Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 18:15, курсовая работа
Стандартное определение фискальной политики обычно указывает на совокупность мер, предпринимаемых правительством по оптимизации государственных расходов и налогообложения для решения стратегических государственных задач. Более широкое определение лишь уточняет инструменты и цели, стоящие перед экономикой: меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса и экономического роста при производстве не инфляционного валового продукта.
Основными принципами построения финансовой системы государства являются принципы демократичного централизма и фискального федерализма. Первый характерен для плановой экономики и состоит в сосредоточении в руках высшей государственной власти право на мобилизацию и использование преобладающей части финансовых средств национальной экономики. Принцип демократического централизма положен в основу финансовых систем СССР из стран Восточной Европы. Этот принцип предполагает:
- сосредоточение в руках
государства значительной
- централизованное руководство
финансами со стороны союзных
государственных органов,
- совпадение в основном статей доходов и расходов государственного, республиканских и местных бюджетов.
Принцип фискального федерализма
означает распределение функций
между отдельными звеньями финансовой
системы. Правительство призвано обеспечивать
цели (оборону, космос, внешние государственные
отношения). Источником их финансирования
является государственный бюджет. Местные
органы власти осуществляют финансирование
школ, жилищного строительства, охрану
общественного порядка и т.д. Принцип
фискального федерализма
- отделение государственных
(федеральных) бюджетов и
- проведение самостоятельной
фискальной политики
- проведение независимых
друг от друга бюджетных
1.2 Сущность фискальной политики
В условиях рыночной экономики
государственное воздействие
Под фискальной политикой
понимают совокупность государственных
мероприятий по организации управления
финансовыми ресурсами
Одна из важнейших задач фискальной политики состоит в поиске источников и способов формирования централизованных государственных денежных фондов, средств, позволяющих реализовать цели экономической политики. Посредством проведения финансово-бюджетной политики государство регулирует глобальные экономические процессы в стране, поддерживает устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, способствует лучшему использованию производственно-экономического и научно-технического потенциала. Инструменты фискальной политики используются государством, чтобы оказать влияние на совокупный спрос и совокупное предложение, воздействуя тем самым на общую экономическую конъюнктуру, способствовать стабилизации экономической ситуации, проводить антициклические меры, противодействующие чрезмерным колебаниям экономических параметров, угрожающим возникновением кризисных явлений.
Современная фискальная политика определяет основные направления использования финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники пополнения казны. В зависимости от конкретно-исторических условий в отдельных странах такая политика имеет свои особенности. Вместе с тем используется общий набор мер. Он включает прямые и косвенные финансовые методы регулирования экономики.
К прямым методам относятся способы бюджетного регулирования. Средствами государственного бюджета финансируются:
- затраты на расширенное воспроизводство;
- непроизводительные расходы государства;
- развитие инфраструктуры, научных исследований и т.п.;
- проведение структурной политики;
- содержание военно-
С помощью косвенных методов государство воздействует на финансовые возможности производителей товаров и услуг и на размеры потребительского спроса.
В зависимости от характера использования прямых и косвенных финансовых методов экономическая наука различает два типа фискальной политики государства:
- дискреционную;
- недискреционную.
Дискреционная фискальная политика
представляет совокупность оперативных
финансовых мер правительства, принимаемых
в дополнение или хозяйственной
жизни. Ее еще называют активной фискальной
политикой. Она может осуществляться
с помощью как прямых, так и
косвенных инструментов. К первым
относят изменение
К числу наиболее распространенных
способов, средств осуществления
дискреционной фискальной политики
относят общественные работы, программы
материальной помощи, изменение налоговых
ставок и другие аналогичные инструменты
воздействия. Привлечение безработных
к выполнению общественных работ
с оплатой за государственный
счет служит оперативным средством
борьбы с резко нарастающей
Дискретные фискальные меры позволяют погасить очаги экономической напряженности. Однако введенные временно послабления, льготы, дополнительную помощь затем бывает трудно отменить. Иногда приходится дискретные, временные стабилизаторы превращать в автоматические, постоянные, хотя по своей природе они не таковы.
Выделяют два вида дискреционной политики:
- стимулирующую,
- рестриктивную.
В периоды спада производства необходимо увеличивать государственные расходы, снижать налоги или делать и то и другое, т.е. проводить стимулирующую (экспансионистскую) политику. В краткосрочном периоде она смягчает экономический цикл. В краткосрочном периоде она смягчает экономический цикл. В долгосрочном - снижение налогов может привести к стимулированию экономического роста. Так было в 80-е годы в развитых странах, где налоговые реформы, в результате которых были снижены ставки налога на прибыль корпораций, подоходного налога, способствовали подъему экономики.
В целях снижения темпов инфляции реализуют рестриктивную (сдерживающую) фискальную политику. Она заключается в сокращении государственных расходов, увеличении налогов или в сочетании тех и других мер. В краткосрочном периоде сдерживающая политика позволяет сократить совокупный спрос и тем самым помогает снижению инфляции спроса. В долгосрочном периоде она может привести к спаду производства и росту безработицы.
Чтобы выяснить, правильна
ли проводимая правительством фискальная
политика, необходимо оценить ее результаты.
Наиболее часто в этих целях используют
состояние государственного бюджета,
так как осуществление
Второй вид фискальной политики - недискреционная, или политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Ограниченные возможности дискреционной фискальной политики адаптироваться к потребностям, вызванным новыми хозяйственными пропорциями, делает необходимым дополнить ее иным видом фискальной политики, способной непрерывно корректировать налоговые поступления. Это осуществляется автоматически с помощью так называемых встроенных стабилизаторов.
«Встроенный» (автоматический)
стабилизатор - экономический механизм,
позволяющий снизить амплитуду
циклических колебаний уровней
занятости и выпуска, не прибегая
к частым изменениям экономической
политики правительства. Основными
встроенными стабилизаторами
Также существуют:
Бюджетная политика государства
как часть фискальной политики ориентируется
в основном на достижение уравновешенного
бюджета, сбалансированного по государственным
доходам и расходам на протяжении
всего бюджетного периода. Иногда осуществляется
ориентация на построение бюджета полной,
высокой или структурной
В условиях высокой экономической
конъюнктуры потенциальный
Чаще всего задачей
государственной бюджетной
Стремление государства
погасить дефицит бюджета денежной
эмиссией ведет к инфляции, а выпуск
и продажа государственных
Политика государственных
расходов призвана прежде всего удовлетворять
спрос государственного сектора, то
есть удовлетворять потребности
в расходах на неотложные государственные
нужды-, отражаемые в расходных статьях
бюджета. Вместе с тем приходится
учитывать, что многие государственные
(общественные, социальные) потребности
растут непрерывно, поэтому необходимо
ограничивать их с учетом настоятельности
и приоритетов других потребностей.
Государственная политика расходов
может находиться на грани возможного,
но переходить эту грань не следует.
Главным ограничителем
Политика государственных
доходов исходит из имеющихся
и потенциальных источников поступления
денежных средств в государственный
бюджет с учетом ограниченных возможностей
использования этих источников, превышение
которых способно подорвать экономику
и в конечном счете привести к
истощению каналов получения
доходов. Так как государственный
бюджет наполняется в основном налоговыми
поступлениями, то политика формирования
доходов государства тесно
Налоговая политика - часть фискальной экономической политики, проявляющаяся в установлении видов налогов, объектов налогообложения, налоговых ставок, условий взимания налогов, налоговых льгот. Все эти параметры государство регулирует таким образом, чтобы поступление денежных средств за счет уплаты налогов обеспечивало финансирование государственного бюджета. Но при этом приходится встречаться с главным противоречием налоговой и всей фискальной политики.
Налоговая политика государства связана не только с обеспечением поступлений в бюджет, но и с проводимой структурно-инвестиционной политикой. Регулируя налоги, налоговые ставки, налоговые льготы, государство способно стимулировать тем самым развитие определенных видов производств, оказывать воздействие на структуру потребления, поощрять вложение средств в развитие экономики.
Налоги являются одним из основных инструментов фискальной политики.
Налоги - это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в
Информация о работе Особенности фискальной политики в Республике Беларусь