Основные теоретические модели экономического роста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 03:19, курсовая работа

Описание

Целью исследования является изучение темы «Экономический рост» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике. В рамках достижения поставленной цели автором были поставлены и решения следующие задачи: 1. Рассмотреть методологические основы и содержание кейнсианской модели экономического роста (модели Харрода – Домара).
2. Проанализировать теоретическое обоснование и содержание неоклассической модели экономического роста (модель Солоу-Свана);
3. Рассмотреть экономический рост национальной экономики Республики Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА. 1 Методологические основы и содержание кейнсианской модели экономического роста (модели Харрода – Домара) 5
1.1 Сущность и темпы экономического роста 5
1.2 Предпосылки возникновения моделей экономического роста Домара-Харрода 10
1.3 Модель экономического роста Е.Домара 13
1.4 Модель экономического роста Р.Харрода 18
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ НЕОКЛАССИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА (МОДЕЛЬ СОЛОУ-СВАНА) 20
ГЛАВА 3. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА БЕЛАРУСИ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ 29
3.1 Основные направления экономического развития Республики Беларусь за период 2007-2012 гг. 29
3.2 Перспективы экономического роста в Республике Беларусь 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЯ 43

Работа состоит из  1 файл

КУРС-РАБ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ.doc

— 645.00 Кб (Скачать документ)

 

Рисунок 6. Уровень потребления.

Если выбрано k*<k**, то объём выпуска увеличивается  в большей степени, чем величина выбытия (линия f(k*) на графике круче, чем dk*), а значит разница между ними, равная потреблению, растет. При k*>k** увеличение объема выпуска меньше роста выбытия, т.е. потребление падает. Рост потребления возможен лишь до точки k**, где оно достигает максимума (производственная функция и кривая dk* имеют здесь одинаковый наклон). В этой точке увеличение запаса капитала на единицу даст прирост выпуска, равный предельному продукту капитала (МРК), и увеличит выбытие на величину d (износ на единицу капитала). Роста потребления не будет, если весь прирост выпуска будет использован на увеличение инвестиций для покрытия выбытия. Таким образом, при уровне фондовооруженности, соответствующем "золотому правилу" (k**), должно выполняться условие: МРК=d (предельный продукт капитала равен норме выбытия), а с учетом роста населения и технологического прогресса: МРК=d+n+g [25, с. 14].

Если экономика в  исходном состоянии имеет запас  капитала больший, чем следует по "золотому правилу", необходима программа по снижению нормы накопления. Эта программа обусловливает увеличение потребления и снижение инвестиций. При этом экономика выходит из состояния равновесия и вновь достигает его при пропорциях, соответствующих "золотому правилу".

Если экономика в  исходном состоянии имеет запас  капитала меньше, чем k**, необходима программа, направленная на повышение нормы сбережения. Эта программа первоначально приводит к росту инвестиций и падению потребления, но по мере накопления капитала с определенного момента потребление вновь начинает расти. В результате экономика достигает нового равновесия, но уже в соответствии с "золотым правилом", где потребление превышает исходный уровень. Данная программа обычно считается непопулярной в связи с наличием "переходного периода", характеризующегося падением потребления, поэтому её принятие зависит от межвременных предпочтений политиков, их ориентации на краткосрочный или долгосрочный результат [22, с. 203].

Представленная модель не свободна и от недостатков. Модель анализирует состояния устойчивого  равновесия, достигаемые в длительной перспективе, тогда как для экономической политики важна и краткосрочная динамика производства и уровня жизни. Многие экзогенные переменные модели Солоу - s, d, n, g - было бы предпочтительнее определять внутри модели, поскольку они тесно связаны с другими ее параметрами и могут видоизменять конечный результат. Модель не включает также целый ряд ограничителей роста, существенных в современных условиях - ресурсных, экологических, социальных. Используемая в модели функция Кобба—Дугласа, описывая лишь определенный тип взаимодействия факторов производства, не всегда отражает реальную ситуацию в экономике. Эти и другие недостатки пытаются преодолеть современные теории экономического роста.

В неоклассической модели роста объём выпуска в устойчивом состоянии растет с темпом (n+g), а выпуск на душу населения — с темпом g, т.е. устойчивый темп роста определяется экзогенно. Современные теории эндогенного роста пытаются определить устойчивый темп роста в рамках модели, эндогенно, связывая его со всеми возможными количественными и качественными факторами: ресурсными, институциональными и др.

Сторонники концепции "экономики предложения" полагают, что увеличение темпов роста при полной занятости возможно прежде всего путём сокращения регулирующего вмешательства извне в рыночную систему.

Таким образом, рассмотренная модель Солоу позволяет описать механизм долгосрочного экономического роста, сохраняющий равновесие в экономике и полную занятость факторов. Она выделяет технический прогресс как единственную основу устойчивого роста благосостояния и позволяет найти оптимальный вариант роста, обеспечивающий максимум потребления.

 

ГЛАВА 3. НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА БЕЛАРУСИ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ

3.1 Основные  направления экономического развития  Республики Беларусь за период 2007-2012 гг.

 

В отличие от большинства постсоциалистических республик, выбравших «шоковый» вариант перехода к рыночной системе хозяйствования в соответствии с рекомендациями МВФ, Беларусь предпочла эволюционный путь рыночных преобразований. Государство отказалось от масштабной приватизации государственных предприятий, сохранив над ними административный контроль. Так, доля продукции частных предприятий (иностранные, совместные, общества с ограниченной ответственностью, частные) в общем объеме ВВП колеблется от 15% до 25%, при этом число работающих на этих предприятиях составляет менее 10%. [26-31]

После первоначального  переходного периода, характеризующегося резким падением валового внутреннего продукта, страна переживала устойчивый экономический рост, сохраняя при этом некоторые характеристики плановой экономики.

Среди факторов экономического роста на данном этапе нужно, прежде всего, выделить прямые факторы, а именно, существенные субсидии, извлекаемые из льготных цен на энергоносители (нефть и газ) и торговые льготы, предоставленные Россией.

В свете нового соглашения по ценам на энергоносители, инициированного  Россией, некоторые из этих преимуществ  будут постепенно исчезать. Таким  образом, к 2011 году цены на энергоносители, оплачиваемые белорусскими импортерами, достигнут уровня мировых цен. В то же время международный экономический кризис наносит тяжелый ущерб экспорту и росту ВВП в Беларуси [30].

На протяжении последнего десятилетия Беларусь переживала беспрецедентный  период роста. Нарастающим препятствием для устойчивости данного роста  является глобальный финансовый и экономический кризис 2008-2009 года и относительный рост цен на энергоносители вследствие постепенного прекращения субсидирования и постепенного достижения ими уровня мировых рыночных цен. Притоки ПИИ были традиционно очень низкими, поскольку им не благоприятствовали частые изменения общей политики и изменчивая политика по отношению к развитию частного сектора.

В годы, непосредственно  следующие за провозглашением независимости, экономика Беларуси переживала спад, и инфляция была неконтролируемой. Через пять лет после провозглашения независимости ВВП на душу населения уменьшился до одной третьей от его уровня 1991 года. После выборов в 1994 году правительство взяло курс на формирование социально ориентированной рыночной экономики, начало следовать новой стратегии роста и приняло политику кредитной экспансии в сочетании со строгим контролем заработной платы, цен и производства продукции. Оно также благоприятствовало широкой государственной поддержке промышленности и сельского хозяйства, что часто включало в себя вмешательства в решения о выделении кредитов центрального банка.

Изначально стратегия  роста имела положительные эффекты. Экономическому росту способствовали такие факторы как стимулирование занятости и внутреннего потребления, что, до некоторой степени, смягчило эффекты распада Советского Союза. Экономика начала расти, и ВВП на душу населения вернулся к уровням, предшествующим провозглашению независимости. Однако эта стратегия оказалась неустойчивой. Инфляция, которая резко уменьшилась с 2000% в 1994 году до 53% в 1996 году, начала расти снова, превысив 200% в 1999 году. Система множественных обменных курсов, поддерживаемая с первых лет переходного периода, была объединена. Экономика ответила на изменения политики и начала расти довольно быстрыми темпами, поддерживая рост на уровне более 8% с 2004 года до 2008 года (смотреть рисунок 3.1) [26-31].

В 2000 году правительство начало восстановление макроэкономического порядка и взяло инфляцию под контроль путем ужесточения денежно-кредитной политики – повышение ссудных процентов и ограничение вмешательства правительства в распределение кредитных средств. Оно начало также отходить от бартерной системы, которая сложилась с Россией, усовершенствовало управление центральным бюджетом (следуя международным стандартам бухгалтерского учета) и укрепило бюджет. Таким образом, на протяжении последних 5 лет (кроме кризисного 2009 г.) наблюдается стабильный и поступательный рост валового внутреннего продукта. Необходимо отметить, что по итогам 9 мес. 2010 г. эксперты Международного валютного фонда пересмотрели прогноз роста ВВП Беларуси в текущем году в большую сторону - с 2,4% до 7,2% (таблица 3.1).

 

Таблица 3.1

Показатели ВВП Республики Беларусь в 2006-2011 гг. [26-31]

Год

2007

2008

2009

2010

2011 (прогноз)

Темп роста ВВП, %

110

108,61

110,2

100,2

106-108

ВВП, млрд.руб.

8145

10015

13407

14153

15143,7


 

Данный комплекс мероприятий  по стимулированию и интенсификации экономического развития посредством  воздействия на косвенные факторы  экономического роста в стране стимулировал рост основных показателей экономической эффективности, и как следствие, рост реальных доходов и заработной платы населения, повышение уровня занятости при стабильном уровне потребительских цен (таблица 3.2)

 

Таблица 3.2

Показатели эффективности белорусской экономики 2000-2011 гг. [26-31]

 

2000

2004

2008

2011

Численность безработных, в % к экономически активному населению

2,1

1,9

1,2

0,9

Реальные денежные доходы населения, в процентах к предыдущему году

114,1

109,8

117,8

104,9

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата работников, тыс. руб.

58,9

347,5

582,2

944

Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах)

207,5

114,4

106,6

13,4


 

Экономическому росту  в Беларуси способствовали также  внешние факторы. В начальный  период независимости Беларусь интенсивно работала над перестройкой торговли с Россией. Благодаря соглашениям, заключенным в то время, Беларусь имела возможность сохранить льготное ценообразование на импорт нефти и газа, которым она пользовалась с советского периода, и закрепить преимущественный доступ на рынок для своей продукции. Это предоставило Беларуси возможность получить существенную выручку от реэкспорта нефти и газа. Например, к 2004 году Беларусь покупала газ у России по 48 долларов США за 1000 кубометров, тогда как Западная Европа платила 135 долларов США. Аналогичным образом Беларусь платила по 25 долларов США за баррель нефти по сравнению с международной ценой в 37 долларов США. Дешевые энергоносители, привилегированный доступ к российскому рынку и более низкие ставки заработной платы сделали белорусский экспорт в Россию весьма конкурентоспособным [26-31].

Одновременно экономический  рост России стимулировал спрос на более дешевые белорусские товары. Быстрый темп экономического роста начал несколько снижаться с 2006 года, сократившись с 10 до 8%. Рост цен на нефть и газ в 2007 году, последовавший за новым соглашением с Россией по энергоносителям, явился важным фактором, объясняющим данное снижение темпа, поскольку 97% производства электроэнергии в Беларуси основано на газе, большая часть которого поставляется Россией. С 2010 г. условия поставок российских энергоносителей в Беларусь существенно изменились. Россия в 2010 г. беспошлинно поставит Беларуси только 6,3 млн. тонн нефти для внутреннего потребления. Кроме того, стороны согласовали и механизм расчета объема нефти, поставляемой беспошлинно на следующие годы. При этом Россия будет поставлять в Беларусь нефть в объеме, необходимом для внутреннего потребления за минусом внутренней добычи самой Беларуси, т.е. 6,3 млн. тонн - это 8 млн. внутреннего потребления корзины нефтепродуктов в Беларуси за вычетом 1,7 млн. тонн внутренней добычи в республике. В соответствии с контрактом между двумя странами, рассчитанная по формуле цена газа для Беларуси в I квартале 2010 г. составит около $168 за тысячу кубометров. В 2009 году средняя цена поставок газа в Беларусь была ниже на 11% - около $150 [29].

 

3.2 Перспективы экономического роста в Республике Беларусь

 

Для принятия мер в ответ на изменения условий поставок энергоносителей начали реализовываться правительственные инициативы по переходу от использования газа к использованию энергии ветра и воды в качестве возможных альтернативных энергоносителей, включая ПИИ в данные области.

Вместе с тем рост экономических показателей позволил в определенной мере стимулировать  внутренний потребительский рынок, оптимизировать систему управления экономикой, отвечающую реалиям перехода к рыночной экономике, улучшить систему социальной защиты населения. Определились новые подходы и принципы проведения экономических реформ.

В системе рыночных преобразований одно из центральных мест заняла трансформация  отношений собственности, которая  с целью создания устойчивых предпосылок для экономического роста должна обеспечить кардинальное повышение эффективности функционирования как отдельных предприятий, так и экономики в целом. Республика Беларусь, учитывая негативный опыт реформирования экономики в других странах, не пошла по пути обвальной приватизации, а выбрала в качестве основных принципов рост эффективности производства, нахождение стратегического инвестора, участие трудового коллектива в принятии решений при сохранении государственного контроля за этим процессом с целью исключения неэффективного и незаконного перераспределения собственности.

Информация о работе Основные теоретические модели экономического роста