Основы управления качеством кредитного портфеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 16:37, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является раскрытие теоретических основ управления качеством кредитного портфеля, рассмотрение характера современной практики управления качеством кредитного портфеля и формулирование основных направлений по ее совершенствованию.
В этих целях задачами работы являлись:
- определение сущности понятий "кредитный портфель" и "качество кредитного портфеля";
- обоснование критериев и показателей оценки качества кредитного портфеля;
- рассмотрение управления качеством кредитным портфелем как целостной системы;
- анализ современной практики управления качеством кредитного портфеля и оценка ее на соответствие требованиям нормативных документов Банка России;
- определение направлений по решению проблем в сфере управления качеством кредитных вложений.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
I. Теоретические основы управления качеством кредитного портфеля
1.1 Понятия кредитного портфеля и его качества
1.2 Система элементов оценки качества кредитного портфеля
1.3 Функции и основные элементы системы управления кредитным портфелем банка
II. Анализ современной практики управления качеством кредитного портфеля и ее оценка
2.1 Современные подходы к управлению качеством кредитного портфеля
2.2 Анализ качества кредитного портфеля банка
III. Проблемы и направления современной практики управления качеством кредитного портфеля
3.1 Проблемы оценки качества и управления качеством кредитного портфеля
3.2 Направления развития системы управления качеством кредитного портфеля
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1. Система коэффициентов для сводной оценки качества кредитного портфеля
Приложение 2. Содержание элементов методики оценки качества сегмента кредитного портфеля в части ссуд юридическим лицам
Приложение 3. Классификация банковских рисков
Приложение 4. Классификация ссуд исходя из формализованных критериев оценки кредитных рисков
Приложение 5. Условный расчет размера кредитного риска
Приложение 6. Обновленная система оценки кредитоспособности хозяйствующих субъектов

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 105.32 Кб (Скачать документ)

Операционный риск связан с состоянием управления кредитным  процессом. Он определяется качеством  кредитной политики, в том числе  установленными стандартами кредитоспособности, выбором приемлемых способов обеспечения, эффективностью мер по обеспечению  возврата кредита и политики сбора  платежей (инкассации).

Кредитный риск зависит как  от внешних (состояние экономической  среды, кредитоспособность клиентов, рыночная стоимость обеспечения), так и  от внутренних факторов (качество кредитной  политики и уровень организации  кредитования, в том числе возможность  ошибочных действий кредитных работников и злоупотреблений).

Кредитный риск, связанный  с неблагоприятными изменениями  на макроэкономическом уровне, ухудшением общей экономической ситуации, влияющий на всех без исключения заемщиков, называют систематическим кредитным риском.

Возможности воздействия  на внешние факторы ограниченны, хотя своевременными действиями кредитор может в известной мере смягчить их влияние и предотвратить крупные  потери, контролируя уровень риска  каждой конкретной сделки и кредитного портфеля в целом. Очевидно, что основные рычаги минимизации кредитного риска  лежат в сфере организации  кредитного процесса и управления им. В рамках последнего выделяется особое направление деятельности - управление риском. В самом общем виде управление риском можно определить как деятельность хозяйствующих субъектов, направленную на своевременное выявление и  оценку возможных негативных воздействий, а также минимизацию последствий  этих воздействий на ход кредитного процесса.

В этой деятельности центральное  место занимает изучение кредитоспособности заемщика.

Для того чтобы оценить  степень подверженности риску неуплаты того или иного кредита, зарубежные банки, как правило, обращаются в  специализированные кредитные агентства (бюро кредитных историй) с целью  получить информацию о финансовом положении  данного предприятия или физического  лица. Отчет содержит в себе сведения об истории компании, ее операциях, рынках продукции, филиалах, регулярности оплаты счетов, размера задолженности  и т.д. К примеру, в США крупнейшее кредитное агентство "Дэн энд  Брэдстрит" регулярно публикует  отчеты о состоянии дел миллионов  коммерческих фирм. Сведения об оплате торговых отчетов американскими  компаниями дает также Национальная информационная кредитная служба. Во Франции подобная информация о предприятиях содержится в картотеке Банка  Франции. Она включает четыре раздела. Первый состоит из 10 групп, в которых  предприятия распределяются в зависимости  от размера баланса. Второй - из 7 групп  с шифром от 0 до 6, где предприятия  распределяются по степени доверия, оказываемого им руководителями других организаций, с которыми у данных предприятий имеются деловые  связи. В третьем разделе предприятия  классифицируются по их неплатежеспособности, т.е. фиксируются все случаи неплатежей, и в зависимости от этого клиенты  делятся на три группы, которые  шифруются цифрами 7, 8, 9, где "7" означает пунктуальность выплат, отсутствие трудностей, "8" - временные затруднения, не подрывающие платежеспособность, и "9" - ненадежность клиента. Четвертый - разделяет всех клиентов на две  группы: векселя и ценные бумаги, которые будут переучтены Банком Франции или нет.

До принятия ФЗ "О кредитных  историях" в банковской системе  Российской Федерации существовали определенные сложности в системе  обмена информацией о заемщиках  между банками. По официальному запросу  банка второго уровня Центральный  банк РФ передавал ему лишь информацию о заемщике, содержащуюся в кредитном  регистре: общая сумма задолженности, сроки ее погашения, ее классификация, сведения о залогах, количество банков-кредиторов этого заемщика, без указания наименования банка. Теперь, с принятием нового Закона, банк-кредитор может получить необходимую информацию в бюро кредитной  истории при наличии лишь письменного  согласия субъекта кредитной истории, что должно снизить риск заключения договора займа (кредита) с неблагонадежными клиентами.

В настоящее время в  России действуют два бюро кредитных  историй национального масштаба: Национальное бюро кредитных историй  при Ассоциации российских банков (ОАО "НБКИ АРБ") и бюро "Экспириан-Интерфакс" (Experian - in terfax).

Банками-участниками ОАО "НБКИ АРБ", например, являются: ОАО "Внешторгбанк", ОАО "Альфа-Банк", ЗАО "Газпромбанк", ЗАО "ДельтаБанк", ООО "Первый чешско-российский банк", АКБ "Сбербанк" (ОАО), КБ Ситибанк (ЗАО), КБ "Юниаструм Банк" (ООО), ОАО "ИМПЭКСБАНК", АКБ "АК БАРС" (ОАО), ОАО Банк Зенит, КБ "Петрокоммерц" (ОАО), некоммерческое партнерство "Национальное бюро кредитной информации", CRIF S.p.a. (Италия) и корпорация "Транс Юнион  Интернешнл" (США). Целью деятельности ОАО "НБКИ АРБ" является создание национальной системы учета кредитных  историй, учреждение и обеспечение  деятельности бюро кредитных историй, соответствующего международным стандартам и законодательству Российской Федерации  и др. Наряду с вышеуказанными бюро в России действует также компания ООО "ОБКИ" - первое российское Объединенное Бюро Кредитных Историй.

Контроль и надзор за деятельностью  бюро кредитных историй, созданных  на территории РФ, осуществляется уполномоченным государственным органом - Федеральной  службой по финансовым рынкам. Данная служба проводит контрольно-ревизионные  мероприятия на основании утвержденного  плана, устанавливает требования к  финансовому положению и деловой  репутации участников бюро кредитных  историй, ведет государственный  реестр БКИ и т.д.

Таким образом, ФЗ "О кредитных  историях" создал правовую основу минимизации  кредитных рисков, способствует дальнейшему  развитию правовой базы в этом направлении, повышает защищенность кредиторов и  заемщиков за счет общего снижения кредитных рисков путем создания единой информационной базы, доступной  всем пользователям кредитной истории. Кредитная система пополнилась  дополнительным звеном, необходимым  для осуществления надежного  кредитования и снижения кредитных  рисков к минимуму.

Основу кредитного портфеля составляют вложения в реальный сектор экономики (рост за год с 1, 6 млрд. рублей до 2, 9 млрд. рублей), на которые приходится 70% от общего объёма предоставления кредитов. Являясь универсальным коммерческим банком, АКБ "Инвестбанк" (ОАО) предоставляет  кредиты корпоративным клиентам различных отраслей экономики. Более  половины (64,5%) кредитов, предоставленных  им, занимают вложения в промышленность.

III. Проблемы и  направления современной практики  управления качеством кредитного  портфеля

3.1 Проблемы оценки  качества и управления качеством  кредитного портфеля

Развитие кредитных операций требует повышения качества управления кредитами в целях ограничения  кредитного риска. Важным элементом  является совершенствование подходов кредитных организаций к построению эффективной системы управления кредитами и банковскими рисками. Изучение деятельности кредитных организаций  показывает, что в целом в банках создана основа для управления качеством  кредитного портфеля: определены стратегии  в области кредитования, в рамках которых образованы структуры управления кредитным процессом; разработаны  механизмы кредитования, методики оценки качества кредитов; разграничены уровни управления, определены задачи и полномочия для каждого уровня; имеется информационное обеспечение, кадровое, системы безопасности; созданы системы внутреннего  контроля и оценки рисков.

Однако, как показывает практика, наличие в банке кредитной  политики, регламентов и процедур оценки качества активов, организации  процесса кредитования не являются гарантией  высокого уровня управления качеством  кредитов. Критериями оценки эффективности  управления кредитным портфелем  являются результаты их применения банками  на практике.

В целом действующие в  банках системы управления качеством  кредитного портфеля характеризуются  следующими недостатками:

- бессистемностью формирования  кредитного портфеля;

- слабым осознанием работниками  банка, участвующих в кредитном  процессе, выработанной банком стратегии  и целей кредитования;

- отсутствием у руководителей  банка практического опыта в  организации системного подхода  управления качеством кредитного  портфеля;

- слабой проработкой банками  принципов и механизмов управления  качеством кредитного портфеля; консервативность анализа кредитного  портфеля;

- слабым развитием информационных  систем управления; слабой проработкой  методов управления кредитным  портфелем;

- ошибками руководства  и работников, допускаемых в работе  с кредитным портфелем и оценке  качества кредитов;

- нечетким разграничением  полномочий между кредитными  работниками банка;

- недостатками в организации  системы внутреннего контроля.

В российской практике процесс  управления качеством кредитного портфеля не регламентирован четко нормативными документами Банка России, что  может быть обусловлено невозможностью разработки одной стандартной модели построения систем управления кредитами  и оценки качества кредитов для всех банков и видов ссудной задолженности.

Кроме того, в рамках оценки банками качества ссуды отсутствуют  четкие рамки для анализа финансового  положения заемщика, оставляя за кредитными организациями право самостоятельного выбора и использования критериев  и показателей оценки финансового  состояния заемщиков.

С одной стороны это  объяснимо тем, что при анализе  финансового положения заемщика нормативным документом невозможно определить всю совокупность возможных  факторов, которые могут повлиять на величину риска по ссуде, и их существенность. Уходя от формальных оценок, Банк России определил лишь общие необходимые к применению банками подходы, предоставив им, таким образом, возможность учитывать  на практике конкретные особенности  деятельности заемщиков.

При этом банкам необходимо понимать, что показатели оценки качества ссуд на основании оценки финансового  положения заемщиков не могут  быть общими для всех видов кредитов и категорий заемщиков. На оценку финансового положения заемщика оказывают влияние различные  факторы его деятельности.

С другой стороны, в связи  с отсутствием стандартизированного подхода к оценке кредитоспособности заемщика, банки используют разный по количеству и качеству набор показателей, что в некоторых кредитных  организациях негативным образом отражается на полноте и достоверности оценки финансового положения заемщика (как правило, в целях улучшения  показателей финансового положения  и завышения качества кредитного портфеля).

3.2 Направления  развития системы управления  качеством кредитного портфеля

Кредитным организациям в  целях построения эффективной системы  управления качеством кредитного портфеля необходимо обеспечить проведение комплекса  мероприятий, в частности:

- формирования кредитного  портфеля в соответствии с  выбранной стратегией кредитования, периодически корректируемой на  рыночную ситуацию, а также удовлетворяющего  оптимальным показателям кредитного  риска, ликвидности и рентабельности;

- проведения подбора квалифицированного  персонала, который будет выполнять  свои функции под руководством  опытных менеджеров при наличии  четкой мотивации труда;

- возложения на руководство  банка ответственности за формирование  в банке кредитной культуры, позволяющей  выполнять поставленные цели;

- разработки четкого механизма  по исследованию рынка, управлению  продаж, подготовке персонала, идентификации  потенциальных клиентов и анализа  перспектив их кредитования;

- проведения постоянного  мониторинга кредитных активов,  учитывая относительную нестабильность  кредитного портфеля, в первую  очередь, на предмет выявления  ухудшающихся кредитов и отказа  от них (вызывающий опасение  кредит нужно выявить до его  перехода к разряду проблемного  - чтобы своевременно принять  решение о сохранении или прекращении  кредитных отношений);

- достижения устойчивой  рентабельности за счет регулирования  концентрации кредитов и определения  целевых показателей кредитования  таких, например, как максимальный  уровень объема проблемных кредитов  от общего объема текущих кредитов; максимальный объем кредитов  с просрочкой по платежам (в  разбивке по срокам просрочки); максимальный объем кредитов, проценты  по которым не выплачиваются;  максимальный объем убытков от  списания проблемных кредитов;

- регулярного проведения  анализа ретроспективного и текущего  состояния кредитного портфеля  для своевременного информирования  руководства банка об отступлениях  от стратегии кредитования и  формирования объективной управленческой  информации.

При построении банками систем управления качеством кредитного портфеля необходимо соответствующее методологическое обеспечение, в том числе, со стороны  органа банковского надзора. Актуальность в разработке методологии управления качеством кредитного портфеля обусловлена, в свою очередь, реализацией новых  международных подходов, определенных европейским соглашением по банковскому  надзору (Базель II).

Внедрение нововведений Базеля II приведет к пересмотру принципов  оценки кредитного риска, являющимся одним  из критериев оценки качества кредитов. В частности при оценке кредитного риска банкам представится возможность  применения одного из трех подходов: стандартизированного (устанавливаемого регулятором - Банком России - для обязательного исполнения всеми кредитными организациями); базового (на основе стандартизированного подхода, но доработанного внутренними рейтингами банка); усовершенствованного (полностью  на основе внутренних рейтингов банка; при всём этом такая модель оценки должна быть подтверждена банком показателями ретроспективного анализа за период не менее 7 лет и утверждена регулятором). Подход на основе внутренних рейтингов  фиксирует перечень тех параметров, которые должны учитываться при  расчете кредитного риска, предоставляя банку возможность самому определять значения этих параметров. При разработке моделей оценки кредитного риска  по ссудам должны быть приняты во внимание такие количественные параметры  определения величины кредитного риска  и оценки качества кредитов, как  вероятность дефолта (банкротства); потери в случае дефолта; риск при  дефолте; экономический срок исполнения обязательств. Механизмы снижения кредитного риска и повышения качества кредитных  активов аналогичны российским механизмам, например, обеспечение, залог, гарантии, поручительства, неттинговые соглашения, разновидность производных финансовых инструментов (например, кредитные  деривативы).

Информация о работе Основы управления качеством кредитного портфеля