, которая специализируется на конкретных видах деятельности.

 

В России фирма – это общее  название, которое используется по отношению к любому хозяйственному, промышленному, посредническому или  торговому предприятию. Оно указывает  на то, что это предприятие (или  группа предприятий) является самостоятельной  предпринимательской единицей, т.е. обладает правами юридического лица, конкретизируемыми в учредительных  документах.

 

В России существует Единый государственный  реестр предприятий и организаций (ЕГРПО). ЕГРПО – единая система  государственного учета и идентификации  субъектов деятельности на территории страны.

2.1. Классификация предприятий

В странах с развитой рыночной экономикой существуют самые различные типы и виды компаний, отражающие различные формы и способы привлечения и использования капитала, ведения предпринимательской деятельности.

Все это многообразие принято  классифицировать по ряду признаков:

  • видам хозяйственной деятельности;
  • формам собственности;
  • количественному критерию;
  • с точки зрения значения и территориального размещения.

Кроме того, одним из важнейших  классификационных признаков является организационно-правовая форма компаний. 

  1. По видам деятельности фирмы подразделяются:
  • Производство товаров личного и производственного назначения
  • Услуги производственного характера
  • Научно-исследовательские работы
  • Услуги бытового назначения
  • Транспортные перевозки грузов и населения
  • Торговля (оптовая, розничная)
  • Услуги связи
  • Финансово-кредитные услуги
  • Посреднические и другие услуги
  1. По форме собственности
  • Государственная
  • Муниципальная
  • Собственность общественных объединений (организаций)
  • Частная
  • Прочие формы собственности
  1. По размеру
  • Крупные
  • Средние
  • Мелкие
  1. По уровню регулирования деятельности
  • Объекты федерального значения
  • Объекты регионального значения
  • Объекты местного значения
  1. По организационно правовой форме:

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Унитарные предприятия

В Российской Федерации  основным законом, регламентирующим деятельность унитарных предприятий, является Федеральный  закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

Унитарные предприятия  могут быть трёх типов:

  1. Федеральное государственное унитарное предприятие — ФГУП
  2. Государственное унитарное предприятие — ГУП (субъекта федерации)
  3. Муниципальное унитарное предприятие — МУП (Муниципального образования)

 

Унитарное предприятие  не наделено правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Такие предприятия именуются унитарными, поскольку их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям, поскольку находится в государственной собственности. Имущество принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Информация о работе Основные отличия нового институционализма от неоклассической школы и традиционной институциональной теории