Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 14:55, курсовая работа
Целью данного исследования является описание и анализ основных тенденций и проблем развития машиностроения в мире.
Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
Рассмотреть роль и содержание современного машиностроения
Изучить отраслевую структуру машиностроения
Проанализировать основные тенденции развития машиностроения
Найти пути решения основных проблем в машиностроительном комплексе
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Машиностроение-главная отрасль мировой промышленности
Роль и содержание машиностроительного комплекса……………5
Отраслевая структура машиностроения…………………………...6
Факторы, определяющие отраслевую структуру машиностроения……………………………………………………17
Глава 2 Анализ основных тенденций и проблем современного машиностроения мира на примере РФ
2.1. Основные тенденции развития машиностроения мира……………20
2.2. Характеристика машиностроительной отрасли РФ………………..24
Глава 3 Основные направления совершенствования машиностроительного комплекса
3.1. Пути решения основных проблем в машиностроительной отрасли в мире………………………………………………………………………...31
3.2. Предложения по решению основных проблем в машиностроительной отрасли в РФ……………………………………..34
Заключение………………………………………………………………………42
Список использованной литературы…………………………………………...45
Приложение………………………………………………………………………49
По данным Госкомстат РФ, www.gks.ru.
Обращает на себя внимание превышение не менее чем вдвое доли устаревших технологий по сравнению с прогрессивным. Износ по машиностроению фондов составляет 50%, в других производственных секторах достигает 70%. Он вырос на 6,3 % по сравнению с предыдущими годами. (см. Приложение 7). Эти цифры определяются исходя из действующих правил расчета износа и амортизации и не всегда отражают подлинное состояние фондовой базы сектора или экономики в целом. Такой высокий износ сопровождается абсолютной утратой фондов машиностроения и экономики, включая самые передовые отрасли, такие как электроника. 23
При экспортно-сырьевой модели, как показывают статистические данные, инвестиционные импульсы если и доходят до производства машин и оборудования, то в последнюю очередь. Так, в 2009г. оно упало по объему на 23,6%, а в 2010г. прибавило 19,3% (см. График 3). Это значит, что инвестиции в него направляются по остаточному принципу. Иными словами для экспортно-сырьевой модели оно является последним звеном. Между тем, на этапе Нео индустриализации оно должно быть первым звеном. 24
График 3
По данным Госкомстат РФ, www.gks.ru.
По сравнению с внутренними инвестициями положение иностранных инвестиций выглядит немного хуже. В период за 2005-2010 гг. количество иностранных инвестиций возросло на 0,7 % и в 2010г. составило 2, 56 млрд. руб. Но огорчает тот момент ,что доля иностранных инвестиций в машиностроение составляет всего лишь 2,2% от всего количества иностранных инвестиций в РФ.(см. Приложение 9).
Потеря кадров для промышленности
критична, потому что быстро подготовить
высококвалифицированных
В России доля выпуска специалистов в области машиностроения в период за 2005-2010 гг. снизилась на 0,5% и в 2010 г. составляет 48 тыс. человек. Несмотря на то, что технические специальности являются востребованными в данное время, выпуск специалистов по этому направлению идет к снижению. (см. Приложение 10).
Таким образом, для отрасли машиностроение характерно нестабильный спрос на оборудование, заметный износ технологий производства, ориентир на внутренний рынок, низкий уровень иностранных и внутренних инвестиций в машиностроении. При этом основные потребители оборудования при наличии у них средств на инвестиции в основной капитал, в последние годы все чаще отдают предпочтение закупке производственного оборудования по импорту.
Глава 3 Основные направления совершенствования машиностроительного комплекса
3.1. Пути решения
основных проблем в
Во всех развитых странах государство защищает национальное станкостроение, эффективно используя как рыночные, так и административные рычаги (налоговые рычаги, прямые субсидии, создание соответствующего благоприятного климата, протекционистские внешнеторговые меры, щадящее законодательство). В США, Японии и Германии правительство планирует и частично субсидирует выпуск ключевых видов промышленной продукции, необходимых для национальных нужд. . В Швейцарии станкостроение является государственным приоритетом. В Австрии наиболее крупные предприятия (26% промышленного потенциала страны) объединены в холдинг, и государство контролирует работу этой компании за счет того, что ему принадлежат 75% акций.
Европейская ассоциация Sesimo объединяет национальные союзы производителей станкоинструментальной продукции стран ЕС. Она в координации с Еврокомиссией вырабатывает единые требования для станкоинструментального рынка Европы, развивает внутриотраслевую кооперацию, представляет и защищает интересы европейских станкостроителей.26
Во внешнеторговой политике США изначально придерживались мягкого чикагского подхода. Даже когда на внутренних рынках преобладало жесткое регулирование с целью недопущения монопольных эффектов и злоупотреблений доминирующим положением, все внешние взаимодействия рассматривались в рамках политики поощрения или по крайней мере благожелательного нейтралитета по отношению к крупным американским транснациональным компаниям. Как и прежде, конкурентное законодательство не играет почти никакой роли в регулировании деятельности фирм, если их рыночное господство ощущается только на внешних рынках.27
В отдельных случаях интересы промышленной политики США, требующие ограничения конкуренции, находили учет в политике поддержки конкуренции. Так, в 1936 г. был принят закон Робинсона-Пэтмана, вносящий существенные дополнения в ст. 2 закона Клейтона (запрет ценовой дискриминации), который резко отличается от других антитрестовских законов США.
Есть области государственного регулирования, где приоритет промышленной политики соблюдается безусловно. К ним относится прежде всего оборонная промышленность. Как подчеркивают исследователи, Федеральная комиссия по торговле никогда не примет решения, идущего вразрез с интересами министерства обороны .28
Итак, для США характерны следующие особенности взаимодействия промышленной и конкурентной политики. Отслеживание спорных вопросов и урегулирование потенциальных разногласий осуществляются официально на самых высоких уровнях разработки обеих политик. Хотя подобные согласования не оформляются в виде государственных постановлений, в программных документах промышленной политики, как правило, содержатся положения, касающиеся влияния того или иного мероприятия на конкурентную среду соответствующих отраслей. С другой стороны, руководства по антимонопольной политике включают принципиальные подходы к изъятию из антимонопольного законодательства в случаях, благоприятствующих достижению целей промышленной политики.29
Современные взаимоотношения промышленной и конкурентной политики в ЕС основываются на принципе минимальности. Для того, чтобы вмешательство промышленной политики в конкурентный механизм рынка потребовало особого внимания антимонопольных органов, необходимо, чтобы это вмешательство превышало определенный минимум.
Тесная взаимосвязь между промышленной и конкурентной политиками в рамках ЕС наблюдается по отношению к малому и среднему бизнесу. В регулировании отраслей естественной монополии ЕС придерживается правила разделения полномочий между отраслевыми регуляторами и антимонопольными органами.
В целом наблюдается тенденция к унификации принципов и промышленной, и конкурентной политики ради решения общих задач Союза.
Традиционно в Японии главенствующей была промышленная политика. До 70-х годов широкое использование налоговых скидок и стимулов для экспортеров сопровождалось попустительством в отношении монополий, защищенных торговыми барьерами, и поощрением слияния экспортных фирм. Откровенно слабая антимонопольная политика позволяла закрывать глаза на открытые сговоры между компаниями по разделу внутреннего рынка. Официально разрешенными и оформленными считались картели в депрессивных отраслях.30
Министерство международной торговли и промышленности поощряет использование фирмами практики убыточного ценообразования (назначение цены ниже внутренних издержек производства), если это способствует проникновению японских компаний на зарубежные рынки.
Консенсус между конкурентной и промышленной политиками достигается путем фактического устранения антимонопольного регулирования из сферы государственного воздействия на экономику.
В Японии гармонизация этих двух видов политики произошла на основе резкого смягчения антимонопольного регулирования, с одной стороны, и активного использования неформального урегулирования конкурентных вопросов в практике органов промышленной политики, с другой.31
3.2. Предложения по решению основных проблем в машиностроительной отрасли в РФ
Как показывает анализ, российское машиностроение имеет ряд проблем, которые требуют серьезного анализа и мер по их решению. Правительство должно рассматривать кризис всесторонне. Оно недооценивало ситуацию, не провело глубокого анализа, который позволил бы до конца понять причины кризиса и далее разработать систему взаимосвязанных всеобъемлющих мер по выходу из сложившейся ситуации.
Органам управления экономикой в подобных условиях необходимо иметь четкое представление о перспективном облике отраслей машиностроения и о машиностроении в целом.
Здесь возможны следующие три варианта:
Современное отечественное машиностроение в целом находится с тенденцией к ремонтно-сервисному обслуживанию.
Стратегия развития данной отрасли на среднесрочную перспективу предусматривает внедрение новейших зарубежных технологий с возможностью импорта оборудования, постепенное накопление опыта его производства на собственных мощностях, а затем развитие отечественных приоритетных технологий. При этом российское машиностроение при благоприятных рыночных условиях будет развиваться в следующих направлениях:
Однако обеспечить решение указанных выше программ может только часть мощностей существующего машиностроительного комплекса, которая главным образом сосредоточена в районах Европейской части страны, включая Урал (92% от общего объема производства отрасли в 2002 году). Таким образом, в среднесрочной перспективе приоритет в развитии машиностроения сохранится за старо- промышленными районами запада и центра Европейской части России.
В 2013 году предполагается увеличение
производства машин по сравнению
с 209 годом на 38,6-51,6%. Динамику обусловят
факторы, определяющие развитие основных
сегментов данного сектора
Информация о работе Основные тенденции и проблемы развития машиностроения в мировой экономике