Особенности фискальной политики в Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 18:15, курсовая работа

Описание

Стандартное определение фискальной политики обычно указывает на совокупность мер, предпринимаемых правительством по оптимизации государственных расходов и налогообложения для решения стратегических государственных задач. Более широкое определение лишь уточняет инструменты и цели, стоящие перед экономикой: меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса и экономического роста при производстве не инфляционного валового продукта.

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 36.79 Кб (Скачать документ)

 

доход государства юридические  и физические лица (предприятия, организации, граждане). Как правило, эти выплаты  не только обязательны, но и безвозмездны и принудительны. Налоги необходимы, так как государство с их помощью  воздействует на многие экономические  и социальные процессы. Они помогают поощрять либо подавлять определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей и регионов, регулировать количество денег и  денежное обращение, воздействовать на инвестиционную активность предпринимателей, функционирование рынка ценных бумаг, равновесие между совокупным спросом  и совокупным предложением. И хотя налоги в большей степени вызывают возмущение, чем одобрение, без них  ни современное общество, ни государство  существовать не могут.

 

Назначение налогов проявляется  в их функциях - фискальной, экономической  и перераспределительной.

 

1) Фискальная функция состоит  в формировании денежных доходов  государства, которые нужны для  содержания государственного аппарата, армии, развития науки, поддержки  малообеспеченных слоёв населения  и т.д.

 

2) Перераспределительная  функция. Она заключается в  перераспределении доходов от  богатых к бедным, из отраслей  в другие и т.д.

 

3) Экономическая функция.  Она состоит в воздействии  через налоги на общественное  воспроизводство и социально-экономические  процессы в обществе.

 

Функции налогов взаимосвязаны. Так, поступление большего количества налоговых сборов в бюджет (фискальная функция) способствует стимулированию ускорения строительства социальных объектов, фундаментальных научных  исследований (экономическая функция). В то же время ускорение инвестиционной активности, рост масштабов производства (экономическая функция) способствует увеличению налоговых поступлений  в госбюджет (фискальная функция).

 

Важно установить оптимальную  налоговую ставку (размер налога на единицу обложения). Различаются  следующие ставки налога:

 

- твердые, которые устанавливаются  на единицу объема независимо  от его стоимости;

 

- пропорциональные - единый  процент уплаты налогов независимо  от размеров доходов;

 

- прогрессивные, возрастающие  с увеличением доходов.

 

26

 

Налоги и государственные  расходы дают мультипликационный эффект. Экономический смысл этого эффекта  следующий. При снижении ставки налога увеличивается уровень располагаемого дохода, что приводит к увеличению эффективного спроса во всех смежных  сферах экономики по аналогии с механизмом инвестиционного мультипликатора. При понижении ставок налога с t1 до t2 уменьшается величина налоговых  поступлений в госбюджет с  Т1 до Т2, что приводит к росту располагаемого дохода и смещению положения функции  спроса вниз. В результате положение  равновесия А1 в экономике смещается  также вправо и равновесный ВВП  увеличивается (с Y1 до Y2). Пусть значение МРС колеблется в пределах 0,8, а  ставка налога на прибыль поэтапно снижается с 28 до 20%. Тогда значение функции спроса при ставке t1 = 28% и t2=20% составит соответственно:

 

АD1 = a + 0,8Y (1-0,28)+ I = a + 0,576Y + I

 

и АD2 = a + 0,8Y (1-0,20)+ I = a + 0,640Y + I.

 

Группа А. Лаффера теоретически доказала: ставка налога 50% Ro является оптимальной. При такой ставке достигается  максимальная сумма налогов TM. При  ставке налога выше Rо резко снижается  деловая активность фирм и работников, и тогда доходы уходят в теневую  экономику. При R, близкой к 100% и равной 100%, полностью исчезают стимулы к  трудовой деятельности и предпринимательству.

 

Признано, что высшая ставка налогообложения (для самых высоких  доходов) должна быть 50-70%.

 

Кривая Лаффера показывает, что при определенных условиях снижение налоговых ставок может создать  стимулы для бизнеса, способствовать образованию дополнительных сбережении и тем самым содействовать  инвестиционному процессу. Уменьшение банкротств должно способствовать расширению налогооблагаемой базы, так как количество налогоплательщиков при этом должно возрасти.

 

Налоговая система должна совершенствоваться по следующим важнейшим  направлениям:

 

- требуется уменьшение  налогового бремени. Оно является  чрезмерным, поскольку налоговые  изъятия при составлении бюджета  государства до сих пор планировались  в размере около половины ВНП.  Мировой опыт и теоретические  разработки, отраженные в виде  «кривой Лаффера», показывают, что  тот уровень, с которого начинается  массовое бегство от налогов,  обусловливает низкий уровень  собираемости налогов. Кроме того, в результате кризиса неплатежей  предприятий подрываются условия  непрерывного производства;

 

- необходимо изменение  структуры налоговых поступлений  за счет поэтапного увеличения  уровня налогообложения физических  лиц доходов и имущества), а  также налогов на имущество  и рентных платежей в природоэксплуатирующих  отраслях, что обеспечит рост  платежей за использование природных  ресурсов. Резкий переход на преимущественное  налогообложение физических лиц невозможен, так как невысокие доходы основной массы населения пока не позволяют проплатить такие налоги;

 

- назрела необходимость  сокращения налоговых льгот. В  сегодняшний период, когда происходит  глобальный пересмотр налоговой  системы, индивидуализация налоговых  льгот оборачивается неразберихой  и коррупцией. Данная индивидуализация  налоговых ставок возможна лишь  и хорошо отработанной, налаженной  налоговой политике.

 

1.3 Государственный бюджет, как основной инструмент реализации  фискальной политики

 

 

Основным показателем  эффективности применения фискальной политики является государственный  бюджет, посредством которого происходит обеспечение реализации программы  социально-экономического развития и  бюджетно-налоговой политики республики. На формирование государственного бюджета  влияют различные социально-экономические  факторы, среди которых можно  выделить необходимость финансирования общегосударственных республиканских  программ, поддержания финансовой устойчивости государственных предприятий и  бюджетной системы в целом, поиска дополнительных источников пополнения доходов бюджета и ряд других. Анализу особенностей возникновения  и формирования государственного бюджета  Беларуси посвящены многочисленные публикации ведущих экономистов, которые  раскрывают факторы и условия  развития бюджета, определяют его закономерности формирования [4, 7, 8]. Вместе с тем  существуют ряд недостаточно освещенных вопросов, связанные с оценкой  влияние институциональных факторов на формирование доходов и расходов государственного бюджета с целью  достижения их сбалансированности и  снижения бюджетного дефицита.

 

Анализ государственного бюджета за период с 2002 по 2007 гг. показал, что доходы и расходы выросли  в 20,5 и 19,9 раз соответственно. Однако превышения темпов роста доходов  над расходами не позволили сократить  бюджетный дефицит. Темпы его  роста были менее значительными - 11,8 раз. Доля дефицита госбюджета, финансируемая  за счет внутреннего финансирования снижалась за данный период и к 2007 г. сократилась до 29,2%. Финансирование за счет внешних займов увеличилась  с 21% до 70,8%.

 

Основным источником формирования доходов государства по-прежнему остаются налоговые поступления. Увеличение налоговых доходов связано с  ростом налоговой ставки, расширением  налоговой базы. Ставки налогов за последний период практически не изменялись, однако увеличивался круг налогоплательщиков, происходит сокращение предоставляемых налоговых льгот, а также сокращается количество уплачиваемых налогов и сборов за счет отмены мало эффективных отчислений [2, 3, 5, 7]. За анализируемый период статьи расходов государственного бюджета  изменяются незначительно в зависимости  от приоритетных направлений бюджетно-налоговой политики государства. Приоритетными направлениями финансирования остаются социальная политика, общегосударственные расходы, расходы по финансированию отраслей национальной экономики, здравоохранения, образования.

 

Анализируя доходы и расходы  государственного бюджета Республики

 

Беларусь за 2002-20007 гг., можно  определить основные особенности его  развития:

 

1). Усиление централизации  финансовых ресурсов в государственном  бюджете, что выражается, например, включенностью различных фондов  целевого назначения в государственный  бюджет.

 

2). Поддержание социальной  направленности системы финансирования  расходов государственного бюджета.

 

3). Наличие недостаточно  рациональной структуры доходов  и расходов бюджета.

 

4). Устойчивый рост бюджетного  дефицита и государственного  долга, а также преобладание  внешних источников их финансирования.

 

Таким образом, дальнейшее развитие государственного бюджета требует  совершенствования основных направлений  бюджетного регулирования, среди которых  можно выделить следующие:

 

1). Применение более прогрессивных  методов планирования и прогнозирования,  переход к многовариантному составлению  проекта бюджета; повышение обоснованности  макроэкономических показателей  как основы планирования доходов  бюджета;

 

2). Проведение реструктуризации  доходов бюджета с целью поиска  оптимального сочетания прямых  и косвенных налогов, доходов  бюджета и целевых фондов; усиление  роли рыночных источников в  формировании доходов бюджета  (поступлений средств от приватизации  государственной собственности,  продажи принадлежащих государству  акций и др.);

 

3). Совершенствование налогового  планирования, использование методов  оптимизации налоговой нагрузки; укрепление и развитие законодательных  основ налогообложения, сокращение многочисленных инструкций, указов и декретов, регулирующих систему налогообложения.

 

Определение приоритетов  и направлений расходования бюджетных  ресурсов, их размера требует реализации ряда мероприятий с целью повышения  эффективности государственных  расходов. В частности, необходимо:

 

1). Усилить приоритетность  в выборе направлений и объектов  финансирования за счет средств  государственного бюджета, а также  роль собственных источников  в обеспечении текущей деятельности  предприятий и организаций.

 

2). Разработать и усовершенствовать  механизм предоставления адресных  субсидий для населения и организаций.

 

3). Разработать механизм  перевода убыточных отраслей  на хозяйственный расчет и  самофинансирование; расширение действия  рыночных механизмов в реальном  секторе экономики с постепенной  отменой дотаций. Снизить бюджетное  финансирование отраслей хозяйства  за счет сокращения государственного  сектора экономики в результате  приватизации объектов государственной  собственности.

 

1.4 Основные направления  совершенствования фискальной политики  Республики Беларусь на современном  этапе

 

 

Бюджетно-налоговая политика в предстоящем пятилетии будет  направлена на создание макроэкономических условий для стимулирования экономического роста и структурной перестройки  экономики, снижение налоговой нагрузки и повышение жизненного уровня народа.

 

Одним из важнейших направлений  налоговой реформы станет упрощение  налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику.

 

В целях совершенствования  налоговой системы будут реализованы  следующие мероприятия:

 

- улучшение налоговой  структуры за счёт повышения  доли и значения прямого налогообложения,  применение общепринятых моделей  построения основных налогов  и сборов, пересмотра применяемых налоговых льгот, расширение налоговой базы, каждого из установленных налогов и сборов;

 

- снижение нагрузки на  фонд заработной платы;

 

- оптимизация ставок и  совершенствования механизма уплаты  страховых взносов в Фонд социальной  защиты населения Министерства  труда и социальной защиты  и отчисления в государственный  фонд содействия занятости;

 

- повышение стимулирующей  роли таможенной политики;

 

- выравнивание условий  налогообложения для всех категорий  плательщиков путём оптимизации  налоговых ставок;

 

- совершенствование системы  налогового администрирования, которое  должно обеспечивать снижение  уровня издержек исполнения налогового  законодательства как для государства,  так и для плательщиков;

 

- оптимизация соотношения  республиканских и местных налогов  и сборов с ориентацией на  повышение роли и расширение  самостоятельности местных бюджетов, за счёт увеличения веса имущественных  налогов и экологических платежей.

 

При сохранении высокого уровня социальных расходов бюджетная политика в 2006-2010 гг. будет направлена на:

 

- создание условий для  полного и устойчивого выполнения  финансовых обязательств государства  и концентрацию ресурсов бюджета  на решение ключевых задач  при одновременном сокращении  неэффективных расходов;

 

- обеспечение эффективной  работы системы управления государственными  финансами на всех стадиях  бюджетного процесса, включая формирование  новых систем финансовой поддержки  регионов;

 

- принятие мер по совершенствованию  процедур государственных закупок,  устранению нарушений в данной  системе. [12]


Информация о работе Особенности фискальной политики в Республике Беларусь