Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 14:55, курсовая работа
Целью данного исследования является описание и анализ основных тенденций и проблем развития машиностроения в мире.
Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
Рассмотреть роль и содержание современного машиностроения
Изучить отраслевую структуру машиностроения
Проанализировать основные тенденции развития машиностроения
Найти пути решения основных проблем в машиностроительном комплексе
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Машиностроение-главная отрасль мировой промышленности
Роль и содержание машиностроительного комплекса……………5
Отраслевая структура машиностроения…………………………...6
Факторы, определяющие отраслевую структуру машиностроения……………………………………………………17
Глава 2 Анализ основных тенденций и проблем современного машиностроения мира на примере РФ
2.1. Основные тенденции развития машиностроения мира……………20
2.2. Характеристика машиностроительной отрасли РФ………………..24
Глава 3 Основные направления совершенствования машиностроительного комплекса
3.1. Пути решения основных проблем в машиностроительной отрасли в мире………………………………………………………………………...31
3.2. Предложения по решению основных проблем в машиностроительной отрасли в РФ……………………………………..34
Заключение………………………………………………………………………42
Список использованной литературы…………………………………………...45
Приложение………………………………………………………………………49
Энергетическое машиностроение. Отрасль производства и обслуживания промышленного оборудования для генерации и передачи электрической энергии. В отрасль входят предприятия по производству турбин, электрических генераторов, силовых трансформаторов для тепловых, атомных и гидроэлектростанций.
В настоящее время мировой рынок энергетического машиностроения оценивается в $70 млрд. в год, в перспективе до 2025 года его годовой объем может достигнуть $100-110 млрд. (в текущих ценах). Крупнейшими игроками на рынке являются корпорации Siemens, Alstom, GeneralElectric, Mitsubishi Heavy Industries и др.
Производство технологического оборудования по отраслям. Турбостроение, поставляющее для энергетики паровые, газовые и гидравлические турбины. Заводы подотрасли выпускают оборудование для тепловых, атомных, гидравлических и газотурбинных электростанций, газоперекачивающее оборудование для магистральных газопроводов, компрессорное, нагнетательное и утилизационное оборудование для химической и нефтеперерабатывающей промышленности, черной и цветной металлургии.
Нефтегазовое оборудование — группа промышленной продукции, которая предназначена для использования в нефтегазовом комплексе. К нефтегазовому оборудованию относится техника для бурения, геофизических и геологических работ, ремонта скважин, добычи, транспортировки и переработки углеводородного сырья
Лесозаготовительное машиностроение. Отрасль лесной промышленности, осуществляющая производство механизмов и машин для заготовки, транспортировки и обработки древесины.7
Дорожное и строительное машиностроение. Отрасль производит технику и оборудование для нужд таких отраслей промышленности, как общее строительство и строительство дорог. Поскольку отрасль широко развита, производимое для них оборудование имеет очень большой ассортимент (дорожно-строительная техника, техники для городского коммунального хозяйства и т.д.)
Сельскохозяйственное
В сельскохозяйственном машиностроении
осуществляется предметная и подетальная
специализация; значительно меньше
заводов специализировано на определенных
стадиях технологического процесса
или капитальном ремонте
Среднее машиностроение
В состав среднего машиностроения входят:
Автомобильная промышленность. Эта отрасль характеризуется высоким уровнем специализации, широким кооперированием, передовой технологией, в том числе, применением конвейерной сборки. За последние полвека производство автомашин в мире выросло в 6 раз (с 10 млн. в 1950 г. до 60 млн. в 2000 г.). Из общего их объема примерно 70% приходится на легковые автомобили, а 30% ‐ на грузовые и автобусы. В структуре производства в последние годы особенно быстро увеличивается выпуск автомобилей класса «люкс» (только за 1998‐2000 гг. оно выросло в 3 раза) и микроавтомобилей.
Согласно прогнозу, производство
«карманных» автомобилей к 2004 г.
возрастет на 40%, а средние темпы
роста автомобильной
Резко увеличивается активность Западной Европы. Европейский рынок соперничает с американским, особенно германские и французские фирмы, контролирующие около половины продаж автомашин в Европе Суммарное производство автомашин в Германии и Франции, достигшее в 2000 г. 8,3 млн (5,1 млн. в Германии и 3,2 млн. ‐ во Франции), ставит их на современный уровень США и Японии. Растет производство автомашин также в Испании, Италии, Великобритании, в ряде стран Азии (Республика Корея), Латинской Америки (особенно в Бразилии). В большинстве развивающихся стран распространение получила преимущественно автосборка.9
Станкостроение и инструментальная промышленность. Отрасли машиностроения, создающие для всех отраслей промышленности металлообрабатывающие и деревообрабатывающие станки, автоматические и полуавтоматические линии, комплексно-автоматического производства для изготовления машин, оборудования и изделий из металла и других конструкционных материалов, кузнечнопрессовое, литейное и деревообрабатывающее оборудование. Главным направлением развития станкостроительной промышленности ‐ является повышение уровня автоматизации производства.10
Совершенствование конструкций станков идет по пути перехода к станкам-полуавтоматам и автоматам. Растет производство и других видов специальных станков. Признанным лидером в этой сфере станкостроения издавна была Германия. Долгое время она занимала первое место в мире по общим объемам производства и экспорта станков и качеству изделий. Но активное использование достижений НТР позволило Японии уже в первой половине 90‐х гг. опередить Германию. А в конце 90‐х гг. Япония еще более укрепила свои позиции. Стоимость производимых станков здесь превысила 9 млрд. долл., что составило 28% мирового выпуска станков. Германия со стоимостью произведенных станков 7,5 млрд. долл. (18% мирового объема) стала занимать второе место. На третьем месте оказались США (4,9 млрд. долл., 12% мирового объема). Ведущие позиции также занимают Италия (10%), Швейцария (5,9%), Китай (5,1%). Определенной специализацией обладают также Тайвань, Республика Корея, Великобритания, Франция.
Россия известна высоким качеством многих видов станков. Но в их общем производстве в настоящее время она занимает лишь 23‐24‐е место в мире.
Робототехника. Одним из важнейших направлений современного технического прогресса является роботизация. Новая эра электронно‐механических манипуляторов, которые чешский писатель К.Чапек еще в 20‐е гг. назвал роботами, бурно развивается в последние десятилетия. Признанный лидер в этой области ‐ Япония, на долю которой в настоящее время приходится 60% мирового парка промышленных роботов. Здесь производится более половины роботов мира. Парк промышленных роботов США уступает японскому в 6 раз. Далее следуют Германия, Франция, Италия, Великобритания, Швеция.11
Роботы все более широко используются в ряде отраслей промышленности, в частности в автомобильном производстве, особенно в Японии, а также в Германии, США, Франции. В Японии создан робот‐геолог, который может работать в океане на глубине 6000 м и робот‐музыкант, «читающий» ноты и «играющий» на электрогитаре. В настоящее время здесь успешно продвигаются работы по созданию роботов нового поколения, управляемых голосом человека и используемых для руководства разнообразными секторами, в том числе в домашнем хозяйстве, контроле программирования и др. В Италии ведутся разработки по созданию модели робота‐домохозяйки. В Австралии успешно используются роботы‐стригали овец. В США морские роботы заменяют водолазов.
Машиностроение для легкой и пищевой промышленности. Сюда входят следующие подотрасли: производство оборудования для текстильной, трикотажной, швейной, обувной, кожевенной, меховой промышленности, а также для производства химических волокон и оборудование для пищевой промышленности. Основным фактором размещения является близость к потребителю. 12
Промышленность бытовых приборов и машин. Выпускает приборы и машины, предназначенные для использования в быту, облегчения и сокращения домашнего труда, создания бытовых удобств. Основные задачи отрасли на ближайшие годы: повышение технического уровня продукции, создание высококачественных, надёжных и экономичных в эксплуатации изделий, предназначенных для дальнейшего облегчения и сокращения труда в быту, а также для гигиенических и лечебных целей; увеличение объёма производства до полного удовлетворения спроса населения; расширение ассортимента и снижение затрат на производство; внедрение передовых технологических процессов с учётом последних достижений науки и техники, а также высокопроизводительного автоматизированного оборудования.13
Точное машиностроение
Ведущие отрасли точного машиностроения
Продукция отраслей этой группы исключительно разнообразна — это оптические приборы, персональные компьютеры, радиоэлектронная аппаратура, авиационные приборы, волоконная оптика, лазеры и комплектующие элементы, часы.
Приборостроение. Отрасль науки и техники, являющаяся отраслью машиностроения, разрабатывающая и производящая средства измерения, обработки и представления информации, автоматические и автоматизированные системы управления. Продукция этой отрасли отличается небольшой материало- и энергоемкостью, но для ее производства требуются высококвалифицированная рабочая сила и научно-исследовательские кадры. Заводы отрасли специализируются на монтаже и наладке средств автоматизации, разработке программного обеспечения, конструировании и производстве часов, медицинских приборов, измерительной аппаратуры, оргтехники. Эта наукоемкая продукция является основным элементом систем автоматизации управления технологическими процессами, а также управленческого и инженерно-технического труда, информационных систем.
Электротехническая и электронная промышленность. Отрасль промышленности, производящая электротехническую продукцию для производства, передачи и потребления электрической энергии. Электротехническая промышленность выпускает силовое электротехническое оборудование, радиотехническое оборудование, средства связи, электроизмерительные приборы, автотракторное электрооборудование. 14
Электротехника бурно
развивается в последние
О важной роли комплекса электротехники и электроники свидетельствует распределение государственных расходов. Так, в последние годы в суммарных расходах государства на НИОКР в обрабатывающей промышленности на долю электротехники и электроники приходилось в США 28%, в Японии ‐ 25, Германии ‐ 29. во Франции ‐ 43, в Великобритании ‐ 40, в Италии ‐ 30%.
Структура машиностроения формируется под воздействием многих факторов, важнейшими из которых являются: научно – технический прогресс; темпы развития отраслей народного хозяйства; концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование; рост материального благосостояния и культурного уровня народа; сырьевые ресурсы страны; место страны в системе международного разделения труда; укрепление позиций страны на мировом рынке.
В отраслевой структуре машиностроения, как и всей промышленности в целом, отражается уровень индустриального развития страны и ее экономической самостоятельности, степень технической оснащенности отраслей народного хозяйства.
Несомненно, что основным фактором, определяющим структуру машиностроения и ее изменения, является научно – технический прогресс, уровень развития науки и техники в стране. Научно – технический прогресс находит свое выражение в создании новой и совершенствовании действующей техники и технологии; росте механизации и автоматизации производства; создании и использовании новых видов сырья, топлива, энергии и материалов; освоении новой и совершенствовании ранее выпускаемой продукции, повышении ее качества; росте квалификационного и образовательного уровня занятых в народном хозяйстве, изменении отраслевой структуры производства.
Это способствует возникновению
новых специализированных отраслей
машиностроения, совершенствованию
и увеличению объемов производства
уже имеющихся отраслей, углублению
их специализации и
Информация о работе Основные тенденции и проблемы развития машиностроения в мировой экономике