Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 18:15, курсовая работа
Стандартное определение фискальной политики обычно указывает на совокупность мер, предпринимаемых правительством по оптимизации государственных расходов и налогообложения для решения стратегических государственных задач. Более широкое определение лишь уточняет инструменты и цели, стоящие перед экономикой: меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса и экономического роста при производстве не инфляционного валового продукта.
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Особенности фискальной политики в Республике Беларусь»
Введение
Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, оказывающей непосредственное влияние на благосостояние каждого, и на всех его уровнях имеет важное значение в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса (бюджетные финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики посредством инвестирования, дотаций и т.д.).
Фискальная политика, являясь
ключевым элементом государственного
финансового регулирования, проникает
во все сферы финансовой деятельности
государства посредством
Тема фискальной политики
на сегодняшний день весьма актуальна,
так как судьба каждого человека,
живущего в Республике и судьба всей
страны в целом зависит от того,
как правительство будет
Безусловно, невозможно в одной работе досконально рассмотреть фискальную политику со всеми ее особенностями. Но тем не менее в данной работе была сделана попытка рассмотреть проблемы и особенности осуществления на территории Республики Беларуси фискальной политики, проводимой нашим правительством.
Цель данной курсовой работы заключается в изучении фискальной политики Республики Беларусь и рассмотрении ее целей, типов и инструментов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить финансовую систему
государства её понятие,
2. Выявить экономическую сущность фискальной политики;
3. Рассмотреть государственный
бюджет, как основной инструмент
реализации фискальной
4. Проанализировать основные направления совершенствования фискальной политики РБ на современном этапе.
1. Финансовая система и фискальная политика
1.1 Финансовая система
государства: понятие,
Финансовая система - это
совокупность финансовых отношений, связанных
с использованием фондов денежных средств
через соответствующие
Финансы, как экономическая категория, представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе распределения, перераспределения и использования денежных фондов для обеспечения общественных потребностей.
Система финансовых отношений включает:
1) денежные отношения,
складывающиеся между
2) денежные отношения,
складывающиеся между
3) денежные отношения между
предприятиями и банковской
4) денежные отношения,
складывающиеся внутри
во-первых, между предприятием в целом и его структурным подразделениями;
во-вторых, между предприятием и работниками по поводу оплаты и труда;
5) денежные отношения между
государственными органами
6) денежные отношения между государством и населением по поводу получения выплат и льгот из общественных фондов потребления и т.д.
Совокупность финансовых отношений и соответствующих им учреждений образует финансовую систему. К финансовым учреждения относятся национальные и коммерческие банки, финансово-кредитные учреждения и финансовые небанковские посредники и др.
С помощью финансовой системы
воспроизводятся все процессы по
перераспределению
В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято разделять на две сферы:
- централизованные (государственные);
- децентрализованные финансы.
Централизованные финансы
- система формирования и использования
фондов денежных средств, предназначенных
для обеспечения деятельности государственных
и муниципальных органов
Децентрализованные финансы
- форма организации денежных отношений,
движения фондов денежных средств, формируемых
на уровне различных предприятий, организаций,
иных субъектов хозяйственной
Децентрализованные финансы являются основой финансовой системы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансов государства.
Децентрализованные финансы образуют:
- финансы предприятий,
которые включают фонд
- финансы организаций и учреждений;
- бюджеты семей.
Также финансовая система также подразделяется на четыре подсистемы:
1) Финансы хозяйствующих
субъектов (предприятий и
2) Финансы домашних хозяйств;
3) Государственные финансы;
4) Муниципальные финансы.
К финансам предприятий относятся
финансы предприятий как
К финансам домашних хозяйств относят совокупность денежных отношений по поводу создания и использования фондов денежных средств, в которые вступают домашнее хозяйство и его отдельные участники в процессе свой жизнедеятельности.
Центральное место в финансовой системе занимают государственные финансы. В состав государственных финансов входят государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, которые функционируют на разных уровнях управления (общегосударственном, региональном, местном).
Государственный бюджет самый
крупный денежный фонд, который использует
правительство для
Государственный бюджет - это
совокупность финансовых отношений, возникающих
между государством и юридическими,
физическими лицами по поводу создания,
распределения, использования
В силу своего особого положения
государственный бюджет взаимодействует
с другими звеньями финансовой системы,
оказывая им при необходимости помощь.
Она производится путем передачи
денежных средств из центрального государственного
фонда муниципальным финансовым
фондам, фондам государственных предприятий
и специальным
Государственный бюджет состоит
из двух взаимосвязанных и
Доходы и расходы бюджета
- это объективно обусловленные категории,
каждая из которых имеет общественное
значение; доходы служат финансовой базой
деятельности государства, расходы - удовлетворению
общегосударственных
Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.
Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.
Доходы государственного
бюджета традиционно
Подавляющая часть текущих доходов республиканского бюджета Беларуси формируется за счет таких налогов, как налог на добавленную стоимость, прямые налоги на доходы и прибыль, акцизы, доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций.
Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и
количественной сторон. Качественная
характеристика позволяет установить
экономическую природу и
В Республике Беларусь можно выделить следующие основные группы расходов:
- расходы на финансирование национальной экономики;
- затраты на науку;
- расходы на здравоохранение,
образование, социальную
- затраты на содержание
органов государственного
- правоохранительную
- расходы на национальную оборону и т.д.
На уровне штатов, земель областей, городов, районов действуют местные органы власти. Их деятельность финансируется за счет местных денежных фондов - местных финансов. Как правило, они не являются составной частью государственного бюджета, относительно самостоятельны.
Составными частями местных
финансов являются: местные бюджеты,
местные фонды специального назначения
и финансы муниципальных
Местный бюджет имеет такую же структуру, как и государственный. Он включает доходы и расходы местных органов власти, действует на территории административных единиц, органы которых его принимали.
Доходная часть местного бюджета формируется за счет налоговых
поступлений, являющихся собственностью местных органов власти, субсидий и дотаций из центрального бюджета и муниципальных займов.
Местные налоги, как правило, подразделяются на несколько групп. Первую группу во всех странах составляют налоги, которые используются исключительно для формирования местного бюджета. Вторая группа отражает специфику налоговой системы страны. Особую группу налогов, поступающих в местный бюджет, составляют налоги на занятие торговлей и выдачу лицензий.
Местные органы власти, распоряжаясь принадлежащей им собственностью, получают дополнительные средства в бюджет.
Доходная часть местных бюджетов недостаточна для финансирования деятельности местных органов власти. Поскольку их деятельность связана не только с выполнением местных задач, но и участием в выполнении общегосударственных программ, правительство из государственного бюджета выделяет им финансовую помощь в виде субсидий и субвенций. И субсидия, и субвенция - это государственная дотация местному бюджету.
В настоящее время бюджетная система Республики Беларусь включает в себя республиканский бюджет, бюджет г. Минска и местные бюджеты. Наша бюджетная система основывается на принципах единства, самостоятельности всех бюджетов, их полноты, реальности и гласности. Принцип единства означает сосредоточение в госбюджете всех производимых расходов и получаемых доходов; государство должно иметь лишь один бюджет. Это обеспечивает установление более эффективного контроля за финансами со стороны законодательных органов.
Информация о работе Особенности фискальной политики в Республике Беларусь