Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 18:15, курсовая работа
Стандартное определение фискальной политики обычно указывает на совокупность мер, предпринимаемых правительством по оптимизации государственных расходов и налогообложения для решения стратегических государственных задач. Более широкое определение лишь уточняет инструменты и цели, стоящие перед экономикой: меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса и экономического роста при производстве не инфляционного валового продукта.
доход государства юридические и физические лица (предприятия, организации, граждане). Как правило, эти выплаты не только обязательны, но и безвозмездны и принудительны. Налоги необходимы, так как государство с их помощью воздействует на многие экономические и социальные процессы. Они помогают поощрять либо подавлять определенные виды деятельности, направлять развитие тех или иных отраслей и регионов, регулировать количество денег и денежное обращение, воздействовать на инвестиционную активность предпринимателей, функционирование рынка ценных бумаг, равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением. И хотя налоги в большей степени вызывают возмущение, чем одобрение, без них ни современное общество, ни государство существовать не могут.
Назначение налогов
1) Фискальная функция состоит
в формировании денежных
2) Перераспределительная функция. Она заключается в перераспределении доходов от богатых к бедным, из отраслей в другие и т.д.
3) Экономическая функция.
Она состоит в воздействии
через налоги на общественное
воспроизводство и социально-
Функции налогов взаимосвязаны.
Так, поступление большего количества
налоговых сборов в бюджет (фискальная
функция) способствует стимулированию
ускорения строительства
Важно установить оптимальную налоговую ставку (размер налога на единицу обложения). Различаются следующие ставки налога:
- твердые, которые
- пропорциональные - единый
процент уплаты налогов
- прогрессивные, возрастающие с увеличением доходов.
26
Налоги и государственные
расходы дают мультипликационный эффект.
Экономический смысл этого
АD1 = a + 0,8Y (1-0,28)+ I = a + 0,576Y + I
и АD2 = a + 0,8Y (1-0,20)+ I = a + 0,640Y + I.
Группа А. Лаффера теоретически доказала: ставка налога 50% Ro является оптимальной. При такой ставке достигается максимальная сумма налогов TM. При ставке налога выше Rо резко снижается деловая активность фирм и работников, и тогда доходы уходят в теневую экономику. При R, близкой к 100% и равной 100%, полностью исчезают стимулы к трудовой деятельности и предпринимательству.
Признано, что высшая ставка налогообложения (для самых высоких доходов) должна быть 50-70%.
Кривая Лаффера показывает, что при определенных условиях снижение налоговых ставок может создать стимулы для бизнеса, способствовать образованию дополнительных сбережении и тем самым содействовать инвестиционному процессу. Уменьшение банкротств должно способствовать расширению налогооблагаемой базы, так как количество налогоплательщиков при этом должно возрасти.
Налоговая система должна совершенствоваться по следующим важнейшим направлениям:
- требуется уменьшение
налогового бремени. Оно
- необходимо изменение
структуры налоговых
- назрела необходимость
сокращения налоговых льгот. В
сегодняшний период, когда происходит
глобальный пересмотр
1.3 Государственный бюджет,
как основной инструмент
Основным показателем
эффективности применения фискальной
политики является государственный
бюджет, посредством которого происходит
обеспечение реализации программы
социально-экономического развития и
бюджетно-налоговой политики республики.
На формирование государственного бюджета
влияют различные социально-
Анализ государственного бюджета за период с 2002 по 2007 гг. показал, что доходы и расходы выросли в 20,5 и 19,9 раз соответственно. Однако превышения темпов роста доходов над расходами не позволили сократить бюджетный дефицит. Темпы его роста были менее значительными - 11,8 раз. Доля дефицита госбюджета, финансируемая за счет внутреннего финансирования снижалась за данный период и к 2007 г. сократилась до 29,2%. Финансирование за счет внешних займов увеличилась с 21% до 70,8%.
Основным источником формирования
доходов государства по-
Анализируя доходы и расходы государственного бюджета Республики
Беларусь за 2002-20007 гг., можно определить основные особенности его развития:
1). Усиление централизации
финансовых ресурсов в
2). Поддержание социальной
направленности системы
3). Наличие недостаточно
рациональной структуры
4). Устойчивый рост бюджетного
дефицита и государственного
долга, а также преобладание
внешних источников их
Таким образом, дальнейшее развитие государственного бюджета требует совершенствования основных направлений бюджетного регулирования, среди которых можно выделить следующие:
1). Применение более
2). Проведение реструктуризации
доходов бюджета с целью
3). Совершенствование налогового
планирования, использование методов
оптимизации налоговой
Определение приоритетов и направлений расходования бюджетных ресурсов, их размера требует реализации ряда мероприятий с целью повышения эффективности государственных расходов. В частности, необходимо:
1). Усилить приоритетность
в выборе направлений и
2). Разработать и
3). Разработать механизм
перевода убыточных отраслей
на хозяйственный расчет и
самофинансирование; расширение действия
рыночных механизмов в
1.4 Основные направления
совершенствования фискальной
Бюджетно-налоговая политика
в предстоящем пятилетии будет
направлена на создание макроэкономических
условий для стимулирования экономического
роста и структурной
Одним из важнейших направлений налоговой реформы станет упрощение налоговой системы и реальное снижение налогового бремени на экономику.
В целях совершенствования
налоговой системы будут
- улучшение налоговой
структуры за счёт повышения
доли и значения прямого
- снижение нагрузки на фонд заработной платы;
- оптимизация ставок и
совершенствования механизма
- повышение стимулирующей роли таможенной политики;
- выравнивание условий
налогообложения для всех
- совершенствование системы
налогового администрирования,
- оптимизация соотношения
республиканских и местных
При сохранении высокого уровня социальных расходов бюджетная политика в 2006-2010 гг. будет направлена на:
- создание условий для
полного и устойчивого
- обеспечение эффективной
работы системы управления
- принятие мер по
Информация о работе Особенности фискальной политики в Республике Беларусь