Особенности фискальной политики в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 18:15, курсовая работа

Описание

Стандартное определение фискальной политики обычно указывает на совокупность мер, предпринимаемых правительством по оптимизации государственных расходов и налогообложения для решения стратегических государственных задач. Более широкое определение лишь уточняет инструменты и цели, стоящие перед экономикой: меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса и экономического роста при производстве не инфляционного валового продукта.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 36.79 Кб (Скачать документ)

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему: «Особенности фискальной политики в Республике Беларусь»

 

Введение

 

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и  расходов государства, оказывающей  непосредственное влияние на благосостояние каждого, и на всех его уровнях  имеет важное значение в развитии и процветании государства, продвижении  научно-технического прогресса (бюджетные  финансирования исследований и разработок), развитии экономики (особенно не прибыльных, но социально-значимых отраслей экономики  посредством инвестирования, дотаций  и т.д.).

 

Фискальная политика, являясь  ключевым элементом государственного финансового регулирования, проникает  во все сферы финансовой деятельности государства посредством находящегося в его распоряжении инструментария и оказывает большое воздействие  на краткосрочную динамику выпуска, занятости и цен.

 

Тема фискальной политики на сегодняшний день весьма актуальна, так как судьба каждого человека, живущего в Республике и судьба всей страны в целом зависит от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику. Правительству  необходимо двигаться в таком  направлении, чтобы отсекая ненужные государственные расходы минимизировать налогообложение субъектов хозяйствования, тем самым создавая наиболее благоприятные  условия для развития бизнеса, но в то же время не лишить трансфертных выплат тех, кто в них действительно  нуждается.

 

Безусловно, невозможно в  одной работе досконально рассмотреть  фискальную политику со всеми ее особенностями. Но тем не менее в данной работе была сделана попытка рассмотреть  проблемы и особенности осуществления  на территории Республики Беларуси фискальной политики, проводимой нашим правительством.

 

Цель данной курсовой работы заключается в изучении фискальной политики Республики Беларусь и рассмотрении ее целей, типов и инструментов.

 

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

 

1. Изучить финансовую систему  государства её понятие, структуру  и принципы построения;

 

2. Выявить экономическую  сущность фискальной политики;

 

3. Рассмотреть государственный  бюджет, как основной инструмент  реализации фискальной политики;

 

4. Проанализировать основные  направления совершенствования  фискальной политики РБ на  современном этапе.

 

1. Финансовая система и  фискальная политика

 

 

1.1 Финансовая система  государства: понятие, структура  и принципы построения

 

 

Финансовая система - это  совокупность финансовых отношений, связанных  с использованием фондов денежных средств  через соответствующие финансовые учреждения. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости  осуществляется, прежде всего, по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды  целевого назначения в зависимости  от того, какую роль они играют в  общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или  осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации  финансовых отношений.

 

Финансы, как экономическая  категория, представляют собой экономические  отношения, возникающие в процессе распределения, перераспределения  и использования денежных фондов для обеспечения общественных потребностей.

 

Система финансовых отношений  включает:

 

1) денежные отношения,  складывающиеся между предприятиями  как хозяйствующими субъектами. Они заключаются во взаимных  платежных обязательствах поставщиков  и покупателей, системе штрафных санкций за их нарушение, материальном вознаграждении за выполнение особых требований заказчика и пр.;

 

2) денежные отношения,  складывающиеся между государством  и предприятиями. Они охватывают  систему платежей в госбюджете, отчисления в различные фонды  и организации отраслевого и  территориального уровней;

 

3) денежные отношения между  предприятиями и банковской системой, возникающие по поводу получения  и погашения кредитов;

 

4) денежные отношения,  складывающиеся внутри предприятий;

 

во-первых, между предприятием в целом и его структурным  подразделениями;

 

во-вторых, между предприятием и работниками по поводу оплаты и  труда;

 

5) денежные отношения между  государственными органами различных  уровней управления по поводу  распределения дифференциальной  ренты, финансирования природоохранных  мероприятий пр.;

 

6) денежные отношения между  государством и населением по  поводу получения выплат и  льгот из общественных фондов  потребления и т.д.

 

Совокупность финансовых отношений и соответствующих  им учреждений образует финансовую систему. К финансовым учреждения относятся  национальные и коммерческие банки, финансово-кредитные учреждения и  финансовые небанковские посредники и  др.

 

С помощью финансовой системы  воспроизводятся все процессы по перераспределению общественного  продукта и национального дохода; регулирование финансовой политики осуществляется государством.

 

В зависимости от методов  формирования доходов экономических  субъектов финансовую систему принято  разделять на две сферы:

 

- централизованные (государственные);

 

- децентрализованные финансы.

 

Централизованные финансы - система формирования и использования  фондов денежных средств, предназначенных  для обеспечения деятельности государственных  и муниципальных органов власти. К ним относят финансы госбюджета, государственного имущественного и  личного страхования, государственного социального страхования, государственный  банковский кредит;

 

Децентрализованные финансы - форма организации денежных отношений, движения фондов денежных средств, формируемых  на уровне различных предприятий, организаций, иных субъектов хозяйственной деятельности, домохозяйств и отдельных граждан. К децентрализованным финансам относят  фонды денежных средств, которые  формируются вне государственных  и муниципальных финансов.

 

Децентрализованные финансы  являются основой финансовой системы, поскольку именно в этой сфере  формируется преобладающая доля финансов государства.

 

Децентрализованные финансы  образуют:

 

- финансы предприятий,  которые включают фонд накопления, образуемый за счет части прибыли,  остающейся в распоряжении предприятия,  и амортизационных отчислений, направляемых  на обновление и пополнение  производственных фондов; фонд потребления;  резервный фонд, необходимый для  покрытия временно возникающих  потребностей в денежных средствах;

 

- финансы организаций  и учреждений;

 

- бюджеты семей.

 

Также финансовая система  также подразделяется на четыре подсистемы:

 

1) Финансы хозяйствующих  субъектов (предприятий и организаций  различных форм собственности  и сфер деятельности);

 

2) Финансы домашних хозяйств;

 

3) Государственные финансы;

 

4) Муниципальные финансы.

 

К финансам предприятий относятся  финансы предприятий как финансовой сферы (банки, страховые компании и  др.), так и нефинансовой сферы (предприятия  и организации различных сфер деятельности, как коммерческие, так  и некоммерческие).

 

К финансам домашних хозяйств относят совокупность денежных отношений  по поводу создания и использования  фондов денежных средств, в которые  вступают домашнее хозяйство и его  отдельные участники в процессе свой жизнедеятельности.

 

Центральное место в финансовой системе занимают государственные  финансы. В состав государственных  финансов входят государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный  кредит, которые функционируют на разных уровнях управления (общегосударственном, региональном, местном).

 

Государственный бюджет самый  крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности.

 

Государственный бюджет - это  совокупность финансовых отношений, возникающих  между государством и юридическими, физическими лицами по поводу создания, распределения, использования общегосударственного фонда денежных средств.

 

В силу своего особого положения  государственный бюджет взаимодействует  с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь. Она производится путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий  и специальным правительственным  фондам.

 

Государственный бюджет состоит  из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих  частей: доходной и расходной.

 

Доходы и расходы бюджета - это объективно обусловленные категории, каждая из которых имеет общественное значение; доходы служат финансовой базой  деятельности государства, расходы - удовлетворению общегосударственных потребностей.

 

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие  у государства с предприятиями, организациями и гражданами в  процессе формирования бюджетного фонда  страны.

 

Формой проявления этих экономических  отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций  и населения в государственный  бюджет, а их материально-вещественным воплощением - денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.

 

Доходы государственного бюджета традиционно классифицируются по источникам (налоги, сборы, займы  и т.д.) и виды (подоходный налог, налог  на прибыль и т.д.). Наиболее часто  применяется классификация доходов  по источникам. Основным источником финансовых ресурсов государства являются налоги. В центральном бюджете они  составляют от восьмидесяти до девяноста  процентов всех доходов. В местных  на их долю приходиться до пятидесяти процентов всех поступлений.

 

Подавляющая часть текущих  доходов республиканского бюджета  Беларуси формируется за счет таких  налогов, как налог на добавленную  стоимость, прямые налоги на доходы и  прибыль, акцизы, доходы от внешней  торговли и внешнеэкономических  операций.

 

Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие  в связи с распределением фонда  денежных средств государства и  его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется  через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован  с качественной и

 

количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных  расходов, количественная - их величину.

 

В Республике Беларусь можно  выделить следующие основные группы расходов:

 

- расходы на финансирование  национальной экономики;

 

- затраты на науку;

 

- расходы на здравоохранение,  образование, социальную политику;

 

- затраты на содержание  органов государственного управления;

 

- правоохранительную деятельность  и обеспечение безопасности;

 

- расходы на национальную  оборону и т.д.

 

На уровне штатов, земель областей, городов, районов действуют  местные органы власти. Их деятельность финансируется за счет местных денежных фондов - местных финансов. Как правило, они не являются составной частью государственного бюджета, относительно самостоятельны.

 

Составными частями местных  финансов являются: местные бюджеты, местные фонды специального назначения и финансы муниципальных предприятий.

 

Местный бюджет имеет такую  же структуру, как и государственный. Он включает доходы и расходы местных  органов власти, действует на территории административных единиц, органы которых  его принимали.

 

Доходная часть местного бюджета формируется за счет налоговых

 

поступлений, являющихся собственностью местных органов власти, субсидий и дотаций из центрального бюджета  и муниципальных займов.

 

Местные налоги, как правило, подразделяются на несколько групп. Первую группу во всех странах составляют налоги, которые используются исключительно  для формирования местного бюджета. Вторая группа отражает специфику налоговой системы страны. Особую группу налогов, поступающих в местный бюджет, составляют налоги на занятие торговлей и выдачу лицензий.

 

Местные органы власти, распоряжаясь принадлежащей им собственностью, получают дополнительные средства в бюджет.

 

Доходная часть местных  бюджетов недостаточна для финансирования деятельности местных органов власти. Поскольку их деятельность связана  не только с выполнением местных  задач, но и участием в выполнении общегосударственных программ, правительство  из государственного бюджета выделяет им финансовую помощь в виде субсидий и субвенций. И субсидия, и субвенция - это государственная дотация  местному бюджету.

 

В настоящее время бюджетная  система Республики Беларусь включает в себя республиканский бюджет, бюджет г. Минска и местные бюджеты. Наша бюджетная система основывается на принципах единства, самостоятельности  всех бюджетов, их полноты, реальности и гласности. Принцип единства означает сосредоточение в госбюджете всех производимых расходов и получаемых доходов; государство  должно иметь лишь один бюджет. Это  обеспечивает установление более эффективного контроля за финансами со стороны  законодательных органов.

Информация о работе Особенности фискальной политики в Республике Беларусь