Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 14:55, курсовая работа
Целью данного исследования является описание и анализ основных тенденций и проблем развития машиностроения в мире.
Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
Рассмотреть роль и содержание современного машиностроения
Изучить отраслевую структуру машиностроения
Проанализировать основные тенденции развития машиностроения
Найти пути решения основных проблем в машиностроительном комплексе
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Машиностроение-главная отрасль мировой промышленности
Роль и содержание машиностроительного комплекса……………5
Отраслевая структура машиностроения…………………………...6
Факторы, определяющие отраслевую структуру машиностроения……………………………………………………17
Глава 2 Анализ основных тенденций и проблем современного машиностроения мира на примере РФ
2.1. Основные тенденции развития машиностроения мира……………20
2.2. Характеристика машиностроительной отрасли РФ………………..24
Глава 3 Основные направления совершенствования машиностроительного комплекса
3.1. Пути решения основных проблем в машиностроительной отрасли в мире………………………………………………………………………...31
3.2. Предложения по решению основных проблем в машиностроительной отрасли в РФ……………………………………..34
Заключение………………………………………………………………………42
Список использованной литературы…………………………………………...45
Приложение………………………………………………………………………49
Проявившаяся в 1999 году положительная динамика спроса внутреннего рынка на машины и оборудование сохранится и в ближайшие годы. При этом следует ожидать такое увеличения экспорта некоторых видов машиностроительной продукции. Импорт определенной части машин и оборудования, обусловленный ограниченным потенциалом импортозамещения отечественного машиностроения, сохранится на достигнутом уровне. Существенный структурный сдвиг в объемах реализации продукции на внутреннем рынке в результате импортозамещающего фактора ожидается по легковым автомобилям. На мировом рынке машин и оборудования Россия выступает как поставщик узкого круга специализированных изделий, прежде всего техники военного назначения и отдельных видов энергетического оборудования. Развитие российского экспорта машин и оборудования в прогнозируемом периоде до 2015г. может произойти при усилении интеграционных тенденций и подъема экономики стран СНГ. При этом следует ожидать увеличения вывоза продукции российского тяжелого и общего машиностроения для расширения экспорта продукции машиностроения в развивающиеся страны особое значение имеет вocстановление сотрудничества в рамках технического содействия. Весьма значительным остается потенциал российского экспорта оружия и военной техники. Успешное продвижение этой товарной группы на мировой рынок будет достигнуто действенной политической и экономической поддержкой со стороны государства. Реализация отечественных научно-технических проектов организации производства наукоемкой машиностроительной продукции может способствовать значительному увеличению экспорта, доходы от которого могут служить достаточно весомым источником инвестиций в отрасль.36
Одним из наиболее важных и реальных источников привлечения инвестиций в промышленные отрасли в современных условиях является международное сотрудничество. В этом процессе сборочные производства могут играть существенную роль. Но этого не достаточно. Эффективно вписаться в формирующуюся структуру глобального разделения труда может лишь страна, обладающая высокими технологиями, не уступающими лучшим мировым.(ссылка)
Предлагаемые меры по движению к "новой экономике" опираются на "стратегию ускоренной диверсификации", так как основное среди этих мер — стимулирование диверсификации экономики и экспорта, а также перераспределение фискальной нагрузки (включая природную ренту) в пользу развития несырьевых секторов экономики. Предусмотрена также необходимость глубоких изменений производственной инфраструктуры и применения "энергоэффективной" модели преобразования производств в связи с предполагаемым ростом цен на газ и электроэнергию. Среди инструментов достижения экономического роста ключевым названа также опора на российскую фундаментальную науку, научные школы и машиностроение как системообразующую отрасль.
Реализация перечисленных
И чтобы замкнуть инновационную цепочку (от фундаментальных исследований до производства конкурентного продукта), необходимо иметь ряд базовых федеральных центров науки и высоких технологий (ФЦНВТ). В их состав могут войти ведущие институты РАН, отраслевые институты и государственные научные центры, ряд промышленных предприятий, выпускающих современное оборудование. Каждый из таких центров должен заниматься одним—двумя мегапроектами, а его финансирование вестись напрямую, минуя промежуточные инстанции. Центры должны нести ответственность за выход на рынок конкурентного и наукоемкого продукта и осуществлять капитализацию интеллектуальной собственности, созданной совместно с институтами РАН. Потому что только согласованная система стратегических преобразований в машиностроении, экономике и науке позволит выйти на новый уровень качества выпускаемой промышленной продукции, востребованной рынком.38
Заключение
Машиностроение является главной отраслью мировой промышленности, на его долю приходится более 35% всей стоимости мировой промышленной продукции.
Машиностроение делится на три основные отраслевые группы: тяжелая, среднее и точное, которые делятся на подотрасли, такие как судостроение, автомобилестроение, электронное оборудование, выпуск сельскохозяйственных машин, бытовая электроника и многое другое. Преобладающими подотраслями в настоящее время являются автомобилестроение и станкостроение. Они занимают около 30% от мирового производства машиностроения.
На развитие машиностроения влияют ряд факторов: научно – технический прогресс, темпы развития отраслей народного хозяйства, рост материального благосостояния и культурного уровня народа, сырьевые ресурсы страны, место страны в системе международного разделения труда. Но самым важным и определяющим фактором является научно-технический прогресс. Он позволяет внедрить в производство новые технологии что улучшает уровень и качество произведенной продукции.
Современное машиностроение направлена на наукоемкие виды производства: авиационное машиностроение, ракетно-космическое производство, микроэлектроника, робототехника и многое другое.
Ведущие мировые производители машиностроительной продукции сосредоточены в США, Германии, Франции, Японии и Южной Кореи. Эти страны занимают около 50% от всей доли машиностроительного комплекса.
Мировое машиностроение активно внедряет новые технологии в производство. Развивается такие виды отрасли как роботостроение и нанотехнологии. Машиностроение имеет низкую долю вовлеченности молодых специалистов. Хотя сейчас многие учебные заведения имеют техническую направленность, доля новых специалистов в машиностроительной отрасли снижается.
Российское машиностроение
занимает всего лишь ¼ от мирового
машиностроительного
Отечественное машиностроение имеет внутреннюю направленность и низкую долю экспорта продукции из страны, а доля импорта достаточна высока. Но вместе с тем растет количество внутренних и иностранных инвестиций. В стране также велика степень износа оборудования , а новое оборудование закупается заграницей. Поэтому внутреннее производство не развивается.
Современное машиностроение
имеет ряд проблем связанных
с внедрением новых технологий и
нехваткой квалифицированных
Как показывает анализ, российское машиностроение имеет ряд проблем, которые требуют серьезного анализа и мер по их решению:
Таким образом, машиностроение – это главная отрасль промышленности в мире. Она занимает очень важное место в экономическом развитии государства. Сейчас машиностроение имеет неплохие темпы развития в отдельных странах (США, Япония, Южная Корея, Германия и т.д.). Но вместе с тем машиностроение вовсе не развивается в странах «третьего мира». В ближайшем будущем отрасль машиностроения глобализируется, в связи с переходом всего мира на неоиндустриальную эпоху, где велико влияние технологий. Сейчас машиностроение в мире развивается очень быстро и скоро станет важнейшим индикатором развития и процветания экономики государства.
Список использованной литературы
Приложение 1
ИНДЕКСЫ ПРОИЗВОДСТВА ПО отдельнымвидам экономической деятельности
(в процентах к предыдущему году)
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 | |
Добыча полезных ископаемых,
обрабатывающие производства, производство
и распределение |
105,1 |
106,3 |
106,8 |
100,6 |
90,7 |
108,2 |
Добыча полезных ископаемых1) |
101,4 |
102,8 |
103,3 |
100,4 |
99,4 |
103,6 |
из нее: |
||||||
добыча топливно-энергетических
полезных |
102,0 |
102,7 |
102,7 |
100,1 |
100,4 |
103,1 |
добыча полезных ископаемых,
кроме |
97,7 |
104,2 |
104,0 |
101,1 |
92,6 |
107,3 |
Обрабатывающие производства1) |
107,6 |
108,4 |
110,5 |
100,5 |
84,8 |
111,8 |
из них: |
||||||
производство пищевых
продуктов, включая напитки, |
106,6 |
107,3 |
107,3 |
101,9 |
99,4 |
105,4 |
текстильное и швейное производство |
103,6 |
111,8 |
99,5 |
94,6 |
83,8 |
112,1 |
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви |
100,2 |
122,0 |
102,3 |
99,7 |
99,9 |
118,7 |
обработка древесины и производство изделий из дерева |
107,1 |
103,6 |
107,9 |
99,9 |
79,3 |
111,4 |
целлюлозно-бумажное
производство; издательская |
103,6 |
106,7 |
108,3 |
100,3 |
85,7 |
105,9 |
производство кокса и нефтепродуктов |
104,4 |
106,6 |
102,8 |
102,8 |
99,4 |
105,0 |
химическое производство |
104,1 |
104,7 |
106,6 |
95,4 |
93,1 |
114,6 |
производство
резиновых и пластмассовых |
116,4 |
121,0 |
125,5 |
122,8 |
87,4 |
121,5 |
производство прочих неметаллических минеральных продуктов |
104,9 |
114,2 |
108,3 |
97,1 |
72,5 |
110,7 |
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий |
107,0 |
109,7 |
104,5 |
97,8 |
85,3 |
112,4 |
производство машин и оборудования |
99,7 |
111,7 |
126,7 |
99,5 |
68,5 |
112,2 |
производство
электрооборудования, электронного |
133,2 |
115,0 |
110,9 |
92,6 |
67,8 |
122,8 |
производство транспортных средств и оборудования |
107,1 |
104,7 |
107,8 |
100,4 |
62,8 |
132,2 |
прочие производства |
108,7 |
109,8 |
104,6 |
98,3 |
79,3 |
117,7 |
Производство
и распределение |
100,9 |
103,4 |
99,4 |
100,6 |
96,1 |
104,1 |
Информация о работе Основные тенденции и проблемы развития машиностроения в мировой экономике