Основные понятия и характеристики стратегического менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 07:41, реферат

Описание

Понятие и сущность стратегического менеджмента. Цели и задачи стратегического менеджмента. Методологические основы стратегического менеджмента. Требования и задачи стратегического менеджера.

Работа состоит из  1 файл

стратегический менеджмент.docx

— 198.75 Кб (Скачать документ)

Техническая политика – это часть общей стратегии. Техническая политика предполагает более четкое планирование действий и шагов, которые потребуется  осуществить для реализации указанной  стратегии на уровне производственных процессов.

К этапам разработки и  воплощения в жизнь технической  политики предприятия относятся:

- проведение маркетинговых  исследований с целью определения  уровня конкурентоспособности выпускаемых  товаров и разработка стратегических  мер по достижению конкурентоспособности  товаров в будущем;

- разработка стратегии  фирмы, в которую заложена идеология  технической политики;

- проведение научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ  по созданию конкурентоспособных  товаров;

- организационно-технологическая  подготовка производства новых  товаров;

- производство и  реализация новых товаров предприятия.  

План технического развития разрабатывается по направлениям:

- создание, освоение  производства и модернизация  выпускаемой продукции;

- внедрение прогрессивных  технологических процессов;

- автоматизация и  механизация производственных процессов;

- совершенствование  системы управления, планирования  и организации производства;

- повышение эффективности  использования материальных и  топливных ресурсов;

- обновление и модернизация  основных фондов;

- совершенствование  кооперации и разделения труда,  организации и обслуживания рабочих  мест, внедрение передовых приемов  и методов труда;

- научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы.   

В технической политике важным фактором считается ресурсосбережение. Методы ресурсосбережения – это  технологические процессы, организационные  и экономические методы экономии расхода ресурсов. Методы ресурсосбережения реализуются через организационно-технические мероприятия.   

Стратегиями ресурсосбережения  на предприятии могут быть следующие: упрощение структуры, принципа действия товара; межвидовая и внутривидовая  унификация составных частей товара; совершенствование технологичности  конструкции товара; организационно-техническое  развитие производства и т.д.  

Устойчивое развитие предприятия связано с устойчивостью  отдельных элементов системы  социально-экономического развития предприятия. Именно техническая политика предприятия  определяет реакцию системы управления на изменения внешней среды с  целью недопущения развала управляемой  системы, выхода параметров ее функционирования за определенные рамки. Экономическая  устойчивость предприятия зависит  от внутренних возможностей эффективно использовать все имеющиеся в  распоряжении предприятия ресурсы. Правильно разработанная техническая  политика определяет основные ресурсы  предприятия и его экономическую  устойчивость. 

Проектирование системы управления

Организационное проектирование есть деятельность по формированию отдельных подразделений и аппарата управления в целом в виде совокупности должностей руководителей, специалистов, технических исполнителей, помогающих первому лицу управлять организацией, наделению их необходимыми полномочиями, созданию управленческих механизмов и условий их функционирования.

Перед началом работ  по организационному проектированию необходимо выяснить характер внутренних и внешних связей, количество и общую характеристику объектов управления, число подразделений, их штаты и функции, территориальное размещение, взаимосвязи.

Основные направления  организационного проектирования:

1. Композиция - определение главных характеристик организации, общей структурной схемы аппарата управления с учетом технологических, информационных и иных взаимосвязей, главных целей, механизма функционирования, принципов подбора и продвижения кадров, оплаты труда, стимулирования. Все это создает основу более детального организационного проектирования.

2. Структуризация - определение, исходя из организационных целей, состава основных подразделений (отделов, секторов, бюро, групп), их полномочий, внутренней структуры, связей, конкретных задач, стоящих перед ними в целом, рабочими местами и должностями.

Процесс формирования подразделений получил название департаментализации, современными принципами которой являются:

- количественный (подразделения создаются, исходя из оптимального числа людей, необходимых для решения поставленной задачи, а также возможности ими должным образом управлять);

- временной (в подразделения объединяются люди, работающие в одно время - смена, вахта);

- технологический (в  основу создания подразделений кладется производственный процесс или его относительно самостоятельная часть; так возникают цехи, а в их рамках - отдельные участки);

- профессиональный (когда «под общей крышей» объединяются люди, обладающие близкими специальностями или занимающиеся одним видом деятельности);

- функциональный (в крупных организациях подразделения объединяются в группы в соответствии с направлениями деятельности);

- дивизиональный (подразделения, имеющие статус юридически самостоятельных предприятий, выделяются по принципу обслуживания того или иного рынка или региона, выпуска конкретного продукта, стадии жизненного цикла).

Эти подразделения (а также организация в целом и отдельные направления ее деятельности) представляют собой объекты управления, имеющие свой руководящий орган. Таким образом, основание управленческой структуры организации построено по объектному принципу. Однако по вертикали структура управления организации, кроме того, строится в соответствии с линиями полномочий, которые вышестоящие подразделения осуществляют по отношению к нижестоящим.

Тема 3. Стратегический маркетинг

Методологические  основы маркетинга

Одна из наибольших проблем, возникающих в практике ведения  бизнеса, касается обоснованности предлагаемых и принимаемых решений. В 90-е годы XX в., когда в нашей стране не было достаточного количества квалифицированных  специалистов в области маркетинга, зачастую на маркетинговые должности  зачислялись специалисты, не имеющие  маркетингового образования. Решения  принимались интуитивно, часто без  соответствующего обоснования. Упор делался  на обучаемость и креативность сотрудников, что и породило дискуссию относительно того, что собой представляет маркетинг: науку или искусство. Рост компаний и развитие экономики в конечном итоге привели к тому, что принятие интуитивных решений уже стало  невозможным, а цена ошибки исчисляется  существенными потерями. Это породило спрос на специалистов, владеющих научно-практическим аппаратом, позволяющим принимать гарантировано "правильные" управленческие решения.

Доказательность и обоснованность - основа основ научного подхода  к принятию решений, гарантирующих  их качество, что позволяет обеспечить стабильное развитие компании в долгосрочной перспективе. В связи с этим необходимо рассмотреть методологические основы промышленного маркетинга. В общем в методологической основе маркетинговой деятельности можно выделить три уровня: общенаучный, уровень конкурентного научного направления и собственно уровень конкретной дисциплины (рис. 1.

Рис. 1. Методологическая основа маркетинговой деятельности

Как видно из рис. 1, базовый  уровень методологической основы составляют логика и философские основы научного познания бытия, в частности, основные законы диалектики, сформулированные Г.В.Ф. Гегелем: (1) борьбы и единства противоположностей, (2) отрицания и (3) взаимного перехода количественных и качественных характеристик.

Следующий, архиважный для  рассмотрения эффективности маркетинговых  стратегий и мероприятий,, методологический уровень связан с теорией систем. Не ставя целью и не имея такой воз

1 Из пирамиды с целью упрощения восприятия материала извлечены некоторые компоненты, например, психология, теория игр и т.п., которые не освещаются в книге.

Возможности дать исчерпывающее  представление об этой области, остановимся  на наиболее важных положениях.

С точки зрения теории систем, все, что нас окружает, представляет собой системы различной сложности, относящиеся к одному из классов  с некоторыми общими и специфическими свойствами.

Система - определенное логическое целое, представляющее собой совокупность взаимосвязанных элементов, объединенных законом функционирования, и характеризующееся  наличием системного эффекта (синергии).

Другими словами, система - это объединение элементов, между  которыми существуют определенные связи  и протекают потоки (материальные и нематериальные). Система функционирует  по определенному закону и подвержена воздействию внутренних и внешних  сил. При этом совокупность элементов  превращается в систему только тогда, когда появляется системная составляющая, т. е. составляющая, которую невозможно привязать к отдельно взятому элементу и которая присуща системе в целом.

Системный подход - это принцип  исследования, при котором рассматривается  система в целом, а не её отдельные  компоненты.

Под синергетическим эффектом понимают такое явление, при котором  интегральный результат не равен  простой арифметической сумме составляющих его частных результатов от отдельных  элементов системы.

Данный эффект обозначают как "2 + 2 - 5". Он возникает только в процессе функционирования системы  в целом.

Основная идея оптимального управления, сформулированная в свое время основателями кибернетики, состоит  в том, чтобы управлять большими потоками с помощью малых энергий. Этого возможно добиться только в  том случае, если досконально изучить  функционирование системы и, используя  энергию функционирования самой  системы, разработать точечное воздействие, приводящее к нелинейному эффекту.

Ситуационный анализ

Ситуационный, или SWOT (СВОТ)-анализ (первые буквы англ. слов strengths — сильные стороны, weaknesses — слабые стороны, opportunities — возможности и threats — опасности, угрозы), может осуществляться как для организации в целом, так и для отдельных видов бизнеса. Его результаты в дальнейшем используются при разработкестратегических планов и планов маркетинга.

Анализ сильных  и слабых сторон характеризует исследование внутренней среды организации. Внутренняя среда имеет несколько составляющих, каждая из которых включает набор ключевых процессов и элементов организации (видов бизнеса), состояние которых в совокупности определяет тот потенциал и те возможности, которыми располагает организация. Внутренняя среда включает маркетинговую, финансовую, производственную и кадрово-организационную составляющую.

Так как организационная культура не имеет четкого проявления, то ее анализ на формальной основе весьма затруднен. Хотя, конечно, можно попытаться экспертно по приведенной форме оценить такие факторы, как наличие миссии, объединяющей деятельность сотрудников; наличие неких общих ценностей; гордость за свою организацию; система мотивации, четко увязанная с результатами работы сотрудников; психологический климат в коллективе и т. п.

  • S — strenghts — сильные стороны;
  • W — weaknesses — слабые стороны;
  • O — opportunities — возможности;
  • T — threats — опасности, угрозы;

SWOT-анализ — это анализ сильных и слабых сторон компании, и оценка возможностей и угроз на пути ее развития.

 

Положительное влияние

Отрицательное влияние

Внутренняя среда

Сильные стороны

Слабые стороны

Внешняя среда

Возможности

Угрозы


Методология SWOT-анализа предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, а далее установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегий организации.

Сначала с учетом конкретной ситуации, в которой находится  организация, составляются список ее слабых и сильных сторон, а также список угроз (опасностей) и возможностей.

Далее устанавливается  связь между ними. Для этого  составляется матрица SWOT. Слева выделяются два раздела (сильные и слабые стороны), в которые соответственно вносятся все выявленные на первом этапе анализа сильные и слабые стороны организации. В верхней  части матрицы также выделяются два раздела (возможности и угрозы), в которые вносятся все выявленные возможности и угрозы.

Матрица SWOT

 

Возможности

Угрозы

Сильные стороны

СИВ

СИУ

Слабые стороны

СЛВ

СЛУ


СИВ — сила и возможности. Следует разработать стратегию по использованию сильных сторон организации для того, чтобы получить отдачу от возможностей. Для тех пар, которые оказались на поле СЛВ, стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости. СИУ (Сила и угрозы) — разработать стратегию, которая должна использовать силу организации на преодоление угроз. СЛУ (Слабость и угрозы) — выработать стратегию, которая бы позволила организации избавится от слабостей и предотвратить нависшую угрозу.

Информация о работе Основные понятия и характеристики стратегического менеджмента